Часто возникают ситуации, когда бухгалтер меняет свое место работы и переходит из коммерческой организации в одно из бюджетных учреждений. При возникновении такой ситуации необходимо всегда помнить о том, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и работает на общих принципах, но все-таки обладает отличительной особенностью.
Практически все нововведения, которые затронули бухучет в государственных учреждениях, непосредственно единого плана счетов, утверждены Приказом Министерства финансов РФ №16н.
В частности речь идет о таких нововведениях, как:
новый сформированный аналитический счет учета 20611 «Осуществление расчетов по заработной плате»;
- обновленный забалансовый счет 40 «Активы управляющей компании»;
- были добавлены разъяснения относительно структуры счета не только для АУ, но и БУ;
- существенно расширен список оснований, согласно которым допускается возможность списание непогашенной дебиторки с забалансового счета;
- были добавлены разновидности поступлений, которые отображаются на забалансовом счете 17: касательно возврата дебиторки по финансовым потерям прошлых отчетных периодов.
Помимо этого, в персональные планы счетов были внесены коррективы, ознакомиться с которыми можно в Приказах Минфина №184н, 227н, 228н для АУ.
Объекты
Изначально необходимо помнить, что бюджетом бухучета по праву считаются поступления и применения денежных средств из бюджета.
Под объектом бюджетного бухучета понимается имущество (хозяйственные средства) и каналы его создания в стоимостном выражении, включая их факт наличия и движения, объясняемые различными хозяйственными процессами.
Типы учреждений, сходства и различия
Для возможности разобраться с определениями, которые способны обозначить различные компании, финансирование которых осуществляется из бюджета, достаточно обратиться к ФЗ «О некоммерческих компаниях».
Согласно этому закону, государственные учреждения классифицируются как:
- автономные;
- бюджетные;
- либо казенные.
Отличия между этими учреждениями представлены в таблице:
Чем регулируется | Федеральный закон №174 | БК (Бюджетный Кодекс) РФ | Федеральный закон №7 |
Сфера трудовой деятельности | Наука, образование, здравоохранение, социальная сфера защиты населения | Предоставление различных государственных услуг населению | Наука, образование, здравоохранение, социальная сфера защиты населения |
Применение денежных средств, полученных в результате трудовой деятельности | На свое усмотрение | Деньги подлежат перечислению в региональный и федеральный бюджет | На свое усмотрение |
Каков порядок распоряжения имущественными объектами | Обязательно необходимо изначально получит согласие фактического владельца | ||
Уровень ответственности | Ответственность лежит по активам | Ответственность ложится по бюджетным денежным средствам | Ответственность лежит по активам |
Кем финансируется | Субсидия | Разработанная бюджетная смета | Субсидия |
Основные требования и ведение
Ключевые требования к ведению бухучета в бюджетных организациях заключаются в следующем:
Читайте так же: Особенности ведения бухгалтерского учета в строительстве
- учет в обязательном порядке ведется исключительно в отечественной валюте;
- учет обязательно осуществляется на регулярной основе с периода регистрации организации;
- учет осуществляется методом двойной записи на бухгалтерских счетах, содержащих в себе действующие трудовые планы.
- все сведения относительно аналитического отчета обязательно должны отвечать оборотам и остаткам в пределах синтетического учета;
- любая операция вне зависимости от того, хозяйственного либо инвентаризационного характера, обязательно подлежит регистрации без пропусков в оговоренные периоды;
- все без исключения объекты учета на бюджетных компаниях в каждом определенном случае исчисляются на основании способа учета.
Разработанная единая инструкция регулирует исключительно общий подход к учету не только в государственных, но и муниципальных учреждениях, финансирование которых осуществляется за счет федеральных средств. Все операции обязательно сопровождаются первичной документацией.
- Отчеты формируются и предоставляются законными представителями уполномоченных органов в соответствии с фиксированными перечнями и расписанием.
- Балансы коммерческих и бюджетных компаний обладают отличием, которое заключается в самой структуре активов и обязательствах.
- Бюджетные учреждения не наделены полномочиями для трудовой коммерческой деятельности, однако весь доход подлежит зачислению в бюджет самого учреждения на регулярной основе.
- Основная суть учета заключается исключительно в предоставлении достоверной информации о финансовом положении учреждения компаниям, которые напрямую заинтересованы в получении этих сведений.
Счета
Изначально необходимо помнить о том, что каждый план счет включает в себя 26 знаков. Причем аналитические коды в номере сета трудового плана отображаются в специально разработанном порядке, а именно:
- с 1 по 17 – отображается код относительно классификационному признаку финансовых зачислений и затрат;
- 18 – разновидность кода, который отображает финансовую деятельность;
- с 19 по 23 – синтетические коды относительно Единого плана счетов;
- 24-26 – разновидности финансовых зачислений относительно выбытий объектов учета (непосредственно коды КОСГУ).
Разновидность финансовой деятельности в кодовом обозначении по 18 разряду аналитического счета может принимать цифровое обозначение от 1 до 9.
Муниципальные учреждения, включая финансовые ведомства определенных бюджетов и органы, которые производят их кассовое обслуживание, могут применять такие обозначения:
- 1 – работа осуществляется за счет финансового капитала бюджетной системы (подразумевается исключительно бюджетной сферы деятельности);
- 2 – персональная прибыль учреждения;
- 3 – капитал находится в краткосрочном распоряжении;
- 4 – предоставлена субсидия для выполнения определенного рода задач;
- 5 – предоставлена субсидия на иные нужды;
- 6 – бюджетный вариант инвестиции;
- 7 – денежные средства по медицинской страховке.
В свою очередь финансовые ведомства отображают операции, которые были произведены в пределах кассового обслуживания бюджетных и автономных организаций, не являющимися прямыми участниками бюджетного процесса.
Классификация доходов, расходов и источников финансирования
Бюджетная классификация содержит в себе не только организующее, но и правовое значение. Первое заключается в том, что она в полной мере позволяет:
- обеспечить единообразный учет прибыли и финансовых потерь бюджета;
- формировать необходимые отчеты о применении бюджета;
- контролировать и производить анализ по каждой разновидности прибыли и финансовым затратам;
- осуществлять кодировку показателей бюджета и отчетов автоматизированным вариантом.
В свою очередь бюджетная классификация содержит:
- прибыль бюджета РФ;
- функциональную разновидность классификации финансовых потерь бюджета РФ;
- экономическую разновидность классификации затрат бюджета РФ;
- классификацию относительно каналов внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ;
- классификатор разновидностей внутренней задолженности РФ и иных субъектов;
- классификатор разновидностей внутренней задолженности РФ, включая внешние активы;
- ведомственный классификатор финансовых потерь федерального бюджета.
Прибыль бюджета РФ формируется за счет:
Читайте так же: Ведение бухгалтерского учета в розничной торговле
- налоговых сборов с юридических и физических лиц;
- всевозможные платежи за право пользования недрами и иными полезными ископаемыми;
- оплаты госпошлин;
- сборов за лицензионную деятельность по реализации алкогольной продукции;
- денежных средств из иных бюджетных учреждений и так далее.
Финансовые потери бюджета – капитал, который направлен исключительно на финансовое обеспечение выполнения различного рода задач и функций не только государства, но и местных органов самоуправления (согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ).
Кроме того, финансовые потери бюджетных учреждений структурируются по нескольким группам, а именно:
- функционал;
- ведомство;
- экономика.
Относительно функциональной группы, то она формируется в полном соответствии с ключевыми государственными функциями, которые отображаются в виде потерь, разделенных на подкатегории. Из этих подкатегорий выделяют пункты, которые напрямую связаны со сферой культурного развития, здравоохранения, образовательного процесса, социальной политики.
Иными словами, данный классификатор потерь бюджета способен детализировать направление финансовых затрат непосредственно по целевым статьям.
Говоря о ведомственной группе, то она отображает финансовые затраты на адресные направления капитала, включая отображение непосредственно самого распределения по определенным распорядителям:
- федеральным;
- министерским;
- иных ведомств, которые способны реализовать функциональные разделы.
- Иными словами, ведомственная группа включает в себя федеральные министерства и органы.
- Последняя группа – экономическая — включает в себя финансовые потери бюджета по экономическому смыслу, в котором все затраты сводятся в единый экономический раздел, способный отображать разделение денежных средств, направляемых на капитальные либо же текущие расходы.
- Благодаря этому бухучет в бюджетных учреждениях можно осуществлять безошибочно.
- Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях — в данном видео.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://ZnayBiz.ru/buh/raznoe/buhuchet/v-byudzhetnyh-organizaciyah.html
Федеральное казначейство
Об основных этапах перехода к централизованному бухучету государственных ведомств, важности цифровизации процессов управления, а также о применении новых инструментов управления ликвидностью рассказал руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин в интервью ТАСС в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи.
— Роман Евгеньевич, первый вопрос у нас про повестку форума. С чем вы приехали на Российский инвестиционный форум в Сочи?
— Российский инвестиционный форум — это уникальная площадка, на которой в самом начале года можно обсудить все вопросы с нашими основными контрагентами — федеральной и исполнительной властью. Кроме того, в этом году на площадке мы подписали ряд соглашений. Первое соглашение было подписано с Росимуществом.
Росимущество — это государственный орган, который имеет в своем активе имущество стоимостью около 12 трлн рублей. Соответственно, работа с такими объемами имеет ряд рисков в сфере бухгалтерского учета, о которых упоминала и Счетная палата Российской Федерации.
Этому вопросу и было посвящено наше соглашение. Казначейство с 1 января приступило к ведению бухгалтерского учета Росимущества и ряда государственных органов.
Первой задачей в работе с Росимуществом является обеспечение адекватности данных реестрового учета объектов имущества с данными бухгалтерского учета.
Эту задачу мы должны будем решать в течение этого года.
— Фактически Казначейство будет полностью переводить Росимущество на свой бухгалтерский учет?
— Да, с 1 января Федеральное казначейство приступило к централизованному бухгалтерскому учету. Мы давно об этом говорили, и такую задачу ставил перед нами Антон Германович (Силуанов, первый вице-премьер, министр финансов РФ — прим. ТАСС).
Сейчас мы осуществляем централизованный бюджетный учет 14 государственных органов, включая само Казначейство. Первым проектом стала работа с Росаккредитацией.
Мы очень благодарны коллегам, потому что это был первый пилотный проект, который мы вместе реализовывали с 1 января 2018 года.
На федеральном уровне это первый пример за всю историю бюджетного процесса, когда проводилась централизация бухгалтерского учета.
Сейчас важным для нас этапом будет внешний аудит со стороны Счетной палаты — проверка подготовленной нами бюджетной отчетности по Росаккредитации. Это своего рода момент истины, потому что это будет внешняя оценка нашей работы. Итоговая проверка должна завершиться до 1 апреля.
Также в прошлом году мы приступили к бухучету по двум новым министерствам — Министерству просвещения и Министерству высшего образования и науки. Таким образом, в 2018 году мы перевели на свой бухучет три ведомства.
В 2019 году запускается работа по еще десяти министерствам — Министерство промышленности и торговли, Росстандарт, Министерство труда, Министерство экономического развития, Ростуризм, Министерство по развитию Дальнего Востока и ряд других федеральных органов.
— Ведется ли работа по бухгалтерскому учету для Минфина России?
— Минфин России — это отдельный и очень сложный вопрос, потому что на балансе ведомства находятся специфические финансовые активы. Это достаточно сложная система бухгалтерского учета.
— Какие основные цели преследовались при переводе ведомств на централизованный бухучет?
— Основной задачей было обеспечить полноценное бухгалтерское обслуживание для того, чтобы в системе государственного управления сократились расходы на ведение бухучета.
Перевод на централизованный бухучет освободил для государственных органов время и ресурсы для решения собственных функциональных задач.
Бухгалтерский учет требует от исполнителя высокого уровня компетенций — от труда каждого бухгалтера зависит достоверность в целом отчетности всей Российской Федерации.
К сожалению, из года в год Счетная палата фиксирует, что до половины нарушений в бюджетном процессе — это данные бухгалтерского учета. И мы сами, как органы контроля, подтверждаем эти пропорции. Бухучет — это часть управленческих процессов, и если в учете есть недостатки, то это не позволяет говорить в целом о высоком качестве госуправления, которого мы должны достигать.
— Роман Евгеньевич, а есть ли данные о применении платформы, которая разработана на базе 1С и «Парус»?
— Да, сейчас централизованный бухучет ведется на этих платформах. 1С и «Парус» — это наши лидеры рынка. Они хорошо понимают и знают особенности учета.
Сейчас решается новая задача по бесшовной интеграции нашей платежной системы — автоматизированной системы Федерального казначейства — в разные информационные системы.
Например, с системой госзакупок, где формируются все бюджетные и денежные обязательства, из которых вытекает дебиторская и кредиторская задолженность.
Недавно еще стартовал проект под названием «Единая система управления кадровым составом», так называемая ЕСУКС. Это первичная система, в которой формируются все обязательства по законодательству государственных финансовых служб.
Естественно, мы должны интегрироваться с этой системой. Она отражает цифровой профиль государственной службы.
Для нас там важно то, что в системе собраны все приказы, касающиеся назначения, премирования и отпусков, посещаемость, табель учета рабочего времени — это является основой для начисления зарплат.
Сейчас у нас много разных систем — госзакупки, информационная система Казначейства, электронный бюджет со множеством подсистем. Теперь важно провести бесшовную интеграцию этих систем, чтобы при появлении однажды информации или документа они сразу же становились доступны всем системам.
Нам необходимо ускорять управленческие процессы. Например, сейчас даже если госзакупка по всем пунктам идеальная, то на все процедуры уходит два — два с половиной месяца. Надо думать, как сократить этот срок до месяца, а может быть, и до недели. Готовность рынка высокая, и все заинтересованы в ускорении процессов.
Возвращаясь к теме бухучета, мы видим большой запрос на скорейшую автоматизацию. Большинство процессов по-прежнему осуществляется в бумажном виде.
Когда они будут переведены полностью в электронную форму по взаимодействию с госзаказчиком — это будет новая реальность. Подрядчик всегда будет видеть, где его акт, подписан он или нет, почему не подписан.
Это откроет для всех возможность четкого исполнения своих обязательств и минимизирует манипулирование, теневые зоны.
— Говоря об оптимизации и эффективности, какие сегодня используются инструменты для управления ликвидностью, временно свободными средствами на едином счете Казначейства?
— У нас много интересных проектов есть в этой области. В прошлом году мы запустили новый инструмент — своп. Мы провели несколько сделок, как и обещали, отработали механизм взаимодействия со всеми остальными участниками рынка.
В прошлом году мы также выиграли конкурс по размещению средств федерального бюджета на банковские депозиты до востребования. Это тоже интересный инструмент, который дает неснижаемое минимальное соотношение, сверх которого можно по процентной ставке уже размещать до 150 млрд рублей. Своеобразная автоподписка на депозиты.
На рассмотрении у нас находится такой инструмент, как депозиты с центральным контрагентом. Мы сейчас находимся в стадии проработки этого вопроса с Минфином России и Центральным банком. Центральный контрагент — это организация, которая обеспечивает сохранность денег своими активами.
Есть в нашей линейке хорошие точечные инструменты — банковские депозиты, сделки РЕПО. Наша задача сейчас — стремиться к тому, чтобы размещался как можно больший объем ликвидности. У нас есть внутренние параметры остатков на Едином казначейском счете.
Денег на счете должно быть ровно столько, сколько необходимо для безусловного исполнения всех бюджетных платежей.
Излишние деньги не должны просто так лежать — каждая копейка государственных средств должна работать, приносить доходы в федеральный бюджет через эти прозрачные и понятные механизмы.
Что это дает? Представьте себе, сейчас небольшое количество субъектов РФ размещает свои средства на банковские депозиты, но у остальных тоже есть остатки на счетах — примерно 350 млрд рублей на счетах бюджетов субъектов РФ и 200–250 млрд рублей на счетах местных бюджетов.
Когда откроется единый банковский счет Казначейства России, все остальные счета Казначейства России в банке будут закрыты (около 50 тыс. счетов только в Центральном банке) и перейдут на баланс Казначейства России. Для наших клиентов ничего не изменится, так как для них Казначейство России остается транзакционной системой.
Но ликвидность становится единой. Сейчас есть отдельный счет федерального бюджета и отдельные счета каждого публично-правового образования. Естественно, Российская Федерация управляет средствами федерального бюджета. А когда будет Единый казначейский счет, то управление уже будет вестись всей ликвидностью.
И тогда все инструменты, которые мы так скрупулезно сейчас создаем, станут доступны для всех.
— Когда это произойдет?
— После принятия поправок в Бюджетный кодекс. По планам Минфина России, внесение в правительство РФ, а затем в Государственную думу должно состояться в эту весеннюю сессию. Не менее года потребуется на разработку необходимых нормативно-правовых актов, их согласование, описание процедур. А затем мы приступим к проектированию системы.
Получается, что в этом году — принятие закона, 2020 год — отработка нормативной базы, 2021 год — пилотирование и 2022 год — мы перерезаем с вами ленточку на Сочинском форуме, а я вам отчитываюсь в феврале месяце о том, что проект у нас взлетел.
Источник: https://roskazna.ru/novosti-i-soobshheniya/novosti/1364214/
Централизация бухгалтерского учета: единая учетная политика
Одним из направлений реформы государственного управления является централизация бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы. Необходимость построения централизованной системы учета обусловлена рядом факторов.
Прежде всего, это унификация процессов ведения бюджетного и бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в учреждениях, повышение оперативности и достоверности учета и отчетности. Немаловажным фактором является и проблема отсутствия квалифицированных кадров на местах.
Передача функций по ведению бухгалтерского учета в централизованные бухгалтерии позволяет оптимизировать расходы на содержание учреждений, повышать эффективность использования бюджетных средств, решать кадровый вопрос.
Централизация бухгалтерского учета проводилась и ранее. В 1964 году вышло Постановление Совета министров СССР № 923 «О мерах по устранению серьезных недостатков в организации бухгалтерского учета и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве». Примечательно, что необходимость проведения централизации в 1964 году вызвана теми же факторами, что и сегодня.
|
При передаче функций по ведению бухгалтерского учета в централизованные бухгалтерии у финансовых органов и учреждений возникают вопросы, которые не всегда однозначно урегулированы законодательно.
Министерство Финансов Российской Федерации оперативно разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, регулирующие порядок передачи ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в центры учета.
Одним из таких нормативных актов является размещенный 8 июля 2019 года на сайте Минфина России приказ от 10.06.
2019 года № 94н «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н» (далее – СГС «Концептуальные основы»).
Приказом № 94н вносятся изменения в пункты 13 и 14 СГС «Концептуальные основы».
В пункт 13 вносятся положения о формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. Вносимые правки повторяют изменения в порядках формирования и представления бюджетной и бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы, о которых мы писали ранее.
В пункт 14 СГС «Концептуальные основы» вводится положение о необходимости при передаче ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации другому учреждению (централизованной бухгалтерии) формировать единую учетную политику при централизации учета. Единая учетная политика формируется централизованной бухгалтерией и является совокупностью способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета учреждений, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение учета и формирование отчетности. Состав единой учетной политики, утвержденный приказом № 94н, в основном дублирует положения пункта 9 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – СГС «Учетная политика»). В целях организации и ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией документами единой учетной политики определяются:
Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок постановки на учет и выбытия из учета объектов бухгалтерского учета, раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые для ведения бухгалтерского учета субъектов централизованного учета синтетические и аналитические коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета, а также порядок внесения централизованной бухгалтерией в рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета изменений в случае изменений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности либо поступления предложений субъектов централизованного учета по формированию аналитической информации по данным бухгалтерского учета |
Порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета |
Формы первичных (сводных) учетных документов применяемых субъектами централизованного учета для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при формировании таких первичных (сводных) учетных документов |
Формы регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых централизованной бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при предоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета |
Правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденными графиком документооборота, порядками взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета |
Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельная дата представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете, в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов централизованного учета |
Следует отметить, что рабочий план счетов должен содержать коды счетов бухгалтерского учета всех учреждений, бухгалтерский учет которых будет вести централизованная бухгалтерия. Новшеством является положение о необходимости в единой учетной политике порядка изменения рабочего плана счетов централизованной бухгалтерией.
Рабочий план счетов изменяется централизованной бухгалтерией в случаях:
|
Так же следует обратить внимание на необходимость определения предельной даты представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете или годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основные положения единой учетной политики должны быть опубликованы на официальном сайте централизованной бухгалтерии.
Напомним, что до внесения изменений в п.14 СГС «Концептуальные основы» особенности организации ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливались соглашением или договором, на основании которого передавалось ведение учета и формирование отчетности.
Эта норма осталась неизменной в пункте 8 СГС «Учетная политика».
Поскольку положения СГС «Учетная политика» применяются, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (пункт 4 СГС «Учетная политика»), при разработке учетной политики для централизованных бухгалтерий следует руководствоваться СГС «Концептуальные основы».
Несмотря на то, что единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией и определяет совокупность способов ведения учета учреждений, в отношении которых централизованная бухгалтерия выполняет ведение бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством России она является обязательным документом субъекта учета и утверждается его руководителем. Об этом говорится в статье 8 Федерального Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в пунктах 7 и 8 СГС «Учетная политика». Надеемся, что Минфин России разъяснит порядок утверждения единой учетной политики.
Для применения новых положений пункта 14 СГС «Концептуальные основы» централизованным бухгалтериям и учреждениям необходимо выполнить следующие действия:
- внести изменения в существующие или разработать новые соглашения о передаче ведения бухгалтерского учета и формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сформировать и утвердить единую учетную политику при централизации учета;
- опубликовать основные положения единой учетной политики при централизации учета на сайте централизованной бухгалтерии.
Внесенные в федеральный стандарт изменения упрощают передачу ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в централизованные бухгалтерии. Единая учетная политика при централизации уменьшит количество документов и позволит централизованным бухгалтериям сократить время на формирование и актуализацию учетной политики для каждого учреждения отдельно.
С детальной информацией об особенностях консультационного сопровождения процессов централизации бюджетного (бухгалтерского) учета, Вы можете ознакомиться в разделе сайта «Каталог услуг» — «Бюджетный учет»
Источник: https://bftcom.com/expert-bft/10081/
Учредитель и учетная политика: о чем помнить бухгалтерам учреждений
В государственном секторе экономики движение: укрупнение, централизация, оптимизация и тому подобное, чему пока конца и края не видно.
До последнего времени эти процессы были «техническими» — то есть принципиально госсектор оставался прежним, но внешне выглядел несколько иначе.
Но подошло время и для решения «политических» вопросов, которые могут перекроить госсектор до неузнаваемости.
Движение к центру
Минфин уверенно продвигается к заветной цели по централизации управленческих полномочий.
Еще в 2009 году на семинаре-совещании руководителей финансовых органов субъектов РФ «Задачи финансовых органов субъектов РФ по обеспечению исполнения бюджета в условиях кризиса», который проходил 18-19 марта 2009 года в городе Туле, было объявлено о необходимости новых подходов к централизации бухгалтерского учета. На этом мероприятии руководитель Федерального казначейства Артюхина Р.Е. сказал: «Бюджетный учет, как и вообще учет для каждого юридического лица, — это дорогое удовольствие. Требуются профессионалы. Поэтому только через централизацию учета, через программное обеспечение, централизующее этот учет на уровне муниципальных районов, можно решать вопросы по качественному составлению отчетности». Потом эта мысль не раз проходила красной нитью во многих других его выступлениях.
По мере накопления органами власти соответствующего опыта возникла необходимость создания нормативной основы для реализации ими соответствующих функций.
Так на федеральном уровне «первой ласточкой» стало внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ об установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году согласно Федеральному закону от 14.11.2017 № 315-ФЗ.
Теперь в БК РФ предусмотрена законодательная норма о централизованном ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности Федеральным казначейством.
И в прошлом 2017 году был проведен ряд совместных организационных, методических и технологических мероприятий как на уровне центральных аппаратов ведомств, так и их территориальных органов с целью передачи с 1 января 2018 года Федеральному казначейству указанных полномочий в полном объеме.
А в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2017 № 1705 Федеральное казначейство уже в этом году осуществляет полномочия Федеральной службы по аккредитации по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, а также по начислению и оплате труда, иных выплат и связанных с ними обязательных платежей.
Вот и в разделе «Цель III» Публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год было указано, что в текущем году финансовое ведомство нацелено, в частности, на:
- создание в Федеральном казначействе единого центра компетенций по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной и иной отчетности;
- выработка предложений по систематизации функций (полномочий) ФОИВ и подведомственных им учреждений, оптимизации их состава, численности и расходов на содержание.
О продвижении к заветной цели 6 сентября текущего года рассказывал заместитель руководителя Федерального казначейства Дубовик А. В. на Московском финансовом форуме. С его презентацией по теме «Централизация бухгалтерского учета в секторе государственного управления» можно ознакомиться на сайте Федерального казначейства в разделе «Документы» от 3 октября.
Этапы пути
Вероятно, опыт передачи полномочий по ведению бюджетного учета и отчетности от Федеральной службы по аккредитации был удачным, поэтому в этом году продолжился переход федеральных органов власти на обслуживание в Федеральное казначейство.
На сайте Федерального казначейства в разделе «Документы» за 7 сентября опубликованы соответствующие планы мероприятий Росимущества, Минвостокразвития, Роструда, Минстроя, Росалкогольрегулирования, Минфина, Минпросвещения, Минобра.
Согласно этим мероприятиям федеральные министерства и агентства, а также их территориальные органы, до конца года проводят с Казначейством различные совместные мероприятия, инвентаризацию, а с начала следующего года полномочия по ведению бюджетного учета и отчетности этих органов полностью или частично будет осуществлять уже Федеральное казначейство.
Обратите внимание! Одним из пунктов этих мероприятий является разработка и согласование учетной политики указанных федеральных органов с Федеральным казначейством.
Вероятно, в случае успеха указанных мероприятий Федеральное казначейство в ближайшие год-два «примет в свои объятия» и другие федеральные органы исполнительной власти. А затем опыт федералов по централизации полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности будет реализовываться и на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ.
Политика учета
Совместная разработка федеральных агентств и министерств с Федеральным казначейством своей учетной политики соответствует положениям Федерального стандарта учета «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, далее — СГС УП), который вступит в силу с 1 января 2019 года.
Согласно пункту 8 СГС УП в случае передачи учреждением ведения бухгалтерского учета и составления отчетности централизованной бухгалтерии, то особенности организации ведения бухучета и составления отчетности регулируются не только соответствующим договором, но и различными нормативными документами, включая и стандарт «Учетная политика».
При этом СГС УП предусмотрено, что учетная политика утверждается руководителем субъекта учета.
И в то же время в соответствии с пунктом 9 СГС УП основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
То есть, получается, что руководитель учреждения подписывает и несет ответственность за учетную политику, а вот вся «политическая» информация о данном учреждении раскрывается уже на сайте централизованной бухгалтерии.
Хотя, вероятно, ее можно выложить и на официальном сайте самого учреждения, но руководитель, в виду отсутствия в штате главного бухгалтера, не сможет правильно воспользоваться этой информацией. В том же пункте 8 СГС УП сказано, что бухгалтерская отчетность централизованной бухгалтерией составляется от имени учреждения, а подписывается его руководителем и представителем централизованной бухгалтерии.
Ничего принципиального нового в этом нет, так было и в прежние года. Существенным является только масштаб централизации и применение информационных технологий. Сможет ли Федеральное казначейство успешно реализовать взятые на себя полномочия, покажет время.
Но тут возникает один непростой вопрос. Дело в том, что бухгалтерские службы министерств и агентств занимались не только ведением учета и составлением отчетности, они оказывали серьезную методологическую помощь бухгалтерам подведомственных учреждений.
Не всегда квалификация министерских специалистов была достаточной, чтобы дать ответы на все вопросы «подведов», но в любом случае вопрошающие могли узнать позицию вышестоящей по той или иной ситуации.
В условиях централизации учета федеральных органов в руках Федерального казначейства неясно, кто будет нести нелегкое бремя оказаний «неотложной» методологической помощи низовым учреждениям.
Напомним, что согласно пункту 7 СГС УП субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций, руководствуясь …
нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя.
Кроме того в соответствии с пунктом 13 СГС УП учреждение в ряде случаев должно согласовывать свои действия с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования при необходимости изменения учетной политики в течение отчетного года.
Аналогичные разъяснения содержатся и в пунктах 4 и 6 Методических указаний по применению СГС УП, доведенного письмом Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические указания).
Обратите внимание! Все «телодвижения» вокруг учетной политики учреждения должно совершать с одобрения учредителя, а не централизованной бухгалтерии, куда он передал свои полномочия по ведению учета.
Другими словами, если положения СГС УП и Методических указаний понимать буквально, то в штате органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя, должно быть создано подразделение, которое и будет взаимодействовать с учреждениями по вопросам формирования и изменения учетной политики. Но при этом ведение учета и формирование отчетности самого учредителя, будет заниматься централизованная бухгалтерия.
Благие намерения
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 05.12.2011 № 402-ФЗ о бухгалтерском учете экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами.
Аналогичное утверждение содержится и в пункте 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н.
При этом в пункте 8 СГС УП указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Другими словами, бухгалтерский учет и учетная политика — это две стороны одной медали, единое целое и дело рук главного бухгалтера или иного лица, который выполняет его функции. В том случае, когда учредитель самостоятельно осуществляет ведение бухгалтерского учета и формирования отчетности, то проблем никаких не возникает — все в одних руках.
Но со следующего года в соответствии с требованиями СГС УП из единого и целого предполагается выделить часть — возложить на учредителя полномочия по формированию учетной политики для всех подведомственных ему учреждений.
И если полномочия по ведению учета и формированию отчетности учредитель может передать в централизованную бухгалтерию, то полномочия по согласованию своей учетной политики с подведомственными учреждениями остаются на нем. Полномочия по согласованию учетной политики с «подведами», по внесению в их политику изменений и т.п.
остаются на учредителе даже тогда, когда его полномочия по ведению учета и формированию отчетности централизованы. Пока такой вывод следует из норм действующего законодательства, нормативных актов и разъяснений Минфина.
Можно предположить, что со временем все противоречия будут устранены, а проводимые преобразования государственного сектора экономики, изменять его в самую приятную сторону.
Дело рук утопающих
Возникшая неразбериха в нормативной базе не должна расслабить главного бухгалтера государственного или муниципального учреждения. Не стоит ожидать того, когда учредитель у регулирует свои отношения с централизованной бухгалтерией в части формирования учетной политики и выстраивания отношений с подведомственной сетью.
Передал учредить свои полномочия по ведению бухучета и формированию отчетности «на сторону» или еще ожидает своей очереди, но учетная политика в учреждении должна быть сформирована.
Наличие своей учетной политики является поможет главному бухгалтеру при проведении проверок как со стороны различных контролирующих органов, так и налоговых инспекций. Кроме того, не стоит забывать, что внутреннюю «кухню» бухгалтерского учета за главного бухгалтера при любом развитии событий некто формировать не будет.
Даже сформированная учредителем учетная политика будет состоять из наиболее общих рекомендаций и установок по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности.
Поэтому с первых дней 2019 года у главного бухгалтера должна быть сформирована и утверждена учетная политика учреждения, состоящая как минимум из следующих элементов:
- порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета;
- Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
- порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты.
А вот методы оценки объектов бухгалтерского учета, а так же порядок раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а так же иные способы ведения бухгалтерского учета, и необходимые для формирования отчетности субъектом учета, могут быть согласованы с учредителем и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета дополнительно. И на это согласование бухгалтеру так же нужно предусмотреть время в первые месяцы нового отчетного года.
Сформировать свою учетную политику, не дожидаясь указаний от вышестоящих организаций крайне важно! Ведь в соответствии с пунктом 7 СГС УП в случае, когда в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, субъект учета должен будет определять учетную политику исходя из требований стандарта «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н). И в суматохе начала года как учредителю, так и финансовому органу осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, будет не сложно дать на это согласие, как того требует СГС УП. Только разгребать последствия этого согласия главному бухгалтеру все равно придется самостоятельно.
Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/479078/
План счетов бухгалтерского учета на 2019 — 2020 годы (скачать)
План счетов бухгалтерского учета — 2019-2020 российские фирмы, как и ранее, должны использовать в обязательном порядке. Рассмотрим, какие НПА регулируют план счетов бухгалтерского учета 2019-2020 годов и как корректно применять данный документ.
- Что такое план счетов бухучета
- Какими НПА утверждены планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
- Кто должен использовать план счетов БУ
- Кто может использовать упрощенный план счетов бухучета
- Таблица плана счетов бухгалтерского учета с субсчетами: соотнесение с бухгалтерским балансом
- Новый план счетов бухучета с 2019-2020 годов
- Где можно скачать план счетов бухгалтерского учета
- Итоги
Что такое план счетов бухучета
Планы счетов бухучета — это сводные документы, утверждаемые НПА федерального уровня. Существует несколько отраслевых разновидностей соответствующих документов.
Так, план счетов бухучета для коммерческой сферы утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Российские налогоплательщики должны использовать данный документ как основу для создания внутреннего рабочего плана бухучета (абз.4 Инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом № 94н).
План бухучета — ключевой источник для заполнения документов, составляющих бухгалтерский баланс организации. Чуть позже мы рассмотрим, как соотносятся их компоненты между собой.
В соответствии со счетами внутреннего рабочего плана фирмы, работающие в РФ, осуществляют стандартизированный бухгалтерский учет различных хозяйственных операций, связанных с управлением активами, выполнением обязательств, расходованием средств, извлечением доходов и т.д.
Основные элементы плана счетов, утвержденного Минфином для частных компаний, следующие:
- номера и наименования основных счетов;
- номера и наименования субсчетов.
Формируя собственный рабочий план, организация не вправе изменять первые 2 параметра, а вот параметры субсчетов может. При необходимости фирма также может утвердить дополнительные субсчета.
Как правило, для эффективного отражения хозяйственных операций предложенные Минфином счета требуют дальнейшей детализации. Фирма может осуществить таковую посредством введения собственных аналитических счетов, дополняющих зафиксированные в приказе № 94н.
Рассмотрим, какие еще бывают планы бухучета.
Какими НПА утверждены планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
Выше мы отметили, что коммерческие организации обязаны формировать рабочие планы бухучета на основе положений приказа № 94н.
Данный НПА могут дополнять источники права, адаптирующие бухгалтерское законодательство к деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В числе таких нормативных актов — приказ Минфина России от 21.12.
1998 № 64н, которым утверждены рекомендации по ведению бухучета для малых предприятий.
Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/plan_schetov_buhgalterskogo_ucheta_skachat/