Выездные налоговые проверки: виды, особенности их проведения, права налогоплательщиков, как узнать план проведения проверок на текущий год

Как известно, налоговые органы в процессе своей деятельности осуществляют несколько функций, одной из которых является организация налогового мониторинга за правомерностью действий отечественных компаний.

Представители органов налогового контроля имеют в своем арсенале различные инструменты контроля деятельности российских организаций. Инспекция вправе осуществлять налоговые и неналоговые проверки. К неналоговым проверкам относят вопросы, несвязанные с расчетом и перечислением государству налогов и сборов, в частности, применение в компании ККТ, и иные аналогичные ситуации.

Сотрудники ФСН осуществляют два вида налоговых проверок в отношении зарегистрированных на территории нашей страны компаний: выездные и камеральные.

Выездные налоговые проверки: виды, особенности их проведения, права налогоплательщиков, как узнать план проведения проверок на текущий годКаждая организация в своей деятельности сталкивается с проведением камеральных проверок сотрудниками органов налогового контроля. Такой контроль осуществляется налоговиками при сдаче деклараций по каждому налогу.

  • В том случае, если представители ФНС в переданных отчетах находят существенные нарушения или несоответствия, начинается камеральная проверка деятельности российской организации.
  • Основным направлением камеральной проверки является определение достоверности расчета и перечисления в государственную казну налоговых платежей и правомерность применения налоговых вычетов и льгот.
  • Если при осуществлении камеральной проверки налоговики выявляют существенные нарушения, организация становится возможным претендентом на проведение выездной проверки.

Особенности

Для каждого бухгалтера налоговая проверка, а тем более выездная, сопровождается настоящим стрессом, так как требует максимальной концентрации и высокой степени ответственности.

Читайте так же:   Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Для того чтобы налоговые органы приняли решение о проведении выездной налоговой проверки, они проводят оценку фактических показателей деятельности компании:

  • анализ динамики поступления налоговых платежей;
  • определение полноты перечислений налогов и их своевременности;
  • анализ показателей предоставляемой отчетности;
  • анализ изменений налоговой базы и уровня платежеспособности организации.

Выездные налоговые проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Если компания получила уведомление ФНС о надвигающейся выездной проверке, приход налоговиков не станет для нее неожиданностью. В том случае, если речь идет о внеплановой проверке, инспекторы в организации появятся без предупреждения.

Продолжительность проведения выездной ревизии составляет не более двух месяцев, а период охвата проверяемой налоговиками документации не может быть более трех предшествующих лет.

Однако представителям налоговой службы разрешено продлить период проведения ревизии на срок до 4 месяцев в том случае, если:

  • объектом ревизии выступает представитель крупнейших налогоплательщиков страны;
  • в процессе осуществления проверки произошли стихийные бедствия или иные форс-мажорные обстоятельства;
  • при ревизии возникла необходимость потребовать дополнительные документы у сторонних организаций;
  • иные обоснованные ситуации.
  1. Главной особенностью проведения налоговиками выездных проверок является то, что они осуществляются непосредственно на территории организации.
  2. В том случае, если руководитель налоговой службы принимает решение о проведении выездной проверки в отношении компании, следует подготовить соответствующие документы о правомерности и под роспись ознакомить с ними представителей проверяемой организации.
  3. После предъявления удостоверяющих документов налоговики получают доступ ко всей документации компании.
  4. В ходе проведения проверки сотрудники ФНС вправе:
  1. Потребовать документы, необходимые для проверки, и получение разъяснений в тех или иных вопросах, а также особенностях оформления. Бухгалтер должен удовлетворить запрос в течение пяти рабочих дней, иначе компании грозит штраф.
  2. Изучить каждое помещение, являющееся источником образования дохода организации (офисные помещения, склады, производственные цеха).
  3. Изъять абсолютно любую документации, касающуюся расчета и перечисления в бюджет налоговых платежей.

По итогам проведения проверки представители ФНС обязаны подвести итоги ревизии и определить результаты.

В случае выявления нарушений, налоговики должны составить акт и приложить к нему все произведенные расчеты и материалы. На основании этого документа в отношении организации назначаются требования о доначислении налоговых сумм или уплаты штрафных санкций, а также предлагаются рекомендации по устранению налоговых нарушений.

Выездные проверки

Выездные налоговые проверки: виды, особенности их проведения, права налогоплательщиков, как узнать план проведения проверок на текущий годСотрудники налоговых органов не имеют возможности провести проверку каждого хозяйственного субъекта, вследствие чего им в помощь приходит план проверок, составляемый ежегодно. В 2007 году ФНС была утверждена концепция составления плана налоговых проверок.

В первую очередь бухгалтера интересует вопрос, можно ли узнать о проведении выездной налоговой проверки заранее, обратившись к информации из плана. К сожалению, этот документ составляется для целей контроля, но только  в интересах представителей налоговой, так как никакого доступа извне к нему не допускается.

Даже не каждый сотрудник инспекции имеет возможность изучить перечень компаний, выбранных для проверки, ведь доступ строго ограничен.

Права налогоплательщиков

Налоговое законодательство обеспечивает проверяющие организации определенными правами, использование которых может значительно улучшить ситуацию налогоплательщика.

  1. Получать информацию от представителей налоговой инспекции о действующих в стране налогах и сборах, о формах и порядке заполнения налоговых деклараций.
  2. На получение от сотрудников налоговой службы акта сверки взаиморасчетов по начисленным и перечисленным бюджетным платежам.
  3. На зачет или возврат излишне перечисленных сумм налога, штрафов и пеней по налогам.
  4. Передавать сотрудникам органов налогового контроля различные разъяснения относительно расчета и уплаты налогов и взносов в бюджет.
  5. Представлять интересы компании как самостоятельно, так и через доверенное лицо.
  6. Получать копии всех составленных налоговиками документов, таких как акт проверки, требования об уплате налогов и прочие.
  7. Сотрудники компании вправе лично присутствовать при проведении ревизии представителями налоговой службы.
  8. Не исполнять требования налоговиков в том случае, если они неправомерны или составлены с нарушениями.
  9. Категорически требовать от налоговиков соблюдение норм российского законодательства при проведении выездных проверок на территории компании.

Заключение

Выездные налоговые проверки: виды, особенности их проведения, права налогоплательщиков, как узнать план проведения проверок на текущий год

Проведение выездных налоговых проверок является одним из самых распространенных методов, позволяющих бороться с нарушениями налогового права в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

Для компаний проведение выездных налоговых проверок позволяет вести свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями налогового законодательства, выполнять профессиональные обязанности скоординировано и точно, а также выбирать правомерные способы оптимизация налогообложения.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/nalogi/control/vyezdnye-nalogovye-proverki.html

Все о выездной налоговой проверке

Налоговый орган вынес решение о назначении в отношении вас выездной налоговой проверки (ВНП). Что следует знать об этом виде налогового контроля? Разберемся, сколько может длиться ВНП и какие нарушения чаще всего выявляются по результатам проверки.

Внп — что это?

Выездная налоговая проверка — вид налогового контроля, цель которого — проверка правильности расчета и своевременности уплаты обязательных платежей за определенный период времени.

К обязательным платежам относятся налоги, сборы, а с 2017 года — и страховые взносы.

Попасть под ВНП может не только организация, но и ИП, причем дата регистрации не важна. Проверяющие могут прийти и к недавно открывшему предпринимателю, если он попал под контроль ФНС.

Порядок проведения выездной проверки определяется ст. 89-101 НК РФ. Рассмотрим основные особенности этого вида налогового контроля.

Место проведения проверки

Выездная проверка проводится по месту нахождения организации или ИП. Если у вас нет возможности принять проверяющих, ВНП может быть проведена по месту нахождения ИФНС. Для этого нужно направить в налоговую письмо примерно следующего содержания:

Выездные налоговые проверки: виды, особенности их проведения, права налогоплательщиков, как узнать план проведения проверок на текущий год

В письме нужно указать конкретную причину, по которой вы не можете предоставить помещение для проверки. Если ее не указать, а отписаться общей фразой «в связи с отсутствием помещения для проведения проверки», могут быть проблемы.

Проверяемый период

Максимальный период времени, который может проверить ИФНС, — 3 календарных года, предшествующих году проведения проверки. Однако ВНП может захватить и текущий год (Письмо ФНС РФ от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305). Так, в 2019 году ВНП может охватить периоды с 2016 по 2019 годы.

Основание для проведения проверки

ВНП проводится на основании Решения о проведении выездной налоговой проверки, подписанного руководителем (заместителем руководителя) ИФНС. Оно должно содержать:

  • информацию о налогоплательщике (полное наименование организации или ФИО ИП);
  • предмет ВНП (перечень проверяемых налогов, сборов и страховых взносов);
  • период проверки (период времени, за который проверяется правильность исчисления и уплаты налогов);
  • состав проверяющей группы (должности и ФИО сотрудников ИФНС, непосредственно проводящих проверку).

Форма решения о проведении ВНП утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@:

Выездные налоговые проверки: виды, особенности их проведения, права налогоплательщиков, как узнать план проведения проверок на текущий год
Решение о проведении выездной налоговой проверки Скачать

Ограничение по количеству проверок

ИФНС не может проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Также не допускается проведение более двух ВНП в течение одного года (кроме случаев принятия решения о проведении проверки сверх этого времени).

Кто рискует попасть под ВНП?

В план проведения выездной проверки попадают ИП и организации, отвечающие определенным признакам. Перечень критериев, по которым ИФНС может включить организацию (ИП) в план проверок, установлен Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Всего в нем 12 пунктов:

  1. Налоговая нагрузка — ниже среднего уровня по отрасли (виду деятельности)

Узнать среднеотраслевые значения, на который ориентируется ИФНС, можно из Приложения № 3 к Приказу № ММ-3-06/333@.

  1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких лет

Отсутствие прибыли или, хуже того, убытки, отраженные в отчетности в течение двух и более лет, однозначно привлечет внимание ИФНС. Если это произошло, руководителя организации (ИП) вначале пригласят на «убыточную комиссию» (комиссию по легализации налоговой базы). Если объяснения руководителя членов комиссии не устроят, с большей долей вероятности организацию включат в план проведения ВНП.

  1. Отражение в декларации по НДС значительных сумм налоговых вычетов

  Гражданско-правовой договор: понятие и виды

Если отношение НДС, подлежащего вычету, к сумме налога, подлежащему уплате, составит более 89%, вас вначале пригласят на комиссию по легализации налоговой базы. Затем, если ваши аргументы не устроят налоговиков, в отношении фирмы может быть назначена ВНП.

  1. Опережающий тем роста расходов над доходами

Если расходы (по сравнению с предыдущим периодом) в 2 и более раза превысили доходы от реализации.

  1. Слишком низкая зарплата у сотрудников или директора

Если заработная плата, выплачиваемая сотрудникам, ниже средней по отрасли.

  1. Показатели деятельности, позволяющие применять спецрежим, периодически приближаются к предельным значениям

Рискованным будет приближение к предельному значению (менее 5%) 2 и более раза за год. Например, ИП на ЕНВД в течение года открыл два магазина с площадью торгового зала более 142,5 кв. м. Или численность сотрудников организации на УСН несколько раз за год превышала 95 человек.

  1. Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенного к сумме дохода

По данному критерию оцениваются ИП на ОСНО, уплачивающие НДФЛ. Для них риск включения в план ВНП возникает, если доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов превышает 83%.

Если ИП заявляет вычет в размере более 95% от суммы полученного за год дохода, его могут пригласить на «убыточную» комиссию для дачи пояснений (Письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

  1. Заключение большого количества договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками

Чем больше посредников будет в сделке (контрагентов 3-4-5 звена), тем больше вопросов это вызовет у сотрудников налогового органа. Эти сделки ИФНС признает экономически нецелесообразными.

  1. Игнорирование требований ИФНС о предоставлении необходимых документов (пояснений)

Если в ходе камералки проверяющий обнаружит расхождение в данных, указанных в декларации, с данными ИФНС, он может запросить у вас пояснения. Если пояснений не будет — есть риск попасть под ВНП.

  1. Неоднократная смена юридического адреса, сопровождаемая переходом в другую ИФНС («миграция» налогоплательщика)

Организация рискует попасть в план ВНП, если с момента регистрации сменила юридический адрес два и более раза. Основное значение имеет факт перехода в другую ИФНС. Если компания меняет адрес в пределах одной инспекции — риска назначения ВНП нет.

  1. Существенное отклонение уровня рентабельности от среднеотраслевого значения для данного вида деятельности

Значительным является отклонение на 10% и более.

Расчет рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) и активов организация по видам деятельности приведен в Приложении № 4 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@.

  1. Ведение деятельности с высоким налоговым риском

К ведению деятельности с высоким налоговым риском относится, например, применение схем минимизации налогообложения. Основные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском приведены в Приложении № 5 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@.

Источник: https://blogkadrovika.ru/vse-o-vyezd-nalogov-proverke/

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

  • Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах
  • Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки
  • Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки
  • Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год
  • Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок
Читайте также:  Программа складского учета и ее преимущества: как вести отчетность

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

Как реагировать на такие запросы, вы узнаете из рекомендаций, содержащихся в материале «Для выездной проверки ИФНС требует расшифровку строк бухотчетности. Исполнять ли требование?».

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;

Правильно организовать для ИФНС такую процедуру поможет наша статья «Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации».

  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

О них подробно рассказывается в этом материале.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов).

Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения.

С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

О том, какие это мероприятия, вы узнаете из публикации «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Об этом наша статья «Приостановление проверки не продлит срок на подачу истребованных документов».

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении  2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.

Об особенностях проверки в рамках подачи уточненки читайте в материале «При подаче уменьшающей уточненки возможна повторная выездная проверка периодов «старше 3 лет»».

  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 2017–2018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/

Тематическая налоговая проверка

Инспекция часто рассылает уведомления о явке, где говорится, что директор компании обязан явиться в инспекцию. В 8 из 10 случаев инспектор заявит директору на встрече, что один или несколько контрагентов компании — недобросовестные. А раз контрагенты компании недобросовестные, значит, компания использует их для неуплаты налогов. Значит, должна доплатить налоги.

Недобросовестный контрагент — компания, у которой массовый директор и учредитель, массовый адрес, нет штатной численности и материальных ресурсов, которая сдает нулевую отчетность или отчетность с высокой долей налоговых вычетов, движение денежных средств носит транзитный характер, далее деньги уходят на ИП или компании на УСН и т.д. Короче говоря, недобросовестная компания — это то же, что и компания-однодневка.

При этом, претензия у инспекции возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является не прямым поставщиком налогоплательщика, а контрагентом 2 или 3-го звена, то есть прямых отношений с проблемной компанией может и не быть. В этом случае, по данным инспекции, налогоплательщик является выгодоприобретателем, и по сложившейся практике он (то есть вы, уважаемый бизнесмен) будете отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков.

Пример, как это бывает

В Москве есть ООО «Ромашка». Добросовестная компания — налоги и страховые взносы исправно платит, никакой массовости, имеет штат сотрудников и материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств.

Год назад «Ромашка» работала с компанией «Василёк» — была крупная сделка. А вот «Василёк» имеет признаки недобросовестности (курсивом выше). Казалось бы, надо задавать вопросы руководству «Василька». Почему же ФНС обращает внимание на «Ромашку»?

Потому, что «Василёк» уже прекратил деятельность или ФНС решила, что с бенефициаров «Василька» нечего взять.

Мы писали об этом подробно в статье о том, как ФНС отбирает компании, в отношении которых можно провести налоговую проверку.

Спойлер — если инспекция понимает, что с бенефициаров компании есть что взыскать, то выездная проверка будет. Если взыскать нечего, то инспекция займётся более «перспективной» с точки зрения взыскания компанией.

Возвращаемся к нашему примеру.

Итак, из-за якобы — якобы! — недобросовестности «Василька» у ФНС появились вопросы к директору «Ромашки». На самом деле цепочка контрагентов может быть длиннее, и включать контрагентов и третьего и четвёртого звена.

«Ромашка» — «Василёк» — «Лютик» —  «Подорожник» и т.д. Если подозрительным оказался «Подорожник», и при этом с «Подорожника», «Лютика» и «Василька» нечего взять (отсутствует недвижимость, основные средства, длительные госконтракты и т.д.

) то ФНС вызовет директора «Ромашки» и предложит ему уплатить.

Здесь действует принцип: возьмем с того, с кого есть что взять.

Но ведь налогоплательщик не отвечает за действия своих контрагентов!

Да, не отвечает.

Более того, ФНС сама подтверждает это. В Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» указано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.

Иными словами, налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев.

И даже несмотря на то, что это подтверждает сама ФНС, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих и как это видит система АСК НДС-2, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии.

И конечно, возражения директора о том, что у него нет договоров с спорным контрагентом, что он не должен и не мог проявить в отношении проблемной компании меры должной осмотрительности, что пусть отвечает посредник, заключивший договор со спорным контрагентом, не действуют.

От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, то есть доплатить налог. Какими методами это делается?

Вот тут-то мы и подходим к тематическим налоговым проверкам.

Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.

2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).

В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).

То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она часто проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1,5 года).

Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.

Инспекции грозят директорам фирм-налогоплательщиков проведением тематических налоговых проверок ставя ультиматум: или отказывайтесь от вычетов по НДС по спорным контрагентам или мы назначаем в отношении вас тематическую выездную проверку.

Что значит для бизнеса проведение тематической выездной проверки на практике?

Во-первых — и это самое главное — в 90 % случаев после выездной налоговой проверки (а тематическая проверка — это разновидность выездной) компания разоряется из-за непомерно высоких доначислений.

Во-вторых, согласовать полноценную выездную налоговую проверку не так просто. И охватить выездной налоговой проверкой все компании невозможно. А вот light-вариант — тематическая проверка проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.

В-третьих, тематическую налоговую проверку возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны немного позднее.

В-четвертых, количество выездных налоговых проверок уменьшается, а доначисления по камеральным проверкам растут. Это и достигается как раз работой системы АСК НДС-2 и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую выездную налоговую проверку.

Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить тематическую проверку добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговый орган.

При чём тут управление ФНС?

Тематическая налоговая проверка может быть инициирована вашей инспекцией, где вы стоите на учете. Но есть и другой вариант инициирования проверки.

Если контрагенты находятся в разных регионах, и инспекция какого-либо региона заподозрила, что эти контрагенты создали схему, то одна из инспекций сначала передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «разъяснительной» работы с налогоплательщиком.

Разумеется, раз сигнал о недобросовестности пришёл «сверху» то районные инспекции будут лезть из кожи вон, чтобы подтвердить, что компании действительно недобросовестны. «Ведь начальство не может ошибаться».

А значит, надо расшибиться в лепёшку, но доказать недобросовестность и доначислить налоги. Иначе руководство инспекции распишется в своей некомпетентности и беззубости.

Что сами сотрудники ФНС говорят об этой ситуации?

Как поясняют инспекторы на местах,

«ни у кого даже и в мыслях нет дать ответ в УФНС России, что у проверяемого налогоплательщика все законно. Проще либо принудить налогоплательщика к уплате, либо организовать в отношении него тематическую налоговую проверку, доначислить налоги и отчитаться в ФНС о положительных результатах».

Читайте также:  База нотификаций фсб таможенного союза: определение реестра

Какие выводы следуют из этого?

Вызов руководства компании в инспекцию в 8 из 10 случаев означает, что у инспектора есть информация, что компания связана с недобросовестными контрагентами. А значит, инспектор «предложит» доплатить налоги, либо есть риск попасть под тематическую выездную налоговую проверку. Надо быть готовым к этому, идя в инспекцию.

Директор должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».

Подпишитесь на рассылку на этой странице. Никакого спама. 1-2 важных письма в неделю.

Источник: https://nalog-advocat.ru/tematicheskie-nalogovye-proverki/

Особенности проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — это проверка деятельности налогоплательщика, а точнее корректности исчисления им налогов, которая проводится на его территории. Предлагаем вашему вниманию особенности такой проверки, а также некоторые правила, соблюдение которых позволит избежать лишних вопросов со стороны фискалов.

  • Правила выездной проверки: список
  • Права фискалов на проверку
  • Порядок подготовки к проверке: план на год и решение
  • Место проведения проверки
  • Зачем проводится выездная проверка
  • Как исчисляется срок налоговой проверки
  • Заключение

Правила выездной проверки: список

Выездной налоговой проверке присущи некоторые особенности, которые обязательно должны соблюдаться проверяющими лицами:

  • Проверка проводится только на территории налогоплательщика.
  • Основное направление проверки — правильность расчета сумм уплачиваемых налогов, а также своевременность их перечисления.
  • Проверке предшествует ознакомление налогоплательщика с решением о ее проведении.
  • Проверяемый период не может быть больше 3 предшествующих лет.
  • Каждый налог за период проверки проверяется единожды.

Следует отметить, что для выездных налоговых проверок в 2016 году этот список дополняется новой особенностью.

Так, выездная налоговая проверка не назначается по итогам представления специальной декларации, подтверждающей наличие у налогоплательщика имущества или участие в уставной деятельности организаций, находящихся за рубежом (срок представления такой декларации — до 30.06.2016).

Права фискалов на проверку

Права налоговиков на выездные налоговые проверки в 2016 году остались прежними. Так, выбор плательщика осуществляется по его территориальной принадлежности к конкретному органу.

Однако из этого правила есть исключения и касаются они крупнейших налогоплательщиков, которых проверяют определенные инспекции, работающие только с такими лицами.

Также к категории исключительных лиц относятся обособленные подразделения.

При определении ИФНС, которая будет проводить выездную налоговую проверку, следует учитывать признак территориальной миграции юридических лиц и ИП.

Он может повлиять на определение инспекции при несвоевременном внесении изменений в сведения о местонахождении налогоплательщика.

В этом случае выездная налоговая проверка будет проводиться инспекцией по старому месту нахождения.

Исходя из перечисленного выше, можно сделать вывод о том, что налоговые органы не имеют права назначать выездную налоговую проверку в отношении налогоплательщиков, не состоящих у них на учете. Стоит отметить, что факт учета транспорта и имущества не является основанием для назначения рассматриваемой проверки.

Порядок подготовки к проверке: план на год и решение

Налоговые органы начинают готовиться к проверке задолго до ее начала. Так, например, для составления плана выездных налоговых проверок на 2016 год необходимо провести предпроверочный анализ в отношении субъектов, подпадающих под определенные критерии риска, являющиеся основанием для назначения выездной налоговой проверки.

Перед непосредственным началом проверки составляется и вручается проверяемому лицу специальный документ — решение о проведении проверки. Этот документ очень важен, так как является основанием для проверки, поэтому ему уделяют повышенное внимание.

И если инспектор допустит какие-либо ошибки в отношении указанного решения (несвоевременное вручение и др.

), то это будет являться нарушением процессуальных норм и впоследствии выступит основанием для признания выездной налоговой проверки незаконной.

Данное решение составляется ИФНС, которой проводится выездная налоговая проверка (т. е. по территориальному признаку), и содержит в себе сведения о налогоплательщике, проверяемых налогах и проверяющих лицах.

Указанный документ подлежит подписанию руководителем инспекции либо его заместителем и лично вручается налогоплательщику.

В случае если последний отклоняется от получения, следует воспользоваться почтовыми услугами, но в таком случае письмо обязательно должно быть заказным.

Место проведения проверки

Итак, как уже было отмечено выше, порядок проведения выездной налоговой проверки подразумевает, что местом осуществления контрольных действий является территория налогоплательщика.

Однако на практике часто встречаются случаи, когда площадь помещения проверяемого лица не позволяет разместить всех инспекторов и обеспечить им комфортные рабочие места. В таких случаях налогоплательщик должен проинформировать об этом контролеров и попросить перенести место проверки в здание ИФНС.

Если плательщик не проявляет такую инициативу, то соответствующее решение принимается руководителем выездной налоговой проверки.

Отдельно стоит отметить ситуации, когда проверяющие решают перенести место проверки без каких-либо на то оснований.

Такие действия будут являться нарушением законодательно утвержденной процедуры проверки, и в случае наличия дополнительных ошибок в ее проведении результаты выездной налоговой проверки могут быть аннулированы.

В то же время наличие единственного вышеуказанного нарушения не будет являться основанием для отмены решения. На это указал в 2013 году ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении № А75-3810/2012.

Также следует отметить, что место проверки никаким образом не влияет на обязанность по исполнению требований налоговиков по представлению необходимой документации и по обеспечению доступа к осмотру помещений проверяемого лица.

Зачем проводится выездная проверка

Из изложенного выше следует, что выездная налоговая проверка проводится для установления возможных ошибок при исчислении налогов, а также контроля своевременности перечисления налоговых платежей. Помимо этого, контролеры обращают внимание на ведение бухучета, и если выявляют ошибки, обязательно указывают на это проверяемому субъекту.

Выездная налоговая проверка имеет ограничения по проверяемому промежутку времени.

Так, контролеры могут проверить только деятельность за 3 предыдущих года, но, как правило, на практике помимо указанного временного периода проверяется и истекший период отчетного года.

Например, если выездная налоговая проверка в 2016 году началась в октябре, то фискалы проверят 2013–2015 годы и 9 месяцев 2016 года.

Говоря о количестве налогов, подпадающих под проверку, необходимо указать на тот факт, что каждый налог проверяется единожды за период проводимой выездной налоговой проверки. В то же время фискалы не ограничены в выборе количества проверяемых налогов, на что указывают положения ст. 89 НК РФ.

Как исчисляется срок налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется в том случае, если налоговики пользуются дополнительными преференциями, в противном случае законодательно установленный срок проверки составляет 2 месяца.

К таким преференциям относят право на продление и приостановление выездной налоговой проверки.

Первый срок составляет 4 или 6 месяцев, второй — 6 или 9 месяцев в зависимости от конкретных обстоятельств контрольного мероприятия.

Обычно налоговые органы пользуются указанными правами в случае, если нужно найти информацию о спорных вопросах, а также закрепить подозрение на нарушение законодательными актами. Исключение составляют проверки филиалов налогоплательщика, их срок составляет всего 1 месяц и они могут быть только приостановлены.

Днем начала выездной налоговой проверки считается день вручения решения о ее проведении, а днем окончания — день подписания и вручения акта по итогам контрольного мероприятия. Промежуток между указанными днями является сроком проведения проверки и максимально он может составлять (с учетом продления и приостановления) 1 год и 3 месяца.

Проверяющей группе необходимо провести все контрольные действия, которые были запланированы ранее, именно в указанный выше срок. Это связано с тем, что любые доказательства не могут быть приобщены к делу по истечении срока выездной налоговой проверки.

Заключение

Рассмотрев материалы нашей статьи, можно отметить наиболее важные моменты. Выездная налоговая проверка — это контрольное мероприятие, проводимое в строгом соответствии с регулирующими ее нормами.

Несоблюдение данных норм влечет за собой правовые последствия, вплоть до отмены решения выездной налоговой проверки.

Указанное последствие гарантировано в случае нарушения права налогоплательщика принимать участие в рассмотрении материалов проверки.

Применив на практике указанные в нашей статье положения порядка проведения выездной налоговой проверки в 2016 году, вы сможете отстоять свои права и интересы при возникновении вопросов со стороны налоговых органов.

Источник: https://okbuh.ru/nalogovyj-uchet/osobennosti-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Налоговые проверки в 2019 году: список организаций, график проведения

Налоговые проверки 2019: правила проведения контрольных мероприятий значительно изменились.

Например, был сокращен срок камералки по НДС, уточнен порядок представление документов налоговой, появилось новое приложение к акту налоговой проверки, изменились критерии по отбору кандидатов на проверку и многое многое другое.

В этой статье мы расскажем как должны проходить проверки в 2019 году и дадим инструкции, которые помогут их пройти в 2019 году без проблем.

Гость, получите бесплатный доступ к программе БухСофт

Полный доступ на месяц! — Формируйте документы, тестируйте отчеты, пользуйтесь уникальным сервисом экспертной поддержки «Системы Главбух».

Позвоните нам по телефону 8 800 222-18-27 (бесплатно).

Внимание! Мы подготовили для вас список компаний, которые попали в график налоговых проверок в 2019 году, а также критерии, по которым фирмы попали в этот перечень:

Налоговые проверки в 2019 году

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Отбирают на проверку не все организации. Только те из них, которые соответствуют определенным критериям. Например, у них высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость или очень маленькая налоговая нагрузка.

Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку. 

По результатам проверки организацию или ее руководителя (других должностных лиц, например, бухгалтера) могут привлечь к административной или налоговой ответственности. 

Камеральная налоговая проверка 2019

Камеральные контрольные мероприятия начинаются, если налогоплательщик направил в инспекцию:

  • «прибыльную» декларацию или расчет «прибыльных» авансовых платежей;
  • НДС-декларацию;
  • отчетность по налогу на имущество, транспортному, земельному налогам;
  • иному налогу;
  • расчета по обязательным страховым взносам;
  • упрощенную единую налоговую декларацию;
  • «уточненку».

В зависимости от серьезности камерального контроля налоговый орган может ограничиться проверкой контрольных соотношений или же провести углубленный контроль – например, запросить документы о вычетах и льготах.

Выездная налоговая проверка 2019

Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:

  • начисленные и уплаченные налоговые суммы;
  • динамику налоговых отчислений;
  • динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
  • соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
  • факторы, воздействующие на налоговую базу.

Налоговые проверки 2019: изменения

С 3 сентября прошлого года сокращен срок камерального налогового контроля деклараций по НДС, уточнено представление документов в налоговую инспекцию, появился новый документ – дополнение к акту налоговой проверки. Все изменения будут действовать и в 2019 году. Читайте об этих новшествах в таблице 1.

Таблица 1. Налоговые проверки в 2019 году

№ п/п Что нового Стало Было
Норма НК РФ Что теперь сказано
1. Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДС п. 2 ст. 88 Проверка займет:

  • 2 месяца – по декларациям российских фирм;
  • 6 месяцев – по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам

Заполнить декларацию по НДС онлайн

2. Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налога подп. 2 п. 9 ст. 89 Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверки Было разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»
3. Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контроле п. 6 ст. 90 Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе
4. Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно п. 5 ст. 93 Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию:

  • что эти бумаги уже подавались;
  • реквизиты документов;
  • название инспекции, в которую подавались документы
  • Скачать бланк уведомления.
  • Скачать заполненное уведомление
Можно инспекция не могла требовать повторно документы, которые:

  • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля;
  • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
5. Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверок п. 5 ст. 93.1 Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен:

  • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования;
  • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений
6. Появилось дополнение к акту проверки п. 6.1 ст. 101 Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий. В дополнении к акту инспекция:

  • перечисляет мероприятия дополнительного контроля;
  • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений;
  • формулирует выводы;
  • дает предложения по устранению налоговых нарушений;
  • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях
  • Скачать бланк акта налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка 2019: декларации по НДС

С 3 сентября прошлого года вступили в силу изменения в пункт 2 статьи 88 НК РФ о сроке камералок по НДС-декларациям. Они действуют в 2019 году. Теперь камеральная проверка занимает:

  • 2 месяца – по НДС-декларациям российских фирм;

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1365-nalogovye-proverki

Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться?

Выездная налоговая проверка: что важно знать в 2019 году?

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации).

В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы.

При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком.

То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Кира ТрунтаеваВедущий налоговый юрист

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:

  1. полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.

Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика.

Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Кира ТрунтаеваВедущий налоговый юрист

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев.

В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@.

В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику.

Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки.

Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие.

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Кира ТрунтаеваВедущий налоговый юрист

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта.

Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт.

Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена.

Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Кира ТрунтаеваВедущий налоговый юрист

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес.

В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е.

 в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

  1. низкая налоговая нагрузка;
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
  3. отражение значительных сумм налоговых вычетов;
  4. значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
  5. зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  6. налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
  7. «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
  8. ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
  9. низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.

Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке.

Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа.

Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

Эксперты и юристы компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь Вам во взаимодействии с инспекцией и сопровождении во время выездной налоговой проверки.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-chto-zhdat-i-kak-gotovitsya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector