Кто платит утилизационный сбор: только производители или еще и покупатели транспортных средств? В статье мы ответим на этот вопрос, а также расскажем, как и когда необходимо уплачивать утилизационный сбор в России в 2019 году.
Утилизационный сбор – это единоразовый платеж, который уплачивается производителем, импортером или покупателем транспортного средства для того, чтобы профинансировать его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.
Для автомашин, произведенных или ввезенных в Россию до 1 сентября 2012 года, данный платеж вносить не нужно.
Кому и когда нужно платить утилизационный сбор в 2019 году
По каждому авто утилизационный сбор платят один раз. Делает это либо производитель, либо импортер при ввозе его из-за рубежа. Покупатель оплачивает сбор только в том случае, если он не был внесен до заключения договора купли- продажи.
Исключением является ситуация, когда происходит модернизация транспортного средства. В таком случае, могут измениться эксплуатационные качества и технические характеристики.
В результате этого данное авто попадает под другую классификацию. Все классификации можно посмотреть в перечне, утвержденном постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81.
При подобных обстоятельствах утилизационный сбор рассчитывается по следующей формуле:
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ утилизационный сбор уплачивает тот, кто:
- производит автомобили на территории РФ;
- ввозит транспортные средства из-за рубежа;
- приобретаетавто, по которому не произведена оплата утилизации. Подобная ситуация возникает в том случае, если транспортное средство приобрели у того, кто по какой-либо причине освобожденного от уплаты данного сбора или не уплатил его, нарушая тем самым закон.
На практике возникают случаи, когда компания или физлицо, приобретая автомашину, сталкивается с обязанностью внести платеж за его утилизацию. Полный перечень подобных ситуаций отражен в статье 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Покупатель оплачивает утилизационный сбор за продавца при следующих обстоятельствах:
- продавец автомобиля является льготником — беженцем или вынужденным переселенцем, сотрудником или членом семьи сотрудника дипломатического представительства или консульского учреждения;
- автомобиль ввезен из свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года;
- продавец нарушил законодательство и не оплатил утилизационный сбор.
Для того, чтобы понять уплачен ли утилизационный сбор за конкретный автомобиль, необходимо проверить его паспорт. С 1 сентября 2012 года в ПТС ставится отметка об уплаченном сборе.
В том случае, если вместо отметки об уплате сбора в паспорте указан его льготный статус, рекомендуется уточнить у продавца, по какой причине автомобиль попал в категорию льготных. Также в ПТС может стоять штамп о том, что производитель взял на себя обязательство по утилизации.
Нужно отметить, что ГИБДД откажет в регистрации автомобиля, за который не уплачен утилизационный сбор. Какого-либо штрафа за неуплату на данный момент не существует.
Источник: https://www.RNK.ru/article/216604-utilizatsionnyy-sbor-za-avtomobili-2019-stavki-raschet
Утилизационный сбор
Экология – одна из самых насущных проблем современности. Большой объем загрязнений поступает в атмосферу от автомобилей и иных транспортных средств. Особенно остро стоит вопрос утилизации такой техники, ведь избавиться от пришедшей в негодность машины без вреда внешней среде проблематично и затратно, поэтому в 2012 году был введен утилизационный сбор.
Что такое утилизационный сбор на автомобили?
Утилизационный сбор на автомобили — это единоразовая плата, взимаемая с определенных категорий плательщиков, необходимая для дальнейшей утилизации транспортного средства, пришедшего в негодность, в соответствии с установленными экологическими нормами. Для многих россиян до сих пор неясно, зачем нужен утилизационный сбор. Необходимость его уплаты объясняется тем, что за счет вырученных средств государство может обеспечить экологическую безопасность окружающей среды.
Получателем такого сбора является государство. Оно же берет на себя обязанности по охране экологии и жизни и здоровья граждан от вредных воздействий авто.
Уплачивается утилизационный сбор в отношении не только легковых и грузовых автомобилей, но и иных транспортных средств, самоходных машин, даже прицепов.
Кто платит?
ФЗ № 89 четко определяет перечень лиц, обязанных уплатить утилизационный сбор, в пункте 3 статьи 24.1. К их числу относятся:
- лица, осуществившие ввоз автомобиля из-за границы на территорию РФ;
- компании, занимающиеся производством машин на территории страны;
- лица, купившие авто внутри страны у граждан, освобожденных от уплаты утилизационного сбора;
- владельцы машин, по которым ранее сбор не был уплачен в виду проведения по отношению к транспортному средству иных таможенных процедур на территории ОЭЗ в Калининградской области.
Производители отечественного автопрома, а также лица, приобретающие машину на территории страны, уплачивают положенную сумму в ФНС. Если же транспортное средство облагается утилизационным сбором ввиду ввоза в страну, то оплата производится уже на счета не Налоговой, а Федеральной таможенной службы. Все подтверждающие документы предоставляются туда же, куда совершается перевод денег.
Кто освобожден от уплаты?
Право не платить утилизационный сбор на автомобили прописано в пункте 6 статьи 24.1 ФЗ № 89. К числу лиц, освобождаемых от этого взноса, относятся:
- те, кто участвует в госпрограмме переселения соотечественников из иностранных государств и перевозят собственный автомобиль в Россию;
- диппредставительства, консульства, а также международные организации с особым статусом (причем право распространяется не только на те машины, которые принадлежат таким организациям, но и те, что находятся во владении сотрудников и членов их семей);
- владельцы авто, выпущенных более 30 лет назад, но при обязательном выполнении двух условий: использование исключительно в личных целях, наличие у машины оригинального двигателя, кузова и рамы (если таковая имеется);
- авто, произведенные не более 3-х лет назад, в случае их помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (в России такая функционирует на территории Калининградской области).
Однако если впоследствии авто продаются участниками госпрограммы или диппредставительствами, консульствами и их сотрудниками, то необходимость уплаты утилизационного сбора возникает у покупателей машины.
Оплата сбора при его невыплате предыдущими хозяевами
Иногда покупка автомобиля накладывает на человека обязательства по уплате утилизационного сбора на него. Например, такая необходимость возникает, если машина была ввезена в страну с транзитными номерами конкретному человеку. Покупка авто за границей освобождает продавца от утилизационного сбора, но эти обязательства перекладываются на приобретателя.
Реже встречаются ситуации, когда авто покупают у участников госпрограмм или диппредставительств. А вот случаи, когда машину продает недобросовестный владелец, намеренно уклонившийся от уплаты взноса в государственную казну, бывают чаще. Что это означает? Человек не заплатил таможенный сбор, хотя и должен был. Что делать покупателю в таком случае? Можно поступить несколькими способами:
- отказаться от сделки и найти машину с уплаченным сбором;
- потребовать снижения стоимости из-за возникновения дополнительных расходов.
Отдельно нужно упомянуть о ситуациях, когда приобретается отечественная машина, ПТС на которую оформлен до вступления в силу закона об утилизационном сборе, то есть до 1 сентября 2012 года. В этом случае обязанность по уплате взноса отсутствует. Касается это и иностранных авто, ввезенных в страну до обозначенной даты.
Как рассчитать?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26 декабря 2013 года, обязанность рассчитывать и уплачивать утилизационный сбор на автомобили возлагается на плательщиков данного взноса. То есть, делать это придется самостоятельно, ни в ФНС, ни в ФТС производить расчеты за граждан или организацию не будут.
Все денежные поступления в пользу федерального бюджета должны производиться исключительно в рублях.
Для расчета суммы положенного утилизационного сбора используется единая формула:
Утилизационный сбор = Базовая ставка * Коэффициент автомобиля
Найти подходящие значения обоих параметров можно в перечне видов и категорий ТС, в отношении которых используется уплата утилизационного сбора.
Базовая ставка
Определить базовую ставку будет несложно, так как ей соответствуют всего 2 параметра. Причем они НЕ изменились в 2018 году. Ситуация выглядит следующим образом:
- базовая ставка составляет 20 000 рублей (категория М1), если речь идет о легковом авто, купленном для личного, а не коммерческого использования;
- базовая ставка составляет 150 000 рублей (категории N1, N2, N3) для легковушек, предназначенных для коммерческого применения, и крупных транспортных средств (автобусы и грузовые машины).
Разница в выплате ощутимая и зависит от вида авто и характера его использования. Приведенные базовые ставки будут использоваться при оплате утилизационного сбора вплоть до 31 декабря 2018 года. Они касаются автомобилей, произведенных в 2017 году.
Коэффициент транспортного средства
Кроме базовой ставки на размер утилизационного сбора влияет применяемый к конкретному автомобилю коэффициент. Он зависит от ряда факторов:
- год выпуска;
- параметры (объем двигателя, масса, размеры).
Для машин с электродвигателями используются особые коэффициенты, не зависящие от массы, размеров и объема.
Иногда физические показатели не влияют на уровень коэффициента. Так например, при ввозе авто из-за границы обычными гражданами применяются единые ставки от 0,17 до 0,26 в зависимости от года выпуска (правило не распространяется на машины, купленные для коммерческого использования).
Пример. Рокотов В.Ю. приобрел машину 2013 года выпуска в Германии и осуществляет ее ввоз на территорию РФ. Использоваться авто будет для личных нужд – проезда на работу, дачу и прочего.
Какой размер утилизационного сбора Рокотову нужно заплатить? Исходя из целей использования базовая ставка составит 20 000 рублей. Так как автомобилю больше 3 лет (отсчет идет с даты выпуска), то применять нужно коэффициент расчета, равный 0,26.
Отсюда сумма утилизационного сбора будет равна: 20 000 * 0,26 = 5 200 рублей.
Если бы гражданин Рокотов купил машину, выпущенную на базе шасси 2017 года или срок выпуска которой не достиг 3 лет, то сумма сбора оказалась бы меньше, так как применялся бы коэффициент 0,17. Тогда бы оплатить пришлось: 20 000 * 0,17 = 3 400 рублей.
Утилизационный сбор с 1 апреля 2018 года
Сегодня уже вступили в действие изменения в расчетах утилизационного сбора для колесных транспортных средств и их прицепов. Они были внесены Постановлением Правительства РФ № 300 от 19 марта 2018 года.
Нововведения не коснулись размера базовой ставки, она осталась такой же, как и в прошлом году. Однако утилизационный сбор с 1 апреля 2018 года повысился из-за роста применяемых коэффициентов.
Изменений относительно самоходных транспортных средств и прицепов к ним в 2018 году не произошло. Размеры утилизационного сбора для них остались прежними. Они регулируются Постановлением Правительства РФ № 81 от 6 февраля 2016 года.
Причем изменились не только сами коэффициенты, но и порядок установления определенного значения. Так, раньше все транспортные средства делились на новые (выпущенные не более 3 лет назад) и старые. Теперь же таких подгрупп стало не две, а три:
- новые машины, изготовленные меньше 3 лет назад (исключая авто из третьей категории);
- машины, выпущенные более 3 лет назад;
- авто, изготовленные на базе шасси транспортных средств 2017 года.
Примечательно, что для машин на базе шасси 2017 года используются коэффициенты, равные или меньшие, чем для всех новых автомобилей.
Например, расчет утилизационного сбора за авто с электродвигателем предполагает возможность использования самого низкого коэффициента, равного 1.42, для машин на базе шасси 2017 года. За новые транспортные средства этого типа придется заплатить больше (коэффициент равен уже 1,63). Наибольшая сумма к оплате будет по старым авто, так как там применяемый коэффициент уже составляет 6,1.
Некоторые коэффициенты оставили без изменений. Повышение не коснулось транспортных средств с рабочим объемом двигателя более 3 000 и 3 500 см3.
В целом последние изменения увеличат сумму уплачиваемых утилизационных сборов примерно на 15%. Эти средства государство планирует направить на разработку более эффективных и безопасных технологий по переработке отходов.
Ответственность за неуплату
Штрафных санкций за неуплату или несвоевременную уплату утилизационного сбора нет. Не подпадает такое уклонение и под правила Налогового Кодекса РФ, так как платеж регулируется другим нормативно-правовым актом. Однако неплательщики будут вынуждены выплатить не только сумму положенного утилизационного сбора, но и пени, начисляемые по следующей формуле:
Пени = Сумма положенного утилизационного сбора * Количество дней просрочки * 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ
Причем дни просрочки начинают отсчитываться с дня, идущего за последним днем предоставления подтверждающих совершение платежа документов.
Для уплаты сбора законодательство конкретных сроков не устанавливает. Однако в ПТС транспортного средства должна стоять отметка об уплате утилизационного сбора или основание для освобождения от его выплаты.
В противном случае можно считать, что машина регистрацию не прошла. А ездить на таком ТС можно лишь в течение 20 дней после приобретения. В последствии придется платить штраф в размере 500 – 800 рублей в соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ.
Повторное нарушение приведет к лишению прав сроком на 3 месяца.
Для физических лиц сроки предоставления зависят от того, куда именно переводится утилизационный сбор:
- если платеж переводится в ФНС, то документы нужно представить в 3-дневный срок после оплаты;
- на предоставление документов в ФТС дается 15 дней с момента выпуска или фактического пересечения границы (в зависимости от того, кто уплачивает сбор).
Предоставление подтверждающих документов
Плательщик должен понимать, что просто оплатить сбор недостаточно. Надо еще предоставить обязательный пакет документов в ФНС или ФТС. В этот перечень входят:
- расчет (заполняется приложение № 1);
- копии документов на автомобиль;
- копия платежного поручения.
Дополнительно могут потребоваться и другие документы. Например, если интересы плательщика представляет другой человек, то на руках у него должна быть копия и оригинал правоустанавливающего документа. При исчислении излишне уплаченного утилизационного сбора его можно зачесть, приложив решение о зачете (приложение № 2) и заявление о зачете (приложение № 3). Последнее в ФТС не требуется.
После проверки всех предоставленных сведений в ПТС проставляется отметка об уплате утилизационного сбора, и машина считается зарегистрированной.
Источник: https://okbuh.ru/nalogi-i-sbory/utilizatsionnyj-sbor
Расчет размера утилизационного сбора по коэффициентам для физических и юридических лиц
Чтобы обеспечить экологическую безопасность населения в России ввели утилизационный сбор (УС) на большинство видов техники, за исключением мотоциклов. Такая мера, по мнению Правительства РФ, сохранит экосистему и поддержит российских автопроизводителей.
Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть?
УС действует после внесения поправок в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Закон дополнили статьей со сведениями о категориях лиц, обязанных платить взнос и другой информацией.
По факту это экологическая пошлина, адресованная на бесплатную утилизацию ТС в конце периода эксплуатации.
Конечной целью утилизационного сбора на автомобили в России считается охрана природной среды от негативного действия отходных материалов техники, отслуживших срок.
По-прежнему много споров, вопросов, неодобрения вызывает введение утилизационного сбора. Этот взнос идёт в пользу государства и оплачивается один раз. Основная часть платежей поступает от автопроизводителей, что включается в итоговую цену техники. От частных лиц оплата проводится на определенных условиях, с учетом типа транспортного средства, объема двигателя, даты выпуска.
На какие категории транспорта распространяется утилизационный сбор?
Каждое транспортное средство, выпущенное российским автоконцерном, уже включает в стоимость взнос на утилизацию. Виды ТС со сроком эксплуатации более 3 лет тоже попадают в списки для оплаты пошлины. Таможенным управлением утилизационный сбор взимается на ввозимые импортные машины.
По решению Правительства взнос рассчитывается на следующие ТС:
- пассажирские (М1,М2,М3);
- грузовые автомобили (N1,N2,N3—автосамосвалы, тягачи и другие);
- специальные (М2,М3, N1,N2,N3);
- шасси колесных средств;
- прицепы (О4).
Как рассчитать размер сбора?
Владелец проводит расчет утилизационного сбора сам. Применяется простая формула: разработанный табличный коэффициент умножается на базовую ставку. Произведение двух показателей и есть сумма УС.
Ранее ставки были ниже, поправки в коэффициентные показатели внесли в марте 2018 года. Постановление о повышении вступило в силу 1 апреля 2018 года и работает по сей день.
Чтобы рассчитать УС, нужно:
- Определить категорию ТС.
- Взять из таблицы соответствующий категории техники коэффициент (обратите внимание на возраст авто).
- Перемножить на базовую ставку (легковому транспорту причислено 20000 рублей, грузовому—150000).
- Получается выражение: УС=БС*К.
Таким образом, обычный автовладелец при ввозе авто из зарубежа должен будет заплатить 3 400 рублей за машину младше 3 лет и 5 200 рублей за автомобиль старше 3-х лет.
Когда и кому нужно платить?
По ФЗ №89 уплата утилизационного сбора предусмотрена для граждан и юридических лиц. На основе части 6 статьи 24.1 платить взнос придётся покупателям следующих категорий ТС:
- автомобили, зарегистрированные на льготников, не плативших УС;
- произведенные в России;
- ввезённые зарубежные машины;
- техника, приобретаемая в Калининградской области;
- авто с ранее неуплаченным взносом.
Покупка техники на вторичном рынке требует внимательности от будущего владельца. Нужно убедиться в том, что УС оплачен. В противном случае после заключения сделки оплатить взнос перед регистрацией придется покупателю.
Кто освобождается от уплаты?
Категорий владельцев техники, имеющих право не оплачивать утилизационный взнос, мало.
В список, который не облагается УС, попали машины:
- беженцев и переселенцев;
- восстановленные ретро экземпляры с оригинальным двигателем, другой комплектацией, старше 30 лет;
- дипломатов, представителей консульств;
- соотечественников, вернувшихся в Россию по Госпрограмме переселения;
- подержанные возрастом более 30 лет, не задействованные в коммерции;
- выпущенные с конвейера и зарегистрированные в Калининграде и области;
- обладающие иммунитетом, так как ввезены на срок менее полугода.
Если владелец попадает в освобожденную категорию, то нужно документально подтвердить льготу. Для этого собственник обращается в таможню с бумагами, устанавливающие факт освобождения от утилизационного взноса.
Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2019 в рублях
Для утилизационного сбора в 2019 году изменений не предусмотрено, показатели для расчета остаются на прежнем уровне.
На итоговый размер утильсбора влияют:
- категория — легковая, грузовая или специальная, с учетом физических характеристик;
- период с даты выпуска: до 3 лет или больше.
На легковые автомобили:
Транспортное средство | < 3 лет | > 3 лет |
До 1000 см | 32600 | 122000 |
1000—2000 см | 33000 | 123000 |
2000—3000 см | 84000 | 313800 |
3000—3500 см | 114600 | 570000 |
от 3500 см | 181600 | 700200 |
ТС с электродвигателем | 32600 | 122000 |
Ввозимые ТС без учёта объёма двигателя | 3400 | 5200 |
На грузовые автомобили:
Транспортное средство | < 3 лет | > 3 лет |
До 2,5 т | 142500 | 151500 |
2,5—3,5 т | 300000 | 432000 |
3,5—5 т | 285000 | 456000 |
5—8 т | 313500 | 786000 |
8—12 т | 381000 | 1192500 |
12—20 т | 418500 | 1735500 |
Седельные тягачи 12—20 т | 510000 | 3469500 |
Автосамосвалы 12—20 т | 418500 | 1735500 |
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы 20—50 т | 418500 | 1735500 |
ТС, седельные тягачи, автосамосвалы, автомобили-фургоны, рефрижераторы 20—50 т | 825000 | 2035500 |
Спецтехника:
Транспортное средство | < 3 лет | > 3 лет |
Специальные ТС, кроме бетоносмесителей | 285000 | 1725000 |
Автобетоносмесители | 853500 | 2242500 |
Автобусы:
Транспортное средство | < 3 лет | > 3 лет |
До 2500 см, с электродвигателем | 171000 | 172500 |
2500—5000 см | 342000 | 517500 |
5000—10000 см | 456000 | 759000 |
От 10000 см | 570000 | 897000 |
Шасси колесных транспортных средств:
Шасси | < 3 лет | > 3 лет |
До 3,5 т | 228000 | 355500 |
3,5—5 т | 285000 | 456000 |
5—8 т | 313500 | 786000 |
8—12 т | 381000 | 1192500 |
12—20 т | 418500 | 1735500 |
20—50 т | 825000 | 2035500 |
Прицепы:
Вид прицепа | < 3 лет | > 3 лет |
Полный, с центральной осью, полуприцеп | 75000 | 1207500 |
Необходимые документы
При покупке российского транспортного средства плательщик или его официальный представитель подают документы в ФНС. Перед регистрацией техники в автоинспекции, ввезенной из-за границы, собранные бумаги подаются в ФНС.
Для начала заполняется форма с расчетом суммы УС, установленная налоговым или таможенным органом. Владелец или его представитель с паспортом и копиями его основных страниц предоставляет дубликаты:
- договора купли-продажи;
- квитанции об уплате взноса;
- сертификата соответствия типа ТС;
- свидетельства или заключения экспертов о безопасности конструкции.
Если бумаги подает наследник лица, уплатившего сбор, к необходимому списку добавляется нотариально заверенное право наследования.
Где можно оплатить?
Форму на оплату взноса с реквизитами получателя можно скачать на сайте налоговой или таможенной организации, в зависимости от того куда подаются данные. Сумму платежа просто рассчитать на онлайн-калькуляторе и внести в бланк.
Чтобы оплатить утилизационный сбор, разрешается воспользоваться любым способом:
- наличными в любом банке (нужно уточнять комиссию, особенно при большом сборе);
- электронными платежами через Webmoney, Яндекс.Деньги, Qiwi, Payeer и другие.
После того, как взнос уплачен, пакет документов предоставляется в соответствующий орган, где по завершении процедуры ставится отметка в ПТС.
Где ставится отметка об оплате?
Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».
Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.
Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.
При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:
- ТС ввезено в страну до 2012 г.;
- выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.
Возврат утилизационного сбора
Существует процедура возврата ошибочно уплаченных средств, направленных на УС. Оформление возможно при:
- дополнительной уплате или взыскании сбора (при условии уже уплаченного взноса на ТС);
- внесении большей суммы (например, при неправильно указанных коэффициентах в расчете).
Для получения денежной выплаты нужно обратиться:
- В таможенное управление (при ввозе ТС).
- В налоговую инспекцию (при покупке российского автомобиля).
Первое, что потребуется от водителя, это составление заявление на возврат ошибочно уплаченных денег. В дополнение предоставляются копии и оригиналы:
- ПТС.
- Паспорта владельца (или владельцев).
- Квитанцию оплаченного УС.
- Бумаги, которые подтверждают ошибочность взноса.
- Банковские реквизиты получателя.
За возвратом неправильно уплаченного утилизационного сбора в России разрешено обратиться в течение трёх лет с даты оплаты. Период ожидания ответа занимает около месяца, выплата перечисляется на счет заявителя.
Штраф за неуплату сбора
На случай неуплаты УС административной или другой ответственности в российском законодательстве нет. Но отсутствие санкций для владельцев автомобилей не освобождает от необходимости внесения сбора, так как владелец не сможет зарегистрировать ТС в органах ГИБДД. Техника льготных категорий граждан без документально заверенного освобождения тоже не подлежит регистрации.
На оформление транспорта согласно закону предоставляется:
- при ввозе автомобиля на срок действия транзитных номеров 20 суток;
- 10 суток после покупки российской марки.
Езда на незарегистрированном транспортном средстве попадает под административную ответственность. Согласно предусмотренной статье оформляется штраф до 800 рублей. Но уплата взыскания не снимает обязательств по утилизационному сбору и регистрации автотехники. Повторное нарушение наказывается серьезнее:
- владельца штрафуют на 5000 рублей;
- лишают прав на срок до 90 суток.
Если таможенные органы обнаружили неуплату на ввезенный автомобиль в течение трёх лет, они направляют извещение. На оплату предоставляется 20 календарных дней. Игнорирование требований приводит к взысканию сбора через суд.
Дмитрий Козак подтвердил сведения том, что государство продолжит компенсировать УС российскому автопрому. Вице-премьер отметил о продлении субсидий на перевозку техники поездами. По его словам это поддержит автоконцерны и составит конкуренцию зарубежным автопроизводителям.
Источник: https://bezotxodov.ru/utilizatsiya/utilizacionnyj-sbor
Какие правовые последствия может повлечь неуплата утилизационного сбора?
Правовые и финансовые вопросы
Вопрос: Организация поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления иностранный одноковшовый погрузчик, являющийся объектом обложения утилизационным сбором, однако обязательный платеж не уплатила. Какие правовые последствия для организации может повлечь неуплата утилизационного сбора?
Ответ: До уплаты утилизационного сбора таможенный орган не выдаст паспорт самоходной машины и других видов техники (далее — ПСМ), что повлечет невозможность регистрации одноковшового погрузчика в органах Гостехнадзора. Кроме того, утилизационный сбор может быть взыскан таможенным органом в судебном порядке.
Обоснование: Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.
1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа; его взимание осуществляется таможенными органами как дополнительная функция.
Утилизационный сбор, взимаемый при ввозе в Российскую Федерацию колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним, не относится к таможенным платежам, предусмотренным п. 1 ст. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Неуплата утилизационного сбора не является основанием для отказа в выпуске из числа предусмотренных п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора. Согласно п.
7 данных Правил на бланке ПСМ, оформляемого на выпускаемую в обращение самоходную машину, в отношении которой осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Таким образом, до уплаты утилизационного сбора таможенный орган не может выдать ПСМ.
Учитывая, что согласно п. 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, машины регистрируются за юридическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в ПСМ, регистрация одноковшового погрузчика без ПСМ в органах Гостехнадзора будет невозможна.
Источник: https://docskey.ru/consult/law/12-17171417.html
Порядок уплаты утилизационного долга
Нет, не платите. Порядок уплаты, а также расчета утилизационного сбора установлен Письмом ФНС России от 25 декабря 2013 г. № ГД-4-3/23318@, а также постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870. Срок сдачи отчета — в течение трех рабочих дней со дня уплаты.
Платить утилизационный сбор и отчитываться за него теперь надо в ИФНС
Письмо ФНС России от 25 декабря 2013 г. № ГД-4-3/23318@.
Налоговики разработали рекомендованную форму расчета по утилизационному сбору. Сдавать расчет необходимо в свою инспекцию тем компаниям и гражданам, у которых возникает обязанность платить этот сбор.
Срок сдачи отчета — в течение трех рабочих дней со дня уплаты.
Кому надо платить утилизационный сбор? Прежде всего, автопроизводителям и импортерам. Но такая же обязанность возникает у тех, кто купил подержанную машину, по которой ранее утилизационный сбор не уплачен. Во-первых, если машину купили у того, кто был освобожден от сбора. Например, у дипломатического представительства (ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Во-вторых, когда продавец не заплатил сбор раньше, хотя должен был. Значит, пока новый хозяин машины не погасит долг, ее не поставят на учет в ГИБДД, то есть не выдадут номера. Напомним, что платить такой сбор надо по всем автомобилям, ввезенным и произведенным с 1 сентября 2012 года.
Величину сбора считают так: умножают базовую ставку, которая зависит от вида машины, на специальный коэффициент (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1291).
Введен утилизационный сбор
После вступления в ВТО понижены и будут продолжать снижаться в последующие годы таможенные пошлины на ввоз новых и подержанных иномарок. Чтобы компенсировать потери бюджета и поддержать автопром, на территории РФ введен новый вид обязательных платежей – утилизационный сбор.
Это неналоговый платеж, предусмотренный вступившей в силу с 1 сентября этого года новой статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Доходы от утилизационных сборов, зачисленные в федеральный бюджет, служат базой для компенсации затрат, возникающих в результате утилизации автотранспортных средств.
Кто уплачивает сбор
Сбор уплачивают:
- импортеры, ввозящие транспортные средства в РФ;
- российские производители транспортных средств в случае, если до 1 октября этого года они не возьмут на себя обязательство самостоятельно утилизировать выпущенные ими автомобили;
- лица, которые приобрели авто у продавцов, освобожденных от его уплаты или не уплативших сбор в нарушение установленного порядка.*
Освобождение от уплаты сбора
Сбор не уплачивается в отношении автомобилей:
- ввозимых соотечественниками, переселяющимися из-за рубежа, дипломатическими представительствами, международными организациями, их сотрудниками и членами их семей;
- произведенных на территории РФ организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующую их утилизацию;
- ввозимых ретроавтомобилей, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет и которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов;
- ввезенных на территорию Калининградской области;
- которые имеют статус товаров Таможенного союза и ввозятся в РФ с территории Беларуси и Казахстана.
Товары Таможенного союза
Автомобили, как товары Таможенного союза, должны соответствовать одному из следующих условий:
- должны быть ввезены в республики Беларусь и Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В отношении автотранспортных средств должны быть уплачены ввозные таможенные пошлины по соответствующим ставкам, применяемым в указанных государствах;
- организация – изготовитель транспортных средств, зарегистрированная в Республике Беларусь или в Республике Казахстан, должна быть включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории данных государств, которые не уплачивают утилизационный сбор. Ведение данного перечня осуществляет Минпромторг России.
Документы представляются в таможню
Утилизационный сбор взимается ФТС России (п. 3 Правил взимания утилизационного сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870). Предприятия обязаны рассчитать его самостоятельно на соответствующем бланке, предусмотренном в приложении № 1 к Правилам.
Затем этот расчет, платежные документы об уплате сбора и документы на автомобиль представляются в таможенную службу. Они передаются при ввозе на границе, а в других случаях по месту регистрации (месту жительства). Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется в бланке паспорта транспортного средства (п. 10 Правил).
При отсутствии такой отметки транспортное средство не регистрируется (п. 4 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).
Ставки сбора
Сбор рассчитывается как произведение коэффициента и базовой ставки. Размер коэффициента указан в Перечне видов категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870.
Установлены две базовые ставки:
- 20 000 руб. для легковых автомобилей;
- 150 000 руб. для грузовых автомобилей и автобусов.
Коэффициенты зависят от категории года выпуска, массы, объема двигателя и находятся в диапазоне:
- для грузовых – от 0,5 (не старше трех лет с полной массой не более 2,5 тонны) до 40 (самосвалы старше трех лет, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья с полной массой более 350 тонн);
- для легковых – от 0,86 (не старше трех лет, с рабочим объемом двигателя не более 1000 куб. см) до 35,01 (легковые авто старше трех лет объемом двигателя более 3,5 куб. см).
Для легковых автомобилей, ввозимых физлицами для личного пользования, законодатели предусмотрели послабления. Для них установлены понижающие коэффициенты от базовой ставки в 20 000 руб.:
- 0,1 – для новых авто (сумма сбора составит 2000 руб. (20 000 руб. ? 0,1));
- 0,15 – для авто старше трех лет (сумма сбора составит 3000 руб. (20 000 руб. ? 0,15)).
В связи с этим возможно, что некоторые предприятия попробуют минимизировать сумму уплачиваемого сбора, приобретая автомобиль через физических лиц.
Важно запомнить
Плательщиками утилизационного сбора являются лица, приобретающие автомобили на территории РФ у продавцов, которые:
- были законно освобождены от уплаты сбора при ввозе авто на территорию РФ;
- в нарушение закона не уплатили сбор.
Надо ли в 2012 году тратиться на техосмотр автомобиля и платить за него утилизационный сбор
Надо ли покупателю автомобиля платить утилизационный сбор
С 1 сентября 2012 года все, кто ввозит автомобили на территорию России или их производит (помимо льготников), должны уплачивать утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). А надо ли его платить обычным автовладельцам? Давайте разберемся.
Покупатель автомобиля, как правило, должен уплатить сбор за утилизацию, если ранее этого не сделал продавец. Рассмотрим, когда это может произойти.
Когда покупателю надо платить утилизационный сбор за продавца
Покупателю придется уплатить утилизационный сбор в двух случаях. Во-первых, если продавец является льготником. Или автомобиль ввезен из свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года. Кстати, льготниками считаются беженцы и вынужденные переселенцы, дипломатические представительства и консульские учреждения, а также их сотрудники и члены семей.
Во-вторых, покупателю придется заплатить утилизационный сбор, если продавец этого не сделал, нарушив законодательство. Полный перечень ситуаций, когда покупателю авто придется заплатить сбор за продавца, содержит статья 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Но все эти выводы касаются только машин, ввезенных в Россию или произведенных с 1 сентября 2012 года. То есть волноваться по поводу утилизационного сбора не придется, если ПТС выписан до осени.
И все-таки есть машины, с которых сбор не взимается вовсе. Ни с того, кто их ввез в Россию или произвел, ни с вас, как обычного покупателя машины. Это ретроавтомобили и машины, ввезенные из Таможенного союза. Тут логика такая. Раз под льготу подпадает автомобиль, то с него не нужно платить сбор.*
Как узнать, уплачен ли утилизационный сбор по машине
Прежде всего, необходимо ознакомиться с паспортом транспортного средства. На нем с 1 сентября ставится отметка, подтверждающая уплату сбора. То есть если она присутствует на ПТС, то до вас сбор уплатили. А значит, вам беспокоиться не о чем.
Другое дело, когда в паспорте проставлена отметка о льготном статусе авто. Поэтому если в ПТС информации об уплате сбора нет, то стоит узнать у продавца, на каком основании автомобиль попал в категорию льготных.
Кроме того, в ПТС может стоять отметка о том, что производитель авто принял на себя так называемое обязательство по утилизации. Если такой штампик появился в паспорте законно, то сбор платить не нужно.
В настоящее время самому проверить все это сложно. Но совсем скоро на сайте Министерства промышленности и торговли должны появиться реестры производителей. Из них можно будет узнать информацию о компаниях, взявших на себя обязательство по утилизации. В одном списке можно будет отследить российских производителей. А во втором — казахских и белорусских.
Впрочем, за неуплату утилизационного сбора на настоящий момент штрафа не установлено. Но, увидев такое нарушение, сотрудники ГИБДД откажут вам в регистрации автомобиля. Инспекторы могут проверить, следует ли покупателю уплачивать сбор по купленной машине, по специальным реестрам для служебного пользования.
Как рассчитать утилизационный сбор
Сразу скажем, что рассчитать сбор вам придется самостоятельно. К счастью, это совсем не сложно. Просто-напросто нужно базовую ставку умножить на коэффициент. Все эти показатели установлены постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870.
Базовая ставка за легковую машину составляет 20 000 руб. Коэффициент здесь зависит от возраста машины и объема двигателя.
Однако для автомобилей, которые вво- зятся для личного пользования, установлены свои коэффициенты. Так, для авто трех лет и младше — это 0,1. Тогда сбор составит 2000 руб. (20 000 руб. ? 0,1). А для более старых машин коэффициент выше. Он равен 0,15.
Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/25787-poryadok-uplaty-utilizatsionnogo-dolga
Изменен срок уплаты утилизационного сбора и ответственность за его нарушение
Обращаем внимание лиц, осуществляющих ввоз автотранспортных средств в Российскую Федерацию, на изменения при уплате утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Установлен срок представления следующих документов, поименованных в пунктах 11 и 14 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а именно:
- расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним;
- копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
- копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
- решения о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, выданное таможенным органом, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
- копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика;
- документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, и их копии (в установленных законодательством Российской Федерации случаях).
Указанные документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:
- выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);
- фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси) и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Справочно:
В соответствии со ст. 24.1. Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (транспортное средство), ввозимое в Российскую Федерацию, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1. Федерального закона, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291.
Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства.
Коды бюджетной классификации, соответствующие виду платежа «Пени за просрочку уплаты утилизационного сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию» приведены в приказе ФТС России от 31 марта 2017г.
№ 480 «Об утверждении Перечня соответствия классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации» (с изменениями, внесенными приказами ФТС России от 9 октября 2017 г. № 1607, от 22 ноября 2017 г.
Источник: http://vch.ru/event/view.html?alias=izmenen_srok_uplaty_utilizazionnogo_sbora_i_otvetstvennost_za_ego_naruschenie