Международный коммерческий арбитраж: закон рф, первый и второй венский международный арбитраж, при торгово-промышленной палате рф (ттп рф), место и правовая природа, основные центры за рубежом, понятие и компетенция, отмена решения, составление арбитражного соглашения, мировой арбитражный суд

Третейская реформа призвана повысить качество российских арбитражных институций и стимулировать бизнес пользоваться именно их услугами, а не бежать за разрешением споров в иностранные юрисдикции. Но проблем много, и порой ахиллесовой пятой становятся именно процедурные вопросы. Чему здесь можно поучиться у ведущих зарубежных центров – рассказывают эксперты.

1 сентября стартовала реформа третейских судов: вступили в силу масштабные поправки, кардинальным образом реформирующие арбитражные учреждения в России.

«Цель реформы, в частности, в том, чтобы переместить центр третейского разрешения споров между российскими участниками из-за рубежа в Россию, что фактически является частью более всеобъемлющей цели деофшоризации российского бизнеса и возвращения российского капитала из-за рубежа», – напоминает Татьяна Меньшенина, партнер международной юридической фирмы Withers LLP, солиситор–адвокат (Higher Courts Civil Proceedings).

Из-за отсутствия доверия предпринимательского сообщества к отечественным третейским судам крупные и сложные дела уходят в ведущие зарубежные арбитражные центры – Лондона (The London Court of International Arbitration – LCIA), Парижа (The International Court of Arbitration of the International Chamber of Commerce – ICC), Стокгольма (The Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce – SCC). Но не в самую известную на постсоветском пространстве институцию – Международный коммерческий арбитражный суд РФ при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС). По статистике большая часть дел МКАС – это несложные c правовой точки зрения споры из договоров поставки на не слишком значительные суммы.

Международный коммерческий арбитраж: закон РФ, первый и второй Венский международный арбитраж, при торгово-промышленной палате РФ (ТТП РФ), место и правовая природа, основные центры за рубежом, понятие и компетенция, отмена решения, составление арбитражного соглашения, мировой арбитражный судВладимир Хвалей, партнер Baker & Mckenzie, Вице-президент суда ICC, член LCIA, Председатель Правления РАА Более 90% третейских судов в России ничего общего не имеет с настоящим третейским разбирательством. Это либо «карманные суды», само существование которых вызывает истерический смех у наших иностранных коллег, либо сомнительного рода заведения, основной целью которых является легализация не вполне законных схем.

В странах, где суды и полиция должным образом выполняют свои функции, такие сомнительные третейские суды в принципе не смогут существовать, рассказывает об истоках проблем Хвалей, – поскольку любая попытка обойти закон приведет к отмене решения или уголовному разбирательству.

«Поскольку наши суды и правоохранительные органы оказались не способны противодействовать массовым злоупотреблениям в области третейского разбирательства, то пришлось решать проблему административным путем – посредством выдачи специального разрешения на деятельность», – говорит юрист.

Как раз разрешительный порядок создания арбитражных учреждений в России – это основная новелла реформы. По мнению разработчиков, такое требование поможет повысить качество и авторитет третейского разбирательства.

Теперь арбитражные учреждения можно создать только при НКО и с разрешения Правительства РФ, выданного на основании рекомендации экспертного Совета при Минюсте РФ.

Правда, из правила есть два исключения – МКАС и Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТПП РФ (им одобрения Правительства не требуется).

«Не думаю, что это оправданно, – считает Меньшенина. – Правила должны быть либо одинаковыми для всех, либо должны быть чёткие критерии, по которым те или иные учреждения не требуют получения лицензии».

Например, LCIA или ICC в теории также должны получить лицензию для того, чтобы стороны могли выбирать их для администрирования третейского процесса в России.

Правда, ситуацию это не сильно изменит: как правило лица, которые выбирают эти третейские институты, никогда не выбирают при этом Россию местом третейского разбирательства.

Гибкость процедуры

 

Многие причины непопулярности российского третейского разбирательства в сравнении с зарубежным кроются не только в нестабильности судебной практики, но и в процессуальных аспектах.

Одно из преимуществ арбитража как способа разрешения спора – универсальность подходов, которые позволяют стороне, заключающей арбитражное соглашение, рассчитывать на определенный процессуальный стандарт, говорит Римма Малинская, руководитель группы Goltsblat BLP (принимала участие в арбитражных разбирательствах в LCIA, МКАС). «Арбитражные регламенты иностранных учреждений предполагают активное взаимодействие сторон с арбитрами в процессе согласования процессуальных сроков, – рассказывает юрист, – А также вовлеченность сторон в определение того, с какой скоростью и масштабом будет развиваться процесс, какие процессуальные действия необходимо будет совершать сторонам».

Так, приводит пример Малинская, в регламенте LCIA предусмотрено, что сторонам и составу арбитража рекомендуется вступить в контакт (путем проведения слушания с личным присутствием, телефонной конференции или обмена корреспонденцией) как можно скорее, но не позже 21 дня с момента получения письменного уведомления о формировании состава арбитража. Кроме того, стороны могут согласовать между собой совместные предложения по процедуре для их рассмотрения составом. Аналогичное правило закреплено и в регламенте SCC, особое внимание уделено этому и в регламенте ICC.

«Учитывая сложность спора, количество экспертов и свидетелей, правовых аргументов и доказательств, а также готовность нести расходы, стороны выстраивают процесс так, чтобы наиболее эффективным образом разрешить спор», – поясняет Малинская. В регламенте МКАС таких положений нет, и поэтому процедуру разбирательства сложно назвать гибкой, считает юрист.

Международный коммерческий арбитраж: закон РФ, первый и второй Венский международный арбитраж, при торгово-промышленной палате РФ (ТТП РФ), место и правовая природа, основные центры за рубежом, понятие и компетенция, отмена решения, составление арбитражного соглашения, мировой арбитражный судРимма Малинская, руководитель группы Goltsblat BLP (принимала участие в арбитражных разбирательствах в LCIA, МКАС) Все коммуникации в МКАС осуществляются исключительно через секретариат, а стороны с арбитрами встречаются только непосредственно на устном слушании. Отсутствует и серьезная предварительная подготовка к делу, обсуждение круга подлежащих разрешению вопросов.

В практике работы МКАС действительно есть примеры, когда нечеткое установление процедуры в регламенте и непосредственно председательствующим состава приводит к нарушению прав участников процесса.

Например, отказ в приобщении доказательств или вызове свидетелей из-за слишком позднего заявления ходатайств (с учетом того, что заранее сроки установлены не были).

В свою очередь равноправие сторон – один из основополагающих принципов, который должен соблюдаться в ходе всего третейского разбирательства. В том числе, на этапе определения порядка обмена состязательными бумагами.

Так, регламенты иностранных арбитражных учреждений предусматривают обмен равным количеством таковых, а также, например, право арбитража завершить устные слушания только тогда, когда стороны имели одинаковые возможности по изложению своих позиций.

Международный коммерческий арбитраж: закон РФ, первый и второй Венский международный арбитраж, при торгово-промышленной палате РФ (ТТП РФ), место и правовая природа, основные центры за рубежом, понятие и компетенция, отмена решения, составление арбитражного соглашения, мировой арбитражный суд

Не последнюю роль в реализации гибкой процедуры играет четко работающая, с использованием современных технологий инфрастурктура институции, что также в России еще не достигло сравнимого с Западом уровня.

«Мы находимся на несколько другой ступени развития арбитражных институтов по сравнению с Англией или Парижем», – подтверждает Евгений Ращевский, партнер Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (участвовал в арбитражах по правилам МКАС, ICC, LCIA).

И если МКАС и МАК желают конкурировать за администрирование споров, то в ближайшей перспективе должны последовать вложения в инфраструктуру (связь, помещения для проведения слушаний, маркетинг и т.д.), а также увеличение штата секретариата и развитие его специализации по регионам.

Арбитры

 

Еще один важный фактор, сказывающийся на доверии бизнеса к российским третейским судам, – авторитет арбитров, а также процедура их назначения и отвода. «Перефразируя известное выражение «арбитраж настолько хорош, насколько хороши арбитры», можно сказать, что арбитраж в принципе таков, каковы арбитры», – считает Малинская.

В частности, сразу встает вопрос гонораров. По сравнению с зарубежными центрами ставки в России (в частности, в МКАС) очень низкие.

Это не стимулирует иностранных арбитров, а также ведущих представителей юридической науки и практикующих юристов участвовать в разрешении споров, говорит Малинская.

 «Ведущие мировые арбитры вряд ли согласятся рассматривать дела в МКАС просто в силу того, что для них это будет благотворительной акцией, – согласен Хвалей. – Для примера, час работы арбитра в LCIA стоит 450 фунтов».

Кроме того, не в пользу российского третейского разбирательства играет и такой важный критерий, как прозрачность процесса, считает адвокат Елена Биллебру, член Шведской Арбитражной Ассоциации (SAA) и Королевского Института Арбитров Великобритании (MCIArb).

Международный коммерческий арбитраж: закон РФ, первый и второй Венский международный арбитраж, при торгово-промышленной палате РФ (ТТП РФ), место и правовая природа, основные центры за рубежом, понятие и компетенция, отмена решения, составление арбитражного соглашения, мировой арбитражный судЕлена Биллебру, адвокат, член Шведской Арбитражной Ассоциации (SAA) и Королевского Института Арбитров Великобритании (MCIArb) Арбитражные институты на Западе достаточно много прилагают усилий для того, чтобы все процедуры – как работы самого института, так и арбитров – были максимально прозрачны. К сожалению, пока еще многие российские третейские суды не могут похвастаться сравнимым уровнем прозрачности, что, безусловно, негативно сказывается на доверии к российским третейским судам со стороны бизнес-сообщества.

А один из самых важных вопросов, который интересует стороны, – это процедура принятия решений о назначении и отводах арбитров. «Здесь западные институты опять же стремятся к прозрачности и обоснованности», – указывает Биллебру. Например, SCC регулярно публикует статистику и мотивы принятия Правлением SCC решений, входящих в его компетенцию – в частности, об отводах арбитров.

Вообще стороны очень часто не могут договориться о председателе состава арбитража (в таких случаях его назначает институция), обращает внимание Хвалей.

 «При его назначении, например, в ICC, учитываются такие факторы как место арбитража, язык разбирательства, применимое право, «национальность» сторон, их представителей, арбитров», – рассказывает он.

 Согласно же регламенту МКАС Президиум при назначении арбитров должен выбирать их из утвержденного списка, что не всегда позволяет обеспечить назначение кандидатуры, наилучшим образом подходящей под специфику спора.

Более того, в регламенте МКАС нет требования о том, что председатель не должен иметь «национальности» сторон, а это по факту делает арбитраж по регламенту МКАС очень «российским».

«Для того, чтобы посмотреть на это глазами контрагента представьте себе ситуацию, когда китайская компания пытается вас уговорить на разрешение споров по регламенту CIETAC [China International Economic and Trade Arbitration Commission] в Пекине, и вы будете иметь арбитраж в котором как минимум двое из трех арбитров будут китайцами и разбирательство будет на китайском языке», – поясняет Хвалей.

Контроль за репутацией

 

Повысить доверие к отечественным институциям будет невозможно без соблюдения процедуры и требований публичного порядка. Поэтому особое значение имеет институт взаимодействия арбитражных центров и государственных судов. Эти нормы в российском законе об арбитраже полностью основываются на Типовом законе ЮНСИТРАЛ.

Положения о контроле и содействии существуют в законодательстве практически всех развитых юрисдикций.

«Судебный контроль решений международного коммерческого арбитража является залогом доверия к арбитражу как механизму разрешения споров, – считает Иван Уржумов, адвокат парижского офиса международной фирмы Foley Hoag, член Международного Арбитражного Института (IAI). – Без него, а также при слишком либеральном подходе существует риск злоупотреблений, как и в любой сфере общественных отношений». Конечно, судебный контроль международных арбитражных решений должен осуществляться только по ограниченному кругу оснований, обращает внимание юрист, и желательно судьями, которые понимают особую правовую природу международного арбитража и учитывают потребности участников международного оборота.

Международный коммерческий арбитраж: закон РФ, первый и второй Венский международный арбитраж, при торгово-промышленной палате РФ (ТТП РФ), место и правовая природа, основные центры за рубежом, понятие и компетенция, отмена решения, составление арбитражного соглашения, мировой арбитражный судИван Уржумов, адвокат парижского офиса международной фирмы Foley Hoag, член Международного Арбитражного Института (IAI) Во французском законодательстве большинство оснований отмены международного арбитражного решения или отказа в его признании и приведении в исполнение носят именно «процессуальный» характер: нарушение процессуального равенства сторон и принципа состязательности, правил формирования состава арбитров или принципов независимости и непредвзятости арбитров. Французские судьи достаточно досконально контролируют арбитражные решения на предмет подобного рода «процессуальных» нарушений.

Например, по одному из дел (J&P Avax SA v.

Tecnimont SPA) Апелляционный суд Парижа отменил арбитражное решение, вынесенное под председательством известного международного арбитра с применением регламента ICC, на том основании, что он, будучи советником («of counsel») парижского офиса международной юридической фирмы, не раскрыл информацию о наличии клиентских отношений между его фирмой и компаниями, аффилированными с одной из сторон по арбитражному спору. Сам арбитр не участвовал в работе над проектами, по которым его фирма оказывала услуги этим компаниям, но, тем не менее, парижские судьи все же отменили арбитражное решение, сославшись на нарушение принципа независимости

Новый закон об арбитраже в России также содержит нормы, касающиеся содействия арбитражу со стороны госсудов и общего контроля. Их применение должно показать, какие из механизмов эффективны, а какие требуют совершенствования, указывает Ращевский: «Это нормальный процесс.

Контроль разной степени есть везде, в том числе в странах англо-саксонской правовой традиции, гордящихся «проарбитражным» подходом. И английские суды иногда отказывают в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений».

Но что точно можно позаимствовать у англичан, по мнению Ращевского, так это уважение к юристам и трепетное отношение к профессии, – когда каждый член сообщества отвечает своими знаниями и репутацией за поддержку и развитие системы права.

Откровенное злоупотребление арбитрами своими полномочиями и нарушение надлежащих правовых процедур (due process) встречается достаточно редко при рассмотрении споров в западных арбитражах, обращает также внимание Биллебру: «Это априори означает для таких арбитров конец их карьере в данной области. К сожалению, то же пока нельзя сказать про российские третейские суды, проблемы которых во многом отражают проблемы юридической профессии в целом, в которой репутация еще не стала основным активом юриста».  

Читайте также:  Платежное поручение УСН «доходы минус расходы» и «доходы» в 2020 году: образец
Международный коммерческий арбитраж: закон РФ, первый и второй Венский международный арбитраж, при торгово-промышленной палате РФ (ТТП РФ), место и правовая природа, основные центры за рубежом, понятие и компетенция, отмена решения, составление арбитражного соглашения, мировой арбитражный суд Международный коммерческий арбитраж: закон РФ, первый и второй Венский международный арбитраж, при торгово-промышленной палате РФ (ТТП РФ), место и правовая природа, основные центры за рубежом, понятие и компетенция, отмена решения, составление арбитражного соглашения, мировой арбитражный суд
  • Суды и судьи
  • МКАС
  • Третейские суды

Источник: https://pravo.ru/review/view/134521/

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ: состав, юрисдикция, специфика деятельности

  • Функционирование МКА в России регулируется Законом о МКА, который разработан в соответствии с основными положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ, что прямо подчеркивается в Преамбуле Закона. Закон о МКА состоит из преамбулы, 36 статей и двух приложений и включает нормы, регулирующие:
  • o арбитражные соглашения;
  • o состав арбитража и его компетенцию;
  • o ведение арбитражного разбирательства и его прекращение;
  • o вынесение арбитражного решения и основания для его оспаривания;
  • o признание и приведение в исполнение арбитражных решений.

Закон содержит определение понятий арбитража, третейского суда и суда (ст. 2). Определение арбитража в Законе о МКА и в Европейской конвенции 1961 г. полностью совпадает — это любой арбитраж, независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением.

В МКА могут передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ (п. 2 ст. 2 Закона).

  1. Закон о МКА закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это своеобразные принципы арбитражного разбирательства:
  2. — требования, которым должны отвечать арбитры;
  3. — императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе;
  4. — обязанности арбитража по отношению к сторонам.
  5. Во всех остальных вопросах стороны сами определяют процедуру арбитражного разбирательства. При отсутствии соглашения сторон

МКА использует свой Регламент либо разбирает спор так, как считает необходимым. Закон о МКА не предусматривает обязанности МКА обращаться к действующему гражданско-процессуальному законодательству.

Закон о МКА впервые в российской истории закрепил общепринятое в мировой практике правило об автономности и юридической самостоятельности арбитражной оговорки, т.е.

прямую зависимость компетенции арбитража от арбитражного соглашения.

Специфика арбитражного разбирательства и его особенность заключаются в почти неограниченном праве сторон по установлению процедуры рассмотрения споров. Автономия воли является принципиальной основой Закона о МКА.

Большинство норм, определяющих арбитражную процедуру, применяется только при отсутствии соглашения сторон и имеет диспозитивный характер.

Автономия воли является решающим моментом при формировании состава арбитража, определении процедуры разбирательства.

Закон о МКА устанавливает прямую зависимость МКА от государственного суда — закреплены основания, по которым во время арбитражного разбирательства можно обратиться в суд с просьбой о совершении юридически значимых действий1:

1) сторона арбитражного разбирательства вправе обратиться в суд с просьбой о принятии мер по обеспечению иска. Вынесение судом определения о принятии таких мер не является несовместимым с арбитражным соглашением (ст. 9);

2) сторона арбитражного разбирательства вправе обратиться в суд с просьбой о принятии решения по постановлению арбитража, что он обладает компетенцией. Суд может признать ходатайство стороны необоснованным и отклонить его либо постановить, что арбитраж некомпетентен рассматривать спор по существу (п. 3 ст. 16);

3) сторона арбитражного разбирательства, а также сам третейский суд вправе обратиться к суду с просьбой о содействии в получении доказательств. Суд может выполнить эту просьбу, руководствуясь правилами, касающимися обеспечения доказательств, в том числе судебных поручений (ст. 27);

4) сторона, против которой вынесено арбитражное решение, вправе его оспорить в суде путем подачи ходатайства об отмене такого решения. Решение может быть оспорено лишь по основаниям, четко указанным в законе, перечень которых является исчерпывающим (ст. 34);

5) сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, вправе ходатайствовать перед судом о его признании и приведении в исполнение независимо от того, в какой стране оно было вынесено (ст. 35).

В России предусмотрена возможность создания внутренних третейских судов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Такие суды широко распространены в современной России: они образованы при Газпроме, Ассоциации банков РФ, Союзе юристов РФ, Межбанковской валютной бирже.

Внутренние третейские суды в соответствии со своими регламентами компетентны рассматривать коммерческие споры, связанные с иностранным правопорядком. Некоторые из них (Третейский суд при Международном независимом институте международного права) предусматривают рассмотрение международных коммерческих споров как профильную деятельность.

В 2003 г.

было принято Положение о спортивном арбитраже при ТПП РФ и создан Спортивный арбитраж — самостоятельный постоянно действующий третейский суд, рассматривающий споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта.

В 2004 г. при ТПП РФ создан Третейский суд — негосударственный правоприменительный орган, компетентный рассматривать внутренние коммерческие споры, отнесенные к его компетенции по соглашению сторон.

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в России являются Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при ТТП РФ.

МКАС и МАК являются самостоятельными постоянно действующими арбитражными учреждениями (третейскими судами), осуществляющими свою деятельность на основе Закона о МКА.

Система государственных арбитражных (хозяйственных) судов не имеет отношения к российскому МКА; эти суды входят в общую государственную судебную систему. Деятельность арбитражных судов регламентируется АПК РФ.

Деятельность МКАС регулируется Законом о МКА, Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ (приложение I к Закону о МКА), Регламентом МКАС.

Созданная по Закону модель арбитража соответствует международным стандартам и современным тенденциям рассмотрения международных коммерческих споров. С 1 марта 2006 г.

вступила в силу новая редакция Регламента МКАС (изменения и дополнения внесены приказом ТПП РФ от 23 июня 2010 г. № 28).

При разработке новой редакции Регламента учтены современные тенденции развития нормативного регулирования международного коммерческого арбитража, в том числе вступивший в силу в 1998 г. Арбитражный регламент МТП. В рамках МКАС разработана концепция согласительного урегулирования споров и принят Согласительный регламент МКАС.

В компетенцию МКАС входит рассмотрение споров из международных коммерческих контрактов при наличии арбитражного соглашения. МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором РФ. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы (в широком смысле).

Юрисдикция МКАС обусловлена его компетенцией. МКАС представляет собой МКА общей компетенции, правомочный рассматривать две группы споров (ст. 1 Закона):

1) споры из договоров и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. международные коммерческие споры.

Субъектный критерий имеет дополнительный характер и уточняет, какие споры являются международными: если коммерческие предприятия сторон находятся на территории разных государств.

При наличии нескольких коммерческих предприятий во внимание принимается то, которое имеет наибольшее отношение к арбитражному соглашению. Если сторона не имеет коммерческого предприятия (индивидуальный предприниматель), во внимание принимается ее постоянное место жительства.

Положение о МКАС конкретизирует гражданско-правовые отношения, споры из которых являются предметом разбирательства: отношения по купле-продаже (поставке), выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами или услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену результатами интеллектуальной деятельности, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным отношениям, страхованию, совместному предпринимательству. Перечень имеет открытый характер; на основании федеральных законов в компетенцию МКАС могут входить споры и из других гражданско-правовых отношений;

2) споры предприятий с иностранными инвестициями, международных организаций и объединений, созданных на территории РФ (между этими субъектами, между их участниками, их споры с другими субъектами российского права). Характер таких споров в Законе не определен. Можно предположить, что МКАС компетентен рассматривать любые споры между такими субъектами.

Регламент МКАС закрепляет правила арбитражной процедуры, применяемые при отсутствии соглашения сторон об ином. Правила Регламента: наличие списка арбитров, который не является обязательным (арбитром может быть назначено лицо, не включенное в список, в том числе иностранец).

Регламент определяет состав арбитража, назначение суперарбитра, назначение арбитров Председателем МКАС, наличие запасных арбитров. МКАС обладает правомочием выносить постановление о своей компетенции. В Регламенте содержатся диспозитивные нормы о месте проведения арбитражного разбирательства (г. Москва) и его языке (русский).

Стороны могут согласовать проведение слушаний в другом месте и на другом языке.

Слушание дела производится в устной форме. Возможно заочное разбирательство. Стороны могут договориться о разбирательстве спора на основе только письменных материалов без проведения устного слушания.

Состав арбитража может провести разбирательство спора на основе письменных материалов и при отсутствии такой договоренности сторон, если ни одна из них не просит провести устное слушание (ст. 34).

Арбитражное разбирательство осуществляется на основе принципов состязательности и равноправия сторон.

Документы предоставляются на языке арбитражного разбирательства, или на языке контракта, или на языке, на котором стороны вели между собой переписку. Письменные доказательства предоставляются на языке оригинала.

Регламент закрепляет обязанность истца обосновать компетенцию МКАС. Один из основных принципов деятельности

МКАС — обеспечение сохранения коммерческой тайны. В процессе применяются правила Регламента и положения российского права.

Арбитражное разбирательство прекращается вынесением окончательного арбитражного решения. В Регламенте закреплено правило — решения МКА исполняются добровольно в установленные в решении сроки. Если срок не установлен, то решение подлежит немедленному исполнению. Решение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению.

  • Если по делу не принимается окончательное решение, арбитражное разбирательство прекращается постановлением о прекращении разбирательства. Постановление о прекращении разбирательства выносится в случае:
  • o отказа истца от своего требования, если только ответчик не выдвинет возражений против прекращения разбирательства и арбитраж не признает законный интерес ответчика в окончательном урегулировании спора;
  • o наличия договоренности сторон о прекращении арбитражного разбирательства;
  • o если арбитраж находит, что продолжение разбирательства стало по каким-либо причинам ненужным или невозможным.

МАК действует на основе приложения II к Закону о МКА. Новый Регламент МАК был утвержден приказом ТПП РФ от 21 декабря 2006 г. № 93 и вступил в силу с 1 января 2007 г. МАК вправе разрешать споры на основе соглашения сторон о передаче их в этот третейский суд.

МАК принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров РФ. Вопрос о компетенции МАК по конкретному делу разрешается составом арбитража, рассматривающим дело.

Постановление по данному вопросу может быть принято в виде промежуточного решения как по вопросу предварительного характера, так и в решении по существу спора.

МАК отличается узким, специальным характером компетенции — ее задачей является разрешение международных коммерческих споров, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания.

Отличие от МКАС — при определении компетенции МАК субъектный состав спора не имеет значения (юрисдикция МАК распространяется независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права).

  1. Положение о МАК устанавливает примерный перечень отношений, споры из которых входят в ее компетенцию (ст. 2) — МАК разрешает споры, вытекающие из отношений:
  2. 1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);
  3. 2) по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;
  4. 3) по морскому страхованию и перестрахованию;
  5. 4) связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;
  6. 5) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;
  7. 6) связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;
  8. 7) по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;
  9. 8) связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;
  10. 9) связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;
  11. 10) связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также с иным причинением вреда при осуществлении промышленного рыболовства.
  12. МАК разрешает споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам; споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок.
Читайте также:  Инвентаризация товарно-материальных ценностей: порядок проведения и учет результатов, проводки и сроки

Рассмотрение споров в МАК происходит на основании Регламента. Стороны могут вести свои дела в МАК непосредственно или через представителей, назначаемых сторонами по своему усмотрению, в том числе иностранных граждан и организаций.

Все заявления, относящиеся к арбитражному разбирательству, подаваемые в МАК каждой из сторон, представляются с копиями для другой стороны.

Эти документы за исключением письменных доказательств представляются на языке заключенного сторонами договора или на языке, на котором они вели между собой переписку, или на русском языке.

Слушание дела происходит устно при закрытых дверях. Стороны могут договориться о разрешении спора на основе только письменных материалов, без проведения устного слушания. Состав арбитража вправе, если представленные материалы окажутся недостаточными, назначить устное слушание, в том числе с заслушиванием свидетелей.

Споры, переданные в МАК, разрешаются в соответствии с применимыми нормами материального права.

Состав арбитража в тех случаях, когда стороны согласовали право, подлежащее применению к существу спора, руководствуются его нормами, а при отсутствии такого соглашения — нормами права, определенного в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми.

Во всех случаях состав арбитража принимает решение в соответствии с условиями договора, заключенного сторонами, и с учетом обычаев торгового мореплавания и иных торговых обычаев, применимых к их отношениям (§ 20 Регламента).

Арбитражное разбирательство прекращается окончательным арбитражным решением, т.е. решением, выносимым МАК по существу спора (§ 19). Решение излагается в письменной форме, подписывается составом арбитража и скрепляется печатью МАК. Постановления об исправлении и толковании решения, а также дополнительное решение являются составной частью арбитражного решения (§ 25).

Решения МАК исполняются сторонами добровольно в срок, указанный в решении. При отсутствии такого указания решение подлежит немедленному исполнению. Решение МАК, не исполненное стороной добровольно, приводится в исполнение в соответствии с законом и международными договорами РФ (§ 27)

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/6289.html

Третейский суд и международный коммерческий арбитраж

Третейские суды и международный коммерческий арбитраж имеют огромное значение при разрешении споров, возникающих из гражданско-правовых отношений. Пробелы в законодательстве, регулирующем образование и деятельность таких судов, в конечном итоге привело к их дискредитации и как следствие неспособности в полной мере решать вопросы, встающие перед бизнесом.

Пакет поправок в законодательство, который вступит в силу с 1 сентября 2016 года, имеет своей целью исправить сложившуюся ситуацию, а также повысить доверие к третейским судам в предпринимательской среде.

Понятие третейского суда и международного коммерческого арбитража

Согласно действующему законодательству третейским судом, а равно и международным коммерческим арбитражем, является негосударственный юрисдикционный орган, который уполномочен законом и сторонами в части разрешения гражданско-правового спора между этими сторонами и вынесения по нему решения, обязательного для этих сторон.

Принятый Закон об арбитраже вводит новые и корректирует ранее существовавшие понятия (статья 2).

К новым понятиям относится «постоянно действующее арбитражное учреждение», под которым понимается подразделение некоммерческой организации, осуществляющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.

Данное понятие заменит термин «третейский суд» в нашем привычном понимании. Единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретный спор, теперь будут считаться третейским судом.

Закон об арбитраже должен заменить закон о третейских судах, однако положения нового закона являются определяющими и для международного коммерческого арбитража, расположенного в РФ.

Так, в статье 1 закона об арбитраже установлено, что на международный коммерческий арбитраж распространяют действия положения о хранении судом решений, постановлений о прекращении арбитража.

Международный коммерческий арбитраж также должен подчиняться положениям статьи 43 Закона об арбитраже, в котором говорит о внесении изменений в юридически значимые реестры, и положениям об образовании и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений в РФ.

Разновидности третейских судов и международного коммерческого арбитража и порядок их образования

Классифицирующим критерием при делении на виды третейских судов и международных коммерческих арбитражей является характер деятельности судов. Так суды бывают постоянно действующими и создаваемыми для рассмотрения определенного спора.

Постоянно действующие третейские суды и международные коммерческие арбитражи могут создаваться торгово-промышленными палатами, объединениями предпринимателей и потребителей, юридическими лицами и их объединениями, согласно действующему законодательству.

Однако такое дозволение со стороны закона привело к созданию «карманных» третейских судов, которые были аффилированны с организациями, их создавшими, и принятию такими судами решений, удобных для их учредителей.

Такая «порочная» практика была широко распространена в банковском секторе, где заключалось большое количество кредитных договоров, являющихся договорами присоединения, и в которых содержалась третейская (арбитражная) оговорка о рассмотрении споров, вытекающих из таких договоров в третейских судах при банках. Не тяжело догадаться, на стороне чьих интересов стояли такие суды.

С утверждением новых правил (статья 44 Закона об арбитраже), регламентирующих создание и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений, учреждение таких аффилированных судов будет осложнено. Теперь арбитражные учреждения будут создаваться только при некоммерческих организациях (далее — НКО).

Усиление контроля за созданием арбитражных учреждений со стороны государства также будет выражаться и в необходимости получения разрешения постоянно действующему арбитражному учреждению от Правительства Российской Федерации.

Специально созданный Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции Российской Федерации будет помогать в выдаче таких разрешений путем представления рекомендаций.

При выдаче рекомендаций будут учитываться ряд критериев, таких как наличие у учреждения рекомендованного списка арбитров, состоящего не менее чем из 30 человек, опыт арбитров (не менее 10 лет работы в государственных судах или наличие ученой степени), репутация, характер деятельности НКО и другие.

Кроме того, Правительством Российской Федерации будет утвержден порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений и порядок опубликования в электронной форме в сети «Internet» правил рассмотрения споров в таких учреждениях.

Арбитражным учреждениям предоставляется 1 год на привидение своей деятельности в соответствие с новыми правилами.

По истечении этого срока в случае несоответствия новым правилам арбитражное учреждение лишится права осуществлять деятельность по администрированию арбитража.

Порядок образования судов ad hoc определяют сами стороны в заключаемом третейском (арбитражном) соглашении. В случае, если стороны не могут договориться между собой о порядке образования суда, то будут применяться положения законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже. Данный порядок не претерпел изменений в новом законодательстве.

Важно отметить, что Законом об арбитраже предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных в статье 44. По предписанию Министерства юстиции Российской Федерации и решению компетентного суда деятельность арбитражного учреждения может быть прекращена (часть 1, части 3–4 статьи 48 Закона об арбитраже).

Подведомственность споров, рассматриваемых в третейских судах и международном коммерческом арбитраже

Споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, и в которых хотя бы одна сторона находится за границей или в которых участвуют предприятия с иностранными инвестициями, а также иные споры могут рассматриваться в международном коммерческом арбитраже.

Споры, которые законом прямо не отнесены к подведомственности государственных судов, подведомственны третейским судам.

В силу расплывчатости формулировок в законодательстве, определяющих подведомственность споров третейским судам и международному коммерческому арбитражу, в судебной практике существовали диаметрально противоположные подходы к решению одних и тех же вопросов.

Так, вопросы подведомственности споров о недвижимости в каждом регионе Российской Федерации решались по-своему, пока Конституционный Суд в своем постановление от 26.05.

2011 № 10-П не дал толкование соответствующим положениям Закона о третейских судах и нормам АПК РФ, приведя судебную практику к единству.

В изменениях к законодательству добавлены новые критерии, в соответствии с которыми спор может быть рассмотрен в международном коммерческом арбитраже.

Так, дела, в которых место, с которым связанно исполнение значительной части обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым предмет спора наиболее тесно связан, находится за границей, будут относиться к спорам, подведомственным международному коммерческому арбитражу.

Поправки в законодательство также призваны изменить существующую практику в государственных судах в отношении споров, вытекающих из корпоративных правоотношений.

Теперь законом определен круг корпоративных споров, которые можно будет передавать на разрешение в третейские суды, а также условия и особенности рассмотрения таких дел.

При этом арбитраж, создаваемый для разрешения конкретного дела (ad hoc), не уполномочен на рассмотрение корпоративных споров.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/332-tretejskij-sud-i-mezhdunarodnyj-kommercheskij-arbitrazh

Международный арбитраж

Телефон/Факс: + 7 (843) 238 61 04E-mail: tpprtlc@yandex.ru

Развитие международного бизнеса нередко сопровождается возникновением разногласий между участниками товарно-денежных отношений. Международный арбитраж является одним из наиболее эффективных способов разрешения подобных правовых споров.

  • Международный арбитраж разрешает внешнеэкономические споры, возникающие между субъектами внешнеэкономической деятельности, чьи предприятия зарегистрированы на территории разных государств.
  • В России такими органами являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.
  • В международном арбитраже могут быть рассмотрены дела по следующим основным вопросам:
  • Споры, касающиеся договорных или иных гражданско-правовых отношений двух и более компаний, как минимум одна из которых является иностранной, возникшие в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности;
  • Cпоры между компаниями, созданными на территории России, но имеющими иностранные инвестиции, и международных организаций между собой, а также их споры с субъектами права Российской Федерации.

Международный коммерческий арбитраж

Международный коммерческий арбитраж является одним из наиболее важных институтов современного международного частного права. Но международный коммерческий арбитраж – не новое явление в правовой действительности. Третейские торговые суды известны с древнейших времен.

Негосударственная природа международного коммерческого арбитража отличает его от государственных арбитражных судов.

В основе функционирования международного коммерческого арбитража лежит арбитражное соглашение спорящих сторон. Арбитражное соглашение — это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет.

Отсутствие надлежащей арбитражной оговорки или арбитражного соглашения может привести к тяжелым материальным последствиям для стороны, право которой нарушено.

Выбор того или иного способа разрешения споров в значительной степени зависит от участников спора и в подавляющем большинстве делается в пользу альтернативных государственным способов, прежде всего в пользу разрешения споров третейскими (арбитражными)1 судами, без обращения к процедуре государственных арбитражных судов в РФ.

Особенно это характерно в сфере внешнеэкономической деятельности. Подобный (альтернативный) порядок зарекомендовал себя как наиболее приемлемый в современных условиях способ разрешения споров.

1В международной практике слова «арбитраж» и «арбитражный», как правило, относятся к третейскому (негосударственному) способу разрешения споров.

В настоящее время действуют несколько международных соглашений по вопросам арбитража:

Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961г. урегулированы организационные вопросы применения арбитража в отношениях между физическими и юридическими лицами государств-участников.

Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. устанавливает надежные гарантии для признания и исполнения таких решений на территории государств-участников. Российская Федерация является участником обеих вышеназванных Конвенций.

Преимущества третейского разрешения споров очевидны. Они обусловлены правом сторон — выбирать арбитров, упрощенной, но достаточной, процедурой, как правило, не допускающей обжалования, что позволяет завершить рассмотрение в более краткие сроки, чем в государственных судах и арбитражах.

  1. Опыт работы Правового Центра ТПП РТ подтверждает, что арбитражная процедура JAMS в США и третейское разбирательство споров в Европе являются наиболее востребованными в силу их конфиденциальности: разрешение споров в государственных судах и арбитражах осуществляется, как правило, в открытых заседаниях и их решения могут быть опубликованы.
  2. Существует два вида международного коммерческого арбитража: институционный и изолированный.
  3. Институционный коммерческий арбитраж является постоянно действующим органом, созданным, как правило, при торговой палате, торгово-промышленном союзе или ассоциации.
  4. Изолированный коммерческий арбитраж (арбитраж ad hoc) создается только лишь для разрешения конкретного спора и после вынесения решения прекращает свое существование.
  5. В практике международной торговли можно выделить несколько наиболее популярных центров международного коммерческого арбитража:
  • Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ
  • Арбитражный институт при Торговой палате г.Стокгольма (The Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce)
  • Лондонский международный арбитражный (третейский) суд (London Court of International Arbitration (LCIA))
  • Международный арбитражный суд при Международной торговой палате (ICC International Court of Arbitration)
  • Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association)
  • Международный Арбитражный Суд при Палате экономики Австрии в г.Вена (Vienna International Arbitral Centre).
  • Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС)
  • При Торгово-промышленной палате Российской Федерации работает один из старейших и ведущих в мире постоянно действующих международных коммерческих арбитражей (третейских судов) – Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС).
  • Более чем 70-летний опыт, высокий профессионализм арбитров, отвечающие международным стандартам процедуры, стабильная и предсказуемая практика принесли МКАС широкую известность.
  • В соответствии с Регламентом в МКАС по соглашению сторон передаются:
  • споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;
  • споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.
Читайте также:  Ндфл с иностранных граждан: как исчисляется и уплачивается нерезидентами

Преимущества рассмотрения предпринимательских споров в МКАС:

  • право сторон выбора арбитров, в том числе иностранных, слушание дел на русском языке, а с согласия сторон — на другом языке;
  • низкие арбитражные расходы по сравнению с государственными судами, арбитражами и другими международными арбитражными центрами, например, в Париже, Лондоне, Стокгольме, Вене, Цюрихе;
  • возможность проведения слушаний дел вне Москвы на территории России;
  • конфиденциальность;
  • независимость;
  • невозможность обжалования решений по существу;
  • наличие международного механизма признания и приведения в исполнение вынесенных решений и др.
  1. Основанием для обращения в МКАС при ТПП РФ является наличие в договорах (контрактах) соответствующей арбитражной оговорки.
  2. При согласовании компетенции МКАС Правовой Центр ТПП РТ предлагает использовать стандартную рекомендательную оговорку:
  3. «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его Регламентом».
  4. Компетенция МКАС может также быть согласована сторонами путем заключения в последующем отдельного арбитражного соглашения, если соответствующий контракт не содержит арбитражной оговорки.
  5. Арбитраж «ad hoc»
  6. В настоящее время в Российской Федерации начинает широко распространяться практика содействия арбитражам «ad hoc» со стороны постоянно действующих арбитражных центров.

Суть этой практики состоит в том, что при намерении хозяйствующих субъектов передать свои разногласия на рассмотрение арбитража «ad hoc», соответствующие арбитражные центры оказывают помощь в назначении арбитров, принятии решений по вопросу об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям, организации слушания дела, включая предоставление для этой цели помещений, услуг переводчиков, машинисток и т.п.

Особую роль в регулировании деятельности арбитражей «ad hoc» играет Арбитражный регламент, разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и рекомендованный в 1976г. Генеральной Ассамблеей ООН для широкого использования при разрешении внешнеэкономических споров, в частности путем ссылок на него в международных коммерческих контрактах.

По инициативе Правового Центра ТПП РТ при проведении одного из дел «ad hoc» были приняты Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу «ad hoc» в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (Правила были утверждены Президентом ТПП РФ 9 декабря 1999г. и вступили в силу с 1 января 2000г.)

  • Правовой Центр ТПП РТ рекомендует для включения в договоры (контракты, соглашения), следующую арбитражную оговорку:
  • «Любой спор, разногласие или требование, возникающее из данного договора или касающиеся его, либо из его нарушения, прекращения или недействительности подлежит разрешению в арбитраже в соответствии с действующим, в настоящее время Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.
  • Компетентным органом будет являться Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».

Целесообразные дополнительные соглашения: a) число арбитров составляет …. (один или три); b) применимым материальным правом является ….; c) местом арбитража является ……. (город и/или страна);

d) языком, используемым в арбитражном разбирательстве, является … .

Альтернативное разрешение споров

Наряду с возможностью обращения в государственные суды и арбитражи для разрешения разногласий из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении международных экономических связей, есть и иные возможности.

Для их обозначения используется получивший довольно широкое распространение термин «альтернативное разрешение споров». Среди таких способов, прежде всего, может быть названо посредничество.

Под посредничеством понимается процедура добровольного урегулирования спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника).

Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемое для них урегулирование путем ознакомления с представляемыми сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному урегулированию спора и т.д.

Таким образом, решение по урегулированию спора, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при помощи посредника.

Для создания надлежащего механизма процедуры посредничества был разработан Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ (утвержден и вступил в силу 01 июня 2001г.)

  1. Рекомендуем для включения в текст договора (контракта, соглашения) оговорку о применении процедуры по Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ:
  2. «Все возможные споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с действующим Согласительным регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».
  3. За дополнительной информацией Вы можете обратиться в Правовой Центр Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Телефон/Факс: + 7 (843) 238 61 04
  4. E-mail: tpprtlc@yandex.ru

Источник: http://www.tpprt.ru/service/ved/international_arbitration/

Международный коммерческий арбитраж

  • Забелова Людмила Борисовна — кандидат юридических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского института экономики, менеджмента и права.
  • Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
  • Международный коммерческий арбитраж (МКА) — механизм (организация, орган) негосударственного рассмотрения частноправовых споров, осложненных иностранным элементом, возникающих при осуществлении международной коммерческой деятельности.

По своей юридической природе международный коммерческий арбитраж представляет собой третейский суд, избираемый или создаваемый самими сторонами. Спор рассматривается независимым арбитром, избранным сторонами на основе его профессиональных качеств в целях вынесения окончательного и обязательного для сторон решения.

Указание «третейский суд» должно подчеркнуть негосударственную природу международного коммерческого арбитража. МКА не является элементом государственной судебной системы и в своей деятельности не зависит от нее. Однако не существует полной изоляции арбитража от национальных судов, суды могут выполнять два процессуальных действия:

  1. 1) осуществление принудительных мер по предварительному обеспечению иска;
  2. 2) исполнение арбитражного решения.
  3. Разбирательство в международном коммерческом арбитраже необходимо отличать от третейского разбирательства споров между государствами на основе норм международного публичного права специальными международными судебными органами, например, Международным Судом ООН, Постоянной палатой Третейского суда.
  4. Негосударственная природа Международного коммерческого арбитража отличает его от государственных арбитражных судов.
  5. Преимущества международного коммерческого арбитража:
  6. 1) процедура арбитражного разбирательства отличается простотой и минимальными затратами на ведение процесса;
  7. 2) рассмотрение споров происходит в закрытом заседании, что гарантирует сторонам соблюдение коммерческой тайны;
  8. 3) стороны имеют право на свободный выбор арбитров, процедуры, применимого права, места и языка арбитражного разбирательства, могут полностью или частично определять арбитражную процедуру, а также изъять спор из сферы действия права и потребовать решить его на основе принципов справедливости и доброй совести;
  9. 4) арбитры избираются из числа квалифицированных специалистов в различных областях коммерческой деятельности, юридической практики;
  10. 5) арбитражное решение носит окончательный и обязательный характер.
  11. Виды международного коммерческого арбитража

Различают два вида МКА: институционный (постоянно действующий) и изолированный (ad hoc или разовый).

Институционный коммерческий арбитраж создается при национальных торговых и торгово-промышленных палатах, ассоциациях, биржах и т.д.

, работает постоянно, имеет свой устав (или положение) и регламент, устанавливающий правила арбитражного процесса. При обращении в постоянно действующий арбитраж стороны выбирают арбитров из установленного перечня.

Изолированный коммерческий арбитраж (ad hoc) образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора, после разбирательства которого и вынесения решения он прекращает свое существование.

Стороны самостоятельно выбирают место проведения арбитражного разбирательства, определяют правила избрания арбитров и устанавливают арбитражную процедуру.

Такая процедура может быть основана на типовых арбитражных регламентах, разработанных под эгидой ООН, имеющих факультативный характер и применяющихся только в том случае, когда стороны сделали ссылку в своем соглашении на:

  • Арбитражный Регламент Экономической комиссии ООН для Европы;
  • Правила Международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока;
  • Арбитражный Регламент ЮНСИТРАЛ.

Как показывает практика, арбитраж ad hoc бывает успешным по спорам, связанным с фактическими обстоятельствами дела: качеством товара, определением его цены и т.д.

  1. В настоящее время число постоянно действующих арбитражей постоянно растет. Существует более 100 МКА, из которых наиболее известными являются:
  2. Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж);
  3. Лондонский международный третейский суд;
  4. Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк);
  5. Арбитражный Институт Стокгольмской торговой палаты;
  6. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ.
  7. Арбитражное соглашение: понятие, форма и содержание

Арбитражное соглашение — это письменное соглашение сторон о передаче в Международный коммерческий арбитраж уже возникшего спора или спора, который может возникнуть между ними в будущем. Одним из основополагающих принципов МКА является принцип добровольности обращения к арбитражному разбирательству. Арбитраж может принять дело к своему производству только при наличии согласия сторон об этом.

  • Виды арбитражных соглашений:
  • 1) арбитражная оговорка — это соглашение сторон договора, непосредственно включенное в его текст, об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть из данного договора;
  • 2) третейская запись — это отдельное от основного договора соглашение сторон об арбитражном разбирательстве уже возникшего спора;
  • 3) арбитражный договор — это самостоятельное соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем в связи с данным договором или группой договоров, или в связи с совместной деятельностью в целом.

В отличие от третейской записи или арбитражного соглашения, заключаемого отдельно от сделки, которая может послужить поводом для спора, арбитражное соглашение, включенное в состав «основной» сделки, представляет собой такое же волеизъявление сторон, как и любое иное положение данной сделки; просто в силу необходимости не допустить отказ недобросовестной стороны от арбитражного рассмотрения спора данному положению сделки придается особый статус. Но такой статус не свидетельствует о том, что арбитражная оговорка является во всех смыслах отдельным договором: ей придана автономность только в связи с возможным оспариванием действительности «основного» договора. В остальном арбитражное соглашение, включенное в «основную» сделку, никакой автономностью не обладает. Поэтому не следует ни подписывать его дополнительно к «основному» договору, ни предоставлять представителям сторон отдельные полномочия по его подписанию.

  1. Смысл принципа автономности арбитражного соглашения состоит не в том, что арбитражное соглашение трактуется как некий правовой феномен, абсолютно не связанный с судьбой и формой фиксации «основной» сделки, а в том, что оно обладает дополнительной «живучестью», направленной на ограничение возможностей недобросовестной стороны создать препятствия на пути арбитражного разбирательства.
  2. Автономность и юридическая самостоятельность арбитражного соглашения означает то, что недействительность договора не влечет за собой недействительность арбитражного соглашения, в каком бы виде оно не было заключено.
  3. Из наличия арбитражного соглашения вытекают два процессуально-правовых последствия:

1) арбитражное соглашение обязательно для сторон и они не вправе уклониться от передачи спора в арбитраж, т.е. арбитражное соглашение лишает суд его юрисдикции;

2) арбитраж не должен выходить за рамки полномочий, возложенных на него сторонами соглашения.

Арбитражное соглашение должно быть заключено в письменной форме. Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.

поясняет, что термин «письменное соглашение» включает арбитражную оговорку в договоре или арбитражное соглашение, подписанное сторонами в обмене письмами или телеграммами. Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» 1993 г.

предусмотрены условия, при наличии которых соглашение считается заключенным в письменной форме:

  • 1) соглашение содержится в документе, подписанном сторонами;
  • 2) соглашение заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электронной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения;
  • 3) соглашение заключено путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает;

Источник: https://mirznanii.com/a/187975/mezhdunarodnyy-kommercheskiy-arbitrazh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector