Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

Одним из ведущих направлений в 2018-2019 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания.

Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам.

Каким будет учитель 2019 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

Профессия «учитель»

Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:

  • Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.
  • Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.
  • Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию (зачастую данный вопрос во многом зависит не от профессионализма молодого специалиста, а от желания администрации).

В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2019 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.

Зачем нужна аттестация?

Система аттестации учителей – своеобразная карьерная лестница в сфере образования. Более высокая категория открывает для учителей новые возможности, а именно:

  1. рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
  2. возможность дополнительно брать «классное руководство»;
  3. право заведовать кабинетом и др.

Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:

  • Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
  • Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
  • Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
  • Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
  • Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:

  • преподавание предмета;
  • организация внеурочной деятельности учеников;
  • взаимодействие с родителями;
  • участие в общешкольной жизни;
  • методическая работа;
  • самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.

При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2019 году.

Новый формат оценки деятельности учителя

В 2019 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию.

По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.

Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2019 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.

Основными нововведениями будут:

  • Возможность «перескакивать» через категорию.
  • Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
  • За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
  • Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
  • От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?

Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.

В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность»  в новом формате никто не будет.

Не достаточно высокие результаты теста – сигнал о том, что человеку необходимо обратить немного больше внимания на свой профессиональный уровень.

«Подтянуть» квалификацию помогут на специальных курсах при соответствующих региональных Институтах усовершенствования учителей. Стоит заметить, что посещение таких курсов было обязательным для всех аттестующийся педагогов и ранее.

Просто по новым правилам, «проваливший» тест должен будет вернуться к самообразованию еще раз и отнестись к вопросу своей профессиональной подготовки более серьезно.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

Новые должности для успешных учителей

Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2019 года предполагает введение таких должностей, как:

  • Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
  • Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).

Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Источник: https://2019-god.com/attestaciya-uchitelej-v-2019-godu

Как проходит аттестация воспитателей в 2019 году

Аттестация педагогических работников — это процедура, с помощью которой проверяется профессиональный уровень сотрудника. Она позволяет получить более высокую профессиональную категорию, что не только даст воспитателю репутационные бонусы, но и скажется на уровне его дохода.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

С помощью проверки профессионального уровня педагогический работник, например воспитатель, получает первую или высшую категории воспитателей детских садов, по возрастанию категории идут в следующем порядке:

  • первая присваивается при стабильно хорошем уровне профессионализма;
  • высшая категория воспитателя детского сада, требования для присвоения которой еще выше: от заявителя требуются не просто стабильные результаты работы, но и значимые профессиональные достижения, которые, в частности, выражаются в успехах подопечных педагогического работника.

Основания разграничения первой и высшей категорий раскрыты в Приказе Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276, которым утвержден Порядок аттестации педагогических работников.

В настоящее время разрабатываются инициативы изменения порядка, в котором должна проводиться аттестация воспитателей в 2019 году, последние изменения основаны на таких предложениях:

  • ввести вместо существующей системы проверки профессионализма единый федеральный экзамен, который позволит более объективно и беспристрастно оценить квалификацию работника;
  • основывать новую систему оценки исключительно на результатах экзамена и не требовать, как это сейчас происходит, портфолио и прочие доказательства того, что педагог успешен в профессии.

В какие сроки проводится аттестация педагогических работников

Проверка профессионализма педагогических работников проводится по их заявлению. В соответствии с Положением о проведении, заявление воспитателя рассматривается в течение месяца. Сама процедура, с начала ее проведения до вынесения решения о присвоении или не присвоении педагогическому работнику требуемой квалификационной группы, длится не более 60 дней.

Квалификационная группа воспитателю присваивается на пять лет. По истечении этого срока педагогический работник проходит новую проверку и подтверждает ее.

Не дожидаясь истечения пяти лет, педагогический работник вправе самостоятельно инициировать проведение проверки, если, например, он считает себя готовым получить более высокую группу, чем у него есть.

Так, воспитатель с первой категорией вправе подать заявление, чтобы в отношении него была проведена аттестация на высшую категорию воспитателя. Подавать такое заявление необходимо не ранее чем через два года после прохождения последней проверки.

Если заявление воспитателя было отклонено и в проведении аттестации отказано, подать заявление вновь допустимо уже через год после отказа.

Список необходимых документов

Для инициации аттестации педагогическому работнику необходимо собрать следующий пакет документов:

  • заявление;
  • копию результатов прохождения предыдущей проверки, если таковая была;
  • копии образовательных документов: дипломы, свидетельства о повышении квалификации;
  • если с момента получения тех или иных документов заявитель менял фамилию — документ, подтверждающий эту смену;
  • портфолио. Портфолио состоит из документов, подтверждающих профессиональные успехи педагогического работника. Образец составления папки содержит, в том числе, такие документы, как: характеристика с места работы, самоанализ профессиональной деятельности, творческий отчет, аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2019.

Заявление на аттестацию педагогического работника

Заявление составляется на специальном бланке, но его содержание излагается в свободной форме. В шапке заявления необходимо указать:

  • наименование комиссии, куда оно подается;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • место работы заявителя и занимаемую им должность;
  • контактные данные заявителя: адрес, телефон, электронный адрес.
Читайте также:  Справка о подтверждающих документах: как получить, образец и сроки предоставления

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

Непосредственно в тексте заявления следует указать:

  • просьбу провести профессиональную проверку в отношении воспитателя, конкретизировав год, в котором ее необходимо провести, и на какую категорию претендует заявитель;
  • каким уровнем квалификации в настоящий момент заявитель располагает и основания его присвоения;
  • каким образованием располагает заявитель, проходил ли повышения квалификации, обладает ли наградами и опыт работы в качестве педагогического сотрудника;
  • основания для присвоения новой квалификационной группы: какие достижения имеются у педагога, каких результатов добился, каких результатов под его руководством достигли его подопечные.

Разделу о достижениях педагогического работника следует уделить особое внимание: если он участвовал в разработке или внедрении инновационных методов преподавания, методической работе — об это необходимо написать. Документы, которые подтверждают эти достижения, следует включить в состав подаваемого на рассмотрение портфолио.

Аналитическая справка

Аналитическая справка — это обобщающий документ, которым педагогический работник подытоживает собственные достижения за межаттестационный период. Структура аналитической справки состоит из:

  • вводной части;
  • аналитической части;
  • проектной;
  • заключения;
  • приложений.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

Аналитическая справка для аттестации на первую категорию воспитателя, как и справка на высшую категорию, должна содержать:

  • описание целей, которые в своей деятельности ставит перед собой сотрудник, какие из поставленных целей были достигнуты за истекший период;
  • практику внедрения инновационных методов в работе;
  • анализ состава коллектива подопечных: каков их возраст, половая принадлежность, какие положительные изменения в группе происходят благодаря работе заявителя;
  • насколько успешно заявитель применяет знания по детской психологии и педагогике в своей работе, какие методики использует и какие это принесло плоды;
  • отзывы коллег, родителей — эту информацию комиссия проверит;
  • каким образом воспитатель реализует физическое воспитание подопечных;
  • научные достижения заявителя: имеются ли у него публикации по вопросам педагогики, принимает ли аттестуемый участие в конференциях, семинарах по профессиональному направлению;
  • перспективы дальнейшего профессионального развития, планируемые проекты и мероприятия.

Аналитическая справка подписывается и датируется заявителем, на ней необходимо проставить печать учреждения, в котором заявитель работает.

Процедура проведения профессиональной проверки

Проверка педагогических работников бывает:

  • обязательной (на соответствие занимаемой должности), если у гражданина истекает пятилетний срок предыдущей проверки;
  • добровольной, если он до истечения пятилетнего срока аттестации хочет получить новую категорию.

Если добровольная проверка — это личный выбор каждого гражданина, то аттестацию раз в пять лет должны проходить все педагогические работники, кроме тех, кто прямо освобожден от этой обязанности:

  • беременные женщины;
  • сотрудники в декрете;
  • сотрудники со стажем работы менее двух лет.

В то же время таким педагогическим работникам не запрещено подавать документы на добровольную аттестацию, но обязать их к прохождению нельзя.

Процедура состоит из:

  • рассмотрения заявления и принятия решения о проведении аттестационных мероприятий;
  • назначение срока прохождения испытаний;
  • собственно проверка и оценка результатов испытуемого;
  • вынесение решения о соответствии или несоответствии заявителя заявленной категории.

В настоящий момент, помимо оценки документов и достижений заявителя, вводится практика тестирования по профильным предметам: дошкольной педагогике, правовым основам дошкольного образования.

По результатам аттестации комиссия принимает решение:

  • об успешном прохождении аттестации и либо присвоении новой категории, либо подтверждении имеющейся;
  • либо о несоответствии аттестуемого заявленной категории.

Скачать образец заявления на аттестацию воспитателя на первую категорию, 2019 год
Скачать образец аналитического отчета воспитателя на первую категорию по ФГОС
Скачать образец заявления на аттестацию воспитателя на высшую категорию
Скачать образец аналитической справки для аттестации на высшую категорию воспитателя

Источник: https://ppt.ru/art/attestaciya/kak-prokhodit-attestatsiya-vospitateley

Аттестация педагогов — 2019

Основными задачами аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • повышение эффективности и качества педагогической деятельности; -выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
  • обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА

Федеральные документы

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году
  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» С изменениями и дополнениями от: 31 мая 2011 г.
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Региональные документы

  • РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ по организациям Алтайского края, осуществляющим образовательную деятельность, на 2016-2018 годы
  • СОГЛАШЕНИЕ о внесении изменений в региональное отраслевое соглашение по организациям Алтайского края, осуществляющих образовательную деятельность, на 2016-2018 годы и продление срока его действия на период 2019-2021 годов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность(разработаны Департаментом государственной политики в сфере образования Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации):

июнь 2014г, №6;

декабрь 2014г., №8.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/attestatsiia_pedagogov_2019

Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения

Профессиональное сообщество продолжает активно обсуждать модель аттестации, которая распространится на всех российских учителей в 2020 году. Апробация нового порядка проведения аттестации педагогических работников началась в 19 пилотных регионах в июне 2018 г. И уже можно делать некоторые выводы.

Зачем нужна новая модель?

Сама по себе идея хорошая. Аттестация стимулирует профессиональное развитие и личностный рост педагога, позволяет выделить лидеров, контролировать в целом качество образования в школах. 

У действующей модели, по мнению разработчиков Минпросвещения, есть 3 важных недостатка:

  • учитель тратит слишком много времени на сбор, сканирование и копирование тонны справок, дипломов, публикаций;
  • разные условия проведения в регионах, которые напрямую влияют на результаты аттестации педагогических работников;
  • результаты проверки слабо влияют на доход педагога и карьерный рост, поэтому нет достаточного стимула для ее прохождения.

При этом новые правила аттестации педагогических работников вызывают спорную реакцию профессионального сообщества.

Учителя обеспокоены, что это еще больше будет отвлекать их от преподавания, занимать много времени, подтолкнет многих специалистов предпенсионного возраста, обладающих хорошими знаниями, но не владеющих некоторыми современными технологиями, уйти из школы и пополнить ряды репетиторов. Педагоги опасаются, что из-за формального подхода может быть искажена сама цель аттестации педагогических работников. Попробуем разобраться вместе.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения в правилах тестирования учителей, оформление результатов и выдача экспертного заключения, приказ о порядке и целях проведения аттестации педагогических кадров, правила формирования комиссии в департаменте образования, методические рекомендации для проведения аттестации в 2020 году

1. Новый формат.

В пробном варианте новая модель состояла из 3 частей: профессиональная задача, видеоурок или его часть и кейс. На выполнение кейса давалось 4 часа. Для подготовки видеоурока и решение профессиональной задачи – от 10 до 12 дней.

Однако по результатам пробного периода в конце прошлого года Министерство Просвещения уже внесло некоторые поправки.

Они отражены в резолюции Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», 9 ноября 2018 года.

Мнение учеников о работе учителя – достаточно субъективный и спорный вопрос, поэтому этот фактор не будет использоваться в итоговой модели. Также отменен формат видеоурока.

Именно подготовка отчетных видеоматериалов далась многим педагогам наиболее тяжело. Процесс видеомонтажа трудоемкий, занимает много времени и требует специальных навыков.

Сложности вызывает и получение согласия родителей или законных представителей школьников на съемку. Чем будет заменен видеоформат, пока не ясно.

2. Обязательность.

С 2020 года процедура аттестации станет обязательной для всех педагогов и будет проходить 1 раз в 5 лет. Теперь у нее появятся уровни: обязательный и добровольный.

  • Обязательный. Молодой учитель, только что окончивший вуз, должен будет сдать экзамен на вхождение в профессию. Такой экзамен, например, сдают все российские медики. Через 2 года успешной работы, он аттестуется на соответствие занимаемой должности и обязан подтверждать свой статус каждые 5 лет.
  • Добровольный. Если педагог настроен на профессиональный и карьерный рост, он может пройти добровольную аттестацию на квалификационную категорию: первую или высшую. Вторая категория больше не применяется, она отменена.

3. Переходный период.

Министерство Просвещения во время переходного периода (5 лет) дает педагогам возможность самостоятельно выбирать старую или новую форму прохождения аттестации.

4. Новые должности.

Карьерный рост учителей поддерживается и профстандартом педагога 2019 года. Данный профстандарт предполагает не только горизонтальную карьеру – первая и высшая квалификационные категории, но и вертикальный рост.

Уже подготовлен проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников. Новые должности, которые появятся в школе – старший учитель (учитель-методист) и ведущий учитель (учитель-наставник).

Соответственно, и зарплата педагогов будет сильно различаться.

5. ЕФОМ.

Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) разрабатываются по запросу Министерства Просвещения и уже применяются для аттестации учителей. Они позволяют одинаково оценивать учителей из разных регионов страны.

Пока регионы сами выбирают формат проверки: открытый урок или портфолио. Различаются требования, системы оценки. Универсальная процедура позволит этого избежать. Отчасти, ЕФОМ напоминают ЕГЭ, только для учителей. На сайте еформ.

рф профессиональное сообщество может следить за ходом разработки комплекса материалов и участвовать в его обсуждении.

  • заявление;
  • аттестационный лист (копия) – если ранее была присуждена квалификация;
  • диплом об образовании (копия);
  • свидетельство о браке (копия) – если в представленных документах упоминаются разные фамилии;
  • документы о повышении квалификации;
  • информационная карта с результатами деятельности;
  • профессиональное портфолио;
  • характеристика с места работы.
Читайте также:  Поступили материалы от поставщика: проводка, какой записью отражается приход за услуги

Если пройти аттестацию по каким-то причинам не удалось, педагог должен будет заняться повышением квалификации. Новая модель аттестации педагогов является частью общей Национальной системы учительского роста (НСУР), отмеченной в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”. НСУР предусматривает не только процедуру проверки знаний и навыков учителей, но и необходимость их непрерывного обучения. Актуальные программы повышения квалификации для педагогов можно посмотреть здесь.

Если аннулирована первая квалификационная категория, придется пройти дополнительное обучение и подать заявление на аттестацию в общем порядке. Если не подтверждена высшая квалификационная категория, сначала нужно получить первую и только через 2 года можно снова претендовать на высшую категорию.

Кстати, новый порядок отменяет правило, по которому педагогам с 20-летним стажем пожизненно присваивалась вторая квалификационная категория. Теперь опытные педагоги будут подтверждать квалификацию наравне со своими молодыми коллегами каждые 5 лет.

Если Вы сами являетесь педагогическим работником и прошли или собираетесь пройти аттестацию по новым правилам, пожалуйста, оставьте свой комментарий к этой теме на нашей странице в ВК, Одноклассниках или Фейсбуке. Нам интересно знать Ваше мнение. Ссылки на посты в соцсетях:

ВКонтакте

Источник: https://www.akbiz.ru/news/Attestaciya-pedagogicheskih-rabotnikov-v-2019-godu-poryadok-pravila-izmeneniya

Аттестация педагогических работников в 2019 году — последние изменения

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Читайте, как проводится аттестация педагогических работников в 2019 году и какие перемены их ждут

Аттестация педагогических работников в 2019 году: последние изменения

Существующую модель проверки учителей планируется серьезно модифицировать. Рособрнадзор обнародовал планируемые новшества, и они будут введены в ближайшем будущем. Изменения направлены на усиление индивидуального подхода к проверяемым сотрудникам и повышение требований к работникам сферы образования.

Аттестации станут более частыми. Прозвучала цифра «4 года», но в планах уменьшить ее до проверок один раз в 2-3 года.

Перечислим заявленные изменения:

  • Будут введены единые общефедеральные стандарты. Сегодня каждый регион ориентируется на собственные правила, что не может не ухудшать общую картину по стране.
  • Учителя будут проверяться на качество педагогических и психологических навыков путем анализа видеозаписи их урока.
  • Для оценки компетенции педагоги напишут узкоспециализированное эссе. В будущем его заменит экзамен формата ГИА и ЕГЭ – КИМ (контрольно-измерительные материалы).
  • Пожалуй, самое привлекательное изменение – возможность начинающим педагогам получать категории. До этого момента преференции были на стороне возрастных сотрудников, имеющих большой стаж работы. А молодые специалисты не могли повысить свой рейтинг и, соответственно, заработную плату. Однако новая система аттестаций не «обнулит» квалификации стажистов, все их достижения будут учитываться. Планируется также расширение количества возможных категорий.
  • Порядок аттестации на соответствие должности останется прежним, в нем никаких изменений не планируется. Все новшества касаются именно проверки профессиональных качеств и повышения квалификации.

Однако до сих пор непонятно, как будут проводиться аттестации. Не готова материальная база, не разработаны методики сбора сведений и обработки персональных данных в случае видеозаписи урока.

Сложно оценить учителя по одному занятию, «вырванному» из контекста годовой программы по предмету. Сейчас в 17 регионах проводится «полетная» апробация новых аттестаций для учителей русского языка и математики.

Итоги ожидаются к 2020 году.

Не совсем ясна и ситуация с профстандартами. Сейчас их применение еще вызывает много вопросов.

Официально наша сфера образования находится в переходном периоде, полное внедрение профстандартов завершится не раньше чем через два года.

Сейчас применяются не профстандарты, а должностные обязанности педагога. Они берутся из раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС.

Пока самое заметное последствие заявленных нововведений – активное участие учителей в аттестациях по привычным «старым» правилам.

Цели проведения аттестации

Главная функция тестирований —  мониторинг знаний педагогического состава и проверка соответствия занимаемой должности. Проверки  выявляют потребность в улучшении квалификации педагогов, мотивируют их получать дополнительное образование.

Сейчас используются два типа аттестаций, проводимых раз в 5 лет,  – на подтверждение занимаемой должности и присвоение квалификационной категории.

Полученная категория не продлевается «автоматически»,  без повторной проверки. Но нет ограничений для специалистов, желающих добровольно пройти обследование и следовательно, улучшить свой рейтинг. Им  достаточно написать заявление на адрес руководителя своего учебного заведения.

► Аттестация как повод для увольнения

Порядок проведения аттестации

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1097965-18-m6-attestatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov-v-2019-godu

Аттестация педагогических работников в 2019 году

Аттестацией называют комплексную оценку профессионализма и квалификации педсостава образовательных учреждений.

Эта процедура, согласно новой редакции Закона «Об образовании», предписывает необходимость организации и прохождения аттестации педагогов раз в пятилетку.

Практически каждый год контролирующие структуры вносят коррективы в план аттестации, иногда изменения эпизодические, но зачастую существенные.

Руководство школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений (УО) обязано ознакомиться с измененной программой, а также донести до подчиненных, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2019 году.

Акцентные моменты обновленного законодательства

Правительство РФ обозначило 2018-2019 годы периодом реформ образовательной системы. Основная цель перемен в этой сфере – улучшение социального статуса педагога, оптимизация общего уровня преподавания и проведение мероприятий, способствующих росту престижности профессии. Эти запросы не новы, но сейчас их острота не дает возможность откладывать решение.

Министерство образования и науки отмечает, что требования выросли ко всем сторонам учебного процесса – и к учащимся, и к педагогам. Специалисты акцентируют внимание на том, что без этой категоричности невозможно продвигаться вперед, новые требования диктует время и намеченные на ближайшие годы задачи.

В частности, определен перечень самых частых проблем, с которыми сталкивается сегодня молодой специалист:

  • он испытывает сложности с трудоустройством, так как принимают в штат новичков неохотно;
  • низкая заработная плата – молодой специалист не заработал еще категорий, стажа и тех надбавок, которые заслужил учитель опытный, и даже старания и успехи молодого педагога руководство не всегда может поощрить материально в ощутимом объеме;
  • наконец, молодой специалист не имеет возможности быстро повысить свой профессиональный уровень, ведь для этого ему нужно отработать в УО определенное количество лет и т.д.

И хотя многим такие трудности кажутся логичными, недоступными для изменений, именно приводят к оттоку молодых специалистов из школ.

Они не находят самореализации, не могут рассчитывать на хорошую зарплату, ищут работу в иной сфере.

Потому необходимость реформ назрела, и чтобы изменить текущее положение молодых учителей (в том числе) изменения претерпела аттестация педагогических работников 2019.

Для чего проводится аттестация

Если говорить очень кратно и емко, то аттестационная процедура может стать карьерной лестницей для современного учителя. Получив категорию выше имеющейся, специалист видит определенные перспективы.

Среди них:

  • повышение зарплаты с учетом всех полагающихся выплат по определенной тарифной сетке;
  • возможность получить нагрузку в виде классного руководства;
  • возможность получить право заведования кабинетом и т.д.

И это не все перспективы, которые открывает успешно пройденная аттестация. Педагог мог расшить спектр своей деятельности за счет возможности ведения кружков, студий, секций, факультативов и пр.

Он может получить определенную должность только при наличии категории, наконец, перейти в новое УО, стать методистом или заместителем он тоже может только при наличии определенной категории.

Даже если объективно специалист готов к повышению уже сейчас, отсутствие категории мешает ему получить повышение.

В чем были недоработки прежней аттестации

Система, действующая до изменений, не была совершенной.

Молодой специалист часто оказывался обезоруженным перед той цепочкой планомерных действий, которую нужно пройти для небольшого продвижения по карьерной лестнице.

Первая аттестация представлялась возможной только через пять лет непрерывной работы в УО: а это, как показала практика, критический срок для молодого педагога принятие решения о том, останется он в профессии или нет.

Внеочередная аттестация, даже при значимых успехах специалиста, не могла быть раньше, чем через два года после прохождения предыдущей. И речь не о плановом повышении, а об аттестации по личной инициативе. Это значит, что даже тот педагог, что достиг весомых заслуг, показал высокую эффективность в работе, не может раньше времени получить новую категорию.

Еще один важный момент – ранее аттестация делала акцент на самой работе учителя и ее эффективности, и практически обходила стороной тесты на знание профпредмета.

Изменения аттестации педагогических работников в 2019 году учли многие слабые моменты предыдущих предписаний, новая интерпретация отличается прогрессивным видением положения учителя и инструментов, благодаря которым он может расти профессионально без лишних препон.

Новые правила аттестации учителей в 2019 году

Новые правила аттестации учителей в 2019 году в педагогическом кругу называют революционными. И если это преувеличение, то совсем небольшое. Инноваций много, и некоторые в корне отличаются от пунктов ранее проводившихся процедур.

Так, каждый педагог с истекшей аттестацией должен пройти в текущем году новый тест, предназначенный для подтверждения его квалификации. Его содержание определяется предметом, который и преподает педагог: около 70% вопросов из области профильного предмета, оставшиеся 30% охватывают общие темы педагогики и психологии обучения.

Новые правила аттестации педагогических работников в 2019 году отражены и в обновленной аттестационной модели.

Результат педагогического труда будет оценен на основе предварительного собранного материала, предоставленного в форме КИМа. Сюда входит оценка знания профильного предмета, педагогическая, а также психическая подготовленность к работе.
Применение обновленной тест-модели Ее задача – стимулировать современного учителя повышать качество и эффективность своего труда.
Перемены Молодой специалист может быстрее получить категорию, от которой зависит уровень его зарплаты. Это поможет избежать накопления заявок на досрочную аттестацию, то есть поспособствует дебюрократизации процесса в том числе.
Читайте также:  Учет расчетов с покупателями и заказчиками: основные правила и документальное оформление

Несовершенства прежней модели заключались, например, в создании портфолио. Безусловно, оно демонстрирует в определенной степени заслуги педагога, раскрывает его профессиональные стороны.

Но затраченное на его создание время специалист мог бы отвести практическим действиям, которые относятся к его непосредственной работе с учеником. К тому же строгих критериев к форме портфолио так и не составлено.

Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной.

Новая аттестация педагогических работников в 2019 году уходит от «плавающих» требований и отсутствия единого подхода. Ранее после аттестации сотрудник понимал, что следующая – только через пять лет.

У него исчезало желание совершенствоваться, учиться, расти, так как даже реальная эффективная работа в этом отношении не могла быть оцененной ранее строго установленного срока.

Так теряется мотивация специалиста.

Новая модель: порядок аттестации педагогических работников в 2019 году

Новый подход несколько трансформирует порядок аттестации педагогических работников в 2019 году.

Как выглядит обновленная схема:

  • Работодатель обязуется ознакомить учителя с планом аттестации не менее чем за 30 дней (календарных) до начала ее проведения.
  • Учитель по желанию может предоставить комиссии дополнительную информацию, которая способна охарактеризовать его работу за период после пройденной аттестации (либо за период с момента начала профессиональной деятельности – для молодых сотрудников).
  • Если работник отказывается от плановой аттестации, составляется акт под подпись учителя. При его составлении должны присутствовать как минимум два лица, которые фиксируют акт.

Основа новой аттестационной модели – объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника. Сам принцип проверки меняется. Теперь контрольные материалы делятся на три блока: изучается педагогический предмет, уровень преподавания профильного предмета и коммуникабельность.

Оценка главных нововведений

Основная инновация, как уже отмечалось, НКТ – Национальный квалификационный тест. Он обязателен для каждого сотрудника.

Не всем понравилось такое нововведение, многие опытные учителя даже считают его оскорбительным.

Но их оппоненты уверены – обижаться здесь не на что, даже самый опытный учитель должен расти, развиваться, постоянно обновлять свои знания, чтобы не было профессиональных застоев.

Сюда же относят справедливые высказывания о том, что если даже ученик младших классов владеет компьютером, лучше, чем учитель, если он быстрее ориентируется в поисковой информационной среде, с этим нужно что-то делать.

5 других важных изменений, которые несет аттестация учителей в 2019 году:

  1. Учитель получает возможность «перескочить» через категорию. И это однозначный плюс, отсутствие которого ранее тормозило профессиональный рост талантливых педагогов.
  2. Возможность досрочного выхода на аттестацию, если для того есть основания. Ранее это было если не невозможно, то очень сложно. Боясь бюрократических проволок, сотрудник, заслуживающий досрочной аттестации, просто не решался подать заявление.
  3. В основе аттестации – не достижения специалиста в формате «здесь и сейчас», а его работа в динамике.
  4. Наличие специальной методики, которая категориально высчитывает рейтинг педагога (эффективность деятельности).
  5. Учитель должен продемонстрировать концептуально новые методологические подходы к выполнению обновленных стандартов и норм ФГОС.

Новая аттестация учителей в 2019 году должна, по мнению ее разработчиков, стимулировать педагога к профессиональному совершенствованию, предотвратить стагнацию и формализм мероприятий аттестационной программы.

Изменится ли зарплата?

Специалисты Минобрнауки уверяют, что в обновленной аттестационной модели заложено и финансовое стимулирование педработников. Так, предполагается увеличение разбежки между минимальной и максимальной ставкой по тарификации: приводятся и конкретные цифры – с 16000 рублей она должна вырасти до 50000 рублей.

Новая форма аттестации учителей в 2019 году, по прогнозам специалистов, даст возможность закрепиться начинающим педагогам в школе. Рост зарплат и возможность досрочного повышения квалификации, как предполагают в Министерстве, препятствует утечке педкадров в иные отрасли.

Риски реформированной модели

Изменения в аттестации учителей в 2019 году в отдельных кругах вызвали бурную критику. В обновленной модели действительно есть риски.

Например, написание учителем эссе (по новым предписаниям оно должно оценить кругозор педагога) не имеет четких требований. Кто и как будет его проверять, на основании каких критериев – точно неясно.

Но специалисты уверяют, что если не будет доказана эффективность этого способа проверки, эссе заменят более убедительными вариантами.

Возникли вопросы и к тем средствам, которые учитель неминуемо затратит для прохождения аттестации.

Например, он должен проводить видеосъемку уроков: далеко не все учителя могут позволить себе качественную съемку, монтаж и обработку видео.

Чтобы заведомо хорошо проявить себя с этой стороны, многие сотрудники, вероятно, будут привлекать сторонних специалистов (видеографов). Эти траты, разумеется, вряд ли компенсируют школа.

Опять же, для осуществления обычной видеосъемки учебного процесса учитель должен заручиться письменными разрешениями родителей учеников. Реально ли это? Если и реально, то затраты, даже временные, излишни.

Что ожидает учителей, не прошедших аттестацию

Большая часть страхов связана с простым вопросом: «Что, если я не пройду аттестацию?» Представители Минобрнауки заверили, что увольнение такому работнику не грозит. Но для руководства незачет будет сигналом: сам учитель должен обратить внимание на свой результат.

Скорее всего, его могут отправить на курсы повышения квалификации. И даже если работник уже прошел курсы, неудовлетворительно пройденная им аттестация может стать причиной необходимости повторения этого этапа самообразования.

У учителей появятся новые должности?

Аттестация учителей в 2019 году, последние изменения которой всколыхнули педагогическое сообщество, предполагает и введение новых должностей. По крайней мере, с таким заявлением выступили создатели нового Профстандарта 2019.

Так, в российской школе теперь может появиться:

  • Старший учитель. Рассчитывать на такой статус может только сотрудник, уже получивший первую категорию.
  • Ведущий учитель. Это же звание могут получить только специалисты с высшей категорией.

Новые должности предполагают и повышение заработной платы. Введение «старшего учителя» и «ведущего учителя» должно не просто сыграть на амбициях педработника, но и выстроить определенную профессиональную градацию. Ведь если в категориях учителей обыватель разбирается недостаточно хорошо, то определения «старший» и «ведущий» вызывают более четкие ассоциации.

Кто проводит аттестацию

Аттестационную комиссию, как и прежде, формирует УО самостоятельно. В составе ее будет председатель, секретарь и члены комиссии. Пока этот организационный принцип не ждут значительные изменения, хотя в будущем они не исключены.

Если в последующем комиссия будет включать не только работников образовательной организации, но и сторонних специалистов, цель такого нововведения – повысить объективность аттестации.

Кто не проходит аттестацию

Аттестация педработников подразделяется на два вида: обязательная и добровольная. В первом случае учитель должен подтвердить свое соответствие актуальной должности.

Из этого следует, что он не обязательно повышает категорию, а доказывает ее состоятельность. Добровольная аттестация – это инициатива самого учителя.

Аттестация педагогических работников в 2019 году: первая категория и высшая могут быть получены учителем, если он написал заявление на прохождение процедуры.

Не подлежат обязательной аттестации следующие категории сотрудников:

  • педагоги, работающие в УО с 2015 года позже;
  • беременные;
  • пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;
  • пребывающие более четырех месяцев подряд на больничном.

Входят в этот перечень и педагоги с уже полученными категориями в недавнем времени.

Как оформить аттестационные документы

Ранее педработнику достаточно было написать заявление, сейчас же регистрация сотрудника УО на прохождение аттестации – процесс более длительный.

Какие документы потребуются:

  • заявление с личной подписью педагога;
  • копия результатов ранее пройденных аттестаций (при их наличии);
  • копия диплома (либо дипломов) об образовании, а также о пройденной переподготовке;
  • копия документа о получении категории (если она уже есть у работника), заверенная подписью руководителя УО;
  • копия документации о смене фамилии, если это актуально;
  • характеристика непосредственно с места работы либо сопроводительное письмо – они должны дать оценку уровня компетенций учителя и его работы;
  • информ-карта с отображением итогов деятельности за межаттестационные сроки.

Те же педагоги, что желают пройти добровольную аттестацию, должны, помимо прочего, предоставить составу комиссии носители с видеозаписью двух занятий. Занятия должны быть проведены в межаттестационный период.

В каждой школе в запланированное время вывешивается график аттестации педагогических работников в 2019 году. Каждый специалист уведомлен о необходимости (либо – добровольной возможности) пройти аттестацию.

Эти нововведения конечны?

Нет, окончательная разработка новой структуры аттестации должна быть завершена в 2020 году.

Это значит, что в текущем году новые аттестационные мероприятия еще не обретут завершенный вид, но будут в достаточной степени реформированы.

Задумки представителей Минобрнауки касаются не только действующих учителей, но и студентов старших курсов педвузов. Будущие специалисты могут строить планы, оценивать свои перспективы, более уверенно смотреть в завтрашний день.

Ранее те же студенты, зная, что до первого значительного повышения зарплаты должно пройти не менее пяти лет с начала профессиональной деятельности, задумывались о другом пути.

Многие выпускники отказывались от педагогической карьеры, в основном, из-за неопределенности в финансовом плане.

Теперь же, если верить прогнозам, удастся перебороть эту нестабильность в притоке новых кадров, мотивировать молодых специалистов.

Как следствие, можно ожидать в скором времени новой формации учителей. Они не так ограничены в своем профессиональном росте, их мотивация более четкая и основательная, они готовы к прозрачному и серьезному этапу проверки своей квалификации, профессионального соответствия.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65566-qqq-19-m1-attestatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov-v-2019-godu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector