Международные стандарты аудита: классификация на 2019-2020 годы, внутренний международный аудит

МСА разрабатываются Международной Федерацией Бухгалтеров (IFAC) – всемирной организацией для бухгалтерских профессий, основанной в 1977 г. на 11 Всемирном Конгрессе бухгалтеров 63 организациями из 51 страны.

Теперь в IFAC входят уже 175 организаций из 130 стран мира. Миссией IFAC является в т.ч. адаптация и внедрение качественных международных стандартов и распространение ценности бухгалтерской профессии по всему миру.

Схема стандартов, выпускаемых IFAC

Международные стандарты аудита: классификация на 2019-2020 годы, внутренний международный аудит

Как видно на схеме, МСА – только часть стандартов IFAC. Кодекс этики является основополагающим документом и подлежит применению во всех случаях деятельности профессионального бухгалтера. То же правило действует и в отношении международных стандартов по контролю качества (пока принят только стандарт под № 1).

При проведении аудитов и обзорных проверок финансовой информации прошлых периодов должны применяться МСА и Международные стандарты по обзорным проверкам. При выполнении заданий, обеспечивающих уверенность (например, заданий по проверке и подтверждению расходов или специальных отчетов с выдачей аудиторского заключения), применяются стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность.

Существует группа стандартов по оказанию сопутствующих услуг, связанных с аудитом.

Непосредственно МСА содержит 37 стандартов, объединенных в 7 групп, каждая из которых имеет собственную зарезервированную нумерацию и включает стандарты, регулирующие отдельную область.

Международные стандарты аудита: классификация на 2019-2020 годы, внутренний международный аудит

Такая классификация с зарезервированными номерами для каждой группы позволяет присваивать новому стандарту номер в группе, не меняя нумерацию уже принятых и действующих стандартов.

Так, сравнительно новый и самый важный из недавно принятых стандарт МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» получил свободный номер в группе 700-799 «Выводы и составление заключений по итогам аудита».

Применение МСА в мире

По данным программы соответствия, проведенной IFAC в августе 2012 г., уже тогда в той или иной мере МСА применяли 126 стран.

Выделяют 4 группы стран по типу использования МСА:

1. Страны, которые на законодательном уровне закрепили применение МСА, непосредственно выпущенных IFAC. Среди них: наша соседка – Латвия, а также Эстония, Словения и др. страны.

2. Страны, которые принимают МСА в качестве локальных стандартов без каких-либо изменений и дополнений.

Отличие группы 2 от группы 1 состоит в том, что в случае, если IFAC издает новый стандарт или изменяет текст стандарта, в группе 1 он становится обязательным для применения непосредственно с момента его издания IFAC.

В группе 2 законодательный орган должен получить перевод стандарта на локальный язык и принять стандарт или изменение к нему в качестве законодательного акта. В группу 2 на момент исследования входили 32 страны, в т.ч. Великобритания, Чехия, Канада.

3. Это 29 стран (в т.ч. Германия, Италия, Франция и др.), которые разрабатывают собственные стандарты на основе МСА. Отличия локальных стандартов от МСА незначительны и соответствуют политике IFAC по изменениям стандартов.

4. Страны, которые разрабатывают национальные стандарты на основе МСА, но нет доказательств, что изменения локальных стандартов по сравнению с МСА соответствуют политике IFAC.

Среди 54 стран этой группы – Россия, Украина, США и Япония. Россия, которая отнесена к группе 4, в октябре 2013 г. одобрила законопроект, предполагающий внедрение МСА в качестве национальных стандартов, и с 2017 г.

в России вместо локальных стандартов аудита действуют МСА.

Беларуси нет среди 126 стран, участвовавших в программе IFAC. Но думаю, если бы такое исследование было, мы были бы в 4 группе применения МСА.

Так как, несмотря на то, что в РБ действуют 35 национальных Правил аудиторской деятельности (НПАД), и основные области, регулируемые МСА, в них учтены, существуют довольно критические отличия.

Так, некоторые требования различных МСА либо не содержатся в белорусских правилах, либо имеются определенные трудности их применения, где-то из-за непонимания, где-то из-за сложившейся практики. Есть и специфические белорусские нормы, которых нет в МСА.

По данным последнего и не такого масштабного исследования IFAC, в котором участвовало 80 стран, в 2017 г. 79% стран приняли МСА для всех обязательных аудитов, 61% стран полностью приняли Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (по крайней мере в редакции 2009 г.) и 91% стран приняли МСФО для всех или для большей части публичных компаний в соответствующей юрисдикции.

Различия между МСА и локальными правилами (и практиками) в Беларуси

Различия существуют не только с МСА. В отдельных случаях, несмотря на наличие в НПАД локальных норм, они не выполняются аудиторами на практике. К сожалению, из-за отсутствия должной системы контроля качества аудита сейчас такое невыполнение локальных норм достаточно распространено.

Остановимся подробно на 5-ти важных моментах:

1. Непрерывность деятельности. Важный вопрос, которому часто не уделяется должного внимания при аудите, – проверка выполнения принципа непрерывности деятельности клиента.

Вопрос критичный, т.к. когда появляются громкие заголовки статей, новостей о штрафах и санкциях против международных аудиторов, нередко речь идет об аудиторах, чьи клиенты «внезапно» обанкротились, при том, что аудиторы этого не замечали до последнего момента.

Вопрос непрерывности деятельности клиента в белорусском законодательстве, в целом, урегулирован: для аудиторов действует НПАД «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица», утв. постановлением Минфина от 28.03.2003 № 45.

Справочно. Для бухгалтеров, составляющих отчетность, аналогичный принцип предусмотрен Законом «О бухгалтерском учете и отчетности».

Он заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах и расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.

Несмотря на то, что для аудиторов существует требование анализировать факторы, указывающие на проблемы с непрерывностью деятельности, на практике локальные аудиторы такой анализ обычно не делают. Исключение составляют аудиторские компании – члены крупных международных аудиторских сетей, у которых традиционно налажен процесс внутреннего контроля за выполнением требований МСА.

Причины, по которым проверка непрерывности деятельности особенно важна в Беларуси, кроется в факторах и индикаторах, которые аудитор и руководство аудируемого лица должны проанализировать (и задокументировать этот процесс) для того, чтобы правильно подготовить отчетность и выпустить верное аудиторское заключение.

Из финансовых индикаторов среди белорусских предприятий часто встречаются неблагоприятные значения основных финансовых показателей и значительные и (или) продолжающиеся убытки.

Индикаторы непрерывности деятельности приведены на рис. ниже.

Международные стандарты аудита: классификация на 2019-2020 годы, внутренний международный аудит

2. Ключевые вопросы аудита.

Главное из недавних изменений в требования МСА – введение понятия ключевых вопросов аудита и необходимости раскрытия информации о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении (МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», вступил в силу для аудитов финансовой отчетности за период, заканчивающийся 15.12.2016 и позже). Изменения разработаны для повышения прозрачности и улучшения информационного взаимодействия между инвесторами, другими пользователями отчетности и аудиторами.

МСА 701 не предусматривает изменений в объеме проводимых аудиторских процедур, но для листинговых компаний аудитор должен добавить в аудиторское заключение специальный параграф, в котором описывается информация о ключевых вопросах аудита.

На практике возникают вопросы, какие именно компании относятся к листинговым в той или иной юрисдикции.

Справочно. В Беларуси, согласно разъяснению БВФБ, критерием для отнесения компаний к листинговым является нахождение ценных бумаг компании в одном из котировальных листов биржи; наличие у компании внесписочных ценных бумаг не является основанием считать ее листинговой.

  • Также МСА 701 предусматривает изменение содержания самого аудиторского заключения:
  • – изменения порядка изложения вопросов в аудиторском заключении – мнение аудитора представляется в начале заключения;
  • – изменение описания ответственности руководства;
  • – изменение описания ответственности и обязанностей аудиторов и обязанностей руководства в отношении непрерывности деятельности;
  • – заявления о независимости аудитора и соблюдения соответствующих этических требований.
  • Для листинговых компаний предусмотрено также описание ключевых вопросов аудита и раскрытие имени партнера в аудиторском заключении.
  • Что касается раскрытия имени партнера в аудиторском заключении, то это требование и раньше содержалось в НПАД «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» (заключение подписывается руководителем или уполномоченным им лицом, лицо подписывающее аудиторское заключение должно иметь квалификационный аттестат аудитора).

Белорусский НПАД также предусматривает раскрытие информации о ключевых вопросах аудита.

Но вместо листинговых компаний это обязательно для всех акционерных обществ, обязанных согласно законодательству РБ раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством о ценных бумагах; Нацбанка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бирж, страховых организаций, организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

  1. В иных случаях этот раздел может быть включен в аудиторское заключение по решению аудиторской организации и (или) по согласованию с заказчиком аудиторских услуг.
  2. Но на практике эти требования белорусскими аудиторами либо не выполняются, либо выполняются не в полной мере (часто информация о ключевых вопросах аудита либо не раскрыта, либо раскрыта не полностью).
  3. Случается также, что выбор ключевых вопросов аудита осуществляется неверно.
  4. Важно учитывать требования МСА, которые устанавливают, что ключевые вопросы аудита – это вопросы, которые в соответствии с суждением аудитора, оказались наиболее важными при проведении аудиторской проверки. Это могут быть:
  5. – существенные риски, выявленные аудитором при планировании (однако не все риски обязательно относятся к ключевым вопросам аудита);
  6. – области существенных суждений руководства;
  7. – области с высокой степенью неопределенности, оказавшие влияние на аудит;
  8. – существенные события или операции в текущем периоде.

И важно помнить, что недостаточно просто назвать ключевой вопрос аудита. В заключении, как минимум, нужно указать, почему этот вопрос по-мнению аудита является ключевым, что относится к этому вопросу, и как аудитор проводил процедуры в отношении ключевых вопросов аудита.

3. Уровни материальности. Вопрос, который не предусмотрен белорусскими НПАД, – определение нескольких уровней существенности для проведения аудита.

Справочно. Согласно белорусским НПАД при проведении аудиторской проверки определяется один уровень существенности – и для планирования аудита, и для сравнения найденных искажений с существенностью для того, чтобы сделать выводы и выпустить соответствующее аудиторское заключение.

МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» предусмотрено, что аудитор должен дополнительно определить существенность для выполнения аудиторских процедур (performance materiality или «рабочая существенность») и для оценки риска существенного искажения, и для определения характера, времени и объема дальнейших аудиторских процедур (этот уровень существенности устанавливается в сумме меньшей, чем существенность в целом).

Существенность для выполнения аудиторских процедур должна определяться таким образом, чтобы снизить до приемлемо низкого уровня вероятность того, что агрегированные суммы неисправленных и необнаруженных искажений в финансовой отчетности превышают существенность (риск агрегации).

При этом необходимо учитывать характер, причины и суммы выявленных аудиторских разниц в предыдущих периодах.

В зависимости от риска агрегации рабочая существенность может определяться, например, как 50% при высоком риске, 65% при увеличенном риске и 75% при нормальном риске агрегации (данные проценты приведены в качестве примера, они не установлены МСА и должны устанавливаться внутренними правилами аудиторской компании).

Читайте также:  Ответственность и штрафы за незаконное использование товарного знака

4. Специфические требования в отношении предполагаемых недобросовестных действий.

В МСА существуют специфические требования в отношении предполагаемых недобросовестных действий со стороны руководства аудируемых организаций.

Так, в соответствии с МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» аудитор при любом аудите всегда должен предполагать о наличии риска искажения выручки в результате недобросовестных действий.

В случае если аудитор заключает, что презумпция наличия такого риска в конкретном аудите не применима, в рабочей документации должно быть обоснование такого заключения.

  • В требованиях белорусских НПАД такого обязательного предположения не содержится.
  • Также в соответствии с МСА 240 и МСА 520 «Аналитические процедуры» аудитор должен проводить аналитические процедуры при планировании и оценке рисков, а также оценить, указывают ли аналитические процедуры, выполненные в конце аудита при формировании общих выводов, на то, что финансовая отчетность совпадает с пониманием аудитора о компании, или на ранее не выявленный риск существенного искажения отчетности из-за недобросовестных действий.
  • В НПАД такие требования как обязательные четко не указаны.

5. Дополнительная проверка качества.

Еще одно требование, которое не содержится в белорусских НПАД, определено Международным стандартом по контролю качества № 1 и МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности» и предполагает обязательную дополнительную проверку контроля качества, которая проводится квалифицированным специалистом (вторым партнером), не являющимся членом команды для листинговых компаний и для других компаний, определенных аудитором.

Такая проверка должна проводиться до даты выдачи аудиторского заключения и включать проверку существенных суждений и выводов аудитора при формировании аудиторского мнения.

Это, конечно, далеко не все различия между белорусскими НПАД и МСА.

Поэтому при внедрении МСА белорусским аудиторам предстоит немалая работа: изучение стандартов, определение подходов к проведению аудитов различных предприятий, обучение специалистов и постоянное повышение их квалификации, разработка новых шаблонов рабочих документов, усиление внутреннего контроля качества, возможно внедрение новых программных продуктов с целью повышения эффективности. И успешность такого внедрения прежде всего будет зависеть от неуклонного, постоянного и достаточно строгого внешнего контроля качества, проводимого внешней авторитетной и независимой организацией.

Автор публикации: Ирина ВЕРЕЩАГИНА, партнер ООО «КПМГ»

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

Источник: https://neg.by/novosti/otkrytj/mezhdunarodnye-standarty-audita—primenenie-v-belarusi

Международные стандарты аудиторской деятельности на 2019 год — ЮристВзаконе

Международные стандарты аудита: классификация на 2019-2020 годы, внутренний международный аудит

Тем, кто применяет МСФО, 2019 год принесет очередные новшества. Казалось бы переход на международные стандарты произошел, но законодательная и нормативная базы еще шлифуются.

Особенно непросто придется банкам, которые с 1 января начнут использовать привычные финансовые инструменты по-новому.

Какие IFRS вступают в силу в 2019 году? С какими сложностями можно столкнуться при переходе? К каким еще трансформациям МСФО стоит готовиться отечественным предприятиям? Обо всем этом пойдет речь в материале.

Кто должен применять МСФО в 2019 году?

Общественно значимые организации должны применять уже существующие и постепенно вводимые в действие новые документы МСФО. Обычно они вступают в силу поэтапно:

  • 1 стадия — документ вступает в силу с даты официальной публикации, доступен для добровольного применения;
  • 2 стадия — в сроки, определенные документом, он становится обязателен для применения.

Если в новом документе МСФО не указан срок вступления в силу, то для обязательного применения он вводится в действия со дня его официальной публикации.

Какие положения МСФО вступают в силу с 2019 года?

Адаптация отечественной системы бухучета к международным стандартам отчетности продолжается. Еще в марте 2018 года был издан приказ Минфина России о введении в действие очередных 3 документов МСФО. Ранее также были введены 2 новых стандарта, но обязательны для применения они будут только начиная с 1 января 2019 года.

Мсфо 9: серьезные перемены для банков уже на пороге

Переход на IFRS 9 — одно из наиболее значимых новшеств в учетном законодательстве за последние годы. Кредитные организации ожидают 2019 год с некоторым напряжением. Для них станут обязательными совершенно новые правила учета и расчета резервов. Изменения затронут многие привычные бухгалтерам операции:

  • классификация и оценка финансовых активов, обязательств — разработан более четкий и последовательный алгоритм;
  • учет обесценения — вводится трехступенчатая модель признания кредитных убытков (ECL – expected credit loss);
  • учет хеджирования — выдвигаются требования к установлению экономической связи между риском и объемом инструментов хеджирования.

Ключевое отличие — резервирование будет осуществляться не по факту реализации, а на основе прогноза возможных кредитных потерь. Теперь в него будут вовлечены подразделения отчетности, бухгалтерии и риск-менеджмента.

При внедрении IFRS 9 финансовые организации сталкиваются со следующими сложностями:

  • необходимость в реорганизации управленческой и бухгалтерской системы;
  • внедрение модели ECL требует качественной системы данных и развитых навыков моделирования у финансовых специалистов;
  • возможны несогласованности между бухучетом и управлением капиталом;
  • потребуется пересмотр портфельной стратегии;
  • организация обучения персонала.

Риск потери ликвидности может привести субъекта хозяйствования к банкротству. Проиллюстрируем это на следующем графике:

Изменения IFRS 9 подкрадываются незаметно. Они коснутся всех банков, независимо от степени их подготовки. В выигрышной ситуации окажутся те, кто потратил усилия на изучение новых принципов подготовки отчетности в соответствии с МСФО и разработку соответствующих мер.

Мсфо 16: новые требования к отчетности по аренде

В новом МСФО 16 расширяются требования к раскрытию информации об аренде. Арендаторы получают право использовать актив, но должны также признать обязательства по нему. Также в стандарте были пересмотрены следующие вопросы:

  • определение понятия аренды;
  • классификация аренды;
  • порядок признания активов;
  • оценка и переоценка арендных обязательств;
  • требования к формату представлению информации.

Раскрытие информации об аренде с учетом требований Стандарта позволяют объективно оценить ее влияние на финансовое состояние и денежные потоки компании.

Ежегодные усовершенствования МСФО

В декабре 2017 Международный совет по МСФО внес поправки в 4 IFRS. В марте 2018 года они были введены в действие в РФ.

Перечисленные поправки имеют уточняющий характер и призваны устранить разногласия между существующими стандартами. Они вступают в силу с 2019 года, но разрешено также досрочное применение.

  • Насколько хорошо вы ориентируетесь в МСФО?
  • Пройдите бесплатный тест, чтобы проверить себя и получить объективную оценку своих знаний!
  • Пройти тест по МСФО бесплатно

Обновленные “Концептуальные основы МСФО”: упор на качество

В марте 2018 года Совет по МСФО опубликовал обновленные Концептуальные основы, определяющие требования к элементам и качеству финансовой отчетности, критериям ее признания. Предыдущую версию выпустили в 1989 году и частично пересмотрели лишь однажды — в 2010.

Для обязательного применения новая версия Концептуальных основ вступает в силу с 1 января 2020 года. Хотя они не являются отдельными стандартами или их пунктами, но могут послужить базой для разработки новых. Концепции призваны максимально сократить масштаб несогласованностей и упростить процесс подготовки финансовой отчетности. Среди наиболее ценных новшеств:

  • устранены пробелы по измерениям, например, когда начинать использовать историческую стоимость;
  • более глубоко раскрыты требования к качественным характеристикам финансовой информации;
  • гармонизированы критерии признания и оценки элементов финансовой отчетности;
  • улучшены определения, в частности “актив” и “обязательство”;
  • разработаны критерии включения активов и обязательств в отчетность.

Хорошая новость — на изучение обновленных Концептуальных основ еще есть время. Обязательными они станут лишь с 2020 года. Их важно будет учесть при составлении учетной политики.

МСФО: на пути к международному сотрудничеству

Отечественным организациям от МСФО уже никуда не деться. Чтобы успешно работать в новых условиях, придется разобраться в основных документах, в соответствии с ними выстроить систему финансового учета и подготовки отчетности.

Сперва международные стандарты могут показаться запутанными и не приспособленными к российским предприятиям. Но на самом деле — это единственный способ улучшения и сближения формата финансовой отчетности на международном уровне.

Спрос на специалистов со знанием МСФО в последние годы резко возрос. Тем, кто желает повысить свою востребованность в профессиональной сфере, тренинг “Трансформация финансовой отчетности из ФС/ПБУ России в МСФО (IAS/IFRS)” позволит получить необходимую теоретическую и практическую подготовку.

Источник: https://finacademy.net/materials/article/perehod-na-msfo-2019

Международные стандарты аудиторской деятельности на 2019 год

Международные стандарты аудита: классификация на 2019-2020 годы, внутренний международный аудит

Стандарты позволяют осуществлять регулирование деятельности специалистов в области аудита. Отметим, что они являются признанными в большинстве стран мира, так как способствуют достижению объективности в вопросе аудиторского мнения и процессу создания всей отчетности предприятия, относящейся к финансовому сектору.

Используя их, существует возможность установки определенных критериев, которые являются едиными в сравнении результатов обеспечения деятельности аудиторского характера. Однообразие деятельности аудиторского вида – это важное условие для обеспечения многообразия методик, которые используются на практике.

На основе документов аудиторского характера появляется возможность сформировать программу, которая обеспечивает подготовку специалистов. Документы выступают в качестве основного доказательства во время судебного разбирательства и определения меры ответственности.

  1. С их помощью существует возможность установить подход к проведению аудита, к масштабам аудиторской проверки, видам отчетов, методологии и так далее.
  2. В том случае, если специалист во время осуществления своей рабочей деятельности отступает от применения правил, то он должен готов объяснить, на основании какой причины это было сделано.
  3. Применение требований международного характера является очень важным в процессе выполнения работ. Это объясняется тем, что документы:
  1. Позволяют обеспечить качество осуществления проверки.
  2. Способствуют тому, что люди понимают весь происходящий процесс.
  3. Возможность создания имиджа данной деятельности.
  4. Отсутствие необходимости осуществлять контроль государственными органами власти.
  5. Помощь специалисту в вопросе ведения переговоров с заказчиками.
  6. Обеспечение связи между отдельно взятыми процессами.

Документы определяют подход к реализации аудиторских действий, масштабам проверки, различным сопутствующим вопросам. Отечественные стандарты разрабатываются на основании международных алгоритмов.

В общем виде, процедура может иметь национальный, внутренний и международный характер. В результате, общей целью является создание и использование пакетов внутренних стандартов, детализированных и регламентируемых требования к проведению проверок, а также оформлению заключений.

Каким образом осуществляется классификация

Стандарты аудиторской сферы представляют собой документы, в которых сформулированы требования и подходы для того, чтобы успешно осуществить проведение данной деятельности.

В основе лежат учебные программы для того, чтобы подготавливать аудиторов и требования для ведения экзаменационной деятельности. Их применение должно способствовать изменению экономических условий. Как следствие, они требуют регулярного пересмотра.

Они предназначены для того, чтобы обеспечить унифицированный подход в международных масштабах и развитие в тех странах, где их уровень является значительно меньшим, чем используемый во всем мире.

Итак, на сегодняшний день существует 39 стандартов. Они разделены между собой на 9 групп и 11 положений. Их общая характеристика следующая:

  1. Введение.
  2. Обязанности.
  3. Планирование.
  4. Обеспечение внутреннего контроля.
  5. Доказательства аудиторского характера.
  6. Применение «третьими лицами».
  7. Выводы и заключения.
  8. Специализированные области.
  9. Услуги сопутствующего типа.
Читайте также:  Заполнение формы пд-4: что представляет из себя форма пд-4, виды форм, инструкция по заполнению, документы при оплате, бланк формы

К введению относят два стандарта, в которых максимально подробно изложены принципы и процедуры осуществления рабочей деятельности аудиторов и принципы формирования. В обязанности входит 8 документов, в которых находятся общие положения, в том числе задачи и цели, а также обеспечение контроля качества.

К третьей группе, в которой описано планирование, предоставлена информация про то, как осуществлять план проведения проверки. В данном случае сюда относят три документа.

Группа внутреннего контроля также имеет три стандарта. Здесь осуществляется изучение вопросов, которые относятся к оценке рисков и контролю проведения проверки в области информационных технологий. Под аудиторскими доказательствами подразумевают 11 документов, в которых разъясняется связь назначения доказательств и методов проведения проверок.

К группе применения работы третьих лиц относят три стандарта аудита, посвященных применению и оказанию дополнительных услуг экспертов, прочих аудиторов, а также материалов для проведения финансовой проверки. К выводам и заключениям относят 4 документа. Данный пункт посвящен завершению проверки и составлению заключения аудиторского характера.

К специальным областям аудита относят два основных стандарта, которые посвящены составлению отчета для проведения аудита путем использования специальных аудиторских заданий и применению финансовой информации, которая ожидается. Последняя, девятая группа – это сопутствующие услуги. Сюда входит три стандарта, которые посвящены услугам по аудиту отчетности финансового характера.

Применение в России

Начиная с 2017 года, на территории Российской Федерации функционирует 30 международных стандартов. В том числе, к ним относят:

  1. Согласование реализации процесса аудиторских знаний.
  2. Контроль качества при осуществлении процедуры.
  3. Создание документации.
  4. Создание заключительной финансовой отчетности.
  5. Информирование про ключевые вопросы.
  6. Мнение про заключения.

Помимо этого, начиная с этого года, в значительной степени увеличилась степень ответственности для специалистов. Министерство финансов России предлагает наказывать аудиторов не только штрафами, но и уголовной ответственностью за то, что ими было выдано заключение не соответствующее действительности.

Также составляется более подробное заключение, которое соответствует международным стандартам. Данная форма заключения может содержать оценку отчетности компании и обращать внимание на самые важные моменты в работе. Таким образом, одна из новых форм предполагает указание расширенной информации для специалистов бухгалтерии и других заинтересованных лиц.

Прежде всего, к ним относят акционеров, лиц, входящих в совет директоров, и прочих, принимающих ключевые решения в деятельности компании.

Новые требования уже смогли отразиться как на отдельно взятых специалистах, так и на организациях, которые проверяются. Именно поэтому, прежде чем составлять документацию, необходимо в полной мере ознакомится с правилами, которые были введены с января 2017 года.

Профессиональные внутренние

В соответствии с законодательством РФ, к внутрифирменным правилам и стандартам деятельности, которые функционируют в организации, осуществляющей аудиторскую деятельность, относят стандарты внутреннего вида.

Профессиональные внутренние стандарты – это документация, в которой детализированы и регламентированы одни требования, обеспечивающие осуществление и оформление аудиторской документации. Они принимаются и утверждаются аудиторскими организациями для того, чтобы обеспечить эффективность работы и соответствие определенным правилам ведения финансовой работы.

Организация должна выполнять работу по формированию пакета внутрифирменных стандартов. Они отражают собственный подход к проверкам, которые проводятся. Следствием становится составление заключения исходя из принципов организации и проведения аудиторской деятельности.

Внутрифирменные стандарты позволяют обеспечить регламент деятельности аудиторов в рамках компании и обеспечивают ряд дополнительных основ для того ,чтобы регулировать реальные и потенциальные конфликты, возникающие во время рабочего процесса.

К стандартам аудиторской деятельности, которые принимаются внутри фирмы, можно отнести те, которые утверждаются в порядке, который был установлен законодательством или стандартами, инструкциями, разработками методического вида, пособиями и прочими видами документации.

Они должны быть обязательны к использованию в аудиторских организациях. Дело в том, что такие документы позволяют раскрыть внутренний подход к реализации аудита.

Вместе они представляют собой процесс описания подхода комплексного вида к организации и технологиям аудиторской деятельности.

Необходимо отметить, что такие стандарты утверждаются руководителем аудиторской компании, если внутренние документы не предполагают что-либо иное. Документы могут пересматриваться в случае, если осуществляются изменения в действующем законодательстве страны, в специализациях или же при изменении собственника.

Таким образом, крайне важно соблюдать правильность выполнения работы по финансовому аудиту предприятия или организации. Для этого рекомендуется обращаться за помощью в те компании, которые предоставляют услуги данного вида на протяжении длительного периода времени и, соответственно, знают нормативную базу, законодательство и нюансы выполнения работы по аудиту.

Если же данный вопрос изучать самостоятельно и углубленно, то на это уйдет очень много времени. К тому же, ежегодно вносятся изменения в действующее законодательство Российской Федерации.

Источник: investim.info

Источник: http://IDeiforbiz.ru/mejdynarodnye-standarty-ayditorskoi-deiatelnosti-na-2019-god.html

Источник: https://uristvzakon.ru/mezhdunarodnye-standarty-auditorskoj-deyatelnosti-na-2019-god.html

«Ключевое отличие международных стандартов — риск-ориентированный подход» | Инструменты на РБК+

С 2017 года в России введены Международные стандарты аудита (МСА). О том, какие изменения ждут аудиторов и их клиентов, РБК+ рассказала руководитель департамента аудита «МЭФ-АудитPKF» Татьяна Безус.

Международные стандарты аудита: классификация на 2019-2020 годы, внутренний международный аудит

Фото: Пресс-служба

— В чем заключаются основные отличия МСА от Федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД)?

— С формальной точки зрения в большинстве случаев МСА не содержат существенных отличий от ФСАД, поскольку в свое время последние разрабатывались на основании международных стандартов.

Но процесс развития наших национальных стандартов, к сожалению, шел гораздо медленнее, чем совершенствование МСА, они не успевали за изменениями международных. Однако теперь все новации в МСА сразу становятся обязательными и для российских аудиторов.

Соответственно, отечественные аудиторы смогут быстрее адаптироваться к мировым требованиям, заключения по результатам их проверки и качество самой проверки будут соответствовать современным международным стандартам.

Безусловным преимуществом МСА является то, что они имеют очень четкую структуру, все стандарты связаны путем перекрестных ссылок и включают Международный стандарт контроля качества.

Можно сказать, что они представляют собой некий «кодекс аудита».

Кроме того, есть ряд международных стандартов, которые не имеют аналогов в ФСАД, — например, стандарты, регулирующие сообщение о недостатках внутреннего контроля, аудиторские процедуры по оцененным рискам.

— Насколько принципиальны эти процедуры?

— Суть скорее не в конкретных процедурах, а в общих подходах. Ключевое отличие международных стандартов от российских — в МСА принят риск-ориентированный подход.

ФСАД тоже содержат упоминания о рисках и их идентификации, но дают им недостаточно глубокое методологическое определение, не содержат описания, как с этими выявленными рисками дальше быть, каким образом они должны повлиять на объем аудита, как их учесть при подготовке аудиторского заключения.

В МСА же этому вопросу уделяется повышенное внимание — сам подход к проведению аудиторской проверки определяется исходя из оценки рисков аудируемого лица, рисков искажения отчетности в целом и рисков, присущих отдельным статьям или процессам. В ФСАД более формальный, стандартизированный подход.

Именно поэтому в МСА значительное внимание уделяется вопросам оценки систем внутреннего контроля аудируемой организации, предусмотрены обязательные сообщения аудитора о недостатках систем внутреннего контроля.

Есть отдельный стандарт, который предписывает, каким образом следует сообщать эту информацию руководству аудируемого лица, представителям собственника и другим лицам, ответственным за корпоративное управление, в каком формате, какие аспекты выделять.

— Что это означает для заказчика аудиторских услуг?

— В международных стандартах большое внимание уделяется взаимодействию с аудируемым лицом, с лицами, принимающими решения и ответственными за корпоративное управление.

Это совет директоров, службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля и управления рисками — словом, все те лица, которые могут влиять на принятие важных с точки зрения финансовой отчетности решений.

В ФСАД в данном аспекте упомянуты только руководство и представители собственников аудируемой организации, то есть круг связанных с заказчиком лиц, с которыми общается аудитор и сообщает о результатах, гораздо уже. Разумеется, все это означает большую вовлеченность сотрудников и руководителей заказчика в процесс аудиторской проверки.

— Каких усилий требует введение МСА от аудиторов? Приведет ли внедрение международных стандартов к повышению стоимости их услуг?

— Введение МСА требует от аудиторов в ряде случаев, особенно при первом аудите компании-заказчика, большего объема аудиторских процедур и детального документирования. Например, при оценке рисков, тестировании систем внутреннего контроля, информировании о результатах аудита.

Вместе с тем, если правильно внедрить риск-ориентированный подход, он станет более комфортным для аудитора, поскольку позволяет в целом пересмотреть подход к аудиту и сделать его более эффективным. Это скорее даже больший плюс для аудиторов, чем для пользователей отчетности.

Так что роста цен из-за введения МСА не ожидаем.

— А что получают пользователи отчетности?

— Принято считать, что заключение, выданное на основе МСА, повышает уверенность пользователей в качестве проведенного аудита.

Это закономерно, поскольку МСА разрабатывались с учетом лучшей практики различных стран, разностороннего опыта, в условиях «свободы» от особенностей каждой отдельной страны. По тем же причинам применение МСА обеспечивает сопоставимость результатов аудита.

Это важно для всех пользователей отчетности, так как позволяет сопоставлять отчетность компаний, поскольку их аудит проводился с использованием одинаковых методов и подходов.

— Одно из положений МСА — обязанность аудитора публично раскрывать ключевые вопросы аудита. Что обычно это за вопросы?

— Это требование касается только результатов аудита публичных компаний.

Ключевые вопросы — те, которые являлись наиболее значимыми для аудита с точки зрения рисков, требующие особенного внимания со стороны руководства, акционеров, инвесторов, контрагентов.

Как правило, эти вопросы требуют вовлечения аудиторов высшего уровня — партнеров, подписывающих аудиторское заключение. Данные вопросы обычно понимаются уже на стадии планирования и обсуждаются аудитором совместно с аудируемым лицом.

— Какова процедура отбора ключевых вопросов?

— В идеале ключевые вопросы определяются на этапе планирования аудиторской проверки.

Как показывает практика, ключевые вопросы обычно достаточно очевидны и их идентификация не представляет трудности, — например, это оценка справедливой стоимости или тестирование на обесценение существенных активов.

Эти вопросы в обязательном порядке будут также освещены в самой финансовой отчетности, и в аудиторском заключении аудитор обязан дать ссылку на соответствующее раскрытие информации.

— Кто и как проверяет корректность применения МСА аудиторскими организациями? Предусмотрены ли такие или подобные процедуры для членов международных аудиторских сетей?

— Соответствие самого аудитора и качества его работы международным стандартам прежде всего проверяют саморегулируемые организации (СРО) аудиторов. Если же речь идет о компаниях, которые проводят аудит общественно значимых организаций, их проверку помимо СРО осуществляет Федеральное казначейство.

Что касается аудиторских сетей, то их члены проходят периодическую проверку контроля качества внутри сети. Мы в этом году стали членами международной сети PKF International, пройдя перед этим проверку качества, по результатам которой и принималось решение о нашем членстве и статусе.

Далее мы обязаны периодически проходить проверку в целях подтверждения соответствия сетевым стандартам. Но этот контроль не имеет, собственно, прямого отношения к МСА.

Требования международных сетей к качеству аудита обычно строже, чем требования самих МСА, если речь идет о признанных сетях, таких как PKF International, которая, являясь членом Международной ассоциации бухгалтеров (IFAC), принимала активное участие в разработке МСА.

Что логично: членство в сетях — дело добровольное, тогда как соблюдение стандартов — необходимое условие для ведения аудиторской деятельности. 

Источник: https://plus.rbc.ru/news/5a164e8d7a8aa96ac5a7e208

Российский аудит начинает работу по пересмотренным МСА

С 12 февраля 2019 года на территории страны в законную силу вступил приказ Минфина РФ, касающийся применения международных стандартов аудита. В этом документе объединены все 48 МСА. Некоторые из стандартов обозначены статусом «пересмотренные». Использование МСА – обязательное условие для аудиторов, которые проверяют отчетность предприятий, оформляют заключения.

Читайте также:  Акт о несчастном случае на производстве по форме н-1: образец, срок хранения,

Внедренные правки и изменения

Международные стандарты аудита: классификация на 2019-2020 годы, внутренний международный аудит

Россия не осталась в стороне от внедрения МСА. Первые 30 стандартов введены на территории страны с 24 октября 2016 года. Теперь с изменениями и дополнениями начинают действовать 48 МСА. Некоторые из них являются так называемыми пересмотренными. Речь идет о следующих образцах:

  • 810 под названием «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»;
  • 805 под названием «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»;
  • 800 под названием «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения».

Отныне все аудиторы и аудиторские компании обязаны принимать МСА за основное руководство к действию. Такой подход обеспечивает не только более качественное проведение проверок, но и интеграцию в международное аудиторское сообщество. Использование новых стандартов не отменяет следование российским нормативным актам и положениям, выступающим регулятором аудиторской сферы.

Целесообразность применения МСА

Международные стандарты аудита признаны в установленном законом порядке. На территории Российской Федерации они постепенно вводились с 2014 года. С 01.02.2019 г.

все лица и организации, занятые в сфере аудита, обязаны пользоваться стандартами, которые издает Международная федерация бухгалтеров. Только так гарантированы качество проводимых проверок и законность выдаваемых заключений.

Появилась возможность проводить оценку профессионализма и компетенции аудиторов на межгосударственном уровне. Среди других положительных возможностей, которые открывает применение МСА, можно отметить:

  • внедрение в практику аудита последних достижений науки и технологий;
  • влияние на развитие национальной системы бухгалтерского учета и отчетности;
  • объективность выражения мнений экспертов;
  • обеспечение более качественного контроля за работой аудиторов.

Внедрение и использование МСА позволяет пользователям отчетности сопоставлять финансовые результаты предприятий, работающих в разных странах.

Международные стандарты обеспечивают защиту интересов инвесторов, способствуют активному перемещению капитала между разными государствами.

Российские аудиторы, выполняющие независимые проверки, а также оказывающие сопутствующие услуги, обязаны использовать стандарты.

Сторонники и противники

Глобализация экономических отношений подталкивает разные сферы деятельности к применению унифицированных правил, которые были бы понятны всем. Проведение аудиторских проверок – не исключение.

Противники внедрения и использования МСА должны понимать, что без общего свода требований не удастся обеспечить качественный уровень проверок и добиться высокого уровня профессионализма и компетенции экспертов.

Аудиторы обязаны разобраться в принципах МСА и активнее использовать их при предоставлении услуг клиентам.

Если необходимо уточнить информацию, содержащуюся в приказе Министерства финансов «О введении в действие международных стандартов аудита…» от 09.01.2019 № 2н, обращаться можно к экспертам ГК «Аудит А».

Специалисты владеют актуальными данными и готовы в любой момент предоставить консультации по аудиту, ведению налогового и бухгалтерского учета.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК «Аудит А».
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.

Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Источник: https://audita.ru/articles/rossijskij-audit-nachinaet-rabotu-po-peresmotrennym-msa.html

Классификация международных стандартов аудита по группам

Система национальных правил (стандартов) аудиторской деятельности в настоящее время включает 2 вида:

­ правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 119-ФЗ;

­ правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации до вступления Закона N 119-ФЗ в силу.

Стандарты аудита – это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг.

МСА содержит: основные принципы; необходимые процедуры; рекомендации по применению принципов и процедур. Обеспечено единство структуры стандартов.

МСА включают в себя:- введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;- разделы, излагающие суть стандарта;- приложения (для некоторых стандартов). МСА применяются лишь в отношении существенных аспектов финансовой отчетности.

Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами. Положения о международной аудиторской практике (ПМАП) разрабатываются для предоставления практической помощи аудиторам в применении МСА и не имеют силы стандартов.

МСА делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.

В первую группу (100 – 199), которая именуется «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА.

Глоссарий содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержания МСА предназначенный для ведения единообразного толкования терминов.

В стандарте 120 «Концептуальная основа МСА» описываются основные концепции, в рамках которых разрабатываются МСА, предназначенные для определения уровня уверенности аудитора и вида отчетности по отдельным видам услуг.

Стандарты второй группы (200 – 299) «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются определенные обязательства.

Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» (300 – 399) и «Система внутреннего контроля» (400 – 499)) посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня существенности и аудиторских рисков.

Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» (500 – 599) и «Использование работы третьих лиц») содержит стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.

Стандарты пятой группы являются регулирующими процесс сбора и обобщения информации в ходе аудиторской проверки и будут подробнее рассмотрены во второй части работы.

Правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены в стандартах седьмой и восьмой групп – «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».

В девятойгруппе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур. ПМАП дают аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснения применения международных стандартов аудита.

В настоящее время документы, регулирующие аудиторскую деятельность на международном уровне, в зависимости от регламентируемых ими сфер профессиональной деятельности делятся на несколько групп с обозначением сокращенных названий и присвоенных шифров.

Подобное деление на группы связано в первую очередь с внедрением группы стандартов контроля качества, призванных гарантировать надлежащий характер оказания аудиторских услуг. Другой отличительной чертой пересмотренных стандартов стала их практическая ориентация, включение конкретных пояснений.

  • Национальные стандарты могут содержать ограниченные поправки и другие изменения (исключения) по сравнению с международными стандартами, если:
  • ­ исключение одного из альтернативных положений установлено международными стандартами;
  • ­ применение определенного правила или требования международных стандартов противоречит национальной законодательной или нормативной базе;
  • ­ международный стандарт признает возможность существования другой практики при соответствующем уровне юрисдикции и национальный стандарт подпадает под такую юрисдикцию.
  • В последних двух случаях поправки, имеющиеся в национальных стандартах, должны быть раскрыты в пояснениях к стандартам, причем исключенные требования описываются вместе с принятой в стране альтернативной практикой с указанием возможности применения профессионального суждения в случаях, когда необходимо отступление от базовых принципов и специальных процедур в целях достижения наибольшей эффективности при выполнении задания.
  • В системе российского нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время сложилась ситуация, когда пересмотренные правила (стандарты), утвержденные в качестве федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, разрабатывались с учетом устаревших версий МСА и положений по международной аудиторской практике (ПМАП).



Источник: https://infopedia.su/17xc8f9.html

Аудиторские нарушения Классификатор 2018 года

Правовой основой применения международных стандартов (далее по тексту также — МСА) на территории РФ является закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В силу ст. 7 указанного закона международные стандарты являются обязательными для применения на территории РФ после прохождения процедуры признания в установленном законодателем порядке. Процесс перехода на международные принципы и правила осуществления аудиторской деятельности был начат в 2014 году и происходит поэтапно.

Международные стандарты аудита — это принципы и правила осуществления аудиторской деятельности, разработанные и утвержденные Международной федерацией бухгалтеров. Основная цель введения единых нормативов при проведении аудиторских проверок заключается в повышении профессионального уровня аудиторов и улучшении качества проводимых работ.

Классификация МСА

Международные стандарты вводятся в действие на основании приказа Минфина России «О введении…» от 24.10.2016 № 192н. При этом действующие МСА условно подразделяются на следующие группы:

  1. Регламентирующие общие принципы оказания услуг и обязанности субъектов аудиторской деятельности (МСА группы 200).
  2. Позволяющие оценить существующие риски и определить мероприятия по их преодолению (МСА группы 300).
  3. Определяющие порядок аудита обслуживающими организациями, а также оценки искажений, выявленных в ходе аудита (МСА группы 400).
  4. Определяющие особенности, виды и применение на практике аудиторских доказательств (МСА группы 500).
  5. Закрепляющие порядок использования услуг третьих лиц для достижения определенных результатов, а также определяющие порядок внутреннего аудита (МСА группы 600).
  6. Содержащие порядок формирования аудиторских выводов и подготовки результатов проведенной работы (МСА группы 700).
  7. Регулирующие отдельные аспекты проведения аудита и оказания смежных услуг (МСА группы 800).

Процесс перехода от федеральных правил осуществления аудиторской деятельности к системе международных стандартов аудита в 2018 году практически завершен. Ввиду того, что внутренних документов, регламентирующих процедуру проведения аудиторских проверок, почти не осталось, все они утрачивают силу с началом применения МСА.

Стандарт внешнего государственного аудита СГА 302 как внутренний документ, используемый при проведении проверок Счетной палатой РФ

Внутренний аудит осуществляется в различных организациях независимо от целей деятельности, размеров и структурных особенностей. Процедура регламентирована МСА 610 (приложение № 19 к приказу № 192н).

Международный стандарт внутреннего аудита содержит основополагающие принципы и определяет методологические основы обеспечения качественных и профессиональных проверок службой, создаваемой внутри организации.

Правила характеризуются универсальностью, что позволяет применять их при проведении проверок в организациях независимо от отрасли основной деятельности и правового поля страны, в которой организация зарегистрирована.

При этом внутренний аудит не может осуществляться без внешнего аудитора, который определяет, насколько внутренняя служба компетентна и каков объем ее полномочий при осуществлении будущих проверок.

Это связано с тем, что внешний аудитор в силу п. 11 МСА 610 несет личную ответственность за деятельность внутренней службы.

Он вправе не использовать результаты ее работы, если придет к выводу о том, что:

  • показатели необъективны;
  • аудиторы недостаточно квалифицированы;
  • служба не применяет систематический и упорядоченный подход, включая контроль качества.

Функции по осуществлению внешнего государственного аудита возложены, в соответствии со ст. 4 закона «О Счетной палате…» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, на Счетную палату РФ. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется как международными стандартами, так и стандартами, разработанными и утвержденными ей самой.

Источник: https://vannacity.ru/audit/auditorskie-narusheniya-klassifikator-2018-goda/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector