Налоговые режимы малого бизнеса: специальные, общая система

Система налогообложения РФ предусматривает различные формы уплаты налогов. Согласно законодательству некоторые категории налогоплательщиков России могут пользоваться специальными режимами.

В отдельных случаях они помогают уменьшить налоговые выплаты или упростить процедуру налоговых начислений и отчетности по налогам. Особенно актуальны специальные режимы для предпринимателей, создающих объекты малого и среднего бизнеса.

В чем суть ситуации?

Налоговые режимы малого бизнеса: специальные, общая система

Особые режимы в системе налогообложения могут использоваться для  некоторых категорий предпринимателей.

Это могут быть:

  • производители сельскохозяйственной продукции могут выплачивать единый сельскохозяйственный налог (сокращенно ЕСХН);
  • предприниматели и компании, имеющие соответствие определенным правилам пользуются упрощенной системой налогообложения (УСН);
  • предприятия и организации, занимающиеся определенными видами бизнеса, выплачивают единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • выполняющие все условия по разделу продукции инвесторы имеют преимущества льготного налогообложения;
  • индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует установленным правилам, пользуются патентами и платят налоги согласно особым правилам (ПСН).

Специальные режимы, в отличие от общего режима налогообложения, предоставляют некоторые послабления физическим и юридическим лицам, занятым в сфере малого бизнеса. Это входит в рамки государственной поддержки малому предпринимательству в России.

Виды специальных налогов

Приведём схему уплаты специальных режимов налогообложения в таблице:

Название специального налога Вид уплачиваемых налогов Объект налогообложения Ставка налога Сроки уплаты налога
УСН Единый налог
  1. Общая сумма доходов
  2. доходы, уменьшенные на понесенные расходы
  1. 6%
  2. От 5 до 15% (может устанавливаться региональными органами власти)
Авансовые или итоговые платежи, 1 раз в квартал — до 25 числа после   окончания    квартала или раз в год — до 31 марта (для организаций)и до 30 апреля – для ИП
ЕНВД Единый налог Вмененный доход 15% Не позже 25 суток со дня  окончания    налогового периода — платежи авансом
ПСН Оплата патента Потенциально возможный доход по определенному виду деятельности, на которые выдан патент 6% Зависят от срока действия патента
ЕСХН Единый налог Доходы, уменьшенные на понесенные расходы 6% Авансовые платежи – не позже  25 дней после даты окончания налогового периода, до 31 – марта по итогам года

Применение специального режима налогообложения не освобождает предпринимателей от обязанности платить налоги по доходам за своих работников.

Выплаты осуществляются работодателем и вычитаются из ежемесячного вознаграждения работников.

Срок выплаты – в день получения доходов или  до последнего дня месяца, за который начислена заработная плата.

Сумма налога на доход физического лица составляет:

  • 13% — для лиц, которые считаются налоговыми резидентами;
  • 30% — для тех, кто не является налоговым резидентом.

Смотрите также видео о специальных налоговых режимах

Режим льготного налогообложения

В случаях, когда выполняется  соглашение  о разделе продукции между инвестором и государством, применяются льготные правила налогообложения. При этом некоторое количество налогов, уплаченных предпринимателем, возвращаются.

Льготное налогообложение компания может получить только при строгом выполнении следующих условий:

  • Перед заключением соглашения о разделе продукции был проведен аукцион на право пользования недрами;
  • Государство должно иметь право собственности на 32% или более от всей продукции, произведенной данным предприятием;
  • При улучшении показателей привлекательности инвестиций в данное предприятие предусматривается еще большее увеличение доли государства.

Как применять специальные режимы налогообложения?

Налоговые режимы малого бизнеса: специальные, общая система

У специальных режимов начисления налогов имеются следующие особенности:

  • УСН – численность работников должна быть менее 100 человек, доход – меньше 60 млн. рублей, у предприятия не должно быть филиалов и представительств.
  • ЕНДВ – применяется только для некоторых видов деятельности, приведенных в специальном списке, не может сочетаться с другими видами налогообложения.
  • ЕСНХ – применяется для предпринимателей, занятых в сфере производства  сельскохозяйственной продукции и в рыбохозяйствах.
  • ПСН – применяется для видов деятельности, входящих в определенный список, не предполагает сдачу налоговых деклараций, на каждый вид деятельности требуется оформление отдельного патента, сумма налога устанавливается в зависимости от вида деятельности и не зависит от полученных доходов.

Правила применения специальных режимов в общей системе налогообложения несколько отличается для разных групп налогоплательщиков. Это зависит от того, является предприниматель юридическим или физическим лицом.

Для ИП

Налоговые режимы малого бизнеса: специальные, общая система

Преимуществом для предпринимателя – физического лица является возможность замены одним из специальных режимов каждого из налогов.

Заменить таковым можно налог:

  • на доходы физических лиц (когда доходы являются прибылью от деятельности, облагаемой налогом);
  • на имущество физических лиц (если оно служит для работы);
  • на добавленную стоимость — НДС (если она получена при операциях, проводимых в ходе предпринимательской деятельности).

Сумма налогов при уплате ЕНВД, может уменьшаться при определенных условиях. Индивидуальные предприниматели, которые не нанимают работников, имеют право уменьшать налог на сумму, уплаченную на счета Пенсионного Фонда —  обязательные страховые взносы. Данные взносы должны быть уже перечислены к моменту оплаты налога.

Те ИП, у которых есть наемные работники, тоже могут некоторую сумму вычесть из налога ЕНВД. При этом учитываются уплаченные за работников страховые взносы, но не больше, чем на 50%.

При использовании УСН декларация подается индивидуальными предпринимателями до 30 апреля того года, который следует за отчетным.

Уведомление о применении ЕСНХ подается индивидуальными предпринимателями по месту их жительства в течение 30 дней после даты постановки на учет в налоговом органе.  Декларация подается до 31 марта следующего за отчетным года.

ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей, причем количество наемных работников у них должно быть не больше 15 человек. Для ИП существует возможность совмещать другие формы налогообложения с патентной системой.

Для юрлиц

Налоговые режимы малого бизнеса: специальные, общая система

Юридические лица при применении специальных режимов имеют возможность не осуществлять выплаты по некоторым видам налогов так же, как и индивидуальные предприниматели.

В список входят:

  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на имущество организаций;
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).

Юридические лица должны подавать уведомления и осуществлять выплаты по месту нахождения организаций. В этом состоит одно из отличий с физическими лицами, которые платят налоги по месту своего жительства.

Составление деклараций по доходам и оплата налогов (кроме ЕНВД) производятся  юридическими лицами не позже 31 марта года, который наступает после отчетного.

Отчеты по ЕНВД должны выполняться ежеквартально, не позже 20 числа наступающего после отчетного квартала месяца, выплаты – не позже 25 числа.

Особенности перехода на специальные режимы

Налоговые режимы малого бизнеса: специальные, общая система

Переход на специальные режимы с общего режима налогообложения осуществляется предпринимателями добровольно. Возможность дается один раз за год. Нужно подать соответствующее заявление налоговым работникам до 31 декабря.

Оно должно быть зарегистрировано по месту регистрации предпринимателя (для ИП) или по месту нахождения организации (для юридических лиц).

Исключением является переход на патентную систему. Желающие должны написать заявление за 10 дней или раньше до того, как начнет действовать патент.

Виды предпринимательской деятельности с возможностью оформления патента приводятся в специальном списке. Сроки действия этого вида специального налогового режима могут быть различными, но не больше одного года.

Сроки налоговых выплат зависят от того, на какое время выдан патент.

Патентная система предполагает выполнение предпринимателем определенных условий. При их невыполнении он может утратить право на ее использование.

Право на патент утрачивается, если:

  • во время его действия сумма доходов предпринимателя от начала года достигла или превысила 60 млн. рублей;
  • общее количество наемных работников стало больше 15.

Оформление нового патента не разрешается и тем ИП, которые пропускали сроки налоговых выплат.

Если право на патент утрачено по любой из этих причин,  заявление о его возобновлении не может быть подано до окончания текущего года.

Налоговые выплаты по ПСН зависят от срока действия полученного патента:

  • патент действует до 6 месяцев – сразу после начала действия в течение 25 дней;
  • действие продлится больше 6 месяцев – есть возможность разделить платежи: одна часть, не меньше трети всей суммы, должна быть уплачена не позднее 25 дней после открытия, остальное не позже, чем 30 дней до его окончания.

Переход на ЕНВД возможен, если численность работников меньше 100 человек и данный вид налога употребляется в этом регионе. При этом должны выполняться  еще некоторые условия, позволяющие пользоваться этим видом налогообложения.

На УСН можно перейти сразу во время регистрации налогоплательщика как организации или в качестве индивидуального предпринимателя. Если заявление не было написано при подаче документов, на принятие решения о выборе системы налогообложения дается еще 30 дней.

Плюсы и минусы специальных режимов

Явное преимущество специальных режимов начисления налогов очевидно. Это  упрощение налоговой и бухгалтерской отчетности. Отпадает необходимость отдельных выплат налогов на доходы, на имущество и НДС. Они заменяются единым налогом.Для новых предпринимателей и для занимающихся малым бизнесом это означает меньшие расходы на бухгалтерские услуги.

Ставки налога в специальных режимах вполне по силам даже начинающим бизнесменам, поэтому их своевременная оплата не представляет трудности.

Применение специальных режимов будет наиболее выгодным для тех предпринимателей, которые имеют дело с конечным потребителем, — в сфере торговли, оказания услуг, в производстве и собственной переработке сельскохозяйственных продуктов.

Нужно отметить, что специальные режимы начисления и уплаты налогов имеют и свои минусы:

  • Применение специальных режимов имеет существенные ограничения, при невыполнении определенных условий их использовать нельзя.
  • Расходы, понесенные предпринимателем, учитываются только в одном из названных режимов, — в УСН.
  • Специальные режимы не предусматривают уплату НДС, и это ведет  к тому, что крупные организации часто предпочитают ограничивать сотрудничество с такими налогоплательщиками.
  • Ставки налогов уравнены для разных регионов. Практически не учитывается разница в уровне доходов в местностях с различным количеством потребителей и с разным уровнем дохода клиентов.
  • Специальные режимы не предусматривают никаких льгот для налогоплательщиков.
Читайте также:  Льготы пенсионерам на налоги на недвижимость, а также особенности предоставления другим гражданам

Система налогообложения России является одной из самых демократичных. Переход с одной формы уплаты налогов  на другую достаточно простой. Специальные режимы помогают облегчить налоговое бремя для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей. Это обеспечивает лучшую собираемость налогов.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://ipopen.ru/buh/nalogi/specialnye-rezhimy-nalogooblozhenija-2014.html

Для малого бизнеса могут ввести новые специальные налоговые режимы

Налоговые режимы малого бизнеса: специальные, общая система

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов на совещании с региональными бизнес-омбудсменами предложил создать новые специальные режимы налогообложения, удобные для каждой категории малого бизнеса. Об этом сообщает официальный сайт российского бизнес-омбудсмена.

Участники совещания выразили общее мнение, что отмена ЕНВД станет для малого бизнеса тяжелым ударом и приведет к уходу в тень или закрытию сотен тысяч субъектов хозяйственной деятельности. Кроме роста налоговой нагрузки из-за отмены ЕНВД на малый бизнес значительным бременем лягут расходы на обязательную маркировку товаров.

В связи с этим бизнес-омбудсмены предложили сохранить систему ЕНВД до 2024 года и за этот период ввести новые специальные налоговые режимы для малого и среднего бизнеса.

«ЕНВД в свое время вводили как временный налог, на определенный срок, пока экономика не поднимется, и все не разбогатеют. С экономикой не слишком получилось, а вот ЕНВД собираются отменять.

В реальных российских условиях это станет негативным фактором, и надо думать, как негатив устранить.

Если удастся сохранить ЕНВД до 2024 года, то за это время нужно выработать ему на замену удобные и комфортные для всех – и бизнеса, и государства – режимы налогообложения», — пояснил Борис Титов.

По мнению бизнес-омбудсмена, при формировании новых специальных налоговых режимов главным принципом следует установить соотношение «одна категория бизнеса – один режим налогообложения».

Борис Титов пояснил, что в настоящее время бизнес квалифицируется по различным параметрам: по организационно-правовым формам – на ИП и организации, по годовому обороту – на микро-, малый или средний бизнес. При этом между этими классификациями возможны различные сочетания. Соответственно, предприниматели могут применять разные формы налогообложения, включая их совмещение.

Новый подход должен предусматривать, чтобы каждой категории предпринимательства соответствовал один конкретный режим налогообложения. Это исключит путаницу и пересечения.

Например, патентную систему налогообложения для ИП можно модифицировать, установив определенные налоговые вычеты.

Для юридических лиц применять упрощенную систему налогообложения, но с правом устанавливать льготы на уровне муниципалитетов и с измененными ставками.

«Сегодня параметры ПСН определяются на региональном уровне, ЕНВД – на уровне муниципалитетов. В рамках реформы предлагается определение параметров патентной системы передать муниципалитетам, за ними же оставить и право определять льготы по УСН.

Соответственно, и распределение поступающих налогов также предлагается изменить в пользу муниципалитетов.

Критерии применения ЕНВД на переходный период тоже предлагается изменить, поставив верхний предел по годовому обороту», — отмечается в сообщении на официальном сайте бизнес-омбудсмена.

БУХПРОСВЕТ

Срок действия системы ЕНВД заканчивается 1 января 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 №178-ФЗ). При этом для предпринимателей продолжат действовать такие налоговые спецрежимы, как УСН и ПСН.

Источник: https://buh.ru/news/uchet_nalogi/94991/

Какие специальные налоговые режимы существуют в РФ

Специальные налоговые режимы – государственный инструмент для стимулирования развития малого предпринимательства. Сегодня Налоговый кодекс предлагает несколько особых режимов налогообложения: ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН и СРП.

Специальные налоговые режимы устанавливают специфический порядок расчёта и уплаты налогов для определённых категорий налогоплательщиков. Таким режимам посвящены главы 26.1–26.5 НК.

Особые системы налогообложения, вообще говоря, широко применяют в мировой практике и реализуют их по двум направлениям: упрощение налоговых расчётов или замена фиксированным платежом совокупности обычных налогов.

Но у России во всяком деле, как известно, есть свой путь.

Экономический замысел

Сегодня в российском законодательстве фигурируют пять специальных режимов.

Особняком среди них стоит система налогообложения соглашений о разделе продукции (СРП), введённая в интересах государства.

Цель СРП – привлечение инвестиций в деятельность по добыче/разведке полезных ископаемых на территории РФ. При этом предусмотрена замена ряда налогов неналоговым платежом – произведённой продукцией.

Другие специальные режимы призваны обеспечить благоприятную почву для роста среднего/малого бизнеса за счёт снижения фискальной нагрузки и упрощения налоговых расчётов.

Общим для этих режимов является замена единым налогом целого перечня традиционных:

  • налога на прибыль;
  • налогов на имущество организаций или физических лиц-ИП (лишь в отношении того имущества, которое ИП использует в своём бизнесе);
  • НДС (кроме налога по ввозимым в РФ товарам и по договорам простого товарищества);
  • НДФЛ (для ИП в части тех доходов, что получены от предпринимательства).

Есхн (единый сельскохозяйственный налог)

переход на есхн добровольный, на основе уведомления.

единый налог могут применять сельскохозяйственные товаропроизводители (ип и юл) и фермерские/крестьянские хозяйства при соблюдении некоторых условий:

  • доход от сельскохозяйственной/рыбохозяйственной деятельности составляет 70% и более в общем доходе
  • численность работников рыбохозяйственных организации (кроме градо- или посёлкообразующих, на которых ограничение не распространяется) должна быть менее 300 человек

Ставка налога применяется к разнице доходов и расходов, рассчитанных на основании положений гл. 26.1 НК, и равна 6%.

Усн (упрощённая система налогообложения)

практически при любом направлении деятельности малый бизнес (ип и организации) по желанию может перейти на упрощёнку, уведомив фнс. невозможно это только для инвестиционных фондов, страховщиков, ломбардов, банков, нотариусов и некоторых других.

основные условия для применения усн:

  • участие других организаций – менее 25% (для юридических лиц)
  • основные средства по остаточной стоимости – менее 100 млн р.
  • численность сотрудников – не более сотни
  • доходы – меньше 60 млн р. в год (показатель индексируется ежегодно)
  • у ЮЛ нет представительств/филиалов

НК предлагает выбрать из двух возможных вариантов налогообложения по упрощёнке: «доходы минус расходы» со ставкой от 5 до 15% (конкретизируют региональные власти) или «доходы» – с 6%.

Енвд (единый налог на вменённый доход)

переход на енвд стал добровольным недавно, в 2013 году. патентная система должна полностью вытеснить енвд уже с 01.01.18. основными условиями для применения енвд являются ограничение численности работников (не более сотни) и виды осуществляемой деятельности.

применяется единый налог в сфере торговли и услуг, например, по таким направлениям:

  • розничная торговля
  • ветеринарные и бытовые услуги
  • пассажирские перевозки
  • общественное питание
  • распространение/размещение рекламы и прочие

Налоговые режимы малого бизнеса: специальные, общая система

ПСН (патентная система)

Режим довольно узкий, воспользоваться им смогут те ИП, у которых не больше 15 работников. Переход добровольный. Налоговый кодекс предусматривает внушительный список видов предпринимательства, по которым может применяться ПСН. По сути это расширенный перечень по ЕНВД.

Патент выдаётся на кратный одному месяцу срок в пределах календарного года. Ставкой 6% облагается потенциальный доход от предпринимательской деятельности (конкретного вида).

СРП (налогообложение соглашений о разделе продукции)

Среднего и малого бизнеса СРП не касается и регулирует взаимоотношения между инвестором и РФ по разделу между сторонами соглашения произведённой продукции (добытого минерального сырья).

Система или хаос?

На сегодняшний день в России устроена своеобразная ярмарка специальных режимов, они даже начали конкурировать друг с другом. Например, ИП, работающий в сфере услуг и торговли, волен выбирать между УСН, патентом и ЕНВД.

При этом для сообразительных бизнесменов законодателями оставлено множество лазеек для необоснованного уменьшения налоговой нагрузки. Ситуация благоприятна для бизнеса, но неудачна для бюджета.

Бессистемность и непродуманность «переписывания» раздела НК, посвящённого особым налоговым режимам, превращает инструмент поддержки малого бизнеса в средство манкирования обязанностями налогоплательщика. В России налоговые вожжи или натянуты чересчур сильно, или отпущены совсем.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.

Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Источник: https://audita.ru/articles/spetsialnye-nalogovye-rezhimy-rf.html

Применение специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства

С введением данных единых налогов номинальная нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджетов должны расти за счет расширения налогооблагаемой базы.

ГЛАВА 2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса

В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие «специальный нало­говый режим».

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) систе­мы налогообложения, для ограниченных категорий нало­гоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как цент­ральное звено, и сопутствующее ему ограниченное коли­чество других налогов и сборов, заменить которые еди­ным налогом либо нецелесообразно, либо просто невоз­можно.

Специальный на­логовый режим, по сравнению с общим режимом нало­гообложения, можно рассматривать в качестве особого ме­ханизма налогового регулирования определенных сфер деятельности[28, c. 50].

  • Специальный налоговый ре­жим следует рассматривать с двух методологических по­зиций: как организационно-финансовую категорию уп­равления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.
  • Как организационно-финансовая категория, специ­альный налоговый режим также имеет две субстанции:
  • — с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости (объективные финансовые отношения) в налоговой форме;
  • — с другой стороны, — это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым про­цессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).

Поскольку объективную сущность специального на­логового режима составляют налоговые отношения, сле­дует определиться в таком вопросе, как функции нало­гов. Наиболее общепризнанными в научной среде счи­таются две функции налогов: фискальная и регулирую­щая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют ре­гулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

Читайте также:  Особенности бухгалтерского учета в оптовой торговле: процесс поступления и реализации товаров

Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная систе­ма налогов, определяющих особенности, индивидуаль­ность и общность специальных налоговых режимов.

Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу.

Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограничен­ного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продук­ции, служащей основанием для перевода на специаль­ный налоговый режим, а также в силу особой значимо­сти, специфики и строго целевой направленности на­логов.

  1. К такого рода налоговым платежам следует отне­сти следующие:
  2. — налоги, взимаемые субъектами в качестве налого­вых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);
  3. — акцизы на отдельные виды товаров;
  4. — государственная пошлина;
  5. — таможенные платежи;
  6. — взносы (платежи) на обязательное государствен­ное пенсионное страхование;
  7. — лицензионные и регистрационные сборы;
  8. — налоги, уплачиваемые физическими лицами с лич­ного или иного имущества, не связанного с производ­ством и реализацией базовой продукции;
  9. — экологические налоги;
  10. — другие налоги и сборы, поступающие в целевые бюджетные фонды, непосредственно не связанные с основной деятельностью субъекта.
  11. Все не перечисленные выше налоговые платежи, установленные общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации про­дукции и прибыли или доходов от деятельности, не свя­занной с основной) должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических на­логовых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим.

Та­кие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с пла­тельщиков единого налога. В противном случае, пропа­дает экономический смысл введения специального на­логового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и ре­гулирующей отдачи[28, c. 51]..

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налого­обложения — справедливости, эффективности, нейт­ральности и простоты.

Названные основополагающие требования достаточ­но четко реализуются в специальных налоговых режи­мах, базирующихся на использовании единого налога.

Именно это и позволяет отделить специальные налого­вые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, на­правленных на создание условий для минимизации на­логов, зачастую, в нарушение принципов налогообло­жения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принци­пов через единый налог в той или иной форме. Он мо­жет предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего — достижение более значимого эконо­мического и фискального эффекта.

Налоговое регулирование в форме специального на­логового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообло­жения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реаль­ного снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.

Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложе­ния единым налогом. Объект обложения единым нало­гом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улуч­шение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.

  • Однако на практике такой ре­гулирующий подход не всегда применим в связи со спе­цификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды пред­принимательской деятельности.
  • Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы до­ход малого предприятия или натуральный объем про­изведенного продукта другого налогоплательщика.
  • С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специ­альный налоговый режим» и соответствующие им гла­вы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):

Источник: https://mirznanii.com/a/235759-3/primenenie-spetsialnykh-nalogovykh-rezhimov-subektami-malogo-predprinimatelstva-3

Плюсы и минусы ОСНО (основной системы налогообложения)

Текущая редакция законодательства, регулирующая налогообложение, предлагает для предпринимателей и организаций несколько вариантов пополнения государственной казны. Для стимуляции малого бизнеса был создан ряд специальных режимов, а по умолчанию всем юридическим лицам предлагается ОСНО – общая система налогообложения.

Деление форм отчислений на категории «для малого бизнеса» и «для больших компаний» носит условный характер. ОСНО отпугивает начинающих предпринимателей сложностями в ведении бухгалтерии. Также эта форма налогообложения обязывает физическое лицо регулярно вносить все виды взносов:

Важно: в зависимости от выбранных сфер деятельности (и соответствующих им коды ОКПО) возможно взимание с предпринимателей и предприятий дополнительных взносов в местные бюджеты.

Также в компетенции региональных и местных собраний находится возможность отменить сборы для определенных категорий ИП и компаний.

Как перейти на ОСНО?

Если компания или индивидуальный предприниматель при регистрации в органах ИФНС не приложили к списку документов заявление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то они обязаны производить выплаты в соответствии с нормами, которые предусмотрены для ОСНо.

Если же процедура уже произведена, то инициатором перехода ИП на ОСНО может стать как Федеральная налоговая служба, так и сам предприниматель. В первом случае это возможно из-за выявления несоответствий между заявленными видами (или объемами) деятельности реальным. Такая ситуация случается из-за ряда специфических ограничений, которые накладывает любой специальный режим налогообложения на:

  • среднегодовую численность наемных работников;
  • объемы дохода ИП или предприятия;
  • суммарную стоимость имущества;
  • специфику деятельности компании;
  • размеры арендуемых или находящихся в собственности помещений для торговли или другой хозяйственной деятельности.

Если же индивидуального предпринимателя привлекли преимущества и не оттолкнули особенности ОСНО, то он может изменить систему обложения по собственному желанию. Для этого необходимо совершить ряд обязательных действий:

  1. Написать и подать по месту регистрации прошение об отказе от упрощенной системы (до 15 января отчетного года).
  2. Приложить полную отчетность по установленной законодательством форме для УСН.
  3. Добавить в пакет документов квитанцию о последнем переводе на счет Федеральной налоговой службы.
  4. Подать в ИФНС свидетельство налогоплательщика.

Если документация принята в органах ИФНС, то перевод состоится с начала следующего отчетного года (с 1 января). Также компания или ИП подвергнутся ряду обязательных процедур, необходимых для создания отчетности по ОСНО:

  • регистрация плательщика НДС;
  • определение оценочной стоимости основных средств;
  • учет всех переходных торговых сделок и так далее.

Основные отчисления: НДС и налог на выручку

В контексте отчетности любая из форм УСН мало напоминает ОСНО. Ключевое отличие этих систем – налог на добавленную стоимость (НДС), который вынуждены платить облагающиеся по общей системе, и от которого освобождены выбравшие одну из специальных форм. Для работающих в сфере торговли компаний больше подойдет общая система налогообложения.

Еще один вопрос, давно мучающий начинающих предпринимателей — на основе какой суммы вычисляется налоги. В случае упрощенных систем обложения пополнение казны происходит в зависимости от выручки. Текущее налоговое законодательство не включает в себя никаких смягчающих условий для компаний, терпящих убыток – придется производить выплаты вне зависимости от доходности предприятия или компании.

Для ОСНО же характерен расчет выплат в процентном отношении к фактической прибыли – разница доходов и документально подтвержденных расходов при ведении деятельности.

При отсутствии положительного баланса ИП освобождается от обложения и может рассчитывать на снижение налога в следующем отчетном периоде. В таком случае на первое место выходит качество ведения бухгалтерии, которое заключается в умении оформить максимальную долю трат в соответствии с законодательством и сделать бизнес максимально рентабельным с точки зрения налоговых выплат.

Интересно: ввоз любого товара на территорию РФ требует выплат НДС в обязательном порядке. Подробнее: НДС при импорте

Налоговая отчетность ОСНО

Наиболее свежие изменения в налоговом законодательстве позволили ИП и другим представителям малого бизнеса работать только с упрощенной системой отчетности, не прибегая к общей. Это нововведение распространяется на всех индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от сферы деятельности и режима обложения налогами.

Так что для представляющих малый бизнес компаний и ИП объемы подаваемой отчетности для этой категории примерно равны. Общими для обеих систем налогообложения являются такие документы:

  1. Форма 1 (баланс компании).
  2. Форма 2 (документ, содержащий информацию о финансовых показателях деятельности).
  3. Отчет в сокращенном виде (по каждой из статей).

Дополнительно налоговые органы и учреждения по сбору статистики потребуют:

  1. Декларации по налогу на прибыль (каждый квартал).
  2. Декларации по налогу на добавленную стоимость (аналогично).
  3. Декларация по налогу на имущество (за календарный год).
  4. Справки по формах 2-НДФЛ и 3-НДФЛ (раз в год, последняя – только для представителей малого бизнеса).
  5. Отчетность по транспортному, земельному и водному налогах (при выборе соответствующих кодов ОКПО).

Плюсы и минусы ОСНО

При переходе на ОСНО наиболее важным считаются, как экономические выгоды компании, так и простота создания отчетности и ведения бухгалтерии.

Последний критерий предельно важен, ведь от того, насколько правильно подсчитаны доходы и расходы ИП на ОСНО, зависит репутация компании. Если органы ИФНС найдут признаки умышленного сокращения прибыли компании — ей грозят штрафные санкции.

Поэтому выбор системы налогообложения является крайне важным решением, от которого напрямую зависит успешность ведения предпринимательской деятельности в дальнейшем.

Вопрос о переходе физического лица или ИП на ОСНО носит индивидуальный характер и непосредственно зависит от того, критичны ли минусы этой формы налогообложения. К ним относятся:

  • сложность ведения бухгалтерского учета;
  • особые требования к хранению документации и отчетности;
  • большое количество статей налогообложения;
  • возможные дополнительные отчисления в бюджеты регионов и субъектов РФ.
Читайте также:  Информационное письмо об учете в статрегистре росстата: коды статистики, как получить онлайн, для ооо

К плюсам же причисляются:

  • отсутствие ограничений на прибыль;
  • возможность найма любого доступного количества сотрудников, аренды любого количества помещений для деятельности (в т. ч. торговли);
  • возможность документально подтвердить убытки от деятельности и не платить налог;
  • опция снижения ставки для предприятий, терпевших убыток в предыдущем отчетном периоде.

Специальные налоговые режимы более выгодны компаниям, которые зависят от сотрудничества с другими юридическими лицами и занимаются оказанием различных услуг или продажей товаров в промышленных масштабах. В остальных же случаях ОСНО – достойная альтернатива для большого количества предпринимателей.

Источник: https://assistentus.ru/osno/preimushchestva-i-nedostatki/

Специальные налоговые режимы для малого бизнеса в Российской Федерации

Введение…………………………………………………………………………3 стр.

  1. Экономическое содержание и основные параметры специальных налоговых режимов…………………………………………………………………………5 стр.
  2. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса в Российской Федерации………………………………………………………………………8 стр.
    1. Характеристика малого предпринимательства как субъекта налогообложения……………………………………………………………….8 стр.
    2. Виды специальных налоговых режимов для малого бизнеса………13 стр.
      1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)……………13 стр.
      2. Упрощенная система налогообложения…………………………………16 стр.
      3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………..20 стр.
      4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции………………………………………………………………………23 стр.

Заключение…………………………………………………………………….26 стр.

  • Список 
    использованной литературы…………………………………………28 стр.
  • Приложения……………………………………………………………………29 стр.
  • Введение

    Понятие «специальный налоговый режим» занимает очень важное место в курсе налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) рассматривает возможность введения  четырех специальных налоговых режима.

Для организаций или индивидуальных предпринимателей существует общий режим налогообложения, но, если они имеют право на изменение своего режима налогообложения, то, в зависимости от особенностей деятельности, они могут применять какой-либо специальный налоговый режим.

    Налоговая система, которая представляет собой 
совокупность действующих налогов и сборов; принципов их установления, введения, отмены; организации налогового контроля, налоговой ответственности необходима для государства и разных бюджетов. В налоговую систему Российской Федерации входят федеральные, установленные федеральным собранием (налоговым кодексом РФ); региональные, устанавливаемые регионами и местные налоги, устанавливаемые законодательством местных органов власти.

    Организации и индивидуальные предприниматели 
платят налоги либо по общему режиму налогообложения, либо по одному из четырех специальному налоговому режиму. Согласно ст.

18 НК РФ, специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 НК РФ. Эти специальные налоговые режимы:

  1. упрощенная система налогообложения;
  2. система налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  3. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Цель 
контрольной работы — раскрыть тему «Специальные налоговые режимы».

    В соответствии с поставленной целью 
необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие специального налогового режима;
  2. изучить экономическое содержание и основные параметры специальных налоговых режимов;
  3. изучить понятие малого предпринимательства;
  4. рассмотреть виды специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

    Методической 
базой контрольной работы являются нормативно-правовые документы, специальная литература в области налогообложения, а также материалы интернет источников.

    1. Экономическое содержание 
и основные параметры 
специальных налоговых 
режимов

    Предпринимательство нуждается в государственной поддержке, предоставлении налоговых льгот, а в ряде случаев и в создании упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности.

Специальные налоговые режимы это важный элемент налоговой системы, оказывающий стимулирующее воздействие на предпринимательскую активность отдельных групп налогоплательщиков.

Для выявления особенностей специального налогового режима, его места и роли в налоговой системе государства необходимо выделить наиболее характерные параметры налоговых режимов и на основании них проводить классификацию.

    В России первым образцом специального налогового режима стала упрощенная система налогообложения для 
субъектов малого предпринимательства, введенная в 1995 году, в 1999 году на территории отдельных регионов был введен единый налог на вмененный доход, с 2003 года действуют различные специальные налоговые режимы. Первые годы применения специальных налоговых режимов выявили целый ряд проблем и недостатков, требующих разработки научного обоснования этого понятия, раскрытия его экономического содержания и характеристики основных параметров.

    В экономической литературе термины 
«система» и «режим» налогообложения 
рассматриваются как синонимы, но практически отсутствует понятие 
налоговый режим.

В словаре Ожегова 
«система» представляет собой определенную взаимосвязь и классификацию элементов чего-либо, а термин «режим» предполагает установление порядка функционирования того или иного процесса.

Применительно к налогообложению налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, а налоговый режим устанавливает меры и нормы по достижению целей налоговой политики государства.

    Согласно 
ст. 18 НК РФ специальный налоговый 
режим подразумевает особый порядок 
исчисления и уплаты налогов и 
сборов в течение определенного 
периода времени. Существующее определение не полностью отражает экономическую сущность и параметры специальных налоговых режимов.

    Налоговое регулирование с помощью специального налогового режима может быть представлено в виде упрощения общей системы 
налогообложения и снижения налоговой нагрузки налогоплательщика.

На мой взгляд в рамках специального налогового режима должен формироваться специфический порядок налогообложения, адресованный определенному кругу налогоплательщиков.

Так, в российской налоговой практике существуют налоговые режимы для отдельных сфер деятельности, групп налогоплательщиков.

    Установление 
упрощенной системы налогообложения 
часто относят к отдельному виду льгот. При этом следует учитывать, что упрощенный режим, снижая издержки контроля властей в одних видах 
деятельности, в других, напротив, создает возможности для трудно идентифицируемых способов уклонения от уплаты налогов.

Поэтому важность вопроса заключается еще и в создании продуманной и рационально организованной системы, по возможности исключающей злоупотребления. В связи с этим специальный режим налогообложения должен включать ответы на следующие вопросы.

Каковы критерии признания плательщика субъектом упрощенного налогообложения? Какие виды деятельности не должны подлежать упрощенному режиму? Как может налогоплательщик избежать возможных потерь от произвола или непродуманных действий властей? Какой конкретно режим налогообложения применять и какие выбрать критерии для отнесения налогоплательщика к имеющим право на данный режим? Специальный налоговый режим устанавливается в рамках общей системы налогообложения и основывается на существующих принципах налогообложения: принцип бюджетной эффективности, экономической нейтральности и простоты. К отличительным особенностям специальных налоговых режимов относятся: простота расчета налогов, сокращения числа налогов, избирательность в применении режима и налоговое благоприятствование.

    Специальный налоговый режим характеризуется 
рядом параметров: цель создания и 
вид режима, объекты, субъекты, условия 
применения, выражающиеся в ограничениях на вход и выход из режима налогообложения, продолжительность применения, число и виды уплачиваемых налогов, наличие специфического налога, присущего данному налоговому режиму и механизм его расчета.

    В мировой практике налогообложения 
существуют два подхода в формировании специальных налоговых режимов.

Первый заключается в сохранении всех видов налогов из общепринятой системы налогообложения, но предусматривает упрощение порядка расчета налогов (упрощенный порядок определения налоговой базы, учета и отчетности, пониженные ставки, уменьшение суммы налога для отдельных налогоплательщиков) и взимания (периодичность и характер платежей). Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов. Первый подход применяется на практике в ряде стран ОЭСР. Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используются в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

    Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может быть представлено в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом. 
      
  

    2. Специальные налоговые 
режимы для малого 
бизнеса в российской 
Федерации

    2.1. Характеристика малого 
предпринимательства 
как субъекта налогообложения

  1.     Согласно 
    Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства 
    в Российской Федерации» — субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
  2.     К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
  3.     1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
  4.     2) средняя численность работников 
    за предшествующий календарный 
    год не должна превышать следующие 
    предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  5.     а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних 
    предприятий;
  6.     б) до ста человек включительно для 
    малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
  7.     3) выручка от реализации товаров 
    (работ, услуг) без учета налога 
    на добавленную стоимость или 
    балансовая стоимость активов 
    (остаточная стоимость основных 
    средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [3]
  8.     Предусмотренные 3 пунктом предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Источник: http://student.zoomru.ru/nalog/specialnye-nalogovye-rezhimy-dlya-malogo/155671.1209347.s1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector