В каждой организации периодически проводится налоговый аудит, методика проведения при этом отличается от обычной процедуры.
Расчет и уплата налогов производятся в рамках единой схемы. Однако каждая фирма в отдельности имеет свою налоговую базу, право на использование льгот и порядок осуществления выплат.
этой статьи:
Аудитом называют проверку достоверности бухгалтерской отчетности, которую предоставляет аудируемое лицо. Такой учет проводится независимой организацией или отдельным представителем. В ходе проверки может оцениваться ряд показателей, не входящих в бухгалтерский учет.
Согласно законодательству, налоговый аудит не выносится в отдельную категорию проверок. Он считается одной из сопутствующих услуг.
В случае, когда организация-заказчик в рамках общего аудита планирует проверку налоговой отчетности, налоговый аудит становится частью общего.
Однако в виде пункта в плане общей проверки этой процедуры недостаточно, чтобы провести оценку всех составляющих налоговой системы. Для получения полной картины требуется отдельно провести налоговый аудит.
Хотя алгоритм аудиторских проверок отличается, они состоят из трех этапов:
- оценка системы налогообложения;
- проверка и определение правильности перечисления сумм в налоговую службу и фонды;
- составление отчета о проведенной проверке.
Важно: организация аудиторской проверки не заменяет собой дополнительных проверок, которые проводятся представителями налоговой службы.
back to menu ↑
На первом этапе аудитор изучает составляющие налоговой системы компании. Оцениваются факторы, влияющие на учет и формирование взноса. Проверяются методики, по которым рассчитывается сумма выплат.
Аудитор рассматривает обязательства и деятельность отделов, заведующих расчетом и проведением отчислений. Также проводится предварительный подсчет финансовых показателей.
На основании полученных данных? создается общая картина хозяйственных операций, определяются объекты налогообложения.
Эти сведения показывают целесообразность применения текущей системы налогообложения и помогают определить и предотвратить потенциальные нарушения.
Важно: оценка бухгалтерского учета проводится в соответствии с международными и российскими стандартами.
Первый этап проверки выявляет слабые места налоговой системы, которые на втором этапе требуют более глубокого исследования.
Если проводится бухгалтерский аудит компании, поставляющей товары за границу, особое внимание уделяется расчету и отчислению экспортного НДС.
Может выявиться, что недостаточно организован учет денежного оборота. Это, в свою очередь, усложняет ведение отчетности по налогу на прибыль.
С другой стороны, расчет налога на рекламу вряд ли вызовет затруднения. Поэтому углубленная проверка в этой сфере не производится.
Изучать все области ведения учета в большинстве случаев нерационально. Однако налоговая система компаний, имеющих многочисленные обязательства, требует полной проверки на втором этапе. Для примера, это могут быть:
- фирмы с дочерними компаниями, работающие с разными режимами налогообложения;
- предприятия с обособленными филиалами.
На втором этапе исследуется налоговая отчетность, которую аудируемое лицо предоставляет по утвержденным формам. Оценивается точность начисления налоговых взносов и соблюдение сроков выплат.
Для каждого налога предусмотрен специфический алгоритм проверки. Аудиторская организация или отдельный аудитор может предоставить компании информацию о своих методиках проведения оценки.
back to menu ↑
На третьем этапе готовится отчет о проведенной оценке. Все полученные сведения вносятся в аудиторское заключение. Оно включает в себя выводы о:
- полноте данных в предоставленных отчетах;
- правильности расчетов налоговых выплат, их отображения и уплаты;
- целесообразности применения налоговых льгот к деятельности предприятия.
Аудиторское заключение – только часть результата проведенной работы. Предприятие-заказчик также получает отчет о проверке. Именно там указывается информация об обнаруженных ошибках, и содержатся предписания, как их скорректировать.
Организация, предоставляющая услуги налогового аудита, несет ответственность за точность собранных данных и их оформление в отчете и заключении.
В отчете указывается следующая информация.
- В каком состоянии находится налоговый учет предприятия.
- Корректность применения налогового режима.
- Возможные риски.
- Способы эффективного распределения налоговой нагрузки.
back to menu ↑
В налоговое законодательство периодически вносятся поправки и уточнения. Разобраться со всеми тонкостями системы может быть непросто. Непонимание этих нюансов приводит к ошибкам в расчете налоговых взносов.
Уполномоченные органы строго следят за соблюдением законодательства. При нарушении установленных норм, налогоплательщиков привлекают к ответственности.
Чтобы избежать таких неприятных последствий, нужно следить за соответствием налоговой отчетности действующему законодательству. Заблаговременно выявить неточности и исправить их поможет бухгалтерский аудит.
Это мероприятие позволяет достичь двух целей:
- Выявить и исправить несоответствия налоговому законодательству.
- В рамках налоговой учетной политики подобрать подходящую систему налогообложения, которая позволит избежать ненужных расходов.
Организация аудиторской проверки окажет предприятию существенную помощь в ведении бухгалтерской отчетности.
Рекомендуется ее проводить и для только что открывшихся компаний. Здесь консультация по вопросам выплат поможет спланировать финансовую политику фирмы.
back to menu ↑
Аудиторские проверки классифицируются по разным параметрам. В зависимости от того, кто осуществляет проверку, выделяют аудит:
Для внешнего аудита привлекаются сторонние лица или организации. Внутренний осуществляют сотрудники предприятия.
Есть и другие типы классификации.
- Финансовый. Во время такой проверки оценивается достоверность и грамотность проведения финансовых операций. Рассматривается, насколько точно ведется бухгалтерский учет.
- Инвестиционный. Предназначен для оценки использования инвестиций и прогнозирования их эффективности в будущем. Оценка инвестиционных рисков не проводится.
- Промышленный. Сложный вид аудита, который требует оценки как финансовой, так и технологической составляющей деятельности. В рамках финансовой части проверяют оправданность расценок на предоставляемые товары или услуги. На втором этапе проверяется ход производственного процесса, работа служб контроля качества.
Важно: финансовый и инвестиционный аудит объединяют в одну категорию.
back to menu ↑
Основное предназначение аудиторских проверок – выявить и незамедлительно исправить ошибки в бухгалтерском учете. Если в силу каких-либо обстоятельств устранить неточности невозможно, их указывают в отчете вместе с предписаниями, как не допустить таких нарушений в дальнейшем.
Чтобы своевременно исправить максимальное количество ошибок, аудиторская организация должна тесно сотрудничать с:
- руководством компании;
- бухгалтерским отделом;
- юридической службой.
- Во время проведения оценки, специалистам нужно четко понимать, в чем заключается деятельность организации и каким образом она осуществляется.
- Цель составления отчета о том, как проведен бухгалтерский аудит – не вносить как можно больше данных о выявленных ошибках, а исправлять и предотвращать их в дальнейшем.
- После проверки, предприятию предоставляется оценка следующих параметров:
- точность определения налоговой базы;
- корректность выбора налогового режима;
- правильность расчета взносов в бюджет и фонды (страховой, пенсионный — не имеются в виду НПФ).
Компании передается информация о размере штрафов при несоблюдении налогового законодательства. Специалисты дают рекомендации по разработке оптимальной системы исчисления взносов и корректном применении льготных режимов.
back to menu ↑
По требованиям гражданского законодательства, организация аудиторской проверки проводится после заключения соответствующего договора. В этот документ включается полный перечень вопросов, по которым необходима консультация и оценка специалистов. Формулировка поставленных задач должна быть предельно ясной, чтобы избежать неправильного понимания.
Перед заключением договора важно убедиться, что стороны полностью принимают условия и обязательства в связи с предстоящими работами. Формируется группа специалистов, которые будут осведомлены о результатах проведенной оценки.
back to menu ↑
Бухгалтерский аудит может проводиться как по всем видам финансовых операций, так и по отдельным категориям налогов и взносов.
Особое внимание обращается на области, интересующие предприятие-заказчика. В процессе оценки собираются и анализируются данные по налоговой отчетности и применяемым льготам.
Аудиторская организация уполномочена:
- Анализировать сведения, полученные из деклараций и прочих финансовых документов организации.
- Запрашивать у руководящих лиц компании разъяснения касательно данных и алгоритмах их исчисления.
- Смотреть за тем, как проводится инвентаризация.
- Оценивать объекты, которые облагаются налогом либо задействуются для получения прибыли.
При проведении проверки велика вероятность того, что будут обнаружены нарушения действующего налогового законодательства.
Вместе с тем, до обнаружения ошибок проверяющая организация исходит из утверждения, что аудируемое лицо осуществляет деятельность в рамках установленных нормативов.
В аудиторском отчете предоставляются наряду с полученными сведениями рекомендации по улучшению бухгалтерской отчетности и применению налоговых льгот. Однако все выводы и предписания должны быть тщательно взвешены.
Важно: любые рекомендации после аудиторской проверки даются со ссылками на соответствующие законодательные нормы или другие стандарты.
back to menu ↑
Аудиторская организация, кроме непосредственно проверок, может оказывать сопутствующие услуги. Среди них можно перечислить следующие:
- консультирование по вопросам налоговой отчетности;
- анализ хозяйственных операций компании;
- консультирование по правовым вопросам и методикам управления;
- представительство в налоговой службе;
- применение новых технологий для усовершенствования бухгалтерского учета;
- оценка стоимости имущества предприятия;
- предоставление сведений о предпринимательских рисках;
- планирование инвестиций;
- формирование бизнес-плана.
- После оказания сопутствующих услуг, предприятие-заказчик получает полезные рекомендации по соблюдению налогового законодательства и устранению последствий от их нарушения.
- Специалисты оказывают помощь в планировании всей налоговой системы компании или в корректировке ее отдельных составляющих.
- Консультации помогают адаптировать бухгалтерский учет к последним изменениям требований законодательства и сделать работу управленческих структур более эффективной.
Важно: без проведения полноценного налогового аудита, положительный результат от сопутствующих услуг не будет достигнут. Чтобы оценить ситуацию и дать эффективные рекомендации, специалист должен иметь полную картину деятельности организации и выполняемых финансовых операциях.
back to menu ↑
Чаще всего организация налогового аудита проводится предприятиями, занятыми одновременно несколькими видами деятельности.
Особенно требуют внимания операции, связанные с экспортом или импортом товаров. Для таких компаний характерен оборот большого количества средств, что напрямую влияет на налоговую нагрузку.
Чтобы оптимизировать объем выплат и избежать начисления санкций, крупным фирмам целесообразно проводить такую оценку и своевременно исправлять ошибки в ведении учета.
Для перечня предприятий общий аудит считается обязательным. В их числе открытые акционерные общества, государственные фонды, кредитные, страховые и прочие организации.
Они могут заказать налоговый аудит в качестве отдельной проверки.
Важно: алгоритм налогового аудита схож с действиями, выполняемыми при налоговой проверке. Поэтому, после такой оценки независимой организацией, вероятность обнаружения недочетов и начисления штрафных санкций сводится к минимуму.
Предназначение налогового аудита – оценить налоговую систему компании, выявить и исправить недочеты в соблюдении налогового законодательства. Его своевременное проведение позволит избежать штрафных санкций в связи с нарушением установленного порядка выплат в бюджет и внебюджетные фонды.
back to menu ↑
Источник: https://yurface.ru/buhgalteriya/nalogi/nalogovyj-audit-uchet-provedenie/
Аудит налогового учета
Определение 1
Аудит налогового учета – это проверка состояния расчетов с бюджетом, а также правильности и полноты формирования налоговой базы для исчисления различных налогов.
Аудит налогового учета является одним из распространенных видов аудита, так как ошибки и искажения в налоговом учете грозят предприятию и ответственным лицам штрафными санкциями.
Замечание 1
При аудите налогового учета, проверке подлежит множество различных элементов учета, так как налоговую базу формируют практически все хозяйственные операции на предприятии.
Этапы аудита налогового учета
Аудит налогового учета осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе, аудитор изучает учетную политику предприятия. Отдельное внимание аудитор уделяет разделу о налоговом учете на предприятии. Так, аудитор определяет:
- Порядок признания выручки в организации. Это может быть метод начисления или кассовый метод.
- Классификацию видов доходов предприятия.
- Классификацию видов расходов предприятия.
- Методы формирования различных видов расходов (методы амортизации, методы списания запасов, расчет незавершенного производства и т.д.).
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- Изучая учетную политику, аудитор обращает внимание на ее соответствие Налоговому кодексу и другим действующим нормативно-правовым актам.
- Обязательной процедурой для аудитора является оценка системы контроля налогового учета на аудируемом предприятии.
- После этого, аудитор изучает составляющие учета и документального оформления операций по налоговому учету.
- Далее, аудитор проводит следующие процедуры:
- Рассчитывает уровень существенность.
- Определяет степень аудиторского риска.
- Определяет метод аудиторской выборки.
- Составляет План и Программу аудита.
Второй этап аудита налогового учета – это последовательная проверка согласно пунктам плана аудита всех элементов налогового учета. Пользуясь определенной методикой аудиторской выборки, аудитор изучает отдельные хозяйственные операции по налоговому учету.
Например, это могут быть следующие операции:
- Порядок отражения в учете операций по признанию выручки в организации. Насколько корректно, полно и своевременно данные показатели отражены на счетах бухгалтерского учета.
- Порядок формирования расходов в организации. Насколько правильно исчисляются и отражаются данные показатели на счетах учета и учетных регистрах.
- Арифметическая проверка правильности определения налоговой базы и самого налога к уплате
- Сопоставимость отраженных данных в налоговой декларации с данными в бухгалтерском учете предприятия.
- Своевременность и полноту перечисления платежей в бюджет.
- Документальное оформление всех хозяйственных операций, которые являются элементами налогового учета.
Данные процедуры, аудитор проверяет при проверке налогового учета по налогу на прибыль.
При проверке налогового учета по налогу на добавленную стоимость, аудитор проверяет:
- Своевременность отражения обязательств и налоговых вычетов по НДС на счетах бухгалтерского учета.
- Документальное оформление операций с НДС (счета-фактуры, книга продаж, книга покупок и т.д.).
- Арифметическая проверка правильности определения налоговой базы и самого налога к уплате.
- Сопоставимость отраженных данных в налоговой декларации с данными в бухгалтерском учете предприятия.
- Своевременность перечисления налога в бюджет.
Замечание 2
При аудите налогового учета по другим видам налогов, методика проверки может несколько отличаться.
На заключительном этапе, аудитор готовит аудиторское заключение, в котором отражено его независимое собственное мнение, как профессионала о состоянии налогового учета в организации.
Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/audit/audit_nalogovogo_ucheta/
Этапы проведения налогового аудита
- Контрольная работа
- По дисциплине: «Налоговый аудит»
- вариант №2
- Выполнила: студентка 4 курса
- специальности «налоги и налогообложение»
Карамли К.Т.
Проверила: Лукьяненко Л.Ф.
- Самара 2016г
- Задание №1
- Этапы проведения налогового аудита
- Проведение налогового аудита не освобождает экономический субъект (аудируемое лицо) от налогового контроля, осуществляемого должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции.
Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.
Аудиторская организация может сообщить лицу, заказавшему выполнение налогового аудита (аудируемому лицу), о своих профессиональных подходах к проведению работ, рассчитанном уровне существенности и использовании выборочного метода оценки рисков. То есть аудитор вправе рассказать своему заказчику о том, как он проверял налоговые расчеты и отчетность.
При проведении налогового аудита, оказании сопутствующих услуг по налоговым вопросам и оформлении их результатов аудиторская организация (или индивидуальный аудитор) должна руководствоваться положениями Международных правил (стандартами) аудиторской деятельности МСА N 700-799 Auditconclusionsandreporting и следующими российскими стандартами: «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (утвержден постановлением Правительства России от 23 сентября 2002 г. N 696), «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 18 марта 1999 г., протокол N 2), и «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 20 октября 1999 г., протокол N 6). Перед проведением налогового аудита и (или) оказанием других сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудиторская организация (или индивидуальный аудитор) должна удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с лицом, заказавшим выполнение специального аудиторского задания, относительно цели и характера предстоящей работы, содержания подготавливаемых итоговых документов, а также в определении состава и круга лиц, которые будут знакомиться с результатами работы, то есть создать группу или команду соответствующих специалистов.
Специальное аудиторское задание по проведению налогового аудита оформляется договором в соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ.
При заключении договора аудиторская организация должна руководствоваться положениями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг», одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 20 октября 1999 г., протокол N 6.
В договоре на выполнение задания по проведению налогового аудита и(или) других сопутствующих услуг налогового характера следует четко обозначить вопросы, по которым должно быть выражено мнение аудиторской организации. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.
В процессе проведения налогового аудита и оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам аудитор вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 25 декабря 1996 г.
, протокол N 6, и(или) работу другой аудиторской организации в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы другой аудиторской организации», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России 27 апреля 1999 г., протокол N 3.
Использование работы эксперта и(или) другой аудиторской организации не снимает ответственности с аудиторской организации (или аудитора) за качество оказываемых услуг.
- Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов, в частности: предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта (аудируемого лица); проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом (аудируемым лицом) налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. Каждый раз предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта (аудируемого лица) включает в себя следующие процедуры аудита: общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта; определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели; проверка методики исчисления налоговых платежей; правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений; оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
- предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Выполнение всех вышеперечисленных процедур позволит рассмотреть аудитору такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта. Причем любой этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. При проведении работ аудитором осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах по налогам и сборам и т.п.), а также правомерность использования налоговых льгот.
Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности.
Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.
Помимо проведения налогового аудита аудиторская организация (или аудитор) может оказывать иные сопутствующие услуги по налоговым вопросам.
При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у экономического субъекта при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве.
Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией (или аудитором), должны содержать ссылки на действующие нормативные документы и акты.
В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность экономического субъекта осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательство противного.
Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых бухгалтерских счетов и первичных документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.
2.Аудит налогообложения, связанного с налогом на прибыль:
Аудит налога на прибыль – процедура очень ответственная. Ведь благодаря этому платежу формируется львиная доля доходной части бюджета территории.
Аудитор проверяет: верность формирования налоговой базы по этому налогу; обоснованность использования льгот; контролирует состояние расчетов перед бюджетом; анализирует методы ведения учета; проводит аудит правильности исчисления налога; контролирует составление отчетности для налоговой инспекции.
Источник: https://poisk-ru.ru/s43873t4.html
Налоговый аудит
Обновление: 26 июля 2017 г.
Несмотря на то, что законодательство в рамках проверки достоверности финансовой отчетности организаций не требует обязательного проведения отдельного аудита налогообложения, такой вид ревизии становится все более актуальным. Связано это в основном с большими рисками доначислений в бюджет при проведении проверок налоговыми органами. Рассмотрим особенности налогового аудита.
Аудит начислений и не только
Даже для тех компаний, которые обязаны представлять заключение о достоверности своей бухгалтерской отчетности, такого рода заключение о налоговой отчетности не является необходимым. Однако налоговые риски становятся все более вероятными и ощутимыми.
Поэтому осуществление аудита налогообложения (как в рамках обязательной аудиторской проверки, так и отдельно) необходимо прежде всего компаниям, которые проводят высокорисковые в плане налоговых доначислений операции. Например, экспортно-импортные, льготируемые, не имеющие однозначного толкования в налоговом законодательстве и пр.
Проверка аудиторами правильности исчисления налоговых обязательств необходима также тем организациям, которые работают в условиях совмещения налоговых режимов.
В рамках налогового аудита могут быть выявлены не только те факты, которые привели к появлению потенциальной недоимки в бюджет, но и те, которые сформировали скрытые налоговые резервы в виде переплат.
Такое может произойти, когда компания, имея право на льготу, не воспользовалась ею.
Например, не применила льготу по налогу на имущество с высокоэффективным энергопотреблением или льготы, предоставленные региональным законодательством.
Цели и этапы аудиторской проверки налогообложения предприятия
В результате проверки аудиторы должны сделать вывод о том, насколько достоверной является налоговая отчетность предприятия, какие ошибки выявлены и какие меры следует принять для их устранения.
Для осуществления этой цели могут быть выделены 3 основных этапа:
- изучение состояния налогового учета проверяемого предприятия за год или иной период;
- оценка состояния налогового учета;
- выработка рекомендаций по минимизации налоговых рисков.
Задачи налогового аудита
Во время осуществления названных этапов проверяющими будут выполняться следующие основные задачи:
- проверка полноты базы налогообложения по всем уплачиваемым предприятием налогам. При этом могут быть выявлены объекты, не включенные в базу по налогу на имущество, например движимое имущество, полученное от взаимозависимых лиц, или операции, не попавшие в базу по начислению НДС, такие как безвозмездная передача имущества и пр.;
- проверка базы налогообложения на предмет включения в нее необлагаемых операций. Например, возможно ошибочное включение предприятием в доходы по налогу на прибыль имущества, полученного на пополнение чистых активов, и т.п.;
- проверка обоснованности применения пониженных или нулевых ставок налогов. При выполнении этой задачи аудиторы могут выявить неправомерность применения сельскохозяйственными или медицинскими организациями ставки 0% по налогу на прибыль или применение такой ставки при получении доходов вне рамок их основной деятельности (доходы от аренды, реализации основных средств, начисления процентов по займам и пр.). Также при выполнении этой задачи проверяется обоснованность применения ставки НДС 0% по экспортным операциям и т.д.;
- обоснованность и возможность применения льгот по налогам. Здесь необходимо провести проверку с учетом положений не только федерального, но и регионального законодательства;
- оценка рискованности учетной политики по налогообложению. В рамках этой задачи аудиторы проверят, как часто подход организации к решению той или иной налоговой проблемы отличается от точки зрения контролеров или высших арбитров. Здесь же будут рассмотрены и оценены применяемые методы оптимизации налогообложения;
- проверка правильности составления налоговой отчетности с учетом всех выявленных фактов и предоставление рекомендаций по ее уточнению;
- выработка рекомендаций по использованию обнаруженных налоговых резервов.
Все выводы, оценки и рекомендации будут изложены в аудиторском заключении.
Отметим, что возможен аудит правильности исчисления отдельного налога, а не всех уплачиваемых предприятием налогов в комплексе.
Форум для бухгалтера: Задайте вопрос и получите ответ эксперта
Источник: https://glavkniga.ru/situations/s504653
Особенности проведения налогового аудита
Налоговый аудит ― это один из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Налоговый аудит представляет собой оценку существующей модели налогообложения компании клиента, а также разработку заключения о возможности повышения эффективности в среде налогового учета компании.
Под налоговым аудитом мы подразумеваем специальное аудиторское задание по рассмотрению порядка формирования бухгалтерских и налоговых отчетов клиента с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты предприятием клиента налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды.
Налоговый аудит как отдельный вид аудита Законом N 119-ФЗ не выделяется, а относится, скорее, к сопутствующим услугам и поэтому является инициативным.
Фактически налоговый аудит может быть частью общего аудита, если заказчик общего аудита пожелает подвергнуть проверке налоговый учет и налоговую отчетность своей организации.
Однако налоговая составляющая общего аудита не может охватить всего объема информации, влияющей на налоговые обязательства организации. Поэтому, для того чтобы максимально полно изучить и впоследствии снизить налоговые риски организации, необходимо провести полноценный налоговый аудит.
Многие организации, для которых общий аудит является обязательным, указывают в договорах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту.
Проверка налоговой отчетности и налогового учета в отличие от общего аудита должна проводиться сплошным методом, а т.к.
объем налоговой информации значительно меньше, чем объем всей финансовой информации организации, то такой метод проверки вполне применим для налогового аудита.
- Целью налогового аудита являются:
- · подготовка организации к любой возможной проверке налоговых органов
- · общий анализ системы налогообложения экономического субъекта;
- · определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
- · проверка методики исчисления налоговых платежей;
- · предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
- · подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды
- · минимизация налоговых выплат
- Заказчики налогового аудита
Для того, чтобы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, компаниям целесообразно и экономически выгодно проводить налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. Отдельно налоговый аудит могут заказать и организации, для которых обязательным является общий аудит.
К таким организациям относятся: открытые акционерные общества; кредитные, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фонды, источниками образования средств, которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; организации и индивидуальные предприниматели, объем выручки от реализации продукции которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ или сумма активов баланса, которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ; иные организации, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен федеральным законом.
Фактически налоговый аудит по методу проведения схож с проверкой, которую проводят налоговые органы. Поэтому, если перед налоговой проверкой в организации проведен налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления пени и привлечения к налоговой ответственности существенно снижаются.
Следующей категорией хозяйствующих субъектов, которым необходим налоговый аудит, являются организации, в которых произошла смена главного бухгалтера. По объективным причинам это весьма негативно сказывается на качестве ведения бухгалтерского и налогового учета в организации.
Главному бухгалтеру, который порой единолично занимается всеми вопросами, связанными с налогообложением, весьма сложно в новой фирме организовать правильное ведение налогового учета и исправить уже имеющиеся ошибки предшественника. Ему необходима помощь в виде налогового аудита.
Проведение налогового аудита в организации может заказать также собственник или руководитель организации с целью проверить правильность исчисления и уплаты налогов.
Методика налогового аудита
Практически каждая аудиторская фирма имеет собственные методы и способы проведения аудита. Создать универсальную методику налогового аудита невозможно, так как, несмотря на единство налоговой системы в нашей стране, каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов. Налоговый аудит как процесс состоит из нескольких этапов:
- · предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;
- · проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
- · оформление и представление результатов проведения налогового аудита.
- На каждом из этих этапов аудиторы выполняют определенные проверочные действия.
- Так, на первом этапе необходимо:
- · провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта; определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
- · проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
- · провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
- · проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
- · осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
- Выполнение процедур на данном этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
На следующем, основном, этапе проверки необходимо определить, на каких именно участках налогового учета необходима углубленная проверка.
По результатам предварительного анализа аудиторы могут выявить проблемные моменты в налоговой системе организации, поэтому проводить полноценный аудит всех участков налоговой системы нецелесообразно.
Например, на первом этапе вполне можно понять, что проблемы у организации, скорее всего, возникнут с экспортным НДС, так как организация реализует товары (работы, услуги) за рубеж, с налогом на прибыль, так как учет доходов и расходов в целях налогообложения не организован должным образом, с акцизами, если организация реализует подакцизную продукцию, и т.д. С другой стороны, можно сразу определить участки, где проблем, вероятнее всего, не возникнет. Это касается в первую очередь несложных налогов (налог на рекламу, транспортный налог и т.д.).
Однако в организациях со сложной и объемной системой налоговых обязательств, имеющих обособленные подразделения, дочерние компании, применяющих разные режимы налогообложения (общий режим у головной организации и единый налог на вмененный доход у обособленного подразделения), второй этап налогового аудита должен проводиться сплошным методом. При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности.
В ходе проверки (аудита) аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством. В первую очередь аудиторы должны понимать, чем и каким образом на самом деле занимается проверяемая организация.
Аудитор не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации, поэтому руководство организации и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора не только формальной информацией о своей деятельности, но и фактической.
Необходимость тесного взаимодействия проверяющей и проверяемой сторон в ходе налогового аудита вызвана также тем, что в ходе проверки бухгалтерия организации должна стремиться незамедлительно исправить максимально возможное количество обнаруженных аудиторами ошибок.
Таким образом, целью налогового аудита является не обнаружение как можно большего количества ошибок и занесение их в отчет, а исправление обнаруженных ошибок вместе с работниками организации.
Если некоторые ошибки уже невозможно исправить по тем или иным причинам, аудиторы вносят их в свой отчет с рекомендациями о том, как в дальнейшем избежать аналогичных ошибок.
На третьем, заключительном, этапе подводятся результаты проведенного аудита. Результаты аудиторской проверки оформляются аудиторским заключением.
В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита следует выразить мнение: о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды; о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.
Однако само по себе заключение не несет аналитической и рекомендательной информации.
Поэтому заказчик аудита должен также требовать отчет об аудиторской проверке, в котором подробно рассмотрены все выявленные ошибки и даны рекомендации по их исправлению.
Проверяющая организация несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении и (или) отчете аудитора о выявленных им искажениях.
Т.е. при проведении налогового аудита рассматриваются следующие вопросы:
- · Оценка правильности определения налогооблагаемой базы;
- · Оценка правомерности применения налоговых льгот;
- · Оценка правильности расчета налоговых обязательств, в том числе:
- § налогу на добавленную стоимость,
- § акцизам,
- § налогу на прибыль организаций,
- § налогу на доходы физических лиц,
- § единому социальному налогу,
- § таможенным пошлинам и сборам,
- § налогу на имущество организаций,
- § транспортному налогу,
- § земельному налогу,
- § налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов,
§ и т.д.
Источник: https://infopedia.su/1x1b02.html
Методика проведения налогового аудита
Каждая аудиторская фирма располагает собственными способами и методами проведения аудита.
В целом, налоговый аудит можно определить как реализацию аудиторской организацией конкретного аудиторского задания по рассмотрению налоговых и бухгалтерских отчетов экономического субъекта для выражения мнения о соответствия нормам и степени достоверности, установленным законодательством, а также порядке формирования и отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и иных платежей во внебюджетные фонды и бюджеты разных уровней. Суворова С. П., Парушина Н.В. Международные стандарты аудита : учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2012. — 85 с.
Как процесс налоговый аудит включает в себя несколько этапов, представленных на рисунке 1.2 Кеворкова Ж.А. Международные стандарты аудита. — М.: Юрайт, 2014. — 291 с. :
Рисунок 1.2 — Этапы налогового аудита
На каждом из этапов, представленных на рисунке 1.2, аудиторы осуществляют определенные проверочные действия.
Аудиторы в первую очередь должны понимать, каким образом и чем в действительности занимается проверяемая организация. Практически любая организация в определенной степени и масштабах совершает сделки, в которых сущность отношений полностью не соответствует их юридическому оформлению.
Наиболее распространенным примером данной ситуации является обналичивание денежных средств. Многие организации с целью документального оформления подобной сделки заключают фиктивные договоры подряда.
Проведение данных операций может привести к серьезным последствиям при неграмотном юридическом оформлении.
Со своей стороны, аудитор не должен оставлять все проблемные и рисковые (с позиции налогообложения) сделки проверяемой организации без внимания, следовательно, руководство предприятия и бухгалтерская служба должны обеспечить аудитора как формальной, так и фактической информацией о своей деятельности.
На этапе предварительной оценки (экспертизы) существующей системы налогообложения экономического субъекта необходимо:
- -провести комплексный анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта;
- -проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
- -определить влияющие на налоговые показатели основные факторы;
- -провести налоговую и правовую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
- -проанализировать организацию документооборота;
- -изучить полномочия и функции служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
- -осуществить превентивный расчет налоговых показателей экономического субъекта. Рогуленко Т.М. Аудит. Учебник. — М.: КноРус, 2014. — 113 с.
Выполнение процедур на этапе экспертизы позволяет проанализировать такие существенные факторы, как соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта, а также существующие объекты налогообложения и оценить уровень потенциальных налоговых нарушений и налоговых обязательств.
На этапе проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты налогов и сборов экономическим субъектом в бюджет и во внебюджетные фонды следует определить, на каких участках налогового учета необходима глубокая проверка. Так, аудиторы могут диагностировать проблемные моменты в налоговой системе организации.
В организациях со сложной системой налоговых обязательств, располагающих обособленными подразделениями и дочерними компаниями, использующих различные режимы налогообложения, данный этап налогового аудита должен быть проведен сплошным методом.
При проведении второго этапа осуществляется также проверка представленной экономическим субъектом налоговой отчетности по установленным формам и правильности исчисления налогов, их сроков уплаты и др.
Следует отметить, что методы и способы проверки каждого отдельного налога имеют свои особенности. Новоселов К.А. Налог на прибыль. Руководство по формированию налоговой базы, исчислению и уплате налога. — М.
: АйСиГрупп, 2016. — 327 с.
В процессе налогового аудита осуществляется проверка правильности формирования налоговой базы, а также заполнения налоговых деклараций предприятия.
На сегодняшний день практически все налоги (за исключением налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и некоторых иных, исчисляются согласно данным бухгалтерского учета.
Аудиторы проводят экспертизу налогового и бухгалтерского учета за весь подлежащий проверке период. Данная экспертиза включает:
- -анализ первичных документов;
- -получение разъяснений о показателях и методиках от руководства, лежащих в основе налогового расчета.
В ходе проверки аудиторы должны тесно взаимодействовать с юридической и бухгалтерской службами предприятия, а также с руководством.
Необходимость тесного взаимодействия проверяемой и проверяющей сторон в ходе налогового аудита также вызвана тем, что бухгалтерия предприятия в ходе проверки обязана стремиться оперативно исправить максимально допустимое количество ошибок, обнаруженных аудиторами. Следовательно, главной целью налогового аудита выступает не обнаружение максимального количества ошибок и внесение их в отчет, а коррекция уже обнаруженных ошибок совместно с сотрудниками организации.
В том случае, если ряд ошибок невозможно исправить по определенным причинам, аудиторы вносят их в отчет с соответствующими рекомендациями о том, каким способом избежать аналогичных ошибок в дальнейшем. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит: учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 419 с.
На заключительном этапе оформления и представления результатов проведения налогового аудита производятся результаты аудита, оформленные аудиторским заключением. В данном заключении следует выразить мнение по следующим аспектам:
- -о степени правильности и полноты отражения и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды экономическим субъектом;
- -о правильности применения налоговых льгот экономическим субъектом. Лебедева Е.М. Аудит: учебник. — М.: Академия, 2013. — 176 с.
Заключение по своей сути не несет рекомендательной и аналитической информации. Следовательно, заказчик аудита должен потребовать отчет об аудиторской проверке, в котором будут подробно проанализирован весь комплекс выявленных ошибок и даны соответствующие рекомендации по их исправлению.
В свою очередь, проверяющая организация несет ответственность за полноту и правильность отражения данных в отчете и (или) заключении аудитора об искажениях, выявленных им.
Аудиторская фирма также может представлять интересы хозяйствующего субъекта в его отношениях с налоговыми органами, общение с которыми в ходе и по результатам проведения налогового аудита проводится:
- -для получения детальных разъяснений по проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта актам проверок;
- -при оказании консультаций (бухгалтерских, юридических, налоговых и т.п.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами, а также в других необходимых случаях.
На сегодняшний день, практика принятия на себя ответственности в полном размере аудитором при проведении налогового аудита не получила развития.
Размер ответственности аудитора, как правило, ограничивается суммой, указанной в договоре.
Однако, при принятии на себя и данной ограниченной ответственности аудитору требуется дополнительная поддержка, так как риск допустить ошибку имеется в любом случае.
Данную поддержку может гарантировать страхование. Необходимо учитывать, что по общему аудиту страхования ответственности, которое обязаны по законодательству иметь аудиторы, при налоговом аудите недостаточно.
Для того, чтобы получить компенсацию расходов клиента в результате некачественно проведенного налогового аудита от страховой компании, аудитор должен дополнительно застраховать услуги, сопутствующие аудиту, а именно налоговое консультирование. Следовательно, аудитор, обязан организовать проверку таким образом, чтобы свести возможные налоговые риски своего клиента к минимуму.
Налоговый компонент аудита на сегодняшний день слабо регламентирован действующими нормативно-правовыми документами.
Также не урегулирован ряд существенных вопросов, которые предопределяют технологию налогового аудита, а также отсутствуют четкие рамки налоговой составляющей аудита.
Кроме того, отсутствуют методические разработки по организации и осуществлению налогового аудита, что придает высокую степень актуальности разработке методологических, правовых и методических основ налогового аудита.
В современной отечественной практике до конца не решен ряд методических и организационных вопросов аудиторской проверки налоговой отчетности, а также не определена сущность аудита налоговой отчетности и его принципы проведения, критериальная область оценки, цель и задачию. Нет единого мнения в подходах к осуществлению проверки налоговой отчетности, отсутствует подробное и детализированное описание этапа планирования, а также проверка расчетов по налогам и сборам исследуется с позиций аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Очевидно, что для качественного проведения налогового аудита предприятий, необходима методика, которая включала бы теоретические и практические основы аудита налогообложения и учитывала специфику деятельности аудируемого субъекта.
Таким образом, методика проведения налогового аудита включает следующие этапы:
- -экспертиза существующей системы налогообложения экономического субъекта;
- -проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
- -оформление и представление результатов проведения налогового аудита.
На первом этапе аудиторы осуществляют анализ всех аспектов системы налогообложения предприятия и выявляют те проблемные стороны, которые требуют более подробного изучения.
Далее специалисты проводят проверку правильности составления налоговой отчетности, а также заполнения налоговых деклараций, и осуществляют анализ налоговых баз по каждому отдельному виду проверяемых налогов.
Источник: https://studwood.ru/949722/finansy/metodika_provedeniya_nalogovogo_audita