В любой стране есть компании и организации, занимающиеся благотворительностью и нуждающиеся в финансовой помощи. Для физлица помощь – это процедура простая, но юридические лица должны предоставить полный пакет документов, налоговую и бухгалтерскую отчетность. В этом случае они получают определенные льготы от правительства Российской Федерации.
Благотворительная деятельность – это бескорыстная помощь, оказанная тем, кому она необходима. Помощь может выразиться в деньгах или передаче какого-то определённого товара или подарка.
На какие цели направлена благотворительная деятельность
Цели:
- Оказание материальной поддержки.
- Социальная реабилитация граждан, которые не в состоянии своими силами отстоять права в силу сложившейся трудной ситуации.
- Помощь после стихийных бедствий и других подобных катастроф.
- Оказание помощи пострадавшим после военных действий, национальных конфликтов или репрессий.
- Мероприятия, связанные с укреплением связи народов разных стран или людей внутри одного государства.
- Формирование устоев роли семьи и семейных ценностей.
- Помощь детям-сиротам.
- Помощь различным организациям в культурном, научном или связанным с искусством просвещении общества.
- Действия по развитию популярности спортивного образа жизни.
- Оказание материальной помощи различным детским организациям.
- Распространение рекламы, направленной на социальные интересы граждан.
- Обеспечение правового образования молодых людей и любых слоев населения.
- Поддержание состояние природных значимых объектов.
- Охрана животных и природы.
- Спонсорство в спорте (налоговые льготы получают и при этом виде поддержки).
Кто участвует в благотворительной деятельности
В любой благотворительной деятельности имеется минимум 2 участника процесса:
- Благотворитель, который оказывает материальную или иной вид поддержки.
- Благополучатель – тот, кто принимает дар.
Также имеются определённые посредники, называемые благотворительными фондами. Через них организация проводит свою деятельность. Также внутри фондов распределяются собранные средства и направляются тем, кто в них нуждается.
Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог
Имеются налоговые льготы при благотворительности. Осуществляя благотворительную деятельность, можно вернуть обратно часть денежных средств, что были пожертвованы. Этого добиваются посредством вычета. Если человек работает официально и занимается благотворительной деятельностью, то он возвращает себе часть суммы в размере 13%.
Особенности начисления налоговых льгот при благотворительности в 2018 году
Чтобы склонить разные компании к благотворительности, государство предоставляет налоговые льготы при благотворительности в 2018 году. Это делается, чтобы снизить налоговую нагрузку.
Налог на прибыль
До наступления 2005 года, организации занимающиеся благотворительностью, также получали от этого и прибыль, поскольку перечисленные суммы не облагались налогами.
Компании отдавали 5% своего ежегодного дохода. Все средства, поступающие на благотворительность, учитывались как расходы компании, а потому снижалась сумма налога на прибыль.
Таким образом, многие организации старались уйти от налогов.
Имеются определённые нюансы, касаемые налоговых льгот при благотворительности для юридических лиц. На данный момент юридические лица выделяют средства на благотворительность исключительно из чистой прибыли и с этих денег вычетов в бюджет не будет производиться.
НДС
Когда оказывается финансовая поддержка, НДС не затрагивается. Если фирма перевела денежные средства или передала товары нуждающимися, то каждый случай рассматривают в индивидуальном порядке.
Входной НДС
Все затраты, которые уходят на закупку необходимых товаров и любых предметов, отправляющихся на благотворительность, от НДС (который теперь повысили с 18 до 20%) не освобождаются.
Налоговые льготы для спонсоров
Налоговые льготы для спонсоров – не всегда обязательный элемент. Обычно компании пользуются вычетом из НДС после пожертвования. Но если помощь оказывается очень большая, то компании могут отказаться от льгот – так получится выгоднее. Суммы на приобретение товаров будут указаны как расходы, что понесла фирма.
Налоговые льготы при благотворительности для юридических лиц при УСН
Налоговые льготы для благотворителей – юридических лиц осуществляются по определенной схеме.
Юрлица имеют право получить льготные послабления только в случае, если освобождаются от уплаты НДС на товары, которые передаются в помощь. УСН не подразумевает выплату на НДС.
Используя эту систему, компания сможет получить вычеты. Общий налоговой объём при безвозмездной помощи некоммерческим организациям не будет меняться.
Вычет НДФЛ
Каждый сотрудник компании может самостоятельно заниматься благотворительностью. В таком случае гражданин может потребовать налоговый вычет, и вернуть какую-то часть своих денежных средств. Но имеются ограничения размеров:
- Возвращается сумма не превышающая 13% от тех денег, которые были потрачены лично.
- Возвратить можно только ту сумму, которая в год не превышает 13% от уплаченного НДФЛ.
Чтобы рассчитать вычет, необходимо использовать сумму пожертвования, которая равняется примерно 25% от дохода гражданина в город.
Перечисление денежных средств
Перечислить деньги можно несколькими способами:
- Воспользоваться услугами банка и перевести деньги с одного счёта на другой.
- Через кассу организации.
- Через свою работу, отчислив сумму с заработной платы.
- Используя интернет сервисы.
Написание декларации – правила и особенности
Имеются важные правила получения налоговых льгот для благотворителей. Физ и юрлица осуществляя благотворительность должны написать налоговую декларацию и отправить ее в ФНС.
Все операции, которые освобождаются от налогообложения вносятся в 7 раздел декларации. Все услуги и передача даров имеет специальный код – 1010 288. Этот код ставится в первой графе в строке 010.
Физическое лицо обращается в налоговую инспекцию и заполняет декларацию 3-НДФЛ.
Налоговые льготы для благотворителей: необходимые документы
Чтобы получить налоговые льготы для предприятий, занимающихся благотворительностью, нужно верно составить официальные бумаги.
Организациям необходимо оформить следующие документы:
- Договор между участниками. Там должно быть указано, что помощь оказывается в целях благотворительности.
- Документы, где получатель соглашается на получение даров.
- Получатель подтверждает применение дара по назначению (после получения).
Для физиц:
- Все реквизиты – от кого исходят деньги и кому идут.
- Справка о отчислениях с дохода.
- Выписка из банка.
- Квитанция, свидетельствующая о том, что благотворительная организация получила средства.
Бухгалтерский учёт и отчётность
Налоговые льготы для фондов и предприятий выдаются только при соблюдении правильного бухгалтерского учета. Если фирма ведет благотворительную деятельность, то нужно вести бухгалтерский учёт, фиксировать все документально.
Поскольку суммы являются даром, то необходимо составить договор по благотворительности. Документ составляется в письменной форме. Расходы на подобный вид деятельности в бухгалтерском учёте прописываются как прочие расходы, и используются по дебету счету 91.
Налоговые льготы коммерческим организациям выдаются при соблюдении этих же правил.
Западный опыт
Организации в Америке предпочитают 10% своего дохода направлять на благотворительность. Это считается расходами компании. Даже несмотря на то, что в большинстве стран Европы таких стимуляторов не наблюдается, все равно свыше 90% организаций занимаются благотворительностью.
Источник: http://IDeiforbiz.ru/nalogovye-lgoty-pri-blagotvoritelnosti-v-2019-gody.html
Налогообложение при благотворительности
В настоящее время, как и прежде, является довольно распространенной такая деятельность, как благотворительность. Она осуществляется как отдельными физическими лицами, так и организациями.
При этом для физических лиц данная процедура достаточно простая, а что касается юридических лиц, то оказание помощи они должны отражать в своей отчетности. Но такие компании также могут рассчитывать на определенные льготы от государства.
В статье рассмотрим, как осуществляется налогообложение при благотворительности.
Основные цели благотворительности
В соответствии с законом 135-ФЗ, благотворительная деятельность подразумевает бескорыстное оказание тем лицам, которые в этой помощи нуждаются. Помощь выражается либо в предоставлении определенных денежных сумм, либо в бесплатном обслуживании, а также в передаче продовольственных или других товаров, а также выполнении за свой счет определенных видов работ.
К основным целям благотворительной деятельности относят следующие:
- Матпомощь, социальная поддержка (реабилитация) лиц, которые не способны самостоятельно отстаивать права в силу определенных жизненных обстоятельств.
- Оказание населению помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий, а также в предотвращении их.
- Поддержка лиц, пострадавших в катастрофах, репрессиях, военных действиях, религиозных и иных притеснениях.
- Осуществление деятельности по укреплению мирного существования и взаимодействия народов.
- Принятие участия в формировании общего мнения о роли семьи и ее ценности.
- Оказание содействия в вопросах защиты детей, родителей.
- Оказание помощи детям, которые остались без родителей и попечителей.
- Оказание помощи в развитии науки, образования, искусства, культуры.
- Осуществление деятельности, направленной на пропаганду ЗОЖ, профилактике заболеваний, а также спорта.
- Оказание поддержки детских, молодежных организаций.
- Оказание содействия нравственному воспитанию подростков, творческому развитию детей, формированию патриотизма среди молодежи.
- Осуществление поддержки в создании социальной рекламы и ее распространении.
- Оказание содействия в правовом просвещении граждан.
- Осуществление деятельности, связанной с охраной культурных, а также природно-значимых объектов и территорий.
- Оказание помощи по охране окружающей среды, а также защите животных.
Таким образом, любая благотворительность должна быть направлена на благие, социально значимые, природные цели.
Оказание помощи, бесплатных услуг (работ) коммерческим компаниям, политическим партиям, активистам к благотворительности не имеют никакого отношения.
Кроме того, благотворительная помощь, оказываемая социальным учреждениям, не должна быть средством политической борьбы в периоды предвыборных кампаний.
Участники благотворительной деятельности
Благотворительная деятельность подразумевает наличие как минимум двух участников:
Благотворитель | Лицо, которое оказывает помощь, либо безвозмездно выполняет работу, оказывает услугу |
Благополучатель | Лицо, которое принимает от благотворителя помощь в той форме, в которой она выражена |
Посредники | Благотворительные фонды |
В роли каждого из участников могут выступать и физические и юридические лица. Кроме того, также может существовать еще и промежуточное звено. Это посредники – благотворительные фонды. Благотворительными фондами являются организации, единственный вид деятельности которых связан с привлечением средств благотворителей и их распределение между выделенными группами нуждающихся.
Важно! Порядок распределения помощи в этом случае подлежит жесткому контролю, так как каждый фонд имеет свое целевое назначение, например, помощь детям с тяжелыми заболеваниями.
Для того, чтобы мотивировать граждан на занятия благотворительной деятельностью, предусматриваются определенные налоговые льготы. Однако, не следует считать, что благотворительность позволяет обогатиться тем лицам, которые ею занимаются. Все льготы предусматривают снижение налоговой нагрузки соразмерно тому, сколько средств было потрачено на оказание помощи.
Налог на прибыль
Прежде те компании, которые участвовали в благотворительности, получали некоторую выгоду, так как когда производился расчет налогооблагаемой базы, средства, направленные на благотворительность, к учету не принимались. Организации вправе были тратить на такие нужды не более 5% своего дохода.
Деньги, направленные на благотворительность, подлежали учету в качестве расходов компании, а это позволяло значительно снизить налог на прибыль. Однако, в связи с этим стало возникать большое количество фиктивных фирм, которые уход от уплаты налогов прикрывали благотворительностью.
Так дело обстояло до 2005 года.
На сегодняшний день организации вправе осуществлять благотворительность только за свет своей чистой прибыли, а какие либо вычеты по налогу не предусмотрены.
Льготы предусматриваются только в некоторых регионах, в размере от 1 до 4,5% от части, подлежащей к уплате в региональный бюджет.
Исключение составляют только те организации, которые осуществляют пожертвование в науку, культуру, здравоохранение, если они занесены в специальный перечень определенного ведомства.
НДС
Если компания занимается коммерческой деятельностью, то товары, передаваемые от организации другой (потребителю) подлежат обложению НДС. Однако, если передача товара осуществляется безвозмездно в благотворительных целях, то начисление НДС не происходит. При этом должны соблюдаться определенные правила оформления, а также документальное подтверждение благотворительной процедуры.
По НДС льгота установлена только на такие товары (работы, услуги), которые предоставляются благополучателю. Расходы, связанные с закупкой всего необходимого для проведения благотворительной акции от входного НДС не освобождены.
Причем компании вправе учитывать в расходах НДС на товары, которые нужны на производство и реализацию собственной продукции, либо на осуществление основного вида деятельности. Все это позволит уменьшить налогооблагаемую налогом на прибыль базу.
Однако при этом нельзя использовать льготы по НДС по отгружаемым товарам.
Если компании оказывают единичные благотворительные действия, то, обычно, им выгоднее пользоваться вычетом по НДС. Однако, если благотворительная помощь имеет крупные масштабы и регулярную основу, то от такой льготы выгоднее будет отказаться.
В этом случае средства, затраченные на приобретение товаров для поддержки социальных учреждений, участия в развитии культуры, здравоохранения, могут быть учтены в качестве расходов организации.
Для получения данного права компании потребуется обратиться в ФНС и подать заявление с отказом от льготы до конца налогового периода.
УСН
Для организаций, занимающихся благотворительностью, единственным вариантом налоговой льготы является освобождение от уплаты НДС на товары, передаваемые как помощь. Но УСН в принципе не предусматривает уплату НДС. Поэтому, дополнительные вычеты компании на УСН получить не могут. Как и все налоги в случае оказания безвозмездной помощи некоммерческим компаниям меняться не будут.
НДФЛ
Оказывать благотворительную помощь могут как компании, так и отдельные сотрудники компаний. Если помощь оказывалась в адрес компании, не поименованных в ст. 219 НК РФ, то у физлица возникает право на налоговый вычет. То есть часть своих пожертвований он может вернуть. При этом предусмотрены ограничения данных выплат:
- Вернуть можно не более 13% от всей благотворительной помощи.
- За год вернуть можно сумму, не превышающую НДФЛ, уплаченный физлицом в течение года.
- Для расчета вычета может быть задействована сумма пожертвования, составляющая не более 25% дохода физлица за год.
Например, физическое лицо оказало помощь детскому дому в размере 100 тыс. рублей. Доход этого физлица за год составляет 400 тыс. рублей. Соответственно, 25% от дохода составят 100 тыс. рублей, а вычет – 13 тыс. рублей ( статью ⇒ Учет спонсорской помощи).
Какими способами могут перечисляться денежные средства на благотворительность
Если оказание благотворительной помощи происходит одним юридическим лицом другому юридическому лицу, то денежные средства перечисляются со счета одного лица (благотворителя) на счет другого лица (благополучателя).
Если в качестве благотворителя выступает физическое лицо, то выбран может быть тот способ получения, который удобен для участников:
- банковским переводом со счета физлица на счет благотворительной компании, либо напрямую соцучреждению;
- в кассе компании-благополучателя;
- посредством отчислений с зарплаты (если есть соответствующее заявление от работника);
- через интернет-сервисы или смс-сервисы (если не требуются подтверждающие документы).
Источник: https://online-buhuchet.ru/nalogooblozhenie-pri-blagotvoritelnosti/
Налоговые льготы при благотворительности в 2019 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Налоговые льготы при благотворительности в 2019 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Какие документы нужны: льготу нужно будет подтвердить копией устава того, кто получает помощь, и договором на благотворительность.
Закон также корректирует ряд социальных льгот (например, по образовательной, культурной деятельности) (Подпункты 3 — 5, 14, 20 п. 2 ст. 149 НК РФ) и вводит несколько новых послаблений, также социального характера.
Налог на прибыль у благополучателей
Отметим, что законы субъектов РФ устанавливают:
- право на применение инвестиционного налогового вычета;
- предельные суммы пожертвований;
- категории учреждений культуры и НКО, пожертвования которым учитывают при определении вычета.
До 2005 года в России существовала практика, по которой средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль и давало маневр для появления «серых» схем. Сегодня компании-благотворители могут оказывать безвозмездную помощь только из средств чистой прибыли и не освобождаются от уплаты налога на прибыль.
- Исключение составляют компании, перечисляющие пожертвования на культуру, науку или здравоохранение при условии занесения их в специальный список от соответствующего ведомства.
- Из совокупности вышеприведенных норм НК РФ и ГК РФ следует, что операции по безвозмездной передаче имущества (в том числе, денежных средств) нельзя квалифицировать в качестве экономической обоснованности для целей налога на прибыль организаций.
- Во всех этих ситуациях справки 2-НДФЛ на получателей благотворительной помощи представлять в ИФНС не надо.
ОАО и ООО осуществляет благотворительные взносы (т.е. являются благотворителями – юридическими лицами). Существуют ли какие-либо налоговые льготы в связи с осуществлением благотворительной деятельности? Имеет ли значение кому перечисляются благотворительные платежи?
Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Благотворительная организация, по мнению CECP, должна соответствовать трем критериям – она должна иметь организационно-правовой статус, заниматься только благотворительными проектами и не иметь коммерческих функций.
Они не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.
Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).
Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит.
Удобно перечислять деньги через отделения Сбербанка России. Обращаю ваше внимание на то, что при заполнении документа по форме № ПД-4 в строке «наименование платежа» следует написать «перечисление средств на благотворительные цели». В налоговый орган представляется квитанция к этой форме с отметкой банка.
Налогообложение Благотворительных Фондов
С февраля 2011 г. CECP собирает данные по благотворительности в 17 странах, включая Россию. Критерием отбора было количество компаний из рейтинга Fortune Global 500, зарегистрированных в них.
Налоговую декларацию с заявлением на получение вычета можно подать в течение трех лет после окончания того налогового периода, в котором были произведены расходы на благотворительность. То есть в 2016 году можно еще подать декларацию за 2013 год.
Карьера: 2005 г. — «Лифтремонт», юрист 2008 г. — отдел защиты налогоплательщиков «Арсо-Аудит», руководитель. — Когда-нибудь в России творить добро будет не только полезно, престижно, но и выгодно, — Дмитрий Червоткин, руководитель отдела защиты налогоплательщиков «Арсо-Аудит» НДФЛ. Единственный налоговый стимул — социальный вычет по НДФЛ.
Налоговые льготы, предоставляемые нашим законодательством благотворителям, довольно ограничены.
То есть оказывать помощь можно, конечно, любым организациям, фондам и частным лицам, в любых размерах, но далеко не за всю эту помощь можно получить льготу по уплате налога от государства.
Тем не менее, не стоит отказываться от использования и тех ограниченных льгот, право на которые имеют благотворители.
Мало того что волонтер в свободное от работы время пахал на пользу общества, так с компенсации сопутствующих расходов государство еще и свою долю имело в виде 13% НДФЛ.
Наоборот, все расходы, связанные с безвозмездной передачей, нельзя учитывать для целей налога на прибыль. По мнению контролирующих органов, предоставление вычетов по расходам на благотворительность приводит к тому, что помощь будет оказана за счет бюджета. Такое мнение высказал Минфин России.
Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ
То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 N 373-ОЗ «О налоговых ставках на территории Новгородской области»).
Эксперт поясняет, что в силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС. Главное условие — такая деятельность должна вестись в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», и не касаться подакцизных товаров.
На социальный налоговый вычет на благотворительность имеют право граждане, имеющие доход, облагаемый по ставке 13%, кроме дивидендов.
В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.
Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.
Не облагаются НДС и расходы на рекламные продукты, безвозмездно созданные для социальных целей. Эти же расходы благотворитель имеет право учитывать при расчете налога на прибыль (удержание с них 1% производиться не будет).
Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.
Среди российских бизнесменов чаще практикуется оказание помощи не напрямую нуждающимся, через специально созданные структуры — благотворительные фонды, одним из которых является Петербургский благотворительный фонд AdVita («Ради жизни»). В большинстве случаев такой подход вызван желанием самостоятельно определять круг получателей пожертвований, а также уверенностью в контроле над расходами.
Источник: https://axbagpipe.ru/finansovye-sovety/6739-nalogovye-lgoty-pri-blagotvoritelnosti-v-2019-godu.html
Правила игры: какой будет концепция развития благотворительности в 2019 году
По просьбе «Филантропа» Оксана Орачева, Мария Черток, Елена Тополева-Солдунова, Дмитрий Поликанов — участники обсуждений новой Концепции, рассказали, какие важные изменения должны появиться в проекте и как это повлияет на развитие сектора в будущем.
«Важно законодательно стимулировать появление новых инструментов и поощрять развитие инноваций»
Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина:
«Концепция развития благотворительности – это программный документ, который должен определять направление развития сектора. Очень важно, чтобы она задавала стратегическую рамку.
Определение «благотворительности»
Первый аспект – это смещение фокуса в определении самого термина «благотворительность». Что сейчас понимается, в основном, под благотворительностью в законодательстве? Адресная помощь конкретным людям и организациям в конкретной ситуации.
Она оказывается здесь и сейчас и не предполагает, что в благотворительной организации происходит аккумулирование средств, работа с ними, реализуются долгосрочные инициативы. Все построено вокруг краткосрочных пожертвований, которые по умолчанию тратятся в течение года.
Даже те законодательные акты, которые регулируют долгосрочные программы, вроде закона о целевых капиталах, недостаточно соотносятся с законом о благотворительности. Есть концептуальный разрыв, который важно устранить сейчас, когда появляется много организаций нового типа.
Это не только целевые капиталы, но и, например, наследственные фонды, личные фонды. Законодательное поле должно не создавать сложности всем этим долгосрочным инициативам, а наоборот, стимулировать их, обеспечивая стабильность благотворительных организаций.
Новые инструменты
Второй аспект: концепция должна заложить стимулы к развитию и поиску новых инструментов. Должна появиться рамка, которая позволит внедрять – пусть в некоем пилотном режиме, пока не появились соответствующие регулирующие это поле законы, – новые инструменты.
Иначе мы всегда будем содержательно отставать, как сейчас это происходит с такой темой, как, например, социальные финансы (этическое инвестирование, impact-инвестирование, социальные бонды, займы и кредиты для НКО и многое другое).
Чтобы эти инструменты можно было применять в России, необходимо, чтобы в законодательстве не было запрета на их использование. Поддерживающие их законы – это уже следующий этап. Например, сейчас разрабатывается закон о социальном предпринимательстве.
Поддержка инфраструктуры
Третий аспект – поддержка людей, идей и инфраструктуры. Имеется в виду поддержка людей, которые работают в секторе благотворительности – в широком смысле слова, включая социальную сферу и НКО. Необходимо усовершенствовать налогообложение индивидуальных грантов – существующая сейчас система налоговых льгот является непрозрачной и действует плохо.
Организации хотели бы его использовать достаточно часто, а инструмент освобождения от налога на доход физических лиц не мобилен. Можно связать его, например, с наличием статуса благотворительной организации.
Необходимо законодательно предусмотреть такие формы индивидуальных грантов, как гранты на профессиональное развитие, то есть на стажировки, поездки на конференции. Профессиональная мобильность позволит поддержать сам сектор и более точечно помогать людям.
Что касается идей, важно законодательно стимулировать появление новых инструментов и поощрять развитие инноваций. По аналогии с другими секторами экономики, можно взять за основу статус благотворительной организации.
Поддержка инфраструктуры на законодательном уровне означает концептуальное изменение законодательной логики, которая сейчас строится на поддержке проектов. Проект всегда конечен. Но для появления новых хороших проектов необходимо обеспечить устойчивое развитие самих организаций. Пожертвования на уставную деятельность должны быть такой же нормой, как и гранты на конкретный проект.
Законодательство постоянно меняется, и еще один важный и необходимый шаг – снятие коллизий и расхождений внутри действующего законодательства с вновь принимаемыми законами».
«Пространство для развития и новых идей»
«Мне кажется важным, чтобы концепция формировала пространство для развития благотворительности, закладывала основу для реализации новых идей и механизмов и поддерживала растущие прогрессивные тенденции. Я вижу как минимум три больших темы, которые надо развивать:
Рост частных пожертвований
Речь идет в особенности об онлайн-пожертовованиях, в том числе сделанных через платформы, когда перечисление денег происходит не напрямую в организацию, а через сервис в интернете, где пользователь может сделать пожертвования сразу в несколько фондов, не боясь попасть на мошенников. Мы видим эту тенденцию по исследованиям КАФ. Чтобы поддержать этот рост, очень важно было бы наконец дать возможность гражданам передавать право на получение налогового вычета в те НКО, в которые они делают пожертвования Для НКО это означало бы увеличение притока средств от частных пожертвований на 13%. Это увеличение покрывало бы полностью расходы на фандрайзинг, например, и стало бы очень значимым стимулом для НКО.
Развитие всего, что связано с диджитал – не только онлайн пожертвований, но и самых разных других сервисов и типов коммуникации. Дело в том, что наше достаточно упорядоченное правовое поле, созданное в эпоху оффлайна, сразу превращается в минное, когда речь идет о переносе тех же самых процессов в цифровую среду.
В случае онлайн-пожертвований, например, для получения налогового вычета налоговая служба все равно требует документы в бумажном виде с подписями и печатями для подтверждения платежа.
Необходимо адаптировать этот и многие другие процессы к новой цифровой реальности, чтобы облегчить администрирование и открыть новые возможности для развития.
Долгосрочное планирование и налоговые льтоты
НКО нужны возможности получать другие виды дохода, а не только пожертвования и субсидии. Не секрет, что денег в секторе становится меньше, а зависимость от бюджетного финансирования увеличивается. Поэтому так важно открыть или упростить для НКО другие возможности для получения дохода и укрепления устойчивости, и стимулировать новые формы социального инвестирования.
Почему бы не освободить от уплаты налога на прибыль пассивный доход от размещения временно свободных средств на депозитных счетах?
Это будет стимулировать создание резервов, что является очень распространенной практикой в других странах, и позволит НКО планировать свою работу в долгосрочной перспективе. Хорошо бы как-то облегчить налогообложение коммерческой деятельности, хотя бы на размер региональной доли налогов.
Сюда же попадают такие гибридные формы увеличения финансирования НКО как импакт-инвестирование – коммерчески успешное инвестирование в социально значимые проекты.
С одной стороны, такие инвестиции являются ресурсом для социального предпринимательства, с другой — в этой же парадигме возможно развитие таких новых для нас форматов, как социальные облигации и пр. Ничего подобного сейчас нет и появиться не может ввиду отсутствия регулирования.
Но если эти идеи заложить в концепцию, то после принятия документа появятся обязательства, на основе которых можно готовить соответствующее законодательство, консультируясь с заинтересованными участниками рынка, экспертами, изучая международный опыт и пр».
Налоговые льготы, борьба с мошенниками и упрощенная отчетность
Налоговые стимулы и льготы
Налоговый стимул для юридических лиц, жертвующих на благотворительность, — с одной стороны, тема для третьего сектора важная, с другой стороны — она вызывает много негатива со стороны власти, которой важно наполнение бюджета. Поэтому этот вопрос остается дискуссионным: включать этот пункт в будущую концепцию или нет?
Налоговый вычет. НКО могли бы получать налоговый вычет за тех граждан, которые жертвуют на благотворительные проекты и которым полагается возмещение из бюджета.
Иначе говоря, я пожертвовала средства в адрес какой-либо НКО, мне полагается налоговый вычет с этой суммы. И я предоставляю организации право получить вычет вместо меня.
Эта инициатива была проработана Минфином достаточно давно, но в данный момент застопорилась.
Россия выше в рейтинге, больше людей помогают незнакомцам и занимаются волонтерством: итоги нового Мирового рейтинга благотворительности
Борьба с мошенниками
Россия улучшает свое положение в рейтинге КАФ, посвященном числу частных пожертвований. Обратной стороной этого положения является активное распространение мошенничества, когда некие люди организуют от имени несуществующего фонда сбор средств на несуществующий проекта и присваивают деньги себе. Нужны меры по противодействию, и это нужно отразить в концепции развития благотворительности.
Правоохранительные органы, на мой взгляд, уделяют мало внимания проблеме подобного вида мошенничества. Это угроза благополучию общества.
Какие-то вещи должны решаться саморегулированием. Например, создание реестра добросовестных организаций. Список поможет людям избегать мошенников. И надо отметить, что НКО постепенно создают этот реестр. Но мошенничество развивается такими темпами, что нужно ускорить создание списка.
Отчетность
Еще важные моменты, которые нужно отразить в концепции, — создание единой и упрощенной формы отчетности, чтобы стандартный отчет после заполнения можно было бы отправить в Минюст, Росстат.
А также совершенствование формы отчетности перед Минюстом. Зачастую она не отражает деятельность той организации, которая отчитывается.
И люди, которые пытаются из отчетов Минюста понять, чем же занимается тот или иной фонд, не получают должной информации.
Кроме того, важна тема развития социальной рекламы, популяризация некоммерческого сектора. До сих пор нет понятных правил в сфере социальной рекламы в СМИ».
«Задать правила игры»
Дмитрий Поликанов, президент фонда «Со-единение»:
«В целом, анализ показывает, что концепция 2009 года в каких-то аспектах уже выполнена, а в каких-то является вполне себе «вечнозеленым» документом, потому что формулировки будут актуальны еще много лет.
Что было бы важно? На мой взгляд, чтобы это стало не концепцией развития благотворительности в целом, а именно концепцией государственной поддержки этого процесса. Таким образом, она задала бы некие правила игры, обозначила бы рамки участия органов власти и местного самоуправления.
Ведь, в конечном итоге, это документ, который будет принимать правительство, зачем ему пытаться отрегулировать все движение в секторе?
Однако скорее всего, за основу будет взят все-таки более широкий формат. И тогда в нем важно отметить, например, растущую роль оценки социального воздействия и необходимость развития и поощрения этих технологий, их внедрения в работу как государственных институтов, так и благотворительных организаций.
Правила конкуренции и лучшие практики
Нужно отразить тренд на рост конкуренции в благотворительном секторе и необходимость разработки правил для этой конкуренции опять же на условиях саморегулирования. Ведь эта конкуренция вызвана не только ограниченными ресурсами, но и ростом предложения со стороны благотворительных организаций, в том числе за счёт информационной открытости и доступности информации об их деятельности.
В этом смысле дополнительным инструментом «перераспределения» могло бы стать некое «структурирование» корпоративной благотворительности, которая пока носит часто стихийный характер, особенно на уровне регионального, а также малого и среднего бизнеса.
Речь в данном случае идет о передаче лучших практик от крупных коммерческих организаций, которые годами нарабатывали этот опыт, своим коллегам из бизнеса.
С точки зрения развития сектора, большую значимость приобретает разбор полетов по итогам провалов благотворительных организаций и сохранении некой летописи их успешных практик. Просто, чтобы хорошие наработки не исчезали вместе с организацией или проектом, а могли бы где-то накапливаться и затем распространяться, уменьшая количество «изобретений велосипеда».
Льготы
В целом, было бы здорово, если бы государство четко сформулировало набор льгот, которые оно готов предоставить в обмен на ужесточение системы финансового контроля.
Это создало бы поле, когда НКО могли сами для себя принимать решение на соответствие тому или иному статусу, в зависимости от желания воспользоваться этими льготами или нет.
Пока доминирует практика кнута, но совершенно точно, что нужны пряники, пусть и в увязке с кнутом.
Отчетность и регулирование
И в этом смысле возникает вопрос о том, насколько органичны для Министерства юстиции сегодня все эти функции, связанные с регулированием третьего сектора.
Отчетность хромает, в ее развитие, как и развитие реестра НКО, ведомство особенно вкладываться не хочет, деятельность сводится к ограниченному набору жестких инструментов контроля (что нормально для «силового ведомства», но не очень полезно для сектора). Возможно, в рамках формирования Концепции стоило бы поднять и этот вопрос.
Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2018/12/20/71115/
Налог на добродетель
До 2005 года в России существовала практика, по которой средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль и давало маневр для появления «серых» схем.
Сегодня компании-благотворители могут оказывать безвозмездную помощь только из средств чистой прибыли и не освобождаются от уплаты налога на прибыль.
Эксперты отмечают, что потенциальные благотворители зачастую регистрируют благотворительные фонды не в России, а в странах с лояльным налоговым режимом и отсутствием административных издержек.
Благотворительная деятельность в России регулируется несколькими документами. Так, Конституция РФ провозглашает, что в стране «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Есть ряд специальных законов, такие как ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О меценатской деятельности», «О некоммерческих организациях», а ряд норм Гражданского кодекса определяет общие положения, например, ст. 582, поясняет Юлия Андреева, адвокат, соруководитель практики частных клиентов адвокатского бюро «S&K Вертикаль».
В Налоговом кодексе содержатся нормы, регулирующие налогообложение благотворительной деятельности. По мнению Юлии Андреевой, налоговые льготы на благотворительность целесообразно разделить на три группы: налог на прибыль, НДС, благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ.
Так, российское налоговое законодательство, по словам госпожи Андреевой, предписывает организациям-благотворителям оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. Они не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.
«Например, в силу ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности»»,— рассказывает госпожа Андреева.— Министерство финансов РФ в своих письмах высказывало мнение, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Однако статьей 284 Налогового кодекса РФ органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (с 18 до 13,5%), для отдельных категорий налогоплательщиков».
Эксперт поясняет, что в силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС. Главное условие — такая деятельность должна вестись в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», и не касаться подакцизных товаров.
Налоговое законодательство РФ также поддерживает физических лиц, решивших заняться благотворительной деятельностью.
«Статьей 219 Налогового кодекса РФ предусматривается, что граждане, оказывающие благотворительную помощь, имеют право на социальный налоговый вычет в сумме, равной этой помощи,— комментирует госпожа Андреева.
— Это означает, что налогоплательщику возвращают из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то есть фактически 13% от суммы его расходов на благотворительность».
Наталья Иванова, учредитель и директор благотворительного фонда «Страна — детям», напоминает, что с 1 января 2019 года вступил в силу 426-ФЗ от 27.11.2018 «О внесении изменений в статьи 219 и 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который устанавливает льготы для физических и юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры.
«Закон предусматривает для частных благотворителей увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с 25 до 30% от суммы дохода граждан, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению,— делится данными Наталья Иванова.
— Бизнес получил возможность включать в состав инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций расходы (до 100%) в виде пожертвований». По остальным сферам благотворительной деятельности коммерческих организаций, не связанным с объектами культуры, Налоговый кодекс РФ специальных льгот не предусматривает.
Станислав Бойко, директор по юридическим и налоговым вопросам Moore Stephens Moscow, считает, что для коммерческих предприятий не предоставлено каких-либо существенных налоговых льгот. «Взять, к примеру, НДС: при передаче имущества в благотворительную организацию у компании сразу же возникает обязанность восстанавливать НДС, поскольку данная операция освобождена от НДС.
Соответственно, с одной стороны, передача в виде пожертвований освобождена от НДС, но с другой стороны — благотворитель обязан заплатить НДС,— поясняет господин Бойко.— По налогу на прибыль у нас нет никаких льгот. Наоборот, все расходы, связанные с безвозмездной передачей, нельзя учитывать для целей налога на прибыль.
По мнению контролирующих органов, предоставление вычетов по расходам на благотворительность приводит к тому, что помощь будет оказана за счет бюджета. Такое мнение высказал Минфин России. Однако совсем не учитывают тот факт, что существенную часть жертвований (80/100) несет именно благотворитель.
Налоговый кодекс не предусматривает какой-либо процент дохода, который компания могла бы перечислить без налоговых последствий».
Валерия Голянова, партнер компании «Бизнес Развитие», считает, что фискальные послабления для компаний-благотворителей стимулируют не социальную ответственность, а развитие схем ухода от налогов.
«Такая налоговая «оптимизация» была распространена у нас до 2005 года, когда расходы на благотворительность вычитались для целей налога на прибыль.
То есть, по сути, 20% пожертвований оплачивалось из кармана государства, что становилось поводом для использования их для целей вывода и обналичивания денежных средств,— сокрушается госпожа Голянова.— Аналогичная практика распространена и за рубежом.
Яркий пример — скандалы с благотворительными фондами Сороса, используемыми как в рамках налоговых схем по снижению корпоративного налога, так и для целей вывода активов, с целью их защиты от притязаний».
Юлия Андреева вспоминает, что в 2014 году активно проверяли фактическую деятельность благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда», так как, по мнению проверяющих органов, несмотря на заявленную благотворительность, основным видом деятельности компании было указано «прочее денежное посредничество», при этом благотворительность в перечне видов деятельности вообще не указана.
«Была еще одна нашумевшая история: волгоградский фонд «Наше будущее» по результатам проверки ФНС за период с 2013 по 2015 год был привлечен к ответственности в связи с неуплатой налогов.
С 2013 по 2015 год фонд не предоставлял налоговые декларации: это объяснялось тем, что он якобы существовал за счет пожертвований и не вел никакой деятельности, требующей отчислений в бюджет,— рассказывает Юлия Андреева.— Оказалось, что в фонде весьма свободно трактовали налоговое законодательство.
Организация, которая по документам занималась поддержкой детского музыкального творчества, фактически являлась довольно успешным бизнес-проектом.
Фактически фонд представлял собой коммерческое предприятие: он получал от участников деньги, на которые проводил детские фестивали, и не занимался благотворительностью. Все средства перечислялись в рамках договоров, никаких взносов или спонсорской поддержки не предполагалось».
Наталья Ивановаотмечает, что до 2005 года занимающиеся благотворительностью организации действительно получали определенную выгоду.
«Средства, использованные на благотворительность, учитывались как расходы организации, что существенно снижало сумму налога на прибыль.
Это и породило появление множества фиктивных некоммерческих организаций, которые под видом благотворительности прикрывали уход от налогов»,— поясняет она.
По словам Гиоргия Башинуридзе, юриста компании «Юристат», чаще всего злоупотребление налоговыми льготами происходит путем учреждения фиктивных благотворительных обществ.
«А налоговые льготы и иные послабления, применяемые к ним вкупе со слабым контролем со стороны государственных органов, позволяют им не только укрывать имущество и деньги, но и активно переправлять их за границу под предлогом международной трансграничной благотворительной деятельности»,— констатирует господин Башинуридзе.
Павел Зюков, старший партнер, руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, говорит, что встречается построение налоговых схем с использованием фиктивных благотворительных фондов, в частности, в целях экономии на зарплатных налогах.
«Например, коммерческая компания создает подконтрольную благотворительную организацию, в которую на основании гражданско-правовых договоров набираются сотрудники данной коммерческой организации в качестве волонтеров, которым выплачивается вся или часть заработной платы в виде необлагаемых НДФЛ и страховыми взносами выплат»,— рассказывает господин Зюков.
По мнению директора по развитию благотворительного фонда «Дети наши» Натальи Петровой, пока российский бизнес с трудом «раскручивается» на системные проекты, с отложенным и не всегда легко оцифровываемым результатом.
«Сейчас за счет благотворительности большинство российских компаний хочет решать собственные вопросы: усилить HR-бренд, повысить лояльность сотрудников к бренду, развить корпоративную культуру. И зачастую, что особенно грустно, бизнес видит в НКО не партнера, а исполнителя,— сетует госпожа Петрова.
Например, к нам в фонд «Дети наши» как-то пришел запрос от компании: «Нам надо вывести 500 сотрудников на волонтерское мероприятие: заборы покрасить, деревья посадить. Завтра». По сути, это был запрос на организацию тимбилдинга с последующим пиаром. Однако никакого толчка для решения социальных проблем такое волонтерство не даст.
Очень хочется, чтобы корпорации отчетливо понимали, что задача НКО — это решение конкретных социальных проблем, а не обслуживание бизнеса».
Юлия Андреева напоминает, что в России до конца 2019 года должна появиться обновленная Концепция развития благотворительности, которая разрабатывается по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Проект документа готовится Минэкономразвития с участием НКО и широко обсуждается в СМИ и на профильных площадках. Возможно, уже в ней мы увидим новые инструменты, говорит эксперт.
По мнению Станислава Бойко,на данный момент самым главным благотворителем выступает государство. А для того чтобы стимулировать частные компании, необходимо предоставить «стандартные» налоговые льготы.
«К примеру, предусмотреть какой-либо порог от процентного дохода или суммы дохода, который можно учитывать в качестве расхода и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль,— комментирует господин Бойко.
— В 2014 году в Госдуму был внесен законопроект о поощрении меценатства, который предусматривал установление максимальной суммы пожертвований в размере 5 млн рублей. К сожалению, законопроект был отозван».
- Павел Кокорев, ведущий юрист Европейской юридической службы, напоминает, что Минфин России и ФНС России в своих письмах неоднократно высказывали следующую точку зрения: «Осуществление расходов в виде благотворительных пожертвований — это добровольное волеизъявление налогоплательщиков, преследующее общеполезные цели, которое не направлено на извлечение доходов в коммерческих целях».
- По словам Маргариты Есиповой, руководителя проектов направления «Налоги и право» группы компаний SRG, вкупе с ограничениями, обусловленными правилами об иностранных агентах, мы на практике часто встречаемся с тем, что резиденты РФ, потенциальные благотворители, заинтересованные в развитии какого-либо направления на благотворительных началах, намеренно регистрируют благотворительные организации и фонды за рубежом, где соблюдается конфиденциальность и присутствует максимально благоприятный налоговый режим без излишних административных издержек.
- Зарубежный опыт
В Европе пожертвования благотворительным организациям, которые являются плательщиками налога на прибыль, принимаются к вычету. Лимит на вычет, по словам Станислава Бойко, зависит от страны, но обычно составляет 10–20% своих налогооблагаемых доходов за соответствующий период.
«В Германии вычет ограничен 0,4% для юридических лиц и 20% для физических лиц. Существенные налоговые льготы предоставляются в Великобритании, сумма пожертвований применяется к вычету без ограничений. Согласно данным статистики, по количеству благотворительных организаций лидируют Германия и Великобритания»,— констатирует Юлия Андреева.
По словам Екатерины Кругловой, исполнительного директора фонда «Память поколений», в Европе существуют две формы налоговых льгот — это либо вычет из налоговой базы (освобождение от обложения суммы пожертвования), либо налоговый кредит (сумма пожертвования сокращает налог к уплате и используется реже).
При этом максимальная величина пожертвований в странах ЕС разнится. «Во Франции, например, законодательно установлено право на снижение налога на доход донора на 50% от общей суммы пожертвования при ограничениях величины пожертвований в 6% облагаемой базы; в Испании предельная величина пожертвований — 10%»,— рассказывает госпожа Круглова.
Этот опыт можно было бы перенять.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3990111