Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.
Экскурс в историю
Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.
В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.
Что такое свободная экономическая зона
Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.
Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:
- Свободная экономическая зона (далее СЭЗ);
- Особая экономическая зона (далее ОЭЗ);
- Зоны свободной торговли.
Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».
Итак, проанализируем:
Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.
Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.
Зачем нужны СЭЗ
Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.
СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:
- Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией;
- Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень инвестиций в производство;
- Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
- Привлечение в страну капитала из других стран.
Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:
- Льготы по налогообложению;
- Экономят на пошлинах и других видах платежей;
- Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации;
- Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.
Цели свободных экономических зонсостоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.
Виды свободных экономических зон
Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.
№ п/п | Наименование экономзоны | Характеристика |
1 | Промышленно-производственная | Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров |
2 | Свободной торговли | Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется |
3 | Туристическая | С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма |
4 | Сервисная | С особыми условиями осуществления финансовой деятельности |
5 | Научно-техническая | Технопарк, зона для разработок и научных исследований |
Типы свободных экономических зон
Классификаций СЭЗ фактически несколько.
Рассмотрим одну из них:
- Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
- Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
- Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
- Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
- Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
- Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.
Свободные экономические зоны в России — перечень
Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.
В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:
- Республика Татарстан «Алабуга». Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов: отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога.
- «Дубна». Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей.
- Горно-Алтайск «Алтайская долина». Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов.
- «Бирюзовая Катунь». Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения.
- Свердловская область «Титановая долина». Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России.
- ОЭЗ Ульяновск. Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов.
В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.
На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.
Условия для полноценного функционирования СЭЗ
- Географическое положение должно быть удачным;
- Свободные площади для развития;
- Высокий уровень инфраструктуры;
- Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации;
- Наличие возможности развивать внешние связи;
- Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически.
Принципы действия
- Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору;
- Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций;
- Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины.
Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов
От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:
- Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще;
- Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции;
- Сниженными тарифами по ЖКХ;
- Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.
Регистрация и порядок вступления в СЭЗ
Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.
Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:
- Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
- У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.
Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.
Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.
Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:
- Добывают полезные ископаемые;
- Заняты в игорном бизнесе;
- Выпускают подакцизную продукцию;
- Применяют особый налоговый режим.
Процедура регистрации
В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:
- Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
- Анкету;
- Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
- Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
- Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
- Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
- Бизнес-план;
- Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
- Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
- Устав.
Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.
Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.
Льготы и преференции для резидентов
- Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
- Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
- Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
- Минимальная цена на аренду зданий и участков;
- Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
- Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
- Налог на прибыль отсутствует долгое время;
- Доступные рынки сбыта;
- Большое количество рабочих;
- Возможность не создавать профсоюзы работников.
Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.
Насколько эффективны СЭЗ в России
В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.
Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.
Заключение
СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.
Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.
Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/svobodnye-ekonomicheskie-zony-v-rossii/
Особые экономические зоны: проблемы и особенности функционирования на региональном уровне
Если экономическое состояние страны является не привлекательным для иностранных инвесторов, то одним из способов их привлечения является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории страны, в рамках которых возможно проведение иной инвестиционной, фискальной, промышленной и тарифной политики.
Россия — растущий большой перспективный рынок и развитие ее национальной экономики обеспечивается деятельностью ОЭЗ, представленных широкой географией присутствия.
Особые экономические зоны в России начали развиваться в связи с принятием Федерального закона № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года.
На сегодняшний день ОЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.
Таким образом, ОЭЗ — это интегрированный инструмент экономического развития. Она представляет собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, которую государство создает для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. К обобщенным целям создания ОЭЗ можно отнести:
- привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного предпринимательства;
- активизация экономики региона, путем привлечения иностранного капитала
- повышение уровня занятости населения и подготовка высококвалифицированных кадров;
- создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать зоны как посредника между мировым рынком и отечественным хозяйством;
- рост экспортного потенциала территории страны;
- организация производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозаменяющих товаров;
- освоение современного опыта организации и управления производством и т. д.;
- ускорение научно-технического прогресса за счет отечественных и зарубежных разработок.
С функциональной точки зрения ОЭЗ можно подразделить на:
- внешнеторговые, где беспошлинная торговля сочетается с развитием транспортных и складских услуг и экспортным производством;
- технологические парки и технополисы, ориентированные на инновационные процессы, разработку и освоение высоких технологий;
- комплексные производственные зоны, ориентированные на экспортное производство нематериалоемких товаров массового потребления (от игрушек до электроники);
- оффшорные зоны, где на ограниченных территориях создаются льготные условия для операций нерезидентов с иностранной валютой с точки зрения регистрации, налогообложения, банковской тайны и т. д. [6]
Не так давно, а именно 21 марта 2013 года, премьер-министр России Д.А Медведев, в связи со сложившейся ситуацией на Кипре, поставил вопрос о создании собственной оффшорной зоны внутри страны, в частности на Дальнем Востоке: на Сахалине или Курилах.
Мнения ведущих экономистов на этот счет не однозначны и весьма скептичны, ведь оффшорная зона предполагает наличие не только льготных ставок налогов, но и гарантии защиты инвестиций.
Кипр, являясь особой экономической зоной, предоставлял не только определенные налоговые льготы, но и обладал хорошо развитой инфраструктурой и банковской системой. Чтобы создать такой же «налоговый рай» на Дальнем Востоке, придется неплохо потрудиться.
Тем не менее, можно отметить и положительные стороны создания оффшорной зоны в России, а именно: это позволит вернуть часть денежных средств, которые находятся не только на Кипре, но и в других государствах с льготным режимом регистрации и налогообложения; также крупные внебюджетные инвестиции могут оживить экономику региона, остановить отток населения и целом благоприятно сказаться на развитии Дальневосточного региона. Но в то же время это потребует значительных затрат времени и ресурсов на создание нормативной базы, регулирующей деятельность оффшора, а также создание подобающей инфраструктуры.
На наш взгляд, создание оффшорной зоны на Дальнем Востоке все же не является целесообразным. Сейчас с оффшорами начинают бороться на глобальном уровне, к тому же у России уже имеется негативный опыт создания подобных зон.
В Российской Федерации ОЗС могут создаваться в 4 основных видах:
- технико-внедренческие;
- промышленно-производственные;
- портовые зоны;
- туристстко-рекреационные.
На сегодняшний день вРоссии действуют 24 ОЭЗ, из них: 4 — технико-внедренческие (среди них «Алабуга» и «Липецк»), 4 — промышленно-производственные («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»), 13 — туристско-рекреационные («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и т. д.), 3 зоны портового типа с разной степенью готовности (среди них в том числе «Ульяновск», «Мурманск»). На рис. 1 отображена схема расположения ОЭЗ в России.
Схема расположения СЭЗ в Российской Федерации
Налоговые преференции предполагают снижение ставок налога на прибыль до 15,5 %, налога на имущество организаций резидентов ОЭЗ, а также освобождение от земельного и транспортного налогов на срок до 5 лет.
Также для ОЭЗ характерен льготный таможенный режим.
Ввоз товаров на территорию ОЭЗ
Иностранные товары | Российские товары |
Не уплачивается ввозная таможенная пошлина и НДС | НДС подлежит возврату продавцу товаров; вывозная таможенная пошлина не уплачивается |
Вывоз товаров на территорию Российской Федерации, отчуждение в пользу нерезидента ОЭЗ
Иностранные товары | Российские товары |
Таможенный режим: выпуск для внутреннего потребления | |
Уплачивается ввозная пошлина, НДС, акциз | Уплачивается НДС |
На территории ОЭЗ применяется режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары, ввозимые в ОЭЗ, размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к ввозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Источник: https://moluch.ru/archive/52/6713/
Свободные экономические зоны и их роль в мировой экономике
Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ).
Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах.
Главными целями создания свободных экономических зон являются: более глубокое включении национальных хозяйств в международное географическое разделение труда, насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем региональной политики путем создания “полюсов роста”.
Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. Данные факты обуславливают актуальность выбранной темы работы.
Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов свободных экономических зон.
Основными задачами данной работы являются: дать определение свободным экономическим зонам, рассмотреть их виды, изучить роль СЭЗ в мировой экономике, рассмотреть состояние свободных экономических зон в России.
В работе использовались материалы официального сайта Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в РФ, а так же статьи периодических источников, специальной литературы, учебных изданий.
Свободные экономические зоны и их виды
Свободная экономическая зона — ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач[1].
Большинство свободных экономических зон имеют сравнительно небольшую территорию и относятся к категории “точечных” объектов, но есть среди них и довольно обширные, и даже очень большие по площади. Одно из непременных условий возникновения СЭЗ — наличие выгодного экономико-географического положения (например, соседство с международным портом или аэропортом)[2].
Чаще всего основой для классификации свободных экономических зон, выделении различных их типов служат четыре главных критерия:
- характер деятельности и функциональное предназначение;
- степень интегрированности в мировую и национальную экономику;
- отраслевой признак;
- характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).
Рассмотрим виды свободных экономических зон по характеру деятельности.
Зона свободной торговли — обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами. Это одна из наиболее ранних (возникших еще в ХVI—ХVII в.в.) разновидностей свободных экономических зон.
К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю.
Одной из разновидностей зон свободной торговли считают магазины “Дьюти фри” (Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ.
К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом[4].
Зона совместного предпринимательства (или промышленно-производственные свободные экономические зоны) — обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, на которой вводятся особые таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый, трудовой и другие режимы, создающие благоприятные условия для иностранных капиталовложений и осуществления совместного предпринимательства на льготной налоговой и таможенной основе.
Относятся к зонам “второго поколения”: они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Свободные экономические зоны этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно- ориентированные: первые из них работают на внешний рынок, а вторые на внутренний.
Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют эту группу СЭЗ. В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них возникли на базе трансформации зон свободной торговли, но большинство создавалось целенаправленно с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.
Технополис (научно-технологические свободные экономические зоны) — разновидность свободной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования. Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы).
Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). Технополисы пользуются разнообразными льготами и обеспечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций.
В них концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Задача таких свободных экономических зон заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий.
Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Валли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров.
Так же существуют сервисные свободные экономические зоны, предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают оффшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.
Например, промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в оффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.).
Льготной режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью.
Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Особое место занимает свободная сетевая информационная зона — множество общественных компьютерных сетей, представляющих свободных доступ к информации для каждого. Выделяется глобальная зона киберпространства (Интернет) и локальная в реальном географическом пространстве (киберпорты).
Глобальная свободная информационная зона состоит из множества языковых сегментов, где доминирует английский язык. Обладает мобильностью и интерактивностью, обеспечивает свободную конвертируемость (обратимость) интеллектуального продукта.
Отменяет статусные коммуникации и представляет реальную опасность для всех держателей власти[8].
Комплексная свободная экономическая зона – “открытый” город или особый район, ставящий перед собой широкие задачи использующие элементы разных видов свободных экономических зон.
Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя структура наиболее сложна[9]. Комплексные свободные экономические зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов.
Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития.
Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности.
Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма[10]. К комплексным свободным экономическим зонам можно отнести пять специальных экономических зон Китая, “открытые районы” КНР, а также бразильскую зону “Манаус”, территорию “Огненная Земля” в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
Источник: https://mirznanii.com/a/263752/svobodnye-ekonomicheskie-zony-i-ikh-rol-v-mirovoy-ekonomike
Россию наводнили «налоговые оазисы»
Начиная с 2005 года особые экономические зоны (государственные образования с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности) создаются в различных регионах Российской Федерации. Создаются с целью привлечения отечественных и зарубежных капиталов для развития и оздоровления экономики страны. На бумаге этих «зон» целых шестнадцать или восемнадцать (точного списка на сайте минэкономразвития нет).
Еще десяток дожидаются своей очереди в «кабинетах». Однако нормально функционирует две – в Калининграде и Находке. Да и получить информацию об их деятельности худо или бедно можно. Про остальные же ни слова, ни полслова. Кроме заявлений первых лиц государства о том, что свободные экономические зоны просто жизненно необходимы стране. Да скупых отчетов о поездках очередной комиссии, например, в Стрельну или Зеленоград. Кто и зачем создает эти государственные образования?
Что же такое свободная экономическая зона?
Основной смысл свободной экономической зоны – это освоение новых территорий, создание там производства или развитие научной деятельности. Фактически особая экономическая зона — это часть территории РФ, на которой действует особый предпринимательский режим.
Зоны создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, создания в регионе транспортной инфраструктуры и пр. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» регулирует их образование и дальнейшую деятельность.
Вторым «регулятором» является ОАО «Особые экономические зоны», управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство.
Всего же в России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.
При этом, промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров.
Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более трех квадратных километров.
Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований, а ее территория не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. В особой экономической зоне не допускается размещение объектов жилищного фонда (за исключением туристско-рекреационных СЭЗ).
Кроме того, запрещена добыча полезных ископаемых и металлургическое производство, переработка полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). Зона создается на 20 лет без права продления. Что характерно, закон не уточняет, что делать с ними потом.
Продать, продолжить сдавать помещения и землю в аренду или попросту закрыть?
Преимущества особых экономических зон
По задумке властей, бизнесмены (в трактовке закона «резиденты») могут получить от государства различные послабления. В первую очередь, это налоговые преимущества: частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и пр.
Например, в соответствии с законом об ОЭЗ, «резиденты» производственно-промышленных зон на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов.
Кроме этого есть и таможенные послабления: частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты и сырье, ввозимых для использования внутри зоны.
Частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
Также государство обещает и финансовую помощь: инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений. Не стоит забывать и об административном ресурсе: упрощенный порядок регистрации предприятий, да въехать-выехать иностранному «резиденту» такой зоны в страну будет проще.
На первый взгляд, преимуществ много. Но есть и недостатки. Которые с лихвой перечеркивают все плюсы.
Минусы
Во-первых, компания должна быть зарегистрирована в границах того муниципального образования, в котором создана зона. Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны. Как организовать работу такого предприятия – лично для меня загадка.
Зарегистрировать фирму недолго. А как быть с бизнес-процессами? Кроме того, существуют различные ограничения. Например, для промышленно-производственной деятельности минимальные капиталовложения составляют минимум 10 млн. евро, из которых 1 млн. евро должен быть вложен в течение первого года.
Для технико-внедренческой зоны минимальные капиталовложения не установлены. Но полностью запрещено производство, поскольку в рамках таких зон возможен выпуск только опытных партий, продукции.
При этом наличие денег и желания работать в свободной экономической зоне не являются гарантией того, что Вас туда впустят.
Процедура получения статуса «резидента» мягко говоря, затянута и во многом непонятна: подача заявления, написание бизнес-плана, получение банковских гарантий, принятие решения и заключение договора.
Все это может затянуться на месяцы, если не годы. А бизнес, как говориться, не стоит на месте. Стоит ли овчинка выделки?!
На пять с плюсом
Отчитался перед президентом генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Игорь Косов. Дескать, в России созданы и развиваются особые экономические зоны.
Однако инвесторы (ни отечественные, ни иностранные) пока не спешат вкладывать деньги.
Почему? Потому что они плохо информированы о возможностях свободных экономических зон! Да и конкуренты не дремлют: условия в Индии, Кореи, Сингапуре и Китае – на порядок лучше.
«Иностранные инвесторы очень тщательно сравнивают условия, которые созданы в российских и зарубежных ОЭЗ. И, к сожалению, далеко не всегда делают выбор в нашу пользу. Причины — организационно-управленческие проблемы и дефицит высококвалифицированных кадров в российских ОЭЗ» — отмечает Игорь Косов.
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, оценивая перспективы ОЭЗ в России, отмечает, что для бизнеса такие проекты по идее выгодны, поскольку участие в них означает предоставление налоговых льгот.
Проблема в том, что общий уровень налоговых сборов, климатических, коррупционных, инфляционных рисков в экономике велик настолько, что даже особые условия работы бизнеса в ОЭЗ делают их привлекательными только для реализации проектов, потенциально приносящих сверхприбыль или сопоставимую с ней по размеру.
Вот и получается, что обычному отечественному бизнесмену в принципе свободные экономические зоны не нужны.
Есть масса других способов получить льготы от государства, не влезая в бодягу под названием «особая экономическая зона». Любой субъект РФ и так имеет право предоставить послабление по региональным налогам и так далее.
Поэтому многим выгоднее получить именно эти льготы, а не затевать процесс приобретения статуса «резидента» в свободной экономической зоне.
Источник: https://www.equipnet.ru/articles/power-industry/power-industry_675.html
Функционирование особых экономических зон
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время создание Свободных Экономических Зон является стимулированием международного экономического сотрудничества и способом достижения открытости национальной экономики миру. На первом плане сегодня стоит необходимость внедрения российской экономики в мировое хозяйство.
С учетом размеров территории страны, уровня развития рыночных отношений, недостаточной развитости инфраструктуры, достаточно сложно разрешить проблему интеграции. Поэтому появляется необходимость в использовании форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы повысить степень участия государства в мировых хозяйственных связях.
Увеличение открытости экономики России в условиях приобретения политической и экономической независимости является видимой необходимостью, но приобрести эту открытость можно только со временем, принимая во внимание существующие условия и сохраняя экономическую безопасность под управлением государства. Повлиять может создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Во многих странах мира такие зоны выступают как действенное средство привлечения иностранного капитала. Также они являются механизмом, с помощью которого можно управлять экономикой, привлекая инвестиции в приоритетные отрасли и производства.
Объектом исследования являются необходимость и закономерности функционирования Свободных Экономических Зон. Экономические отношения, возникающие в процессе создания СЭЗ и результатов их деятельности в России и в мире, составляют предмет исследования.
Цель данной курсовой работы – провести анализ, выявить особенности функционирования и изучить роль Свободных Экономических Зон в развитии экономики. Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- изучение теоретических основ свободных экономических зон;
- рассмотрение опыт создания и функционирование СЭЗ в России и в мире;
- анализ функционирования свободных экономических зон в мировом пространстве.
В работе будут рассмотрены теоретические аспекты свободных экономических зон, роль свободных экономических зон в развитии мирового хозяйства и перспективы развития свободных экономических зон.
В данной курсовой работе использовались печатные периодическиеиздания, книжные издания, интернет-ресурсы.
Глава 1. Теоретические аспекты свободных экономических зон
1.1 Особенности понятия свободная экономическая зона
В широком смысле свободная экономическая зона – регион или часть страны с выгодным экономико-географическим положением, где устанавливается отмена пошлин или льготы для экспорта и импорта, достигается торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и, например, небольшая страна в целом.
Свободная экономическая зона или, как ее еще называют, особая экономическая зона — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей.Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории, решение общеэкономических, внешнеторговых, социальных, региональных и научно-технических задач.
Многие особые экономические зоны в своей деятельности достигают высокой эффективности благодаря иностранным инвестициям, открытости для иностранного капитала. Можно предположить, что интерес иностранных инвесторов к СЭЗ скрадывается в возможности получения существенных льгот.
Причины и цели создания таких экономических зон в определенном случае могут отличаться друг от друга.
Так, в таких странах как США и Великобритания, особые экономические зоны часто создавались для укрепления внешнеэкономических связей, проведение региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. Фактически особые экономические зоны — это своего рода ловушки для мигрирующих в сфере мирового хозяйства капиталов.
Главные характеристики ОЭЗ – тесное внедрение в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала.
Свободные экономические зоны, как правило, создаются на пересечении важных транспортных магистралей, рядом с морскими и речными портами, международными аэропортами. В СЭЗ устанавливается особые юридические правила.
Чтобы привлечь иностранный капитал, импорт сырья и оборудования и экспорт готовой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль сводится к минимуму, ограничения на права собственности упраздняются.
Особенности экономических зон заключаются в применении различных видов льгот и стимулов, в том числе внешнеторговых, фискальных, финансовых, административных.
Применение льгот оказывает влияние на нормы прибыли в СЭЗ. В результате их увеличения норма прибыли увеличивается. К примеру, транснациональные корпорации получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год.
Система предоставляемых льгот должна оправдать имеющиеся сравнительные преимущества данной зоны, а не компенсировать отсутствующие факторы развития.
Однако, все названные преимущества срабатывают вместе с базовыми преференциями, представляющими специфику этой зоны.
В мировой практике ест множество (до 30) разновидностей ОЭЗ, каждая из них наряду с обязательным наличием отмеченных выше общих черт имеет свои особенности. Специфика СЭЗ определяется:
месторасположением, размером территории, на которой она располагается; наличием и качеством производственных ресурсов; особенностями природных, экономических и других условий реализации этих ресурсов, задачами, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при ее создании; функциям, которые оно ему делегировало для решения поставленных задач и достижения намеченных целей; виду хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ; национальная принадлежность территории и т.д.
Таблица 1. «Классификация Свободных Экономических Зон»
Торговые | Промышленно-производственные | Технико-внедренческие | Сервисные | Комплексные |
Являются одной из распространенных форм ОЭЗ. Их образование отмечается еще в 17-18 вв. Большее распространение получили в индустриальных государствах. | Относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал. | Относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е годы). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские фирмы, пользующиеся единой системой налоговых льгот. | Зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. | Образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований. |
|
|
1.Технопарки 2.Инновационные центры |
|
|
1.2 Функционирование свободных экономических зон и необходимость их создания
Функции свободных экономических зон имеют различные вариации.
Одна часть стран используют СЭЗ в целях внедрения экономических процессов в мировое хозяйство, для других стран зоны – это способ привлечения иностранных технологий, еще одни страны используют их для уменьшения напряженности в социуме. Но все существующие функции, задачи создания Особых Экономических Зон делятся на экономические и научно-технические, а также социальные.
Если в СЭЗ выполняются экономические функции, то наблюдается глубокое внедрение в мировое хозяйство, становится более заметным валютные поступления в бюджет страны. В целях развития высокоэффективного производства привлекаются иностранные инвестиции.
К социальным функциям относят развитие отсталых регионов. Рынок наполняется при этом товарами высокого качества. Особенность этой функции также заключается в обучении квалифицированных рабочих, управленческих кадров.[11]
Научно-технические цели достигаются путем использование различных новейших технологий и разработок, путем использования достижений крупных научных центров.
Любая создаваемая зона содержит в себе программу развития, которая включает перспективы развития хозяйственных объектов, возникновения новых отношений в сфере производства на основе многообразия форм собственности (государственной, совместной, акционерной, индивидуальной и т.), равномерно участвующих в экономических связях.
Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государственного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.
Опыт создания свободных экономических зон в разных странах показал, что они могут стать фактором роста региона, однако эффект открытия СЭЗ достигается по происшествии нескольких лет и при наличии указанных выше условий, определяющих успешность зоны.
Создание особого экономического режима в зоне и применение различных льгот в налогообложении приводит к тому, что норма прибыли в зоне оказывается несколько выше, чем в окружающих ее регионах и национальной экономике в целом, что позволяет привлеченному в зону капиталу повысить норму прибыли; благоприятный экономический режим в зоне может привести к сокращению сроков окупаемости капитальных вложений.
Однако режим СЭЗ может оказывать не только положительное влияние на территории, национальный бизнес в зоне, хотя и испытывает обучающее влияние иностранного опыта, но попадает в среду жесткой конкуренции с неравными стартовыми возможностями (низкий технический уровень производства, высокая себестоимость, несравнимый финансовый потенциал и т.п.), поэтому в СЭЗ не исключено падение местного производства и снижение активности местных предпринимателей.
Залогом успеха особой экономической зоны является не столько детально разработанная стратегическая программа ее деятельности, сколько гибкое и адекватное управление зоной на последующих этапах ее развития, осуществляемое специальными органами, а также налаженное взаимодействие и взаимопонимание государства и частного бизнеса.
Глава 2. Роль свободных экономических зон в развитии мирового хозяйства
2.1 Использование свободных экономических зон в Российской Федерации
Киотская конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур термином «свободная зона» характеризует свободную экономическую зону как территорию, на которой товары не подлежат традиционному таможенному контролю[4].
Особая экономическая зона — часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
В результате создания особых экономических зон должно проявляться развитие импортозамещающих производств, высокотехнологичных отраслей экономики, расширение транспортно-логистической системы, туризма, должно быть налажено производство новых видов продукции,.За развитие особых экономических зон в России отвечает управляющая компания — «Особые экономические зоны», его акционером выступает только государство.
Сегодня в России функционируют следующие особые экономические зоны:
- промышленно-производственные, которые расположены в Республике Татарстан и Липецкой области;
- зоны технико-внедренческого типа. Примеры таковых есть в Томске, Москве, Санкт-Петербурге и Московской области;
- туристско-рекреационного типа – в Республике Алтай и Республике Бурятия, в Алтайском и Ставропольском краях, в Калининградской и Иркутской областях,.
Планируется создание двух аэропортовых ОЭЗ – в Красноярске и Ульяновске, а также одна морская портовая зона – на территории порта Советская Гавань (Хабаровский край) [3].
Существуют существенные отличия между современными ОЭЗ и свободными экономическими зонами, действовавшими в Российской Федерации в 90-е годы двадцатого века. В тот период СЭЗ были территориями, на которых действовал определенный набор налоговых и таможенных льгот для лиц, осуществляющих там предпринимательскую деятельность.
За счет таких льгот осуществлялась экономия финансовых ресурсов, которые компании должны были направлять на развитие производства. При этом контроль данных действий имел малую эффективность. Существовавшие в то время свободные экономические зоны сравнивали с оффшорными, использовавшие финансовые транзакции для других целей.
Перечень определенных преференций также действует в ОЭЗ современного типа, но при этом основное внимание уделяют инфраструктуре.
Предприятия, которые участвуют в ОЭЗ имеют регистрацию только в данном муниципальном образовании, без «дочерних» структур и сетей филиалов.
Затраты, которые они несут, можно сравнить с созданием реального производства – лаборатории или же завода.
СЭЗ на сегодняшний день – это, в первую очередь, частно — государственное сотрудничество, которое заключается в совместном вложении бюджетных и частных финансовых ресурсов в развитие той или иной территории.
В СССР первые СЭЗ возникли в 80-х годах ХХ века. В постановлении правительства в декабре 1989 года было оговорено создание свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Спустя год Верховным Советом РСФСР были утверждены предложения по организации СЭЗ в Еврейской автономной области и СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области.
Позднее кроме СЭЗ экономического профиля в практике Российской Федерации появились данные о создании зон научно-производственного характера и эколого-экономического типа. В соответствии с указом Президента РФ от 21.06.1994 № 1308 и постановлением Правительства РФ от 12.12. 1995 № 1215, «в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций» предусмотрено создание территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный». Также образована эколого-экономическая зона «Горный Алтай».
Источник: https://privetstudent.com/kursovyye/ekonomika-kursovyye/2703-funkcionirovanie-osobyh-ekonomicheskih-zon.html