Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?
Что такое налоговая проверка?
Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.
Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.
Камеральная проверка: определение термина
Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.
Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления.
Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде.
Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.
Цель, задачи
Камеральная налоговая проверка проводится с целью:
- Контроля за соблюдением НК РФ.
- Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
- Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
- Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
- Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
- Проверка правомерного использования льгот и вычетов.
Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:
- Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
- Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
- Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
- Выявление искаженной информации в отчетных документах.
- Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
- Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.
Законодательная база
Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.
Требования к документам
На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.
Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.
К сшивам документации предъявляются некоторые требования:
- Текст должен свободно читаться.
- При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
- Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
- Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.
В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.
Сроки камеральной налоговой проверки
Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок.
Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности.
Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде.
Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.
Критерии риска
Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:
- Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
- Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
- Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).
Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.
Порядок проведения
Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.
- Прием документации от налогоплательщика.
- Организация и проведение камеральной проверки.
- Оформление результатов.
- Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.
На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.
Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы.
Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения.
Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.
После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.
Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия
Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?
Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации.
При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию.
Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.
Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции.
О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год.
В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.
Результаты
При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.
При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.
В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости.
Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков.
Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.
Полезные рекомендации
Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС.
При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции.
Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС.
Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.
Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-kameralnaya-nalogovaya-proverka-eto-ponyatie-sroki-i-poryadok-provedeniya.html
Налоговая проверка ИП в 2019 году
Деятельность предпринимателей постоянно находится под контролем различных государственных органов. Одними из самых частых ревизоров считаются сотрудники ФНС.
Суть налоговой проверки ИП заключается в контроле за выполнением требований Налогового Кодекса. Одно упоминание об этом мероприятии вызывает у большинства бизнесменов неприятные ассоциации.
Однако знать все его аспекты очень важно, чтобы иметь возможность подготовиться к процедуре, и сберечь свои нервы.
Виды, основания и сроки проверок
Налоговым проверкам в НК РФ посвящена 14 глава. Ст. ст. 88 и 89 описывают 2 вида проверок: камеральную и выездную. Камеральную проверку проходит каждое лицо, в том числе и ИП, подавшее налоговую отчётность.
Она проходит в здании ведомства без участия отчитавшегося, и если у инспекторов не возникнет вопросов в правильности рассчитанных сумм налогов, то декларации будут приняты, а предприниматель поймёт, что всё прошло успешно. Извещений о начале контрольного мероприятия плательщику не направляют.
О процедуре предприниматель узнает только в случае возникновения у инспекторов вопросов. Можно сказать, что факт сдачи декларации и есть основание для такой налоговой проверки, а отсутствие претензий – результат ее успешного прохождения.
Более углубленная проверка всей бухгалтерской и налоговой отчетности проходит во время выездной ревизии. В качестве её основания выступает решение начальника ИФНС или его заместителя по месту прописки коммерсанта.
Обычно инспекции заранее планируют контрольные мероприятия на год вперёд, попасть туда могут любые организации и индивидуальные предприниматели. Отбор проверяемых лиц проходит не в случайном порядке.
Вероятность попасть под плановую проверку выше у тех, кто:
- платит мало налогов из-за отсутствия прибыли подряд несколько периодов;
- сдает убыточную отчетность;
- платит слишком низкую зарплату наёмным рабочим;
- заявляет подозрительно большие налоговые вычеты;
- часто меняет юридический адрес, мигрирует из города в город;
- находится на грани по предельным показателям для применения специального налогового режима.
Критерии оценки риска утверждены приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.07.
Источник: https://newfranchise.ru/baza_znaniy/nalogovaya-proverka-ip-v-2018-godu
Камеральная налоговая проверка, Комментарий, разъяснение, статья от 01 июня 2006 года
Бюджетные
организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6-8, 2006 год
Рубрика: Налоговый контроль
С.Сафронов,
эксперт журнала «Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Рано или поздно любое
бюджетное учреждение подвергается со стороны налоговых органов
контролю за надлежащим исполнением законодательства о налогах и
сборах.
Порядок налогового контроля, осуществляемого налоговиками
посредством различных мероприятий, установлен отдельной главой
Налогового кодекса. Речь идет
о главе 14
«Налоговый контроль».
Ею определены мероприятия, которые
налоговые органы вправе проводить в рамках налогового
контроля:
—
встречная налоговая проверка (абз. 2 ст.87 НК
РФ);
-
—
камеральная налоговая проверка (ст.88 НК
РФ); -
—
выездная налоговая проверка (ст.89 НК
РФ); -
—
участие свидетеля (ст.90 НК
РФ); -
—
доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в
помещение для проведения налоговой проверки (ст.91 НК
РФ); -
—
осмотр (ст.92 НК
РФ); -
—
истребование документов (ст.93 НК
РФ); -
—
выемка документов и предметов (ст.94 НК
РФ); -
—
экспертиза (ст.95 НК
РФ); -
—
привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении
налогового контроля (ст.96 НК
РФ);
—
участие переводчика и понятых (ст.97,
98 НК
РФ).
Следует отметить, что
среди них основное место отводится налоговым проверкам — выездной и
камеральной.
Проведение встречных налоговых проверок, равно как и
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и
плательщиков сборов, проверок данных учета и отчетности, осмотр
помещений и территорий являются, как правило, неотъемлемой частью
мероприятий, проводимых при камеральной и выездной
проверках.
На практике КНП носит
массовый характер. На долю выездной проверки с учетом специфики ее
проведения (большая трудоемкость) приходится лишь 1/5 часть всех
налогоплательщиков. К тому же именно благодаря результатам КНП
многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговиков в целях
осуществления налогового контроля посредством выездной налоговой
проверки, так как объектом ее исследования являются «слабые места»
и несоответствие данных в отчетности налогоплательщика, выявленные
в ходе КНП.
Поэтому сегодня речь
пойдет о порядке проведения налоговыми органами КНП, а также о
наиболее интересных моментах, с которыми может столкнуться
бухгалтер бюджетного учреждения при КНП.
Законодательные нормы КНП
К
сожалению, ст.88 НК
РФ, регулирующая порядок проведения КНП, не содержит
конкретного определения камеральной проверки, а приводит лишь
отличительные признаки КНП:
—
КНП проводится в здании (то есть по месту нахождения) налогового
органа на основании отчетности, представленной
налогоплательщиком;
—
камеральная проверка проводится уполномоченными
должностными лицами налогового органа в соответствии с их
служебными обязанностями без какого-либо специального
решения руководителя налогового органа в течение трех
месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой
декларации и документов, служащих основанием для исчисления и
уплаты налога (абз. 2 ст.88 НК
РФ).
Сложившаяся арбитражная
практика также подтверждает данный факт. Примером может служить
Постановление ФАС ВСО от 27.09.05 N
А33-5200/05-Ф02-4213/05-С1. В кассационной жалобе
налогоплательщик указал на нарушение налоговиками ст.
100,
101 НК
РФ: так как решение о проведении КНП не принималось
руководителем инспекции, акт проверки не составлялся,
следовательно, налогоплательщик был лишен права внести свои
возражения в акт проверки и принять участие в рассмотрении
материалов проверки.
Данный довод судом был признан
несостоятельным, и налогоплательщику было отказано в признании
недействительным решения налогового органа в части дополнительного
начисления НДС, поскольку КНП проводится уполномоченными
должностными лицами налогового органа в соответствии с их
служебными обязанностями без какого-либо специального решения
руководителя налогового органа.
Основная
цель КНП — это осуществление контроля за соблюдением
налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление
и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц
к налоговой и административной ответственности, а также подготовка
необходимой информации для обеспечения рационального отбора
налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Обратите внимание:
в поле зрения налоговиков в целях проведения КНП попадают все
налогоплательщики независимо от того, насколько «добросовестно» они
ведут бухгалтерский и налоговый учет. Это объясняется тем, что в
соответствии со ст.88 НК
РФ проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком
налоговые декларации и документы, служащие основанием для
исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности
налогоплательщика, имеющиеся у налоговиков.
Период
и сроки проведения проверки
В
соответствии с абз. 1 ст.87 НК
РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только
три календарных года деятельности
налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента,
непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Вместе с тем ст.
87 НК
РФ не ограничивает право налоговых органов на проведение
указанных проверок за налоговые периоды текущего года (см. также
п.27
Постановления ВАС РФ N 5*). Следует отметить, что положения
указанной статьи распространяются в равной степени как на выездные,
так и на камеральные проверки.
Таким образом, в 2006 году КНП могут
быть подвергнуты периоды деятельности налогоплательщика 2003, 2004,
2005 и 2006 годов.
________________
*
Постановление ВАС РФ от 28.02.01 N 5
«О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса
Российской Федерации».
Источник: http://docs.cntd.ru/document/902086517
Порядок назначения и проведения камеральной налоговой проверки
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 10Следующая ⇒
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
НК РФ ограничивает проведение камеральной проверки трехмесячным сроком, продление которого не допускается. Исчисление срока начинается со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
- Камеральная проверка складывается, прежде всего, из анализа полноты и своевременности представления налоговой отчетности, контроля за правильностью исчисления того или иного налога, проверки обоснованности применения налоговых льгот.
- Большое значение имеют налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные налогоплательщиком за предыдущие налоговые периоды, а также информация, полученная от иных государственных органов.
- Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
- На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
НК РФ не устанавливает, каким документом должны оформляться результаты камеральной проверки – составление акта камеральной проверки законом не предусмотрено. В настоящее время результаты камеральных проверок оформляются докладными (служебными) записками, составленными налоговыми инспекторами, проводившими проверку, на имя руководителя налогового органа.
Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки. Предмет выездной проверки.
Выездные налоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля.
Основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения (Постановление КС РФ от 16.07.2004 № 14-П).
- Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В решении указываются:
- – наименование налогового органа, номер решения и дата его вынесения;
- – наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;
- – период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка;
– вопросы проверки (виды налогов, по которым она проводится); Ф.И.О. и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы;
– подпись должностного лица, вынесшего решение с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
В качестве правовых гарантий для проверяемого лица установлены двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, трехлетний давностный срок для проверки коммерческой деятельности налогоплательщика, запрет на проведение повторных проверок, право на обжалование, обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну и возместить налогоплательщику ущерб, причиненный незаконными действиями.
При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала (представительства). Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства, независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
Несоблюдение требований налогового законодательства к порядку назначения и принятия решения о проведении выездной налоговой проверки, несоблюдение прав и законных интересов налогоплательщика при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки являются основанием для признания таких решений недействительными.
Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки. Продление срока проведения выездной налоговой проверки. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки. Повторная выездная налоговая проверка.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования дополнительных документов (информации) в соответствии с пунктом 1 ст. 93.1 НК РФ;
- 2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- 3) проведения экспертиз;
- 4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
- Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному выше, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
- Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.
В случае если проверка была приостановлена по основанию получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
37. Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки
Согласно статьям 100, 101 и 101.1 НК РФ, результаты выездной налоговой проверки оформляются актом, который выносится не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке.
- Акт выездной налоговой проверки должен содержать:
- а) систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых;
- б) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;
- в) ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт выездной налоговой проверки состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве.
Описательная часть содержит факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанные с этими фактами обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.
- Итоговая часть включает:
- а) сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и сборов, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;
- б) предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;
- в) выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений с обязательной ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
- Нарушение требований к содержанию акта налоговой проверки не влечет безусловного признания судом решения о привлечении к налоговой ответственности, принятого на основании такого акта, недействительным.
- Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом.
- Нарушение налоговым органом двухмесячного срока на составление акта проверки и 14-дневного срока на рассмотрение возражений налогоплательщика не влечет безусловного признания недействительным решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/4x1ffe.html
Камеральная налоговая проверка: понятие, порядок и сроки проведения. Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.
Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа или разрешения налогоплательщика.
- Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется.
- Камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления декларации в налоговый орган.
- Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, расхождения или несоответствие сведений, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в налоговую декларацию.
- Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений
- Внесение изменений в декларацию осуществляется путем подачи уточненной декларации.
- В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:
- • заявлена сумма НДС к возмещению;
- • заявлены льготы;
- • отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
- • декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного; товарищества.
- ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ:
- Истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, статья 93 НК РФ)
- Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ)
- Допрос свидетелей (статья 90 НК РФ)
- Проведение экспертизы (статья 95 НК РФ)
- Участие переводчика, эксперта (статья 95, 97 НК РФ)
- Осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика) (статьи 91, 92 НК РФ)
- ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ
- Нарушения не выявлены:
• камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.
- Выявлены нарушения:
- • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
- • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
- • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
- • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
34. Выездная налоговая проверка. Понятие, ограничения, порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки. Оформление проведения и результатов выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.
- В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
- Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
- Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
- Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:
- 1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
- 2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
- 3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.
- В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в настоящем подпункте, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением;
- 4) представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
- Выездная налоговая проверка физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, имеет свои особенности.
Представители налоговых органов не могут находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, будет проводиться по месту нахождения налогового органа.
В случае, если налогоплательщик — физическое лицо препятствует проведению проверки, пп. 7 п. 1 ст.
31 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
- Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев
- Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:
- • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
- • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
- • вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
- • имеются иные обстоятельства.
- Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций.
- Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев (в том числе организации с обособленными подразделениями).
- Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства — в течение 1 месяца.
- Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:
- • если вы имеете статус крупнейшего налогоплательщика;
- • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
- • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
- • у вас несколько обособленных подразделений;
- • вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
- • имеются иные обстоятельства.
- Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
- В некоторых случаях срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев), при этом перечень таких случаев строго определен:
- • в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;
- • в связи с необходимостью проведения экспертизы;
- • перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке и истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.
- Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки (с необходимыми приложениями) направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица и датой вручения этого акта в этом случае будет шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/12052.html
Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка
См. также Информацию ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»
Налоговая проверка как основной метод налогового контроля
Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.
Осуществление проверок финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г.
N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами предоставленных контрольных полномочий возможна только в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.
Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.
Виды налоговых проверок:
Основная цель налоговых проверок:
- контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.
Субъекты, уполномоченные проводить налоговые проверки:
-
- налоговые органы (обладают всеми правами на проведение налоговых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
- таможенные органы (только в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).
Общие правила проведения налоговых проверок:
-
- Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, который также равен трем годам.
- Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налоговой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выездной налоговой проверки.
- Запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — налогу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период. Исключение из этого правила составляют два случая:
- проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
- проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первичную проверку.
Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при проведении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда.
Названный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников налоговых органов, осуществляющих контрольные мероприятия. При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику или их представителям, а также имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реализация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причиненных такими действиями. Неправомерными действиями сотрудников налоговых органов следует считать поступки, совершенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.
Причиненные неправомерными действиями убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма вины, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вреда производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
- Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
- Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
- Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.
- При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, а также документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
- При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
- При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.
- При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.
- При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).
При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
- Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.
- При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.
- Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nalogovaya-proverka-kak-osnovnoy-metod-nalogovogo-kontrolya-kameralnaya-nalogovaya-proverka