Транспортные расходы в смете: как рассчитать и отразить в бухгалтерском учете

При совершении торговых операций всем компаниям (и покупателям и продавцам) приходится решать вопросы, связанные с доставкой товара.

Товар можно доставлять как за счет средств и сил продавца, так и наоборот, за счет покупателя, какой именно способ доставки выбрать, решают сами партнеры при заключении договора, наша с вами задача рассмотреть особенности каждого варианта, для того, чтобы правильно отражать операцию в налогом и бухгалтерском учете.

По общему правилу, если договором не определен порядок доставки товара, товар доставляется поставщиком, ему же принадлежит право выбора вида транспорта или определения условий доставки (ст. 510 ГК РФ).

Транспортные расходы в смете

Таким образом, при продаже товара и перевозке его автомобильным транспортом, необходимо подписать договор, составить накладную (ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»), товарно-транспортную накладную (№ 1-Т, утв.

Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте») и счет-фактуру. Обращаем Ваше внимание, что согласно Информации Минфина РФ (от 4 декабря 2012г.

N ПЗ-10/2012″О вступлении в силу с 1 января 2013г. Федерального закона от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ — 10/2012)») с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

ФНС РФ в своем письме также приводит перечень документов, которые необходимо оформлять при перевозке товара автотранспортом (Письмо ФНС РФ от 21.08.2009г. № ШС-22-3/660).

Исходя из ч.1 ст.7 и ст.9 ФЗ от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ»О бухгалтерском учете»руководителем экономического субъекта определяется и утверждается состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

Для целей налогообложения важно, за чей счет будет доставлен товар и если стороны не определили порядок поставки в договоре, а товар будет доставлен за счет покупателя, то велика вероятность того, что проверяющие органы, сочтут эти расходы экономически необоснованными.

Признание расходов на доставку товара напрямую зависит от условий договора, поэтому в договоре необходимо указывать момент перехода права собственности на товар, определять сторону, на которую возложена обязанность по доставке товара, а также способ оплаты расходов (включение в стоимость товара, оплата по отдельному документу и т. д.).

Транспортные расходы в смете: как рассчитать, отражение в бухгалтерском учете, в торговых организациях, прямые и косвенные расходы Транспортные расходы в смете: как рассчитать, отражение в бухгалтерском учете, в торговых организациях, прямые и косвенные расходы

В целях налогового учета организации, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы, понесенные в связи с покупкой и реализацией товаров, с учетом положений статьи 320 НК РФ, согласно которой расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Таким образом, организация может воспользоваться одним из двух способов учета транспортных расходов иучесть данные затраты в целях налогообложения прибыли:

  • расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара;
  • расходы на транспортные услуги учитываются в качестве прямых.

Выбор конкретного способа учета, должен быть отражен в учетной политике организации и применяться в течение не менее двух налоговых периодов (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2012 г.N 03-03-06/1/420 «Об определении расходов по торговым операциям»). Нельзя не отметить, что в данном случае должны соблюдаться общие правила признания расходов (п.1 ст.

252 НК РФ), то есть расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными (оформленными надлежащим образом) и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение прибыли (дохода).

Применение рассматриваемой нами статьи (ст.320 НК РФ), распространяется только на расходы торговой организации по доставке товара на свой склад, если же производится аренда транспортного средства, то такие расходы относятся к материальным (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2007г. N 03-03-06/1/157 «О порядке учета для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов налогоплательщика»).

Рассмотрим более подробно оба способа.

Расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара. Отметим, что этот вариант определения расходов наиболее удобен для учета.

Бухгалтерский учет: дебет 44 кредит 10, 70, 69, 02 — доставка осуществлена собственным транспортом и дебет 44 кредит 60 (76) — доставка осуществлена с помощью привлечения транспортной компании. Так как транспортные расходы включаются в стоимость товара, то НДС начисляется со всей стоимости, указанной в договоре.

Обращаем внимание, что в данному случае стоимость транспортных услуг отдельно не выделяется, в счет-фактуре указывается только одна позиция. Предъявленный НДС принимается к налоговому вычету на общих основаниях при соблюдении необходимых условий (ст. 171-ст. 172 НК РФ).

Покупатель учитывает товар по фактической себестоимости на основании накладной, проводка будет следующей дебет 41- кредит 60 на всю сумму приобретенного товара.

Транспортные расходы в смете: как рассчитать, отражение в бухгалтерском учете, в торговых организациях, прямые и косвенные расходы Транспортные расходы в смете: как рассчитать, отражение в бухгалтерском учете, в торговых организациях, прямые и косвенные расходы Расходы на транспортные услуги учитываются в качестве прямых (покупатель отдельно возмещает поставщику расходы по доставке товара).

Порядок учета транспортных расходов определяется исходя из условий заключенного договора с покупателем. В том случае, когда в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, то сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика.

С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза по железной дороге будет являться расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. Прибыль — это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, таким образом, при превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю, возникает налоговая база по налогу на прибыль.

По мнению Минфина РФ, если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации не возмещаются покупателем, то расходы включаются для целей бухгалтерского учета в состав расходов на продажу, а если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103 О порядке учета транспортных расходов).

А возможно ли использовать посреднический договор при определении условий доставки товара?

Да, возможно. Это право предоставлено сторонам статьей 421 ГК РФ, в которой говорится, что юридические лица свободны в заключении договора и могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом, а такжестороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор).

К отношениям сторон по таким договорам применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре и естественно, условия договора определяются по усмотрению сторон. Использовать такой договор можно, если нужно избежать проблем с входным НДС, уплаченным в составе транспортных расходов.

В этом случае, поставщик становится еще и агентом по отношению к покупателю, а покупатель соответственно принципалом. По общему правилу, агент получает вознаграждение за посреднические услуги, которое облагается НДС и налогом на прибыль.

По окончанию исполнения поручения, агент обязан представить принципалу (покупателю) отчет о выполнении поручения, к которому необходимо приложить копии подтверждающих первичных документов.

У покупателя в бухгалтерском учете стоимость доставки товара, предназначенного для дальнейшей перепродажи, до собственного склада отражается двумя способами:

Транспортные расходы организации принимаются к учету путем:

  • отнесения расходов на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения расходов на доставку на отдельный субсчет к счету 41 «Товары»;
  • непосредственного (прямого) включение транспортных расходов в фактическую себестоимость товара.

Непосредственное (прямое) включение в фактическую себестоимость товара целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой товаров, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп товаров.

Конкретный вариант учета транспортных расходов устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике (п. 83 Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н»Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»).

Затраты включаются в состав расходов на продажу и учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании транспортные расходы распределяются между проданным товаром и остатком товара на складе на конец каждого месяца.

И вариант бухгалтерского, и вариант налогового учета должен быть закреплен в учетной политике организации.

Покупатель, как и поставщик, может выбрать способ отражения транспортных расходов:

  • Транспортные расходы включаются в стоимость приобретенных товаров. При этом затраты учитываются в периоде реализации товаров, в стоимости которых они учтены
  • Транспортные расходы не включаются в стоимость товара, а учитываются как самостоятельный вид прямых расходов. Если на конец месяца реализован не весь приобретенный товар, организации надо рассчитать величину транспортных расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров (ст. 320 НК РФ).

Для документального подтверждения понесенных расходов покупателю необходимы первичные документы, подтверждающие перевозку (накладная, копия акта об оказании транспортных услуг поставщику, акт поставщика на возмещение расходов (либо отчет агента)).

Таким образом, расходы на доставку товара могут составлять значительную долю от его стоимости. Признание транспортных расходов зависит от условий договора.

В документах, услуга по доставке товара может быть выделена отдельной строкой или быть включенной в стоимость товара.

Но во избежание возникновения проблем со стороны контролирующих органов, помимо этого условия необходимо предусмотреть момент перехода права собственности на товар, сторону по доставке товара, а также порядок оплаты и стоимость транспортных расходов.

Источник: https://rosco.su/press/transportnye-raskhody-v-torgovykh-organizatsiyakh-uchet-i-nalogooblozh/

Прямые и косвенные затраты в торговле

Любая организация имеет дело с определенными финансовыми потоками – доходами и расходами. Доходы – это то, что предприятие получает или зарабатывает.

Расходы – это то, что организация тратит на те или иные функции или на организацию работоспособности предприятия.

К доходам можно отнести полученную прибыль от продажи продукции, а примером расходов являются затраты на приобретение материалов, инструментов для производства, оплату труда и так далее.

В свою очередь, расходы можно условно разделить на два типа: прямые затраты и косвенные затраты.

Давайте разберем более детально, что это такое и чем они отличаются. Любая организация должна вести учет прямых и косвенных расходов. Однако точного определения всех возможных вариантов не дано. Придется самим решать, какие и куда следует отнести. Налоговый кодекс дает следующее определение косвенным расходам.

Читайте также:  Персонифицированный учет в 2019-2020 годах: сроки сдачи и корректировка сведений

Определение 2

Расходы, которые используются при подсчете налога на прибыль и не являются прямыми, следует считать косвенными затратами, что связаны с производством или реализацией продукции организации.

Транспортные расходы в смете: как рассчитать, отражение в бухгалтерском учете, в торговых организациях, прямые и косвенные расходы

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Разделение затрат на такие виды является необходимым для подсчета налогов на прибыль организации. Прямые расходы распределяются между продукцией организации на конец месяца, а косвенные являются расходами отчетного периода и учитываются при налогообложении заработка. Разные способы их учета требуют четкого их разделения и следования этому при подсчете налогов предприятия.

Косвенные расходы

Что включают в себя косвенные расходы:

  • Использование основных средств собственного капитала.
  • Затраты на оплату труда работников организации. При этом, не учитываются расходы на оплату работы занятых в процессе производства сотрудников.
  • Оплата страхования организации, здоровья и имущества.
  • Расходы на реализацию и производственные затраты. Оплата аренды, сертификация продукции, реклама, спецодежда для сотрудников, топливо, материалы, упаковка товаров – всё это относится к косвенным расходам.

Замечание 1

При этом к косвенным расходам не относятся расходы на приобретение товаров, если они были реализованы в данном отчетном периоде, а также транспортные расходы по поставке товаров со склада в случае, если это не входит в стоимость приобретения товаров.

В случае, если организация не учитывает расходы доставки товаров на склад как расходы на приобретение товаров, то есть не включает их в себестоимость товаров, данные расходы нужно разделить между реализованными и нереализованными товарами. Стоимость услуг доставки на склад клиента всегда учитывается как косвенный расход текущего месяца.

Прямые расходы

Налоговый кодекс устанавливает определенные правила для учета прямых расходов. Сюда относят: стоимость продукции или услуг; транспортные расходы предприятия по перевозке товара на склад торговой организации при условии, если это не было включено в себестоимость товаров.

Прочие расходы, за исключением внереализационных являются косвенными и списываются с прибыли предприятия. Например, расходы по подготовке товаров или услуг к продаже, которые не входят в себестоимость товара (к примеру, рекламные расходы).

В случае если предприятие будет расширять свои прямые расходы (не включать их в себестоимость товаров, а учитывать как прямые), то показатель прибыли конкретного текущего периода существенно снизится.

В случае с нетранспортными расходами, которые связаны с покупкой товаров или услуг, всё немного проще. Здесь есть право выбора:

  • Учесть их как самостоятельный косвенный расход для текущего периода.
  • Учесть как прямой расход в себестоимости товаров, при этом уменьшится прибыльная база, но только после продажи данного продукта.

Второй вариант имеет некоторые преимущества и более часто используется. Причиной этому – приближенность к необходимым целям бухгалтерского учета. То есть не придется выполнять одну и ту же работу дважды, для налогового учета и для бухгалтерского.

Для определения транспортных прямых расходов, которые используются при формировании налога на прибыль, необходимо производить особый расчет. Каждый месяц по методу среднего процента необходимо вычислять сумму прямых транспортных затрат. Данная сумма будет учитываться к текущем периоде для формирования прибыли.

Ведение налоговой и бухгалтерской отчетности является крайне важным для любой организации. Это позволяет провести анализ и понять, как обстоят дела в конкретной организации за конкретный период времени. Бухгалтерский учет необходим для более детального разбора всех финансовых потоков организации, определения наиболее важных и нецелесообразных для их последующего устранения.

Без бухгалтерского учета невозможно определить невыгодные или нерентабельные расходы. Именно благодаря ему можно найти деятельность организации, которая приносит больше всего прибыли, и устранить ту, которая дает больше всего расходов. Без этого будет трудно добиться хорошего финансового положения организации.

Соблюдение налогового кодекса при подсчете налоговых издержек организации очень важно учитывать все необходимые детали и правила. В противном случае можно получить большое количество проблем, вплоть до штрафов и судебных разбирательств за их нарушение.

Согласно налоговому кодексу, к фактическим затратам на приобретение товаров (реальной стоимостью товара), относят:

  • Суммы, которые оплачивают согласно договору с поставщиком.
  • Суммы, которые идут в счет оплаты информационных и консультационных услуг при покупке товаров.
  • Таможенные расходы при ввозе товаров из других стран.
  • Налоги, которые оплачиваются при приобретении товаров.
  • Другие затраты, которые относят только к затратам на покупку товара.

Транспортные расходы для конкретного товара могут учитываться как в его себестоимости, так и отдельно от нее. Согласно налоговому кодексу выбор способа учета данных расходов остается за организацией. Состав прямых расходов для торговой организации является фиксированным и не может изменяться самой организацией.

Для лучшего понимания разницы между прямыми и косвенными расходами нужно просто усвоить саму их суть. Прямые расходы – это те, которые связаны с покупкой материалов и инструментов для создания готового продукта. То есть те расходы, без которых конечный продукт не может быть создан. Всё остальное можно смело относить к косвенным расходам.

При этом, за производителем сохраняется право самому решать, относить ли какие-то конкретные виды расходов к затратам на создание продукции, или нет.

Безусловно, рекламу товара, консультационные услуги, оплата доставки товара до склада, оплата рабочих для изготовления конечного продукта – всё это можно учитывать как составляющие себестоимости товара. Однако это не всегда будет наиболее выгодным вариантом.

В этом случае увеличивается расход организации при продаже данных товаров. Расходы учитываются не сразу, а только после реализации конкретного товара.

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/suschnost_i_soderzhanie_buhgalterskogo_ucheta/pryamye_i_kosvennye_zatraty_v_torgovle/

Прямые и косвенные затраты в бухгалтерском и налоговом учете

Транспортные расходы в смете: как рассчитать, отражение в бухгалтерском учете, в торговых организациях, прямые и косвенные расходы

Прямые затраты

Прямые затраты формируют себестоимость только одного вида продукции. В учетной политике вы должны самостоятельно определять затраты, относимые к прямым.

Примеры прямых затрат:

  • материально-производственные запасы, комплектующие и полуфабрикаты;
  • зарплата работников основного производства и социальные выплаты;
  • амортизация оборудования основного производства.

Перечень прямых затрат представлен в ст. 318 НК РФ, он открытый и может включать другие расходы по вашему усмотрению. Однако перед тем как включить затраты в список прямых, обратите внимание: они должны быть непосредственно связаны с производством и реализацией товаров, работ и услуг.

Для торговых организаций есть отдельный список прямых расходов, который строго регламентирован и не подлежит изменениям. К ним относятся стоимость приобретенных товаров и затраты на транспортировку.

Косвенные затраты

Косвенные затраты формируют себестоимость нескольких видов продукции одновременно. Нет возможности прямо установить, на какую продукцию их относить. Эти расходы обеспечивают производственные процессы и работу организации в целом. Примеры косвенных затрат:

  • коммунальные платежи;
  • заработная плата вспомогательного персонала, административных работников и управленцев;
  • амортизация вспомогательного оборудования;
  • маркетинговые акции для рекламы компании.

В Налоговом кодексе говорится, что все затраты, которые вы не отнесли к прямым в учетной политике, классифицируются как косвенные.

К косвенным расходам не стоит относить внереализационные, так как они не имеют прямой связи с производством и реализацией товаров, работ и услуг. Распределяйте косвенные затраты пропорционально на все виды продукции.

Для распределения выберите базу. Базой могут быть переменные затраты, например, зарплата или стоимость материалов.

Постоянные и переменные затраты

Среди всех затрат на предприятии выделяются постоянные и переменные. Постоянные затраты не связаны с объемом выпускаемой продукции и при его увеличении или уменьшении остаются неизменными. Переменные, напротив, напрямую зависят от производственных объемов и пропорционально увеличиваются. Эти понятия являются условными.

Комбинации разных типов затрат

Классификация затрат основана на разных критериях, поэтому возможны их комбинации. Существуют переменные и постоянные прямые и косвенные затраты.

Прямые затраты тесно связаны с производством, поэтому их большая часть относится к переменным. Но есть исключения: например, зарплата супервайзера, контролирующего процесс производства продукции определенного вида. Его зарплата не зависит от производственных объемов, что говорит о постоянном характере затрат, а отношение к конкретному виду продукции делает их прямыми.

На постоянные и переменные разделяют и косвенные затраты. К постоянным можно отнести аренду офиса, а к переменным расходы на инструменты, вспомогательные материалы и пр.

Прямые и косвенные затраты в бухгалтерском учете

Из всех затрат на изготовление продукции складывается ее себестоимость. На счете 20 сосредоточены почти все расходы производственного характера, которые можно отнести к прямым.

Счет основного производства по дебету корреспондирует со счетами 02, 10, 23, 25, 26, 60, 69, 70 по кредиту. Чтобы определить себестоимость изделия определенного вида, к счету 20 открывайте аналитические счета  по отдельным видам изделий и затрат.

Это упростит процедуру формирования себестоимости по видам.

Косвенные затраты содержатся на счетах 25 и 26. Для составления проводок по кредиту применяются те же корреспонденции, что и для прямых затрат. Не забывайте, что относить косвенные расходы напрямую на себестоимость одного изделия нельзя. Выберите обоснованную базу распределения и отметьте свой выбор в учетной политике.

Прямые и косвенные расходы в налоговом учете

В налоговом учете расходы тоже разделяют на прямые и косвенные, но с другими целями. Задача бухучета — формирование себестоимости единицы продукции, а для налогового учета важно, в какой момент затраты относятся на стоимость продукции. Размер налоговой базы будет изменяться в зависимости от величины прямых и косвенных расходов.

Прямые расходы относятся на текущий налоговый период только после того, как продукция, на стоимость которой они отнесены, была реализована.

Косвенные расходы никак не связаны с реализацией, они  уменьшают налоговую базу в том же отчетном периоде, в котором возникают.

Если в вашей организации объем косвенных расходов превышает прямые, то затраты будут учитываться раньше, и размер налогооблагаемой прибыли снизится. Нужно внимательно следить за обоснованием ваших решений по отнесению расходов к косвенным. Если занижать величину прямых расходов или неверно их учитывать, налоговые органы могут посчитать это нарушением и привлечь к ответственности.

Порядок списания расходов

Независимо от того когда поступит оплата за продукцию, прямые расходы нужно списывать в том периоде, в котором продукция была реализована. Даже если оплата поступит в следующем отчетном периоде. Не стоит списывать расходы на готовую продукцию на складах, НЗП, и отгруженные товары.

Прямые расходы можно единовременно списать только организациям, оказывающим услуги. Они могут относить весь объем прямых затрат на отчетный период. Для организаций, занимающихся выполнением работ, это правило не действует, так как при выполнении работ результат представлен в материальной форме.

Косвенные расходы в налоговом учете не подлежат распределению. Они списываются единовременно, в том же налоговом периоде, в котором были произведены. Размер налогооблагаемой прибыли при этом снижается.

Для сближения бухучета и налогового учета постарайтесь уравновесить размер производственной себестоимости с прямыми расходами в налоговом учете.

Использование облачного сервиса Контур.Бухгалтерия поможет вам верно разделить расходы на прямые и косвенные, а также своевременно и в полном размере их отразить. В течение 14 дней вы можете бесплатно вести учет и составлять отчетность в Контур.Бухгалтерии.

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/414-pryamye-i-kosvennye-zatraty

Как включить все транспортные затраты в косвенные расходы

Затраты торговой компании, связанные с транспортировкой товаров, включаются в налоговые расходы — они направлены на получение дохода и экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Однако расходы по доставке товаров на собственный склад учитываются постепенно, по мере реализации товаров (прямые расходы), а расходы по доставке товаров покупателю — единовременно (косвенные расходы).

Очевидно, что списывать транспортные расходы как прямые менее выгодно, чем косвенные. Ведь в этом случае затраты надо будет распределять пропорционально проданным товарам.

Проанализируем на основе арбитражной практики, как компании защитить наиболее выгодный для себя способ учета транспортных расходов.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Илья МОКРЫШЕВ, партнер компании «Морган Финанс»: — Так как транспортные расходы в любом случае будут учтены плательщиком при исчислении налога на прибыль, компании, в зависимости от особенностей ее деятельности (размер транспортных расходов, срок реализации товара), при выборе порядка учета прежде всего необходимо четко определить размер возможного экономического эффекта учета транспортных расходов в качестве прямых или косвенных. Для многих налогоплательщиков экономический эффект, если рассматривать его хотя бы в среднесрочной перспективе (календарный год), будет незначителен и может оказаться значительно меньше, чем стоимость судебного процесса с налоговиками, от которого плательщик не застрахован.

Читайте также:  Нулевая декларация по налогу на прибыль в 2019-2020 годах: образец заполнения

МОЖНО ЛИ ПРЕВРАТИТЬ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ В КОСВЕННЫЕ

Когда компания доставляет товар для реализации — это ее косвенные расходы и списать их можно сразу же.

Если же транспортные расходы связаны с доставкой товаров до склада компании, их можно либо признать прямыми и распределить затраты между реализованными и нереализованными товарами (ст. 320, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Либо прописать в учетной политике, что эти расходы входят в продажную стоимость товаров (ст. 320 НК РФ).

Безусловно, выгоднее для компании доказать, что все ее расходы связаны именно с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой их на собственный склад. Но подобная трактовка ситуации потребует соответствующего оформления первичных документов и скорее всего привлечет внимание налоговиков.

В частности, чтобы учесть все расходы как косвенные, на практике компании указывают, что были оказаны, например, консультационные услуги, а не транспортные.

Скажем, компания оплачивает одному и тому же перевозчику доставку как купленных, так и проданных товаров, а на доставку выписывается отдельный счет-фактура и оформляется отдельный акт на консультационные услуги. Но, конечно, такой способ рискован.

Во-первых, здесь идет речь об оформлении реально не оказанных услуг, а во-вторых, даже если инспекторы не обнаружат этот факт, сами консультационные услуги привлекут их особое внимание, поскольку зачастую налоговики считают, что эти услуги прикрывают схему*.

* Подробнее о том, почему налоговики сейчас проявляют повышенное внимание к услугам, читайте в статье «Услуги будут контролировать особо: внутренние рекомендации ФНС» на стр. 28 этого номера «ПНП».

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»: — Безусловно, нельзя рекомендовать торговой организации оформлять транспортные услуги как консультационные, информационные, маркетинговые и иные аналогичные услуги.

Дело в том, что такого рода расходы всегда вызывают подозрение проверяющих, которые скорее всего обязательно попросят консультационный отчет контрагента. При этом информация, содержащаяся в отчете, должна быть действительно необходима организации, иначе эти затраты будут признаны необоснованными (п. 1 ст.252 НК РФ).

Выгоднее доказать, что все расходы связаны с реализацией товаров, а не с покупкой и доставкой

Кроме того (если перевозчик один и тот же), возможно перераспределение стоимости транспортных услуг между доставкой товаров на собственный склад и доставкой покупателям. Большую часть суммы перевозчик выставляет в качестве платы за доставку товаров покупателям, а меньшую оформляет как плату за доставку товаров на собственный склад компании.

Но здесь риск следующий. Если в товаросопроводительных документах указано количество перевозимого товара, возможны претензии налоговиков по поводу отклонения цены перевозчика более чем на 20 процентов. Правда, если перевозку компания в обоих случаях осуществляет собственными силами, возможности по перераспределению расходов у нее шире.

Однако в любом случае, когда компания искусственно пытается оформить документы по транспортировке приобретаемых ею товаров таким образом, чтобы они имели отношение не к закупке, а к реализации, она вряд ли найдет поддержку в суде.

То же самое можно сказать и про формальное разделение транспортных расходов на плату за собственно перевозку и сопутствующие перевозке услуги. Примером тому является постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.07 № А43-14231/2006-14-86.

Суть дела. Компания доставляла товары до собственного склада по железной дороге.

Помимо платы за перевозку товаров компания оплачивала железной дороге стоимость обработки документов, связанных с перевозкой, и некоторые другие сопутствующие платежи, не зависящие от объема перевозимого груза.

Для целей налогообложения компания учитывала плату железной дороге за перевозку грузов как прямые расходы, а прочие платежи — как косвенные.

В ходе проверки налоговики не согласились с таким подходом. Все прочие платежи были исключены из состава косвенных расходов. Компании был доначислен налог на прибыль, а также предложено заплатить штраф и пени.

Суд поддержал налоговиков, сочтя, что все затраты компании, связанные с доставкой товаров на собственный склад, должны включаться в состав прямых расходов.

Позиция налоговиков. Расходы по обработке документов железной дорогой являются транспортными расходами, связанными с доставкой товаров на склад покупателя. Поэтому компания неправомерно включала эти платежи в налоговые расходы соответствующего периода полной суммой. А так как они не были включены в стоимость приобретения товаров, они признаются прямыми.

Позиция компании. Расходы по обработке документов железной дорогой являются косвенными, так как по сути они не являются транспортными затратами или иными затратами, связанными с приобретением товаров. Поэтому их необходимо учитывать отдельно.

Выводы судей. Затраты по обработке документов и прочие платежи железной дороге неразрывно связаны с доставкой товаров до склада налогоплательщика, следовательно, их следует включать в расходы в порядке, установленном для прямых расходов. То есть пропорционально стоимости реализованных товаров.

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ РАСХОДЫ ПРИ ТРАНЗИТЕ

А как быть торговой организации, если доставка товара одновременно относится и к приобретению этого товара и к его реализации? Такая ситуация возникает, например, когда товары отправляются покупателю транзитом. То есть компания оплачивает перевозку товара от своего поставщика своему покупателю, минуя стадию складирования.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Илья МОКРЫШЕВ, партнер компании «Морган Финанс»: — При транзите товара (когда товар поставляется, минуя склад налогоплательщика) отсутствует доставка товаров до склада покупателя, что является непременным критерием для учета транспортных расходов в качестве прямых, согласно буквальному прочтению статьи 320 НК РФ. Поэтому я считаю, что такие транспортные расходы должны быть учтены в качестве косвенных.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА Снежана МЕЛАШЕНКО, главный бухгалтер ООО «Агентство реконструкции и развития», г. Воронеж: — При транзите продукция напрямую доставляется от поставщика до склада покупателя, поэтому с одинаковым успехом эти расходы можно отнести как к косвенным, так и к прямым.

Скорее всего налоговики будут придерживаться последней точки зрения. Чтобы снизить налоговый риск, я бы все транзитные расходы отнесла к прямым.

В данном случае торговой компании невыгодно учитывать транспортные расходы отдельной строкой. Ведь формально налоговики могут признать всю сумму транспортных расходов прямыми расходами и их нужно будет распределить на весь остаток товара на складе. Следовательно, такой метод несет дополнительный налоговый риск.

Поэтому при транзитной торговле выгоднее всего не определять, с чем именно связаны затраты — с приобретением или продажей товара, а учесть транспортные расходы в стоимости товаров.

В таком случае затраты на доставку единовременно войдут в налоговые расходы, так как вся партия товара, к которой относятся транспортные затраты, уже отгружена покупателю.

Однако такой подход сначала нужно будет закрепить в учетной политике.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»: — Проблема учета расходов по доставке «транзитного» товара также заслуживает отдельного внимания. Безусловно, решение вопроса значительно упрощается, если моменты перехода права собственности к компании и к покупателю не совпадают. Тогда расходы на доставку будут признаваться прямыми (или включаться в стоимость товаров) только в части доставки до места, где товар переходит к организации.

Если же товар переходит к покупателю в тот же момент, когда его получает сама компания, правомерность учета расходов на доставку в составе косвенных может подтвердить пункт 1 статьи 510 ГК РФ, где сказано, что обязанность доставки товара лежит на поставщике.

На практике компании указывают, что вместо транспортных были оказаны консультационные услуги

Возможны и другие ситуации, когда нельзя однозначно определить, связаны ли транспортные расходы с доставкой товаров до склада продавца или с реализацией этого товара. Подобное дело рассматривал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 23.05.07 № А56-19767/2006).

Суть дела. На основании договоров поставки компания приобретала нефтепродукты (бензин, дизельное топливо) для их дальнейшей реализации в розничной сети АЗС. Первоначально они хранились на нефтебазах.

В дальнейшем нефтепродукты перевозились на хранение на автозаправочные станции. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС компания списывала единовременно в том налоговом периоде, когда они были понесены.

При проверке налоговики исключили часть расходов на транспортировку, приходящихся на нереализованный бензин, из налоговых расходов рассматриваемого периода. Компании были доначислены недоимка, пени, а также наложен штраф.

Суд поддержал компанию, согласившись с тем, что затраты по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются расходами, связанными с реализацией товаров.

Позиция налоговиков. Расходы по доставке нефтепродуктов на АЗС являются прямыми, так как АЗС следует рассматривать как место хранения (конечный склад доставки), а не реализации товара. Ведь АЗС не являются покупателем нефтепродуктов, а лишь осуществляют реализацию по договорам оказания услуг.

Позиция компании. Расходы по перевозке нефтепродуктов от нефтебаз до автозаправочных станций являются косвенными, связанными с реализацией товаров, так как АЗС является не хранилищем нефтепродуктов, а местом их реализации.

Выводы судей. Транспортные расходы связаны с реализацией товара, а не с доставкой его до собственного склада компании. Ведь автозаправочные станции не являются складами нефтепродуктов компании, а используются как торговые точки. Поэтому транспортные расходы, связанные с реализацией товара и понесенные в связи с его доставкой до торгового места (АЗС), являются косвенными.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ

Если транспортные расходы, произведенные компанией, никак нельзя признать связанными с реализацией (превратить в косвенные), все равно остается законная возможность налогового планирования подобных расходов.

Но сначала надо решить, что для компании более выгодно: включать расходы на доставку товаров до собственного склада в стоимость товаров или выделять их отдельной строкой (обе эти возможности закреплены в ст. 320 НК РФ).

Суть различия между ними состоит в том, что, если транспортные расходы на доставку включаются в стоимость конкретной партии товаров, они будут учитываться по мере реализации исключительно этой партии товаров, а если распределяются по среднему проценту — распределятся на весь остаток непроданного товара.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА Нелля ЕРОХИНА, главный бухгалтер группы компаний «Кофе-Центр»: — На практике самым оптимальным является тот вариант, когда стоимость транспортных расходов «приходуется» вместе с товаром, то есть формирует себестоимость единицы товара.

Несмотря на то что вместе с оставшимся на конец периода на складе товаром останутся и несписанные транспортные расходы, в следующем квартале (когда будут реализованы остатки со склада) эти расходы уменьшат прибыль. В результате затраты будут списаны равномерно на себестоимость и снизятся налоговые риски. Конечно же, такой метод нужно сначала прописать в учетной политике.

В итоге определение выгодности того или иного способа зависит от многих факторов: от того, с какой скоростью в компании реализуются товары, какая сумма тратится на их доставку, от соотношения размера транспортных расходов и покупной стоимости. Но не надо забывать, что выбранный порядок учета транспортных расходов нельзя будет изменить в течение двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).

Читайте также:  Статистическая форма 1-т: скачать бланк, образец заполнения

Однако несмотря на то, что компания имеет право выбора оптимального варианта учета транспортных расходов, как показывает практика, отсутствие претензий со стороны налоговиков не гарантировано. Так, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.05 № 10АП-2837/05-АК арбитры рассмотрели следующую ситуацию.

Суть дела. Компания оплачивала расходы на доставку покупных товаров до собственного склада. В учетной политике было установлено, что расходы на доставку покупных товаров при их приобретении включаются в цену приобретения товаров, а не относятся к прямым расходам, подлежащим определению по среднему проценту в соответствии со статьей 320 НК РФ.

Налоговики установили, что в результате применения такого способа себестоимость реализованных товаров в целях налогообложения была завышена по сравнению с методом распределения транспортных расходов по среднему проценту. По результатам проверки компании было предложено доплатить налог на прибыль, а также перечислить штраф и пени.

Но суд согласился с тем, что компания сама вправе определять, включать ли транспортные расходы в цену приобретения товара или выделять их отдельной строкой. Позиция налоговиков.

Компания получила необоснованную налоговую выгоду, поскольку в нарушение статьи 320 НК РФ не распределила прямые расходы текущего периода, связанные с доставкой покупных товаров до склада, на реализованные товары и остаток товаров на складе, а включила их в покупную стоимость товара.

Позиция компании. Метод учета транспортных расходов, предусматривающий их включение в стоимость покупных товаров, разрешен статьей 320 НК РФ и закреплен в учетной политике. А согласно статье 320 НК РФ, налогоплательщик вправе сам определять, какой применять метод налогового учета транспортных расходов. Выводы судей.

Действия налогоплательщика не противоречат Налоговому кодексу. Статья 320 НК РФ предусматривает два варианта учета транспортных расходов по доставке товаров на собственный склад компании.

При этом налогоплательщик закрепил в учетной политике, что расходы на доставку покупных товаров при их покупке включаются в цену, и следовал этому положению в учете.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Игорь НЕВСКИЙ, ведущий специалист консультационного отдела департамента аудита АКГ «СВ-Аудит»:

Налогоплательщик может в учетной политике самостоятельно определить, включает ли он расходы на доставку товаров в их покупную стоимость или относит к прямым расходам и распределяет пропорционально остатку товаров на конец месяца. Однако первый вариант следует признать не только менее трудоемким с точки зрения бухгалтера, но и более полезным в целях управленческого учета. В этом случае стоимость товаров отражает сумму фактических затрат компании, связанных с приобретением товаров. Кроме того, в налоговом учете целесообразно закрепить тот же порядок, который принят в бухгалтерском учете. Это позволит не только уменьшить трудоемкость учетного процесса, но и снизить риск претензий налоговых органов.

При транзитной торговле выгоднее не определять, с чем связаны затраты — с приобретением или продажей товара

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/922-kak-vklyuchit-vse-transportnye-zatraty-v-kosvennye-rashody

Транспортные расходы – прямые или косвенные расходы?

Главная > прочие документы > Транспортные расходы – прямые или косвенные расходы?

Данная статья будет актуальна всем видам бизнеса, где в какой-то степени задействована транспортная доставка, содержание транспорта. Транспортные расходы – прямые или косвенные расходы? Прочитав статью, вопрос будет решён.

Прямые и косвенные расходы: что это?

Согласно ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

Прямые расходы Косвенные расходы
·         расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

  • расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
  • Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
  • Стоит обратить внимание на порядок учёта расходов:
Прямые расходы Косвенные расходы
Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

В случае, если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

Какие расходы можно считать транспортными расходами?

Транспортные расходы можно выделить в следующие группы:

  • доставка купленного сырья, основных средств, имущества, товаров;
  • доставка клиентам товаров;
  • обслуживание транспортных средств (собственных, арендованных).
  • Как можно оценить расходы на доставку?
  • Согласно ст. 320 НК РФ к прямым расходам относятся:
  • стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;
  • сумма расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

  • определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
  • определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
  •  Таким образом, в транспортные расходы на доставку относятся:
  • расходы на доставку приобретенных основных средств;
  • расходы на доставку сырья;
  • расходы на доставку товаров покупателям.

Для учёта транспортных расходов в случае доставки товара покупателю необходимо оформление следующих документов:

  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • товарно-транспортная накладная (1-Т).

Как можно оценить расходы на транспорт?

  • транспорта включает в себя следующие виды расходов:
  • расходы на ГСМ;
  • расходы на приобретение запчастей для транспортного средства;
  • расходы на ремонт транспортного средства;
  • расходы на страхование (КАСКО, ОСАГО);
  • расходы на парковку.

Источник: https://buhland.ru/transportnye-rasxody-pryamye-ili-kosvennye-rasxody/

Как налоговики рекомендуют организациям делить расходы на прямые и косвенные

Однако налоговики настаивают на том, что организация не вправе произвольно относить расходы именно к косвенным и обязана обосновать, почему их нельзя считать прямыми.

В налоговом учете организаций, использующих метод начисления, все расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на прямые и косвенные ( п. 1 ст. 318 НК РФ). Рано или поздно и прямые, и косвенные расходы компания учтет при расчете налога на прибыль. Разница лишь в том, когда именно она сможет это сделать.

Ведь вся сумма косвенных расходов, осуществленных в течение отчетного или налогового периода, уменьшает налогооблагаемую прибыль этого периода. Прямые же расходы признают в налоговом учете по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены, то есть списание этих расходов может растянуться на несколько кварталов или даже лет (абз.1 и 2 п. 2 ст. 318 НК РФ).

Несомненным плюсом является то, что согласно Налоговому кодексу каждая организация вправе самостоятельно установить в учетной политике для целей налогообложения, какие именно расходы она относит к прямым, а какие — к косвенным ( абз. 5 п. 1 ст. 318 НК РФ). Исключением являются лишь торговые организации. Для них перечень прямых расходов строго регламентирован непосредственно статьей 320 НК РФ (см. врезку «Обратите внимание»).

Однако, судя по письмам налоговых органов, несмотря на вроде бы предоставленную производственным компаниям свободу, реальной самостоятельности в распределении расходов между прямыми и косвенными даже и у них фактически нет.

По мнению ФНС России, производственная компания может считать расходы косвенными, только если их действительно невозможно отнести к прямым

Непосредственно в Налоговом кодексе приведен лишь примерный перечень расходов, которые производственная или выполняющая работы либо оказывающая услуги организация может отнести к прямым. В него включены следующие виды расходов ( абз. 3 п. 1 ст. 318 НК РФ):

  • на приобретение сырья или материалов, которые используются при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг и образуют их основу либо являются необходимым компонентом для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • покупку комплектующих изделий, подлежащих монтажу, и полуфабрикатов, подвергающихся у производственной компании дополнительной обработке;
  • оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • уплату страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ, начисленных на суммы расходов на оплату труда указанного производственного персонала, включая взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Налоговики разных уровней признают, что глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым либо косвенным

Источник: https://bankir.ru/publikacii/20140214/kak-nalogoviki-rekomenduyut-organizatsiyam-delit-raskhody-na-pryamye-i-kosvennye-10004615/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector