Права и обязанности налоговых органов: иерархия и ФНС как валютный агент

Перед государством и исполнительной властью поставлена задача, которая заключается в обеспечении правопорядка в области налоговых отношений.

Они должны основываться на нормах НК РФ и возникают между государственными налоговыми органами и налогоплательщиками.

Стоит подробно ознакомиться с темой «Налоговые органы: права и обязанности» и избавиться от возможных затруднений по уплате налогов.

Налоговые органы: что это?

Налоговые органы РФ являют собой целостную централизованную систему, которая включает в себя органы контроля над абсолютным соблюдением законодательных правовых актов. В данное обязательство налогоплательщиков входит своевременное внесение налогов и сборов в бюджет в полном объеме.

Рассматриваемые органы включают в себя Федеральную налоговую службу, а также ее подразделения. Они относятся к огранам исполнительной власти, подчиняемыми Министерству финансов.

ФНС уполномочена на проведение государственной регистрации физических лиц в качестве ИП, юридических лиц и других задач.

Права и обязанности налоговых органов: иерархия налоговых органов, ФНС как валютный агент, его права, документы и обязанности, возбуждение уголовного дела, функции должностных лиц

Особенности деятельности

Стоит отметить, что налоговые органы права и обязанности соблюдают в полной мере. На уровне субъектов РФ ими выполняются такие задачи:

  • контроль над соблюдением НК РФ на территории определенного субъекта;
  • налаживание процесса поступления в бюджет обязательных платежей, включая сборы и налоги.

Руководитель ФНС назначает на должность руководителя управления по определенному субъекту РФ. Эта процедура выполняется по согласованию с уполномоченным на это представителем Президента РФ. Стоит выделить следующие два вида инспекций ФНС межрайонного уровня:

  • инспекции, которые контролируют территорию более двух административных районов;
  • инспекции, которые осуществляют контроль над самыми крупными налогоплательщиками, подлежащими администрированию на уровне региона.

Права и обязанности налоговых органов: иерархия налоговых органов, ФНС как валютный агент, его права, документы и обязанности, возбуждение уголовного дела, функции должностных лиц

Права

Обращаясь в налоговые органы, права и обязанности, которые они имеют, следует рассмотреть. Данные органы вправе:

  • Затребовать у налогоплательщиков документы по установленным государственными органами формам. Они выступают основанием для исчисления налогов, подтверждения правильности и своевременности уплаты.
  • Проводить проверки в соответствии с порядком, определенным НК РФ.
  • Вызывать налогоплательщиков и налоговых агентов на основании письменного уведомления с целью дачи показаний в связи с проводимыми проверками и уплатой налогов.
  • Выполнять изъятие документов в процессе проведения проверок, связанных с налоговыми нарушениями при подозрении в уничтожении документов.
  • В полномочия налоговых органов включена остановка операции по банковским счетам и арест имущества налоговых агентов и налогоплательщиков.
  • Устанавливать суммы налогов и сборов, которые должны вноситься налогоплательщиками в бюджет.
  • Производить контроль соответствия существенных затрат физических лиц их доходам.
  • Предъявлять иски в арбитражные и суды общей юрисдикции.

Стоит отметить, что рассматриваемые инспекции также в праве наравне с судьями определять обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность за налоговые нарушения. При этом в РФ регулярно проводится модернизация налоговых органов, которая подразумевает введение новых правил, норм и особенностей деятельности.

Права и обязанности налоговых органов: иерархия налоговых органов, ФНС как валютный агент, его права, документы и обязанности, возбуждение уголовного дела, функции должностных лиц

Обязательства

Налоговые инспекции должны:

  • Соблюдать нормы и правила налогового законодательства.
  • Выполнять контроль над соблюдением законодательства.
  • Совершать ведение учета налоговых агентов и налогоплательщиков в предусмотренном порядке.
  • Осуществлять разъяснительные работы по принятым нормативным правовым актам и информировать налогоплательщиков в бесплатной форме о действующих налогах и сборах.
  • Придерживаться налоговой тайны.
  • Производить учет или возврат уплаченных сумм налогов, а также начисленных штрафов и пеней.

Права и обязанности налоговых органов: иерархия налоговых органов, ФНС как валютный агент, его права, документы и обязанности, возбуждение уголовного дела, функции должностных лиц

Рассмотрев статью по теме: «Налоговые органы: права и обязанности», можно понять, какие задачи выполняются инспекциями и каких требований они обязаны придерживаться. Таким образом, можно существенно упростить процесс уплаты налогов и избежать множества проблем.

Источник: https://www.syl.ru/article/202690/mod_nalogovyie-organyi-prava-i-obyazannosti-osobennosti-deyatelnosti

Структура, задачи, права и обязанности налоговых органов

Базовым предприятием для прохождения практики в период с 01 сентября по 13 сентября 2010 года является Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску. Отделом кадров для прохождения практики была направлена в отдел общего хозяйственного обеспечения.

Юридический и почтовый адрес организации — 183038, г. Мурманск, ул. Комсомольская, д. 2.

  • Основной целью прохождения практики для получения первичных профессиональных навыков является закрепление и совершенствование теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом, в том числе дисциплин налоговое право, бухгалтерский учёт, налоги и налогообложение, а также документационное обеспечение управления.
  • Задачи практики – изучить структуру, задачи, права и обязанности налоговых органов РФ, порядок осуществления налогового контроля; работу с налогоплательщиками, проведение камеральных и выездных налоговых проверок, взыскание налогов, сборов, пени с налогоплательщиков, способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для финансового обеспечения задач и функций государства.

Взимание налогов является одним из основных условий существования государства и развития общества. В связи с этим, огромное значение приобретает рационально организованная и эффективно действующая налоговая служба.

Официальным днем образования Государственной налоговой службы России является 21 ноября 1991 года. Служба состояла из Главной Государственной налоговой инспекции Минфина СССР, государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям, областям, округам, городам и районам в городах.

Реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы было обусловлено экономическими преобразованиями в России, переходом от административно-командной модели развития экономики к рыночным отношениям, потребовавших не только изменения налогового законодательства, но и реорганизации налоговых органов.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба России и её подразделения в Российской Федерации.

Ранее налоговая служба России осуществляла свою деятельность как Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г.

№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу России.

  1. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
  2. Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской, аудиторской деятельности; а также по вопросам государственного долга.
  3. Минфин России даёт письменное разъяснение по вопросам применения налогового законодательства, утверждает формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения.
  4. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам безрайонного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов РФ.
  5. 1. Налоговые органы в РФ
  6. 1.1 Структура Федеральной налоговой службы РФ
  7. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решение, которое было вынесено нижестоящими органами в случае несоответствия указанного решения законодательству о налогах и сборах.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор: за соблюдением законодательства о налогах и сборах; соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Так же налоговая служба выдает лицензии на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство табачных изделий.

  • Федеральная налоговая служба обязана бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях налогоплательщиков.

Источник: https://mirznanii.com/a/236164/struktura-zadachi-prava-i-obyazannosti-nalogovykh-organov

Права и обязанности налоговых органов

  •       Тема: Права и обязанности
    налоговых органов
  •       Содержание
  •       Введение…………………………………………………………………….3
  1. Права  налоговых органов Российской Федерации………………….…..4
  2. Обязанности налоговых органов………………………………….………8
  3. Обязанности должностных лиц налоговых органов………….…………9
  4. Полномочия в области налогов и сборов органов местного самоуправления………………………………………………………………..………9
    Заключение………………………………………………………………..11
    • Список

 

    использованных источников……………………………………12

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства.

      Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ1 (ст. 57), Налоговым кодексом РФ2 (далее – НК РФ), первая часть которого введена в действие с 1 января 1999 г., другими федеральными законами.

Налоговый кодекс РФ является основным нормативным правовым актом, закрепившим основополагающие положения о налогообложении.

Читайте также:  Письмо о взаимозачете между организациями: образец заявления и порядок проведения

Нормативные правовые акты о налогах и сборах при их многообразии и различиях должны соответствовать положениям, установленным Налоговым кодексом РФ.

Источник: http://stud24.ru/tax/prava-i-obyazannosti-nalogovyh-organov/121770-358048-page1.html

Права и обязанности налоговых органов

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Задачами налоговой службы как элемента налоговой системы является как создание самой налоговой службы, так и повышение эффективности контроля за правильностью расчёта , полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей в новых рыночных условиях. По этой причине принципами ее организации стали: единство, независимость от местных органов власти и строгая централизация.

Налоговыми органами РФ являются Федеральная налоговая служба и ее подразделœения в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 ᴦ. № 314 ʼʼО системе и структуре органов исполнительной властиʼʼ ранее существовавшее Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ).

В соответствии с этим внесены поправки в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ, а именно: упоминания о Министерстве РФ по налогам и сборам заменены ссылками на Минфин или Федеральную налоговую службу.

Суть данных изменений состоит по сути в том, что во многом перераспределяются функции и обязанности Министерства финансов РФ и налоговых органов по информированию налогоплательщиков, разъяснению спорных ситуаций и принятию нормативно-правовых актов.

За налоговыми органами остается обязанность представлять налогоплательщикам информацию о действующих налогах и сборах, о правилах формирования налоговой базы по всœем налогам, проводить налоговые проверки. Так же за налоговыми органами остаются функции по обобщению и анализу вопросов, вызывающих у налогоплательщиков проблемы при применении законодательства, и выработка конкретных предложений по их устранению.

Гораздо большую, чем раньше роль в налоговой сфере теперь играет Министерство финансов России.

За ним закреплено издание нормативно-правовых актов и разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, утверждение форм расчетов по налогам и сборам, форм налоговых деклараций и порядка их заполнения.

Финансовым органам субъектов Федерации переданы аналогичные функции в части региональных и местных налогов и сборов.

Налоговым органам перешло право предоставлять отсрочки и рассрочки, инвестиционный налоговый кредит. Федеральная налоговая служба вправе, по согласованию с Минфином России, принимать решение об изменении срока уплаты налогов при наличии соответствующих оснований.

Высшую ступень в иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат – Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ), выполняющий общее руководство налоговыми органами всœей страны и разработку налоговой политики. 2 уровень представляют 8 межрегиональных инспекций ФНС РФ.

Далее идут налоговые органы субъектов Федерации (УФНС РФ по субъекту Федерации – 3 уровень) и, наконец, государственные налоговые инспекции районов и городов без районного делœения (ИФНС РФ – 4 уровень), выполняющие основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всœеми налогоплательщиками.

Помимо самих налоговых органов их полномочия распространяются на таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в России в случаях, регламентированных НК РФ (НК, ч.1, ст. 30).

При этом все они действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, осуществляя свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

Основными законами, определяющими регламент осуществления этими органами своих функций, являются Налоговый кодекс РФ, Закон РФ ʼʼО налоговых органах Российской Федерацииʼʼ и Таможенный кодекс РФ.

Для эффективной защиты экономических интересов государства налоговые органы должны обладать достаточно широкими правами, но, вместе с тем, для защиты интересов налогоплательщика от неправомерных посягательств объём полномочий государственных налоговых органов должен быть четко очерчен и регламентирован.

  1. требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для расчёта и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность расчёта и своевременность уплаты налогов;
  2. проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
  3. производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента͵ свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  6. осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
  7. определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  8. требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителœей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  9. взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ;
  10. требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов;
  11. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  12. вызывать в качестве свидетелœей лиц, которым бывают известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  13. заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определœенных видов деятельности;
  14. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
  15. о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  16. о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  17. о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
  18. о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
  19. о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих базовых (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий),;
  20. в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Обязанности налоговых органов:

  1. соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  3. вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  4. бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке расчёта и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  5. осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  6. соблюдать налоговую тайну;
  7. направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Читайте также:  Расчетный, корреспондентский, лицевой и текущий счета: в чем разница и описание видов

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК и иными федеральными законами.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Полномочия финансовых органов

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Структура налоговых органов России построена с учетом разделения налоговой работы на основные участки, среди которых многие современные экономисты выделяют:

  1. учет налогоплательщиков: непосредственно учет налогоплательщиков и ведение базы данных Государственного реестра налогоплательщиков;
  2. камеральная проверка: прием, ввод в базу данных и непосредственно проверка бухгалтерской и налоговой отчетности и иных сведений от налогоплательщиков, представляемых ими в налоговую инспекцию, а также применение санкций за нарушения налогового законодательства, выявленные на этом этапе работы, информирование плательщиков об этих результатах;
  3. выездная налоговая проверка: от выбора объекта до написания акта и оформления Постановления о наложении санкций по ее результатам;
  4. учет начисленных и кассовых налоговых доходов: ведение карточек лицевых счетов налогоплательщиков; учет поступлений в бюджет, выявление недоимок и переплат, их взаимозачеты, возврат излишне уплаченных сумм налогов; начисление пени и информирование плательщиков о результатах этой работы и составление актов сверок;
  5. работа с недоимкой: взыскание в бюджет задолженности по налогам и сборам, а также по финансовым и административным санкциям за нарушения налогового законодательства;
  6. составление отчетности о работе инспекции и налоговая статистика.

Эти технологические участки тесно связаны между собой, поскольку на каждом из них взаимодействуют одни и те же стороны – налогоплательщик и государство (в лице налогового органа). А действия налоговой инспекции на каждом этапе подчинены решению одной общей задачи – сбору налогов.

Права и обязанности налоговых органов — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Права и обязанности налоговых органов» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/sport/view/433300_prava_i_obyazannosti_nalogovyh_organov

Полномочия налоговых органов по налоговым преступлениям

Анализируя последние изменения, касающиеся возможности привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства, внесенные в НК РФ, УК РФ, УПК РФ, можно сделать вывод о том, что основной целью контролирующих и правоохранительных органов в настоящее время является не применение санкций, предусмотренных уголовным законодательством, как таковых, а принуждение граждан и юридических лиц к уплате налогов.

Тем самым законодатель дает понять, что налоговые органы в большей степени должны применять полномочия, предоставленные им НК РФ, с целью своевременного выявления неплательщиков и применения к ним мер, предусмотренных налоговым и административным законодательством, санкции которого выражаются в принудительном взыскании самого налога, пеней и штрафов, то есть максимального использования возможностей по наполняемости бюджета за счет денежных средств должников, а не лишения их свободы.

Полномочия налоговых органов

Согласно ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налогов считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога, при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

  • При уплате налога наличными денежными средствами он считается уплаченным с момента внесения денежной суммы в банк или в кассу органа местного самоуправления, либо в организацию связи.
  • Уплате налога должно предшествовать представление в налоговый орган бухгалтерских  и иных документов, установленных НК РФ, законом «О бухгалтерском учете» и утвержденных в установленном порядке  инструкциями Минфина РФ и  ФНС РФ.
  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов являются основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
  • При неуплате налога в срок, указанный в требовании, производится его принудительное взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках или путем взыскания за счет иного имущества должника.
  • Контроль за своевременностью, полнотой и правильностью уплаты налогов осуществляют налоговые органы, которым предоставлены в этой части широкие полномочия и  возложены конкретные обязанности.

Важно! Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, определенные в установленном законом порядке,  проводить  камеральные и выездные налоговые проверки, при этом производить выемку необходимых документов; отбирать объяснения у налогоплательщиков и других лиц по вопросам, связанным с налогообложением; приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на его имущество; осматривать (обследовать) используемые налогоплательщиком для получения доходов помещения и территории; доначислять  суммы неуплаченных (неправильно исчисленных) налогов; предъявлять в суды иски; взыскивать в бесспорном порядке неуплаченные суммы налогов и пени.

Согласно ч.2 ст.33 НК РФ вышеуказанные права налоговых органов являются обязанностью для их должностных лиц.

При выявлении налоговыми органами налоговых правонарушений они вправе привлекать налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной гл. 16 НК РФ, а также к административной ответственности должностных и юридических лиц в соответствии с КоАП РФ.

Соотношение понятий налоговая задолженность и недоимка

В Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

При этом обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи не препятствуют налоговому органу самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных сумм налога не только в счет погашения недоимки, но и в счет задолженности по пеням, подлежащим уплате, но не уплаченным ранее вместе с суммой недоимки по налогу.

Задолженность налогоплательщика определяется на основании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, о котором он уведомлялся, и, следовательно, ему были известны или должны были быть известны фактические обстоятельства, послужившие основанием для осуществления зачета излишне уплаченного налога в счет образовавшейся задолженности.

Это, в частности, подтверждается Приказом Федеральной налоговой службы от 15 сентября 2005 года № САЭ-3-19/446@, в соответствии с пунктом 3.1.4 которого налоговым органом может быть принято самостоятельное решение о зачете переплаты по налогу, сбору, а также пени только в счет погашения недоимки, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком.

Важно! Необходимо помнить, что налоговая задолженность и недоимка – это разные понятия. Недоимка – это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный срок. Она является лишь одной из составляющих налоговой задолженности, к которой также относятся пени и налоговая санкция.

Обязанность налоговых органов по принудительному взысканию недоимки как фактическое основание для проведения проверки в порядке уголовно-процессуального законодательства

Диспозиция ст.199.2 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки.

Читайте также:  Документы встречной налоговой проверки от налоговых органов: что это такое, сроки предоставления

Порядок принудительного взыскания недоимки предусмотрен рядом норм НК РФ. При этом действия налоговых органов строго регламентированы.

Само принудительное взыскание налога осуществляется путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках путем направления налоговым органом  инкассового поручения (распоряжения).

Однако началу данной принудительной меры должен предшествовать ряд обязательных последовательных действий со стороны налоговых органов.

По общему правилу в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, в каждом случае неуплаты налога в установленный срок и наличии недоимки, налоговый орган обязан не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога, направить налогоплательщику требование по установленной ФНС России форме об уплате налога или сбора.

Требование является ничем иным, как письменным предупреждением каждому налогоплательщику о том, что он обязан уплатить соответствующий налог в установленный законом срок. При этом он ставится в известность, что невыполнение требования влечет неблагоприятные для налогоплательщика последствия в виде пени или налоговой санкции.

Законодатель не случайно предусмотрел подобную схему осуществления налогового контроля.

Налоговые органы сначала как бы напоминают, а в большинстве случаев разъясняют налогоплательщику о необходимости исполнить конституционную обязанность, побуждая его к самостоятельным действиям.

Только в том случае, если налогоплательщик не желает добровольно уплатить налоги, к нему могут быть применены принудительные способы взыскания.

В требовании указывается срок, в течение которого налогоплательщик должен уплатить налог и предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в органы следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Только в случае неисполнения обязанности в указанный срок и не позднее 60 дней после истечения этого срока, налоговый орган должен вынести решение о принудительном взыскании недоимки.

В том случае, если на счетах налогоплательщика отсутствуют необходимые денежные средства, принудительное взыскание может быть осуществлено за счет иного имущества должника в порядке ст.47  или 48 НК РФ.

Перед началом подобного взыскания налоговый орган выносит постановление о взыскании налога за счет иного имущества должника, которое в 3-х дневный срок направляется судебному приставу – исполнителю. Последний производит взыскание в порядке Закона «Об исполнительном производстве». К иному имуществу в соответствии со ст.

47 НК РФ (помимо денежных средств на счетах в банках) в целях взыскания налоговой задолженности относятся: наличные денежные средства; имущество, не участвующее непосредственно в производстве; ценные бумаги, валютные ценности; непроизводственные помещения; легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений;  готовая продукция (товары); иные материальные ценности, не участвующие непосредственно в производстве;  сырье и материалы, предназначенные для производства; станки; оборудование; здания и др. основные средства; имущество, переданное налогоплательщиком по договору во владение, в случае расторжения или признания таких договоров недействительными на момент взыскания налога; другое имущество

При этом следует обратить внимание на то, что судебный пристав вправе обращать взыскание на имущество именно в данной очередности при отсутствии имущества предыдущей очереди (ст.47 НК РФ).

Таким образом, для возбуждения уголовного дела по ст.199.2 УК РФ необходимо:

  • наличие самой недоимки;
  • присутствие в материалах проверки сведений о соблюдении налоговым органом всей процедуры, предшествующей принудительному взысканию, а также порядок самого взыскания.

Встает вопрос о возможности возбуждения уголовного дела по ст.199.2 УК РФ без начала принудительного взыскания недоимки налоговым органом.

Существует мнение, что это возможно в силу формулировки рассматриваемой нормы «сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых, в порядке, предусмотренным законом РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки».

То есть, как бы наличие налоговой задолженности автоматически влечет принудительное взыскание, но по каким-то причинам оно не производится в действие налоговым органом.

Представляется, что без решения налогового органа о принудительном взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в порядке ст. 46 НК РФ, и без постановления о взыскании за счет иного имущества должника вряд ли можно говорить об умышленном сокрытии такого имущества.

В данном случае налогоплательщик не знает, будет ли вообще с него принудительно взыскиваться неуплаченная сумма налога.

Важно! На практике нередки случаи, когда налоговые органы в течение нескольких лет вообще не проводят проверки конкретных налогоплательщиков, не направляют им требования о налоговой задолженности и обязанности погасить ее в определенный срок. Налогоплательщик вообще может не знать об имеющейся у него задолженности.

Начало сокрытия денежных средств или имущества в понимании УК РФ непосредственно связано с процедурой принудительного взыскания недоимки налоговыми органами.

Могут ли иные материалы налоговых проверок послужить основанием для проведения проверок в порядке уголовно-процессуального законодательства?

Законность возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении зачастую зависит от полноты материалов доследственной проверки, а также правомочий органов и должностных лиц, проводивших данную проверку. В настоящее время по данному поводу мнения практических работников неоднозначны.

Важно! Пленум Верховного Суда РФ от 28.12.06 № 64 дал разъяснение судам о том, что доказательствами, подтверждающими наличие или отсутствие в содеянном признаков состава преступлений, предусмотренных ст.

198-199 УК РФ могут быть акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах, иные формы проведения налогового контроля органами, уполномоченными на это законодательством, а также заключение эксперта, материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов (п.23).

При оценке материалов налоговых проверок, проведенных налоговыми органами необходимо обращать внимание на соблюдение ими всех требований (в том числе и формальных) о порядке назначения и проведения таких проверок.

Именно выводы таких проверок констатируют факт наличия задолженности у конкретного налогоплательщика; определяют сумму недоимки; выявляют роль руководителей юридических лиц в уклонении от уплаты налогов и механизм образования задолженности; устанавливают характер действий налогоплательщика – физического лица, индивидуального предпринимателя или руководителей налогоплательщика – организации, что позволяет определить умышленный характер их вины и т.п.

Основными доказательствами по данной категории уголовных дел являются бухгалтерские, финансовые и другие документы. Поэтому важно, чтобы в материалах налоговой проверки они появлялись законно, в соответствии с требованиями НК РФ об их истребовании или изъятии.

На практике возникает серьезная проблема о правомерности возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях на основании проверок, проводимых органами полиции без участия налоговых органов.

Практика показывает, что проверки органов МВД по исполнению отдельными налогоплательщиками налогового законодательства во многих случаях носили поверхностный характер.

Как правило, получив оперативные сведения об уклонении налогоплательщика от уплаты налога по одной какой-либо крупной сделке, работники органов МВД проводили проверку только по данному эпизоду, без учета хозяйственной деятельности налогоплательщика за предыдущие и последующие периоды, которая могла повлиять на расчет суммы неуплаченных платежей, подпадающих под налоговое преступление; часто путали налоговые и отчетные периоды; делали неправильные выводы о суммах, подлежащих уплате за конкретный период по определенным видам налогов; не соблюдали порядок предоставления налогоплательщику возможности обжалования действий проверяющих, предусмотренных НК РФ; не проверяли и не учитывали те возражения, которые высказывались заинтересованными лицами по результатам проверки.

Подобные действия нарушают права налогоплательщика, предусмотренные НК РФ, что может явиться серьезным аргументом в его защиту при рассмотрении уголовного дела судом.

Важно! При проведении проверок о наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 199.1 и 199.2 УК РФ, сделать объективные выводы можно только в соответствии с данными, полученными в налоговых органах: о наличии налоговой задолженности; о неперечислении налоговым агентом соответствующих сумм, удержанных им у своих работников; о принудительных мерах по взысканию недоимки, предпринятых налоговыми органами или судебными приставами.

Все это должно учитываться следователем и прокурором, оценивая материалы доследственных проверок с точки зрения полноты, объективности и законности их проведения. Особенностью расследования налоговых преступлений является то, что все оно сводится в основном к подтверждению или опровержению выводов проведенной налоговой проверки.

Источник: http://apgmag.com/polnomochiya-nalogovyh-organov-po-nalogovym-prestupleniyam/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector