Предприниматели могут встать на путь уклонения от уплаты налогов по разным причинам. Первые, по моральным причинам, следуя инстинкту.
Часто ответной реакцией на давление государства является уклонение от уплаты налогов, ведь рентабельность бизнеса нередко не позволяет выплачивать налоги и развиваться, так называемая «налоговая ловушка». Вторые – по политическим причинам, не желая поддерживать власть.
Третьи – по экономическим или в силу привычки умело пользоваться законом, оптимизируя налоги. Указанные причины заставляют уклоняться от налогов даже законопослушных граждан.
Судебные доктрины: понятие и смысл
Предприниматели уклоняются от налогов, используя два способа:
А. Некриминальное уклонение от уплаты налогов — налоговые стратегии или без них, позволяющие избегать или снижать налоги. Действия чаще всего не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.
Б. Криминальное уклонение от уплаты налогов — подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, неоприходование денег, заключение фиктивных договоров.
Мы поговорим о некриминальном уклонении от уплаты налогов без стратегий, т.е. о нескольких способах.
Начнем с налоговых доктрин, обсудим, почему судебные налоговые доктрины, не являясь источниками права, фактически играют их роль.
Статья ставит перед собой цель дать понимание подхода государства в лице налоговой службы к налогообложению доходов, отметить некоторые работающие схемы, знакомые налоговикам и используемые их клиентами.
В судебной практике большинства государств существуют специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов:
- Источники налогового права,
- меры административного воздействия
- специальные судебные доктрины
Источники налогового права в РФ
- Международные соглашения во избежание двойного налогообложения.
- Конституция Российской Федерации;
- Налоговый кодекс и федеральные законы;
- Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;
- Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
Судебные доктрины, не являясь источниками права, фактически играют их роль.
Россия не является страной прецедентного права, поэтому формально судебные акты Высшего арбитражного суда (далее — ВАС), Верховного суда (далее — ВС), Федеральных арбитражных судов регионов (далее — ФАС) не являются самостоятельными источниками права. Но «судебные источники права» — судебные акты ФАС округов, ВАС, ВС и КС — имеют иногда решающее значение в регулировании налоговых отношений и разрешении налоговых споров.
Этому есть объяснения:
- Объяснение1. Решения КС обязательны на всей территории РФ для всех правоприменителей;
- Объяснение2. Постановления Пленумов ВАС и ВС обязательны для нижестоящих судов, имеют силу обязательного прецедента;
- Объяснение3. Постановления Президиумов ВАС и ВС, а так же постановления ФАС округов являются ориентирами при рассмотрении налоговых споров.
Российской практикой выработаны специальные судебные доктрины, применяемые судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты налогов или незаконного обхода налогов.
Судебные доктрины — это типовые подходы и методы разрешения определенных (типовых) судебных споров. При рассмотрении мы использовали материал на сайте ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры». Здесь мы приводим основные четыре используемые налоговые доктрины.
Виды судебных налоговых доктрин
Доктрина1. «Существо над формой»
Суть: Если форма сделки не соответствует отношениям, которые фактически реализуются между сторонами по сделке, то налоговые последствия определяются в соответствии с реально возникшими между сторонами отношениями (существо сделки).
Как работает: При отсутствии у налогоплательщика или контрагентов реальных условий для ведения соответствующей предпринимательской деятельности, как то нет персонала, производственных мощностей, финансирования, средств транспорта, складов, налоговая выгода от проведения таких операций признается необоснованной. Расходы или сделки с контрагентами признаются ничтожными, доначисляется налог на прибыль, восстанавливается НДС.
Другой пример – замена понятий. Организация заключала с гражданами договоры о совместной деятельности, но устанавливала телефоны. Такой подход позволял не уплачивать налоги (НДС, налог на прибыль и др.) с полученных организацией средств, так как эти средства считались вкладом в совместную деятельность. ВАСС пришел к выводу о том, что сделка притворная и к ней следует применять правила о договоре выполнения работ по установке телефонов.
Ссылки на право и прецендент: Нормы ГК РФ (ст. 169, 170), Постановление ФАС СКО от 26.04.02 по делу № Ф08-1304/2002-482А
Доктрина2. «Экономическая целесообразность сделки»
Суть: Если фирма осуществляет деятельность, у нее есть расходы, заключаются договоры и эти действия не направлены на получение прибыли, то и понесенные расходы не могут быть признаны экономически оправданными. Деятельность заведомо лишена экономической целесообразности. Налоговая выгода необоснованна.
Как работает: Признается отсутствие прямой или косвенной связи расходов с доходами, осуществляется исключение сумм из расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, восстановление НДС.
Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/neobosnovannaj-nalogovaj-vjgoda
Получение необоснованной налоговой выгоды
Что такое необоснованная налоговая выгода, что будет если налоговые инспекторы ее отыщут, как получить обоснованную выгоду в 2019 году – ответы на эти вопросы в статье.
Любое коммерческое предприятие создается с целью получения прибыли, которая невозможна без увеличения доходов и уменьшения расходов организации. И налоги – это зачастую одна из наибольших статей расходов, которую стремится уменьшить каждая компания.
Чтобы получить налоговую выгоду по любому из налоговых обязательств, фирмы подчас предпринимают такие действия, которые влекут за собой уменьшение налоговой нагрузки, но могут не являться законными в рамках российского законодательства.
В этом случае речь идет о необоснованной налоговой выгоде.
Что такое налоговая выгода
Налоговая выгода – это когда компания снижает собственную налоговую нагрузку за счет применения различных льгот, вычетов, сокращения налоговых платежей или получения возврата ранее уплаченных сумм налога из бюджета. Она бывает обоснованная (когда компания имеет законодательно закрепленное право получения выгоды) и необоснованная (когда налоговая нагрузка снижается за счет неправомерных, незаконных действий компании).
Выгода может быть признана необоснованной в том случае, когда:
- в результате действий компании сделка не считается реальной,
- затраты на приобретение или производство завышены (неоправданность операций),
- контрагент признан налоговиками сомнительным, однако компания получает весомую прибыль от сделки.
Контрагент также может быть и взаимозависимым (аффилированным).
На какие сделки налоговики обращают особое внимание
Немаловажным является то, что выгода признается необоснованной, только если налоговые инстанции смогут это доказать. Поэтому инспекторы налоговых служб в первую очередь при проведении выездных налоговых проверок обращают внимание на следующие сделки:
- компания совершает сделку по изготовлению определенной продукции или выполнению определенной работы, при этом, не имея материальной или технической базы для производства/оказания услуг, либо сроки сделки существенно меньше сроков производства определенного товара;
- компания совершает крупную сделку с контрагентом, который организован совсем недавно (такие компании называют однодневками), имеет тот же юридический адрес и контакты, что и сама организация (компании, которые ранее находились в составе головной организации, а ныне находятся на специальном налоговом режиме), имеет тот же управленческий состав (схемы «дробления бизнеса» с целью ухода от уплаты некоторых налогов или уменьшения их сумм), компании, находящиеся в процессе ликвидации или реорганизации, совершал налоговые правонарушения подобного рода, а также в случае единичного проведения крупных операций на существенные суммы с подобными контрагентами;
- компания произвела совершенно новый вид продукции, который ранее не выпускала либо резко увеличился объем производства в связи с получением одного заказа;
- компания искусственно создает условия, при которых появляется возможность существенного уменьшения сумм налога или использования пониженных налоговых ставок и т.д.
Как налоговики проверяют возможность указанных ситуаций? Налоговым инспекторам не составит труда определить по регистрам бухгалтерского и налогового учета, все ли суммы дохода в отчетном периоде были отражены, и была ли такая информация достоверно указана в регистрах.
Подобного рода сделки могут быть явными (являются результатом незаконного действия) или неявными (напрямую не влекут получение необоснованной налоговой выгоды, но если их рассматривать в совокупности с явными сделками, то они вполне могут считаться незаконными). Все рассматриваемые ситуации по доказательству необоснованности полученной организациями налоговой выгоды должны быть доказаны налоговиками в арбитражном суде в рамках гражданского законодательства.
Налоговый кодекс РФ о необоснованной выгоде
В налоговом законодательстве при рассмотрении налоговой выгоды следует руководствоваться в первую очередь статьей 54.
НК РФ – здесь указано о недопущении уменьшения налоговой базы по налогам и сборам вследствие искажения фактов хозяйственной деятельности.
Иными словами – важно и нужно, чтобы сделки компании были действительно осуществлены, а контрагенты существовали на самом деле и были указаны в договоре как сторона сделки.
В судебном порядке налоговики также должны доказать умышленность совершенных организацией правонарушений, либо если компания сознательно их допустила. Если инспекторы не смогут доказать умышленность – совершенные ошибки не считаются правонарушением в рамках статьи 54.1 НК РФ.
В статье Налогового кодекса конкретизированы условия, при которых сделки организации будут считаться законными и реальными и компания сможет в верных суммах учитывать свои расходы и определять налоговую базу.
Таковой будет считаться та сделка, целью которой не является занижение налоговой базы по какому-либо налоговому обязательству, либо если договорные обязательства выполнены сторонами сделки.
Сложности ждут тех, кто поставляет товар не самостоятельно, а используя услуги третьих лиц – здесь придется доказать налоговикам что сделка действительно имела место быть.
Сделкой, которая будет признана налоговиками как некорректная, считается та, которая имеет цель уменьшить налоговую нагрузку компании, а не конкретная деловая операция.
Например, реализация крупных партий товара с убытком (или множество мелких таких операций), финансирование заведомо убыточных предприятий, вложение в обесценивающиеся ценные бумаги (акции, облигации) и т.д.
Конечно, следует понимать, что никто не запрещает организациям вести свою деятельность таким образом, чтобы минимизировать собственные налоговые расходы, однако эти операции не должны быть искусственными, должны содержать экономический смысл. А налоговики, при поиске налоговых правонарушений, не вправе навязывать компаниям тот или иной принцип ведения бизнеса.
Как налоговики ищут необоснованную выгоду
Как говорилось ранее, необоснованность налоговой выгоды инспекторам еще нужно доказать. И делают они это, как правило, следующим образом:
- запрос и проверка первичных учетных документов (договоры, счета-фактуры, накладные, прочие учетные документы, инвентаризационные акты и описи и прочее);
- проверка контрагентов компании по различным базам (в том числе и по ресурсам ФНС);
- осмотр складов и помещений для хранения товаров и материалов;
- сопоставление данных форм бухгалтерской отчетности регистрам бухгалтерского учета, а также инвентаризационным актам и описям;
- опрос должностных лиц, консультирование с компетентными лицами (в том числе и с внешними экспертами);
- анализ поступлений и расходных операций по расчетным и валютным счетам;
- Изучение сайтов компаний (иных ресурсов сети Интернет);
- ведение переписки с контрагентами (при возникновении подозрений о спорной сделки), письменные запросы контрагентам и т.п.
Сбор доказательств не ограничивается вышеперечисленными мерами.
Первоочередная задача – обнаружить признаки формального документооборота, выявить факты обналичивания денежных средств, найти подконтрольные организации и фирмы-однодневки и проанализировать объемы операций с ними, а также найти контрагентов, чья деятельность вызывает сомнения (без активов, без персонала, наличие недостоверной налоговой отчетности и налоговых правонарушений). При проверке и анализе договоров с контрагентами проверяется наличие спецификаций к поставкам товара, сроки поставки и т.д. Серьезно налоговики относятся и к оформлению первичных учетных документов – наличие подписей, возможность идентифицировать лиц, подписавших и оформивших накладные, правильность регистрации счетов-фактур, отсутствие необходимых реквизитов на документах.
Следует иметь в виду, что проверка контрагентов перед заключением договора лежит полностью на руководстве компании-налогоплательщика. Следует сначала проверить того, с кем вы собираетесь сотрудничать, а потом уже проводить с ним сделки – так гласит правило осмотрительности.
Поэтому инспекторы обращают внимание, проводилась ли такая работа в компании и насколько тщательно.
Далее налоговики сами проверяют сомнительных контрагентов – на случай, если налогоплательщик не сделал свою работу должным образом: контрагент может находиться на стадии банкротства, а организация проверяла ее несколько лет назад и поэтому не в курсе проблем контрагента, который сознательно умалчивает о своем бедственном положении.
При обнаружении сомнительных фактов хозяйственной деятельности в обязательном порядке запрашиваются пояснения проверяемой организации, должностных лиц, которые впоследствии сопоставляются с данными первичных учетных документов. при обнаружении противоречий также запрашиваются пояснения.
Тем не менее, ФНС следует руководствоваться п.3 ст.54.1 НК РФ – если не удалось идентифицировать лиц, подписавших учетные документы или контрагент по сделке имеет налоговые правонарушения, это не может являться причиной признания сделки сомнительной, а значит и являться причиной налогового правонарушения организации.
Что будет, если налоговики докажут получение необоснованной выгоды
По результатам проверки инспекторы обязаны составить акт, в котором должны быть отражены все сомнительные сделки, а также причины и обстоятельства, согласно которым эти сделки причислены к сомнительным. Перечисления сделок, в результате которых предприятие получило необоснованную налоговую выгоду, не достаточно.
Налоговики должны детально описать все ситуации возникновения налоговой экономии с указанием должностных лиц, конкретных действий, которые повлекли за собой налоговое правонарушение, а также указать существенность и размер причиненного ущерба бюджету.
Напомним, все правонарушения должны быть доказаны, а, значит, и акт налоговой проверки должен содержать все необходимые доказательства.
Какие же последствия грозят вам, если все-таки налоговикам удалось доказать, что вы получили необоснованную налоговую выгоду по сомнительной сделке? В первую очередь вам рассчитают и доначислят сумму налога к уплате (вплоть до 50%), а также назначат штрафы и пени. И, конечно же, испортится налоговая история – теперь вы будете иметь налоговое правонарушение.
Как обоснованно получить налоговую выгоду в 2019 году
Изначально термин «необоснованная налоговая выгода» появился в рамках борьбы с компаниями-однодневками. За последующие десять лет границы термина значительно расширились. Однако, если вы являетесь добропорядочным налогоплательщиком и хотите избежать споров с налоговыми инстанциями, то нужно:
- Проверять контрагентов на момент заключения договора и совершения сделки – насколько он добропорядочный налогоплательщик, как долго он работает (является ли однодневкой), имеет ли ресурсы и техническую базу для совершения сделки. Конечно, это влечет за собой существенные издержки – временные (если у вас значительное количество контрагентов и вы являетесь субъектом крупного бизнеса), финансовые (значительные финансовые расходы для проверки контрагентов и хранения этой информации), людские (чтобы собрать всю информацию о контрагенте, нужно иметь в штате специального работника) и так далее.
- Проверять контрагентов не только на старте сотрудничества с ними, но и в течение всего ведения бизнеса – в любой момент контрагент может стать банкротом, находиться в стадии ликвидации или реорганизации, сменить руководство, цель и принципы ведения бизнеса, лишиться всех своих активов или материально-технической базы для производства продукции/работ/услуг.
- Следить за правильным и верным оформлением первичных учетных документов (как исходящих, так и входящих). Для этого нужно, в первую очередь, утвердить приказом руководства круг лиц, которые могут подписывать сопроводительные к товарам документы, и усилить систему внутреннего контроля за правильным документооборотом в компании. А также проверять всю входящую документацию на предмет наличия всех реквизитов и правильного оформления.
- Не искажать налоговую базу по налогам, искусственно увеличивая расходы и уменьшая доходы. Рекомендуется оптимизировать собственные налоги исходя из системы налогообложения.
- Составлять договоры с контрагентами таким образом, чтобы в случае налоговых претензий со стороны налоговиков по поводу недобросовестного контрагента, сумму необоснованной налоговой выгоды можно было взыскать с такого недобросовестного партнера.
Источник: https://www.fd.ru/articles/158443-neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda-qqq-17-m1
Необоснованная налоговая выгода: выездные проверки проходят по-новому
За последний год практически отсутствует судебная практика по необоснованной налоговой выгоде, полученной путем использования недобросовестных контрагентов и установленной в рамках выездных налоговых проверок.
Если суды и проходят, то они в основном касаются доначислений налогов или отказа в возмещении НДС по камеральным проверкам. Связано это с принятием Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ, а именно внесением в НК РФ статьи 54.1.
После этих изменений полностью поменялись принципы проведения выездных налоговых проверок (ВНП), способы сбора доказательной базы, как в рамках предпроверочного анализа, так и в рамках самих проверок. Что же изменилось?
Изменился отбор налогоплательщиков для выездной проверки
Анализом и отбором занимаются не только сотрудники инспекции, но и территориальные управления. УФНС имеет полный доступ к данным инспекций и налогоплательщиков. Процесс анализа деятельности организаций и ИП для ВНП инспекциями полностью контролируется вышестоящими налоговыми органами.
Шестьдесят процентов налогоплательщиков, включаемых в план проведения ВНП, рекомендованы территориальными УФНС или ФНС РФ. Все про защиту при выездных проверках узнаете в онлайн-курсе «Клерка». Тем, кто купит курс до 15 августа, мы дадим скидку 30 процентов. Курс будет стоить не 5500 руб., а 3850 руб.
Правда, таких скидочных тарифов у нас только 30. Успейте забрать.Купить курс за 3850 руб. вместо 5500 руб.
Защита плана ВНП в УФНС проходит в несколько этапов. На каждом этапе дорабатываются все предложения и указания управлений, проводятся дополнительные предпроверочные мероприятия:
- осмотры;
- опросы;
- встречные проверки;
- анализ банковских выписок;
- анализ 90 процентов контрагентов налогоплательщика, контрагентов первого звена и последующих звеньев;
- выявляются взаимозависимые лица;
- анализируется бухгалтерская и налоговая отчетность;
- анализируются работники организаций и ИП, доходы и имущество руководящего состава;
- проводится полный анализ аналогичных налогоплательщиков.
Также тщательно анализируется платежеспособность налогоплательщиков, все имущество, активы, запасы, так как важным фактом является взыскание налогов, пеней и штрафов, начисленных во время ВНП. Если налогоплательщик включен в план ВНП, то у него уже установлены нарушения, по которым в большей части собраны доказательства и определена сумма доначислений.
Выездные проверки проводятся совместно с правоохранительными органами
Все ВНП — при установлении получения необоснованной налоговой выгоды с участием фирм-однодневок — проводятся совместно с правоохранительными органами. Это прокуратура, следственный комитет, оперативно-разыскная часть и т.д.
Сотрудники данных ведомств из своих источников и своими методами получают информацию о незаконной деятельности налогоплательщиков. У них больше полномочий и прав, чем у налоговых инспекторов.
Они могут прослушивать телефонные переговоры лиц, участвующих в незаконных схемах ухода от налогов, вести скрытую видеосъемку, запрашивать сведения о личной переписке в социальных сетях, изымать предметы и вещи, если они являются доказательством совершенных нарушений.
Согласно судебной практике, к примеру, за 2017 год, суды чаще вставали на сторону налоговиков, если проверки были совместные и большинство мероприятий налогового контроля (осмотры, допросы, экспертизы) проводили именно правоохранительные органы. К тому же уже во время проверки они могут возбудить уголовное дело по налоговым правонарушениям.
Изменился порядок проведения выездных проверок
Увеличилось количество проверяющих, которые участвуют в проверке. Компетентность сотрудников отделов ВНП только растет. ФНС РФ разрабатывает новые внутренние инструкции и регламенты для поднятия результативности ВНП. С принятием статьи 54.1 НК РФ по таким формальным признакам, как отсутствие сотрудников или материально-технической базы, адрес массовой регистрации, непроявление должной осмотрительности, не считают контрагента неблагонадежным. Все эти признаки идут как сопутствующие.
Если выявлены схемы ухода от налогов, вывода денежных средств, формального документооборота для увеличения расходов, они раскручиваются до конца, до конечного получателя, то есть до проверяемого налогоплательщика. Отрабатываются все звенья и участники этих схем.
Со стороны налоговой инспекции проводится колоссальная работа по сбору доказательной базы.
Привлекаются все источники, как внутренние (федеральная база), так и внешние (Интернет, печатные издания, сведения из любых государственных структур, жалобы, видео с камер наблюдения, показания свидетелей, бывших сотрудников и т.д.). Все проведенные мероприятия налогового контроля тщательно отслеживают территориальные УФНС и ФНС РФ, которые дают соответствующие указания для дальнейших действий.
Отделы досудебного урегулирования — как на местах в инспекциях, так и в УФНС — проверяют законность собранной информации, сроки документов, правильность оформления материалов проверки.
Если у УФНС будут признаки малейшего сомнения, что ВНП проведена с нарушениями, доказательной базы недостаточно, что при обращении проверяемого налогоплательщика в суд инспекция проиграет, акт и решение ВНП просто не будут пропущены.
Поэтому проверки проводятся так тщательно, что у проверяемого лица не остается никаких аргументов и поводов для обращения в суд по обжалованию решений налоговой инспекции.
Возвращаясь к теме совместных проверок: если налоговая инспекция не имеет права предоставлять суду дополнительную информацию, не указанную в акте ВНП, то правоохранительные органы делать это вправе, что может быть неприятным сюрпризом для налогоплательщика.
Не в интересах налоговой службы судиться с налогоплательщиками. Руководство инспекций и УФНС всегда готово идти навстречу и не доводить до судебных процессов, которые могут растянуться на годы.
Если проверяемые налогоплательщики признают свою вину, готовы уплатить начисленные налоги, им снижают штрафные санкции до нуля, предоставляют график погашения недоимки по налогам, чтобы не блокировать расчетные счета или не накладывать арест на имущество.
Результатом этих трудов и является снижение судебной практики по налоговым спорам и рост доначислений в бюджет.
Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/488355/
Понятие и признаки необоснованной налоговой выгоды в 2019 году
Налоговая выгода может считаться необоснованной, если инспекторы докажут, что в своих действиях плательщик налогов не показал соответствующей осмотрительности, он был уведомлен о неправомерных действиях, которые были допущены контрагентом в силу взаимозависимости и аффилированности (Письмо ФНС от 11 февраля 2010 года под №3-7-07/84).
В силу двух понятий действия этих лиц ориентированы на приобретение налоговой выгоды. При этом налоговики возлагают обязанность по доказательству факта неправомерных операций на инспекторов службы. Доказательственная база, свидетельствующая против налогоплательщиков, основывается на обстоятельствах:
- они установлены в процессе налогового контроля над налогоплательщиками;
- сосредоточены по признакам ведения бизнеса.
Для признания налоговой выгоды в качестве необоснованной, каждый такой факт должен носить персональный характер, подтверждаться в ходе налоговой проверки, подкрепляться свидетельствами.
Выгода призвана уменьшить сумму налога, рассматривается в призме оправданных с экономической точки зрения действий налогоплательщика.
Практика судов дает перечисление признаков рассматриваемого понятия:
- Для задач налогообложения субъектом учтены сделки, которые не соответствуют хозяйственному смыслу, либо задачам делового характера.
- Если выгода по налогам получена субъектом вне ведения им бизнеса.
- Приведение аргументов от налогового органа о присутствии ситуаций.
Налоговым органом могут быть представлены следующие аргументы:
- неосуществимость проведения налогоплательщиком операций при недостаточности ресурсов материального и временного характера, необходимых для изготовления продукции или оказания услуг;
- отсутствие основ для осуществления бизнеса в силу утраты персонала предприятия различного назначения, основных средств, активов производственного назначения, помещений служебного характера, средств транспорта;
- ведение учета только для тех сделок, которые сопряжены с получением налоговой выгоды, если для данного направления работы требуется учитывать и иные экономические операции;
- осуществление операции с продукцией, которая не изготовлялась либо была произведена с объемом, который не отражен в бухгалтерской документации.
Кроме того, налоговые органы обращают внимание на группу дополнительных признаков, которые не всегда опасны для налогоплательщика.
К ним относятся:
- создание организации и почти мгновенное проведение после этого хозяйственной операции;
- участники сделки взаимозависимы друг от друга;
- неритмичное проведение хозяйственных операций;
- нарушение субъектами налоговых законов в прошлом времени;
- однократный характер хозяйственной операции;
- проведение операции по месту нахождения налогоплательщика;
- проведение расчетов между контрагентами силами одного банка;
- проведение платежей транзитного характера между участниками хозяйственных операций, взаимосвязанных между собой;
- обращение к посредническим услугам при проведении хозяйственных операций.
Обстоятельства
Вопросам получения необоснованной налоговой выгоды посвящено Постановление ВАС РФ от 2006 года №53. Судебный орган в постановлении указывает на критерии получения налоговой выгоды необоснованно, выделив две группы обстоятельств:
- Ситуации, прямо показывающие незаконные действия самих налогоплательщиков.
- Ситуации, прямо не показывающие на факт получения выгоды по налогам в необоснованном порядке, но в соединении с обстоятельствами первой группы они могут быть признаны необоснованными.
Доказательства и принятие судами
Обязанность доказательства перед судом о том, что конкретное ЮЛ в лице учредителей или генерального директора получило необоснованную выгоду лежит на налоговом органе. В частности, в доказательственную базу налоговые органы принимают следующие обстоятельства:
- завышение стоимости товара (искусственно) для уменьшения размера НДС к вычету – как итог, сумма налога уменьшается;
- применение прямо или косвенно организаций, которые не ведут реально деятельности, например, это могут быть фирмы-однодневки;
- разделение компаний, сделанное искусственно, на несколько организаций с переводом их на специальные налоговые режимы;
- осуществление экономических операций, не преследующих деловой цели.
Дела о применении предпринимателями налоговой выгоды необоснованно рассматривают АС РФ. В их полномочия по ГПК входит исследование доставленных налоговиками доказательств.
Практика в 2019 году
По мнению налоговых органов, в сделках, где налогоплательщик занимается экспортом товаров по сниженной цене приобретения у поставщика, отсутствует экономическая выгода. Но сам факт реализации продукции на экспорт по заниженной цене не означает на 100% отсутствие экономической выгоды.
При расчете дохода в стоимости товара, купленного у поставщика (только из России), не включен НДС, уплаченный компанией поставщику. Кроме того, этот единичный факт, обособленный сам по себе, в отсутствии связи с иными обстоятельствами по конкретной сделке, не может говорить о недобросовестности определенной фирмы и рассматриваться как признак недобросовестности объективно.
Это положение следует из судебной практики, в частности, Постановления Президиума ВАС от 2006 года под № 3946/06. В данном постановлении суд пришел к выводу, что налогоплательщик был вправе предоставить НДС к вычету.
Минимизация обстоятельств
В настоящее время даже добросовестный предприниматель может попасть под внимание налоговых органов. И это происходит из-за того, что он сотрудничал прямо или косвенно с фирмами-однодневками.
Почему налоговики не обращаются, прежде всего, к ним при подозрении на незаконное уменьшение налога? Ответ прост: с них нечего взыскивать, поэтому начинают работать с их партнерами.
Что это означает для добросовестного предпринимателя? Это ответственность в форме штрафов и пени, а также возможность доначислений налогов до 50%. Поэтому следует избегать недобросовестных контрагентов в целях минимизации этих обстоятельств.
Контрагенты-нарушители
Закон прямо не указывает на тех субъектов, которых можно считать недобросовестными контрагентами. Поэтому следует исходить из налоговой практики: инспекторы обращают внимание на фирмы с признаками однодневок.
Они считают, что это основная часть недобросовестности предпринимателя, поскольку он не преследует цель реальной экономической деятельности, не предоставляет отчетность, обладает всеми признаками однодневок.
Кроме того, к признакам косвенного характера, которые говорят о проблемности контрагента, можно отнести:
- размер уставного капитала организации находится в минимальном показателе: сформирован имуществом учредителя;
- регистрация общества была проведена по паспорту, который недействителен или уже утерян;
- исполнительный орган общества отсутствует по адресу регистрации;
- учредитель, генеральный директор и главный бухгалтер – это одно лицо;
- отсутствие персонала;
- отсутствие имущества;
- систематическое предъявление возмещения НДС при минимальных показателях выручки, которая декларируется в отчетности.
Как фирма может попасть в поле зрения налоговых органов?
В Приказе ФНС РФ №ММ-3-06/333, была прописана концепция, связанная с осуществлением выездных налоговых проверок. В этом документе определено 12 критериев, при несоответствии которым проводится налоговая проверка компаний.
Рассмотрим эти критерии:
- У конкретного предпринимателя налоговая нагрузка ниже среднего уровня по сравнению с хозяйствующими субъектами в определенной отрасли (по видам экономической деятельности).
- Отражение в документах бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении налоговых периодов несколько раз подряд.
- Определение в отчетности по налогам больших сумм вычетов за конкретный временной промежуток.
- Рост расходов опережает рост доходов. Этот процесс проходит по итогам реализации товаров, работ и услуг.
- Размер заработной платы сотрудника предприятия (в среднем, за месяц) ниже уровня по сравнению с другими предприятиями, работающими в РФ.
- Постоянно повторяющееся приближение к предельным значениям величин показателей, которые установлены в НК РФ, позволяющие субъектам применять специальные режимы налогообложения.
- Ведение бизнеса на основании оформления договоров с контрагентами, выступающими перекупщиками или лицами, выполняющими посреднические функции. Это так называемые цепочки контрагентов, с которыми работают предприниматели, не имея на это обоснованных причин с точки зрения экономической составляющей и деловой цели в деятельности.
- Отсутствие со стороны налогоплательщика пояснений, касающихся полученного уведомления от налогового органа о выявленных несоответствиях в показателях в отношении работы предприятия и отраженной информации в документации организации (компании).
- Снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах предпринимателя из-за смены места его жительства.
- Большое различие между уровнями рентабельности, исходя из информации, предоставленной документами бухгалтерского учета и информацией по статистике для вида деятельности, которой занимается фирма.
Кроме того, к подозрительным действиям предприятия (организации) относятся ведение бизнеса при отсутствии личных контактов уполномоченных лиц компании и руководства, компании-покупателя и обсуждения сделок по поставке товаров и услуг, заключении контрактов между сторонами, а также документального подтверждения компетенции руководителя компании-контрагента, копий их паспортов.
При наличии этих критериев компания рискует попасть в поле зрения налоговых органов. В результате организуется проверка с их стороны.
Источник: http://IDeiforbiz.ru/poniatie-i-priznaki-neobosnovannoi-nalogovoi-vygody-v-2019-gody.html
Необоснованная налоговая выгода: понятие, признаки, последствия получения
О поправках в Налоговый кодекс, касающихся необоснованной налоговой выгоды, читайте в отдельном материале.
Налоговое законодательство РФ исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика. Это означает, что организация или физлицо считаются невиновным в совершении налогового правонарушения, пока иное не доказано в установленном законом порядке (п. 6 ст. 108 НК РФ). С понятием добросовестности налогоплательщиков тесно связаны термин «налоговая выгода», а в противовес ей – понятие необоснованной налоговой выгоды.
О необоснованной налоговой выгоде, понятии, признаках и последствиях получения ее расскажем в нашей консультации.
О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды
Действующее налоговое законодательство не содержит понятий налоговой выгоды или необоснованной налоговой выгоды.
Можно обратиться к Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 (п. 1), где дается следующее определение налоговой выгоды. Это уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности:
- уменьшения налоговой базы;
- получения налогового вычета;
- получения налоговой льготы;
- применения более низкой налоговой ставки;
- получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
При этом сам факт получения налоговой выгоды сам по себе еще не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Ведь именно исходя из презумпции добросовестности налогоплательщика его действия, направленные на получение налоговой выгоды, априори являются экономически оправданными.
В то же время вывести понятие необоснованной налоговой выгоды из Постановления № 53 можно на основе сделанных судом умозаключений. Поэтому для необоснованной налоговой выгоды понятие может быть сведено к следующему.
Необоснованной налоговой выгодой считается налоговая выгода, которая получена налогоплательщиком необоснованно, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).
Также налоговая выгода может признана необоснованной, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).
Источник: https://glavkniga.ru/situations/k503979
Необоснованная налоговая выгода в 2019 году — новые правила применения норм
Специалисты ФНС России озвучили новые правила выявления необоснованной налоговой выгоды. Теперь контролирующий орган делает акцент на реальности сделки и исполнении ее контрагентом. Должная осмотрительность участников перестала играть ключевую роль.
Юристы рекомендуют бизнесменам обратить внимание на построение сотрудничества. Так, при поставке товаров, работ или услуг третьим лицом могут возникнуть серьезные проблемы. С августа 2017 года в России действует обновленная редакция НК РФ.
Поправки запретили искажать отчетность в целях сокращения налогового бремени и закрепили критерии правомерности соглашений. Специалисты считают изложение статьи 54.1 НК РФ неудачным. Летом текущего года норма подверглась жесткой критике со стороны аналитиков.
В результате налоговой службе пришлось дать официальные разъяснения. Своеобразным ответом экспертам стало письмо СА-4-7/16152@.
Принципы оценки отношений
Статья 54.1 НК РФ запрещает любое искажение отчетности с целью снижения размера платежей в бюджет. Наказание следует за умышленные действия. Это означает, что контролирующему органу придется доказывать природу ошибок, имеющихся в документах.
Исправлению такие отчеты подлежать не будут. Налоговая инспекция спишет все затраты, искажающие смысл хозяйственной операции. Подход отличается от позиции, озвученной ВАС РФ в постановлении № 53. Ранее судам рекомендовали пересчитывать размер обязательств.
В письме ФНС России подробно описаны 2 неотъемлемых признака правомерного соглашения:
- цель сделки не связана с уклонением от налогов или сборов;
- договор исполнен заключившими его сторонами.
ФНС РФ отмечает, что несоответствие хотя бы одному требованию является основанием отказа в учете. Инспекторам на местах предписано тщательно анализировать соглашения на предмет реальности. От формального подхода отказались окончательно. Претензии контролирующего органа не могут строиться лишь на процедурных ошибках или недочетах в первичной документации.
Порядок доказывания умысла
Налоговая служба признала необходимость доказывания противоправного характера действий. Так, на контролирующий орган ложится обязанность подтверждения умышленного искажения отчетности. Признаками следует считать:
- зависимость или подконтрольность спорного контрагента (экономическую, юридическую и прочую);
- осуществление транзитных операций участниками с применением сомнительных схем;
- свидетельства согласованности действий сторон сделки.
Отсутствие подтверждения должной осмотрительности утратило ключевое значение. Термин впервые применил ВАС РФ в постановлении № 53. На законодательном уровне его так и не закрепили. Теперь ограничиваться лишь формальными претензиями запрещено.
Главным для инспекторов должна стать реальность операций. При этом осведомленность налогоплательщика об исполнении сделки третьим лицом во внимание принимать отказались. Юристы опасаются возникновения многочисленных конфликтов.
Далеко не всегда контрагенты извещают деловых партнеров о делегировании обязательства сторонним компаниям.
Риск привлечения к ответственности за недобросовестность одного из участников коммерческой цепочки исключен. Статья 54.1 НК РФ негативных последствий за это не предусматривает.
Специалисты не считают разъяснения шагом к улучшению положения предпринимателей и компаний. Отказ от формального подхода не стоит рассматривать в качестве меры смягчения правил. Оценка остается довольно жесткой, а методы вызывают обоснованную критику.
Новый подход ФНС: ставка на объективную оценку
Руководство ФНС РФ продолжает модернизировать политику контрольных мероприятий. В письме № ЕД-5-9/547@ от 23.03.17 территориальным инспекциям рекомендовали уделять больше внимания обоснованию выводов о получении плательщиками необоснованной налоговой выгоды. Инструкции разработали на основе материалов за 2016 год.
Аналитики изучили решения по административным и судебным жалобам за минувший период. Выводы оказались неутешительными. Контролирующие органы формально подходят к сбору доказательств, ограничиваясь косвенными подтверждениями недобросовестности.
Так, инспекторы делают выводы о недостоверности отчетности, опираясь лишь на материалы допросов и почерковедческих экспертиз. Если руководитель компании-контрагента отказывается признавать факт сотрудничества, исследование документов прекращают.
В то же время отсутствие информации о подконтрольности требует проведения дополнительной проверки. В письме обращают внимание на необходимость оценки способов поиска делового партнера. Основное значение имеет первое звено и свидетельства фиктивности операции. Использовать в качестве аргументов сведения о втором или третьем контрагенте в цепочке нельзя.
Обоснованием вывода стал обзор практики ВС РФ № 1, утвержденный в середине февраля 2017 года. Верховный суд отказался признавать неисполнение налоговых обязательств продавцом подтверждением недобросовестности покупателя.
Если проверяемое лицо проявило должную осмотрительность при заключении сделки, значение такой поступок иметь не будет. В пользу налогоплательщика свидетельствует и информация о фактическом поступлении товаров на склад.
В ходе исследования фискалам надлежит отыскать ответы на следующие вопросы:
- отличался ли метод выбора контрагента от общепринятого в компании;
- выходят ли условия сделки за рамки традиционных сделок;
- как налогоплательщик оценивал деловую репутацию и платежеспособность партнера;
- имелись ли у контрагента ресурсы, необходимые для выполнения договора.
Косвенным подтверждением недобросовестности является заключение плательщиком сделок преимущественно с компаниями-нарушителями. Обращать внимание предписано на отсутствие прямых контактов с руководством фирм.
О фиктивности операций свидетельствует информационная закрытость компании. Дополнить комплекс доказательств позволят сведения о ценах других продавцов аналогичного товара (работы, услуги).
Спорную сделку следует сравнить с реальными контрактами и предложениями рынка.
Налогоплательщик вправе опровергнуть подозрения, предъявив контролирующему органу документы поиска и проверки контрагента, рекламные материалы, сведения об опыте сотрудничества с фирмой и переписку.
Источник: https://BiznesZakon.ru/nalogooblozhenie/o-neobosnovannoy-nalogovoy-vygode
Необоснованная налоговая выгода в 2019 году
В Налоговом кодексе РФ есть такое новое понятие, как необоснованная налоговая выгода. Чтобы разобраться в ее сути и оценить ответственность, возникающую за действия, связанные с извлечением не полагающейся по факту налоговой выгоды, изучим данный материал.
Понятие необоснованной выгоды
Под необоснованной налоговой выгодой подразумевают получение стороной-налогоплательщиком налоговой выгоды по итогам представления налоговой структуре официальных бумаг, содержащих неполные, противоречивые либо же полностью ложные сведения.
Важно! В Налоговом кодексе с 19 августа 2017 года вступила в полноценную законную силу новая статья 54.1, положения которой во многом сходятся с постановлением Пленума ВАС 2006 года N53 о налоговой выгоде.
В ней прописан важный принцип налогового регулирования. Статья была разработана на основе судебной практики, рассматривающей ситуации с уменьшением налогоплательщиком налоговых платежей. Поэтому целесообразно проанализировать, как такие вопросы решались на практике и разобраться, какие последствия ожидают нарушителя.
Схемы, которые выявили налоговые органы
Налоговые структуры в процессе организованных проверок смогли выявить пять самых распространенных «серых» схем, прикрываясь которыми физлица и юрлица-налогоплательщики извлекали не полагающуюся им по факту налоговую выгоду:
- Договоренность с компанией-импортером либо производителем продукта, благодаря которой происходит увеличение стоимости товара путем многоразовой его реализации через подставные компании.
- Схема, в которой искусственным образом завышается физлицами реальная себестоимость произведенных работ.
- «Серая» схема, согласно которой происходит «дробление» бизнеса. Делается это для того, чтобы применить ЕНВД и минимизировать таким путем налоговые обязательства. В данном случае подразумевается создание подконтрольных организаций, действующих по правилам «упрощенки».
- Схемы, в основе которых нет «разумной деловой цели».
- Схемы, согласно которым действия по оплате товаров отсутствуют со стороны налогоплательщика.
Последствия налоговой выгоды и ответственность за нее
Если некоторое предприятие получило налоговую выгоду без веских на то оснований и сотрудники ФНС сумели это подтвердить в судебной инстанции, то на организацию будут наложены санкции, а также ей будет отказано в льготе, на которую она изначально рассчитывала.
Российское законодательство, чтобы пресечь подобные действия, борется с нарушителями НК РФ, определяя разные меры наказания.
Ответственность физлица
Во время слушаний представители судебных инстанций, избирая меры наказания для нарушителей НК РФ, обращаются к ст. 198 либо к ст. 199 УК России. В ст. 198 рассматривается уклонение от выплаты налога физлицами.
В ней сказано о последствиях, которые коснутся физлица-нарушителя, уклонившегося от уплаты налогов.
В статье прописано, что ухищрения, связанные с непредставлением в налоговую инспекцию налоговых деклараций либо предоставление этого документа с ложными данными грозит уплатой штрафа от 100 до 300 тысяч рублей.
Альтернативой этому наказанию может быть штраф, который будет приравниваться размеру зарплаты либо же иному доходу виновного лица за период от 12 до 24 месяцев его работы.
Равносильными этому наказанию могут быть принудительные работы, выполнять которые физлицо-виновник будет обязан длительностью до 1 года.
Вместо всех перечисленных выше мер наказания может быть выбран судебной инстанцией арест физлица на срок от 6 до 12 месяцев.
Если, согласно статье 198 УК РФ, было доказано, что имело место правовое нарушение по уклонению от выплаты налога в крупных масштабах, то виновному лицу может быть назначен либо штраф 200-500 тысяч рублей, либо обязанность выплачивать сумму, равную размеру зарплаты или другого дохода, получаемого гражданином-нарушителем за период с 12 месяцев до 2 лет. Альтернатива перечисленным выше мерам – принудительный труд сроком до 3 лет/тюремное заключение на срок до 36 месяцев.
Важное уточнение! Под понятием нарушения в особо крупных масштабах понимается неоплаченная физлицом сумма налогов за 3 финансовых года подряд (если итоговая сумма недостачи оплаченных налогов превышает границу 900 тысяч рублей).
Если физлицо впервые совершает нарушение, то последствия для него не будут слишком тяжелыми, так как статья 198 УК РФ говорит об освобождении от уголовной ответственности лица, которое, чтобы компенсировать свои нарушения, полностью оплатило размер недоимки вместе с определенной пеней, а также оплатило сумму штрафов в том размере, который требует НК РФ.
Ответственность юрлица
В статье 199 НК РФ говорится о последствиях и мере наказания юридических лиц. Юрлица-нарушители обязаны либо оплатить штраф в пределах 100-300 тысяч рублей, либо пожертвовать ежемесячно получаемой зарплатой, начисляемой в течение 1-2 лет.
Альтернативой этому наказанию может стать принудительный труд до 2-летнего периода. Обязательным дополнением к таким мерам пресечения выступает запрет на занятие определенной деятельностью (либо в течение 3 лет после назначения меры наказания, либо же бессрочно).
Вместо этих мер судом быть назначен арест на срок до полугода либо же тюремное заключение на 2 года и запрет на занятие определенных должностей.
Если доказано, что юрлицо-нарушитель совершило деяние в масштабных размерах, то его обяжут платить штраф в пределах от 200 до 500 тысяч рублей либо сделать денежное отчисление в госказну в размере зарплаты, получаемой на протяжении 1-3 лет. Альтернативой такому наказанию могут быть принудительные работы в течение 5 лет и запрет на занятие в будущем определенных должностей.
Важное уточнение! Под крупным размером в данном случае подразумевается сумма неуплаченных налоговых сборов, превосходящая границу в 15 млн. рублей.
Однозначно установить связь между объемами извлеченной выгоды и наказанием, которое стало последствием нарушений, невозможно, так как каждый случай индивидуален.
Именно поэтому мера ответственности, которую будет нести нарушитель, рассматривается в судебной инстанции с учетом всех обстоятельств.
Пример
Если суд выявит грубые нарушения, связанные с неуплатой либо неполной уплатой налоговых сборов, и докажет, что такой вид махинаций производился путем занижения искусственным образом налоговой базы либо иного неверного просчета налога либо иных действий, то нарушителя могут заставить оплатить 20% неуплаченной суммы средств, которая должна была пойти в госказну. Если будет доказано, что деяния совершались умышленно, то лицо, решившее нарушить установленные нормы, обяжут оплатить 40% неуплаченной суммы сбора. При назначении такой меры наказания будут руководствоваться ст. 122 НК РФ.
Характер и особенности последствий, с которыми столкнется нарушитель, оговорен также и в Кодексе административных правонарушений. В главе 15 КоАП РФ указаны все варианты нарушений, которые подразумевают административную ответственность (под нею подразумеваются разные штрафные санкции, лишение права проводить определенную деятельность и запрет на право занимать определенные должности).
Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/neobosnovannaya-nalogovaya-vygoda/