Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования

Первоочередной задачей фискальной политики на 2019-2020 годы является контроль налоговых поступлений для роста ВВП и эффективное использование собранных налогов на нужды страны.

Цели и задачи налогообложения РФ на 2019-2020

Правительство РФ пытается обновить налоговую систему для повышения прибыли в бюджет и уменьшения налогов предприятиям.

Приоритетные цели налогообложения РФ 2019-2020:

  • Создание условий для удобной оплаты налогов с прибыли для всех категорий субъектов РФ;
  • Регулирование производств и применений налоговой базы в экономике РФ.

Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования, что означает

Цели базируются на единых принципах для всех категорий власти:

  • Одинаковые условия налогообложения для различных уровней власти;
  • Однократность налогообложения;
  • Стабильность и понятность налоговой системы;
  • Гибкость системы налогообложения для эффективности взаимодействия бизнеса и государства;
  • Простота;
  • Доступность.

Налоговая система России делится на три группы налогов, которые подлежат оплате согласно Налогового кодекса РФ:

  1. Налоги, сборы и пошлины федерального уровня. НДС, акцизы, таможенные пошлины, которые должны быть обязательно уплачены в РФ.
  2. Налоги и сборы регионального уровня. Налоги и сборы уплачиваются на территории определенных субъектов России.
  3. Местные налоги и сборы. Уплачиваются на территории определенных муниципальных организаций и регулируются органами местного самоуправления.

Направления налоговой политики на 2019-2020 год

Россия – огромное поле для предпринимательской деятельности, но из-за налоговой нагрузки, которая значительно выше по сравнению с другими странами российские предприниматели не создают конкуренции друг другу. Плановый период по регулированию налоговой системы в 2019-2020 годах пока не предусматривает сокращения налоговой нагрузки на предпринимателей.

Целевые направления и шаги к совершенствованию налогообложения:

  • Корректировка системы налогового федерализма;
  • Корректировка налоговой системы, как единый понятный и неизменный механизм для оплаты различных платежей в отчетный годовой период;
  • Консолидирование мелких налогов;
  • Внедрение новых налоговых ставок для российских предпринимателей;
  • Урезание некоторых льгот и послаблений из налоговой системы;
  • Повышение экологических штрафов и налогов.

Налоговая политика на ближайшие два года обосновывает решения инфляцией, санкциями, необходимостью вывода экономики из тени. Вопрос в верности принимаемых мер, не произойдет ли упадок среднего и малого бизнеса России, которая по предпринимательской деятельности и так находится только на 62 строчке в мире.

Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования, что означает

Проблемы налогообложения в РФ и методы регулирования

Одной из острых экономических проблем в России является обход уплаты налогов с получаемого дохода. Юридические и физические лица, сознательно обходя налоговые платежи, не участвуют в росте бюджета и ВВП страны.

Министерство финансов принимает меры для вывода экономики РФ из тени, применяя всевозможные методы вплоть до корректировки налогового законодательства.

Минфин упрощает сбор налогов, для этого введены:

  • Ревизия действующих сборов с целью выявления налоговых платежей, не учтенных в НК РФ для их внесения;
  • Процедура отмены контроля за стоимостью по договорам организаций, работающих в пределах одного региона России;
  • Льготная система налогообложения для организаций в некоторых субъектах России;
  • Совершенствование системы оплаты НДС; Повышение акцизов;
  • Налог на недвижимость физлиц при некорректно оформленном праве собственности;
  • План работы над налогом на добычу полезных ископаемых для аккумулирования налогов от деятельности в бюджет без повышения налогов;
  • Меры по перерасчет пеней для юридических лиц;
  • Разработка отмены существующих льгот.

Сокращение теневого сегмента. Новые налоги 2019-2020

Информацию о вводимых налогах Министерство Финансов публикует в открытом доступе на своем сайте.

Исходя из этого понятно, какие меры будут приняты для вывода бизнеса из тени и какая поддержка будет оказана бизнесу для развития.

Текущие планы Минфина не одобряются предпринимателями, которые ожидали послабления налогов, поэтому прогнозируемая эффективность мер может не совпасть с результатом.

Новые виды налогов:

Использование онлайн-касс для розницы, что позволит ФНС видеть все продажи;

  • Курортный сбор;
  • Экологические налоги;
  • Транспортный налог;
  • Налог на имущество;
  • Самозанятые граждане обязаны отчислять в определенные законом фонды сумму по фиксированной ставке от своего дохода
  • Изменение ставки НДФЛ.

Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования, что означает

Медведев и Путин об увеличении налоговых ставок

Дмитрий Медведев с экспертами при обсуждении вопроса об увеличении НДФЛ пришли к выводу, что нет необходимости принимать такие меры.

Согласно поручению президента РФ Владимира Путина, все изменения налогообложения должны быть проработаны экспертами и общество должно быть проинформировано о нововведениях.

В. Путин давал обещание не увеличивать налоги и говорил он о неиндексируемых федеральных налоговых ставках: НДФЛ, НДС, взносы, налог на прибыль. Но с 01.01.2019 истек срок обещания. Поэтому разработанные ранее изменения в налоговой политики снова рассматриваются экспертами:

  • Увеличение минимального размера оплаты труда;
  • Увеличение ставки по обязательным страховым взносам;
  • Изменение ставки НДФЛ с учетом разницы суммы годового дохода физлица. Разумный и оправданный в глазах бедного населения подход:
НДФЛ Годовой доход
5% менее 100 тыс.р.
13% 100 тыс. р. — 3 млн.р.
18% 3 — 10 млн.р.
25% свыше 10 млн.р.

Мнение экспертов об эффективности мер для выхода бизнеса из тени

В малом и среднем бизнесе наблюдается снижение деловой активности на ряду с оттоком капитала в предыдущем году почти в три раза. Предприниматели налоговые нововведения 2019-2020 воспринимают как угрозу бизнесу.

Решения для выхода бизнеса из тени нужно принимать в отношении бизнеса и очень аккуратно.

Э. Набиуллина порекомендовала депутатам понимать, что наполнение бюджета новыми налогами краткосрочно. Введение и увеличение налогов уменьшит доходы населения, что влечет за собой еще большую социальную напряженность. Уменьшится покупательский спрос, за ним и предложение товаров и услуг, что приведет к упадку производства, сокращению зарплат, штата и, в итоге, к спаду экономику.

Кудрин назвал ошибкой увеличение ставок

Имеет ли под собой повышение налогов статистические измерения в разрезе хотя бы пяти лет?

А. Кудрин – первый финансист РФ, считает повышение налогов бессмыслицей. Относительно цен на нефть в текущем и прогнозируемом 2020 году не было смысла поднимать налоги. Бюджет обеспечен и глобальных расходов не планируется.

Социальное обеспечение уже заложено в бюджет.

Алексей Кудрин считает неправильным шагом увеличение НДС и критикует уровень нищеты в России, которого, по его мнению, быть не должно при таком уровне и росте ВВП. Такой уровень бедности населения России, при нашем ВВП, позорен.

Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования, что означает

Итоговые изменения налогообложения 2019-2020. Последние новости

Какие налоги утверждены на 2019-2020 год. Список:

  • НДС увеличен с 18 до 20%;
  • Отмена подачи декларации о доходах при применении онлайн-касс;
  • Налог на движимое имущество ЮЛ отменяется;
  • При регистрации предприятия в электронном виде отменяется госпошлина;
  • Фиксированные страховые взносы и отмена налогов на компенсации проезда до пункта отпуска рабочим Крайнего Севера;
  • Расширение списка сферы деятельности для применения патента ИП;
  • Индексация акцизов на 2021 год по уровню инфляции;
  • Введение функции оплаты налогов в МФЦ.

Стратегия правительства РФ на 2019-2020 год – это разумный подход к налоговой системе для успешного внедрения цифровых технологий и ведения честного бизнеса. Разработкой направлений занимается Министерство финансов России, которое анализирует рациональную налоговую нагрузку, опираясь на мировую и внутреннюю экономику.

Источник: https://g2020.su/nalogovaya-politika-rossii-na-2019-2020-gody/

Налоговая политика России на 2019-2020 годы

Взвешенная и рациональная налоговая политика – это неизменная составляющая стратегии развития России на 2019-2020 годы. Под этим понимаются любые действия государства в сфере налогообложения, которые осуществляются в рамках ранее утвержденного плана.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, их разработкой занимается Минфин, который рассчитывает оптимальный уровень налоговой нагрузки и, исходя из внешних и внутренних экономических факторов, утверждает реализацию ряда мер на определенный период.

Налоговая политика на 2019- 2020 гг. — это публичная информация, которую Минфин размещает на своем сайте (как правило, это происходит до начала наступающего года).

Опираясь на эти сведения, можно понять, какие будут созданы фискальные условия для развития частного бизнеса, какой набор инструментов будет использоваться для сокращения теневого сегмента, удастся ли полностью сбалансировать бюджеты и какие законодательные нововведения будут приняты для решения таких задач.

Сокращение теневого сегмента

Получение прибыли вне налогообложения – это крайне актуальная проблема для экономики страны.

Предприятия и физлица, которые не платят фискальные платежи, не принимают непосредственного участия в формировании бюджета, вследствие чего наблюдается явный дефицит его доходной части.

Но Минфин намерен бороться с теневым сегментом, используя все доступные ему инструменты и методы, даже если для этого придется внести изменения в действующий закон. С этой целью в рамках реализации налоговой политики на 2019-2020 годы будут использованы такие меры:

  • переход на онлайн-кассы в розничной торговле, за счет чего продавцы лишатся возможности скрывать свои продажи. При использовании таких касс платежные данные мгновенно передаются в ФНС, которые фиксируют платежи;
  • ужесточение таможенного контроля, для чего будет создана единая система «прослеживания» продукции от момента поступления для оформления и до продажи конечному пользователю (планируется запуск пилотного проекта);
  • формирование нового госреестра актов гражданского состояния;
  • создание единого федерального регистра, в котором будут аккумулированы сведения о гражданах;
  • запуск автоматического обмена налоговыми данными, вследствие чего будет сложнее уклониться от уплаты обязательных сборов и платежей и т. д.

Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования, что означает

Изменения в налогообложении

Создавая благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, Минфин намерен полностью систематизировать процесс взимания фискальных сборов и упорядочить налогообложение. Для этого в ходе выполнения тезисов налоговой политика РФ на 2019-2020 годы планируется:

  • провести ревизию всех обязательных сборов и выявить неналоговые платежи, которые фактически имеют налоговую природу для последующего включения их в Кодекс;
  • усовершенствовать трансфертное ценообразование, чтобы отказаться от контроля за ценами по сделкам предприятий, которые осуществляют свою деятельность на территории одного региона страны;
  • предоставить льготы по оплате налога на прибыль налогоплательщикам определенных субъектов РФ, а также изменить порядок расчета таких платежей;
  • усовершенствовать методику взимания НДС;
  • повысить акцизы на табачную продукцию и вина, предварительно исключив вероятность манипулирования запасами уже готовой к продаже продукции (когда в ожидании изменения акцизов производители накапливают на складах запасы алкогольных (табачных) изделий);
  • ввести налог на недвижимое имущество, которое принадлежит физлицам, не оформившим должным образом право собственности;
  • провести работу над НДПИ, сформировать определение термина «участок недр», разработать методику, благодаря которой можно будет увеличить объем поступлений в бюджет без введения дополнительной налоговой нагрузки на нефтедобывающие компании;
  • усовершенствовать налоговое администрирование, провести работу по расчету адекватного размера пени для юрлиц;
  • подготовить базу для поэтапной отмены действующих льгот и т. д.

С другой стороны, для нефтедобывающих предприятий будет разработана альтернативная система налогообложения – НДД (налог на добавленный доход).

В первую очередь это коснется пилотных объектов, которые расположены на месте зрелых и новых месторождений.

При этом налоговой базой будет считаться доход от добычи углеводородов за вычетом совокупных расходов по разработке этих недр. Предполагается, что ставка по НДД составит около 50%.

Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования, что означает

Другие направления

Не оставит без внимания Минфин и физических лиц, на что указывают другие положения утвержденной налоговой политики РФ на 2019-2020 годы. Основная задача в данном направлении – это сокращение числа неофициально трудоустроенных лиц и самозанятых граждан, которые предоставляют услуги или продают товары, не оплачивая фискальных платежей. С этой целью Минфин планирует:

  • уточнить действующий перечень видов деятельности плательщиков УСН (по реестру), в отношении которых может использоваться более выгодный тариф начисления страховых взносов;
  • проанализировать целесообразность предоставления льгот самозанятым гражданам (до конца 2018 года они уже были освобождены от уплаты страховых взносов и НДФЛ);
  • расширить круг лиц, в отношении которых будет использоваться ставка НДФЛ в 0%;
  • при подсчете суммы безнадежных долгов включать в их состав задолженности граждан, получивших статус банкротов, что позволит уменьшить объем налогооблагаемой базы;
  • упростить задачу по покупке онлайн-касс для индивидуальных предпринимателей на ЕНВД и ПСН, предоставив им возможность снизить сумму налога, исходя из того, что стоимость одного аппарата составляет 18 тыс. руб.;
  • ограничить для ИП количество объектов недвижимости (в том числе, исходя из совокупного размера общей площади), в отношении которых может использоваться ПСН при осуществлении деятельности по сдаче в аренду жилья или нежилых помещений.
Читайте также:  Получение налогового вычета на ребенка: разновидности пособий и кому полагается

Источник: https://2020-god.com/nalogovaya-politika-rossii-na-2019-2020-gody/

Налоговый учет 2019

Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования, что означаетДекларация по налогу на имущество обновлена

Организации будут сдавать отчетность за 2019 год по налогу на имущество по-новому.

Вместе с формой декларации, ФНС изменила порядок ее представления и заполнения. В новой форме и формате декларации служба учла изменения в статью 386 НК РФ.

С 2020 года компании не будут сдавать расчеты по авансовым платежам по налогу. Но сведения надо будет указать в готовой отчетности.

Поэтому в разделе 1 декларации появились дополнительные строки. В них надо будет указать исчисленные суммы авансовых платежей по налогу на имущество организации за первый, второй и третий кварталы.

Порядок представления отчетности тоже обновили.

В нем учли новую возможность компаний — сдавать единую декларацию, если налогоплательщик состоит на учете сразу в нескольких инспекциях одного региона.

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 года. Значит, компании впервые отчитаются по новой форме с отчетности за 2019 год.

Факсимилье в счет-фактуре и Вычет по НДС

Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования, что означает

  1. Может ли покупатель принять НДС к вычету?
  2.  Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом.
  3. При этом использование счетов-фактур, подписанных факсимильной подписью, НК не предусмотрено.
  4. Следовательно, счет-фактура, подписанный с использованием факсимиле, считается составленным с нарушением установленного порядка.
  5. Такой документ не может быть основанием для принятия покупателем к вычету НДС, предъявленного продавцом.

Источник: http://ibport.ru/nalog-uchyot

Учетная политика налоговый учет НДС

Учетная политика в целях налогообложения на 2019-2020 годы: пример налогового планирования, что означает

По общему правилу суммы НДС, предъявленные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, принимаются к вычету. Однако есть и исключения. Так, в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в следующих случаях:

  • при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ;
  • при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, местом реализации которых не является территория РФ (ст. ст. 147, 148 НК РФ);
  • в случаях приобретения товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от его уплаты согласно ст. 145 НК РФ;
  • при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, не являющихся объектами налогообложения на основании п. 2 ст. 146 НК РФ.

Кроме того, не облагаются НДС (не признаются реализацией) операции, поименованные в п. 3 ст. 39 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Налогоплательщикам следует также обратить внимание: ст.167 НК РФ разрешает налогоплательщику в случае получения оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых превышает шесть месяцев (по Перечню, определенному Правительством РФ), принимать момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Данное право можно применять только в случае, если ведется раздельный учет осуществленных операций и сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, используемым в рамках длительного производственного цикла и других операций.

Напомним, что согласно п. 5 ст. 149 НК РФ операции, не подлежащие налогообложению, подразделяются на операции:

  • освобождаемые от НДС в обязательном порядке (п. п. 1, 2 ст. 149 НК РФ);
  • от льготы которых налогоплательщик может отказаться (п. 3 ст. 149 НК РФ).

Обратите внимание: п. 4 ст. 149 НК РФ обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения.

Кроме того, раздельный учет должны вести и налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по определенным видам деятельности (абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ).

При этом порядок раздельного учета следует отразить в Учетной политике компании.

Раздельный учет

Во всех случаях, когда налогоплательщик наряду с облагаемой НДС деятельностью совершает необлагаемые операции, он обязан вести их раздельный учет. Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав таким налогоплательщикам:

  • учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемым налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отраженных за налоговый период.

Необходимо напомнить, что налогоплательщики, не соблюдающие требования о ведении раздельного учета, лишаются права принять к вычету суммы НДС, а также включать данные суммы в расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Из вышеизложенного следует, что сумму «входного» НДС нужно распределять в пропорции, базой для которой является стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Переход права собственности в данном случае значения не имеет.

Рассчитывать базу следует за тот налоговый период, в котором были приобретены имущество (работы, услуги), имущественные права, предназначенные для облагаемых и необлагаемых операций.

Источник: https://april-concert.ru/uchetnaya-politika-nalogovyj-uchet-nds/

Учетная политика как фактор оптимизации налогового планирования

В статье рассмотрены вопросы осуществления налогового планирования и учетной политики.

Проанализированы подходы к определению налогового планирования, его инструменты и рассмотрены актуальные вопросы управления деятельностью организации, в частности внутренний контроль, позволяющий удостовериться, что исчисление и уплата налогов осуществляются в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Расчеты с бюджетом по налогам в современных рыночных условиях являются важным и сложным участком в организации налогового учета.

Следует правильно и грамотно составить учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, определить совокупность применяемых элементов, которые могут оказать влияние на размер налоговых обязательств организации.

Квалифицированный подход к организации учета, а также внутреннего контроля и анализа налоговой нагрузки является значимым для деятельности любой организации. При рассмотрении вопроса учетной политики нужно отметить, что она встраивается в систему налогового планирования.

  • Многие экономисты привязывают термины налогового планирования и налоговой оптимизации к более сложной системе — финансового и налогового менеджмента.
  • В привязке к правовому аспекту различные экономисты сводят налоговое планирование к законодательным способам и приемам по снижению налоговых выплат.
  • Налоговое планирование является одним из важнейших инструментов корпоративного налогового менеджмента и позволяет управлять налоговыми потоками, отвечая одновременно требованию соблюдения законодательства о налогах и сборах и целям максимально возможной оптимизации обязательных платежей.

Действительно, налоговое планирование — это целенаправленная деятельность налогоплательщика по законному снижению налоговых платежей с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Любое сокращение налогов позволяет предприятию сохранять средства в обороте и повышать эффективность его работы.

Отсюда — важный вывод: налоговое планирование осуществляется не просто ради уменьшения налогов как таковых, а с целью повышения эффективности текущей и инвестиционной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, налоговое планирование представляет собой трудоемкий и сложный процесс, требующий знаний в области права, бухгалтерского, налогового учета и анализа, основная задача которого состоит в максимизации финансовых результатов организации и при этом минимизации налоговых обязательств.

Методологически построение системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей развития организации и стратегии в области налогообложения. Анализ внешних и внутренних факторов проводится с целью выявления факторов, представляющих угрозу для налоговой стратегии предприятия.

Если на внешние факторы (возможные изменения налогового законодательства, общей экономической ситуации на рынке) воздействовать нельзя, но можно учесть их при составлении будущей учетной политики, то внутренние факторы (налоговое поле, льготы, налоговый календарь, применяемые сделки, правильное оформление документов) поддаются воздействию со стороны менеджмента организации.

Для налогового анализа организации необходимо сформировать систему показателей, которые будут характеризовать налоговую нагрузку, эффективность налогообложения и позволят определять налоговую устойчивость и приемлемый уровень задолженности по налогам и сборам. Основным индикатором налоговой устойчивости при изменении в налоговой системе является уровень изменения показателей налоговой нагрузки, при этом налоговая устойчивость находится в обратной зависимости от снижения либо роста налоговой нагрузки.

Существует множество методик определения налоговой нагрузки. Каждая из методик уникальна по-своему, в чем-то с каждой можно согласиться, а в чем-то поспорить.

Например, часть методик недооценивают степень влияния косвенных налогов, не отражают полную степень влияния налогов на объем оборотных средств организации и ее финансовую устойчивость. Выбор остается за предприятием.

Далее на основе этих показателей можно проводить: сопоставление и анализ фактических и плановых показателей налоговой нагрузки, прогнозирование допустимых значений; расчет индивидуальных показателей налоговой нагрузки для предприятия в зависимости от масштабов деятельности, характера хозяйствующего субъекта и влияния данных показателей на итоговый финансовый результат, а также на размер вносимых налоговых платежей.

Глубокий анализ особенностей деятельности организации, изменений и/или появления новых фактов в хозяйственной жизни, сложившейся налоговой нагрузки, действующей учетной политики, изменений в налоговом законодательстве позволяет наметить рациональные шаги в реализации выбранной стратегии.

Одним из важнейших этапов налогового планирования на предприятии является учетная политика как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета.

В соответствии с п. 2 ст.11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. В отличие от бухгалтерского учета в налоговом законодательстве нет специального документа, который регулировал бы вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения.

Требования к учетной политике содержатся в главах 21, 25, 26 НК РФ. Делегирование нормотворческих функций на уровень налогоплательщика позволяет закрепить те способы определения необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности, которые позволят снизить или оптимизировать налоговую нагрузку.

Читайте также:  Стоимость госпошлины за выписку из ЕГРЮЛ в 2019 году: образец квитанции и способы оплаты

Утвердить бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно единым приказом либо двумя отдельными документами.

Одним из обязательных элементов учетной политики является разработка порядка контроля за хозяйственными операциями.

Контроль соответствия осуществляемых организацией хозяйственных операций рассматривается с позиции их соответствия нормам законодательства Российской Федерации, экономической целесообразности, а также соответствия требованиям и правилам бухгалтерского учета.

При разработке порядка контроля организация должна определить круг ответственных лиц, контрольные действия, точки контроля за этапами обработки учетной информации.

Второй раздел учетной политики — методический — должен содержать совокупность способов ведения бухгалтерского учета организации с учетом особенностей деятельности.

В данном разделе должны быть отражены способы учета хозяйственных операций, имеющих место в деятельности организации, способы оценки активов и обязательств.

Здесь же найдут отражение способы учета фактов хозяйственной жизни в связи с отсутствием соответствующих норм

Делегирование нормотворческих функций на уровень налогоплательщика позволяет закрепить те способы определения необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности, которые позволят снизить или оптимизировать налоговую нагрузку.

Осуществление внутреннего контроля в части налогообложения позволит снизить риск возникновения ошибок в налоговых расчетах и избежать расходов в виде штрафов и пеней из-за нарушения налогового законодательства, выявить резервы по снижению налоговых обязательств и избежать налоговых рисков.

Рассмотренный порядок формирования учетной политики можно применить и при разработке учетной политики для целей налогообложения. Организационно-техническая составляющая учетной политики будет отражать способ организации учетной работы, технику и формы ведения и контроля налогового учета.

В методическом разделе учетной политики определить те способы (методы), по которым налоговым законодательством предусмотрена вариантность способов или существует противоречивость в нормах законодательства, или нормы налогового законодательства отсутствуют.

Это поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией, так как учетная политика — это норма права и закрепленные в ней положения могут прояснять содержание нормы.

Хотелось бы остановиться на важной составляющей организационно-технического раздела учетной политики в целях налогообложения — внутреннем налоговом контроле. Внутренний налоговый контроль — это часть системы внутреннего = контроля предприятия. Он будет направлен на показатели, формируемые в налоговом учете, их отражение в учете и отчетности — как бухгалтерской, так и налоговой.

Осуществление внутреннего контроля в части налогообложения позволит снизить риск возникновения ошибок в налоговых расчетах и избежать расходов в виде штрафов и пеней из-за нарушения налогового законодательства, выявить резервы по снижению налоговых обязательств и избежать налоговых рисков.

Требования к системе внутреннего контроля и порядок его проведения не прописаны в законодательных актах. В связи с этим внутренний контроль можно сопоставить с финансовым контролем, включающим в себя контрольно-ревизионные мероприятия, осуществляемые уполномоченными работниками.

Разница между налоговыми платежами, начисленными организацией при действующей учетной политике в целях налогообложения и после проведения внутреннего контроля, может быть положительной, и в этом случае можно говорить о том, что внутренний контроль позволяет уменьшить сумму налоговых платежей, если же она будет отрицательной, то это приведет к доначислению налоговых платежей.

Своевременно выявленные в результате проведения внутреннего контроля обязательства, внесенные в бюджет, помогут избежать пеней и штрафных санкций. Сравнение коэффициентов эффективности контроля в динамике показывает выгоду, которую предприятие получит в результате проведения внутреннего контроля на предприятии.

В учетную политику могут вноситься изменения.

Изменение учетной политики для целей бухгалтерского учета возможно в трех случаях: при изменении законодательства о бухгалтерском учете; разработке (выборе) нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета; существенном изменении условий хозяйствования.

Для изменения принятой налоговой учетной политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств: изменения применяемых методов учета; существенного изменения условий деятельности организации; изменения законодательства о налогах и сборах.

Вопросы изменения учетной политики должны найти отражение в особом (отдельном) разделе приказа об учетной политике.

Когда речь идет о расходах предприятия, связанных с налогообложением, выделение самостоятельного раздела учетной политики, где будут отражены новые способы учета (более достоверные и менее трудоемкие), влияние изменений учетной политики на показатели налоговой нагрузки, финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, безусловно, имеют практическое значение.

Таким образом, учетную политику как инструмент налогового планирования нужно умело использовать для достижения желаемого экономического результата и снижения налоговых затрат.

Источник: https://novainfo.ru/article/14867

Учетная политика для целей налогообложения казенного, бюджетного, автономного учреждения

В отдельном порядке отдельно от учетной политики для целей ведения бухгалтерского (бюджетного) учета учреждения формируют учетную политику для целей налогового учета (налогообложения). Рассмотрим нюансы ее формирования

Основные моменты

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В соответствии с положениями статьи 313 и других норм НК РФ необходимо определить формы, состав и порядок образования регистров налогового учета;

решения по вопросам, в отношении которых НК РФ предоставляет организациям выбор. Например:

  • статья 259 предлагает выбор одного из способов начисления амортизации основных средств для целей налогового учета: линейный или нелинейный. Выбранный вариант должен быть отражен в учетной политике;
  • пункт 8 статьи 254 предлагает возможность использования одного из четырех методов определения сумм затрат по расходованию материальных запасов;
  • статьи 271–273 определяют два возможных метода признания доходов и расходов для целей налогового учета: метод начислений и кассовый.

Таким образом, формирование учетной политики (в целях бухгалтерского (бюджетного) учета и налогообложения) тесно связано с федеральными учетными стандартами и зависит как от типа учреждения, так и от его отраслевой принадлежности.

Рассмотрим пример учетной политики в целях ведения налогового учета для казенного и бюджетного учреждений.

Организационный раздел

  1. Ведение и организация налогового учета осуществляются бухгалтерией учреждения в соответствии с требованиями налогового законодательства.
  2. Налоговые регистры формируются ежеквартально или ежемесячно с использованием данных регистров бухгалтерского учета с внесением корректировок.
  3. Налоговая отчетность представляется по телекоммуникационным каналам связи.Ответственность за ведение налоговых регистров возлагается на главного  бухгалтера.

Налог на имущество

Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения (пункт 4 статьи 374 НК РФ) в т. ч.:

  • земельные участки;
  • объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ федерального значения;
  • движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.

При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункт 3 статьи 375 НК РФ).

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу (пункт 4 статьи 376 НК РФ).

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, поименованных в статье 378.2 НК РФ, определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

В отношении помещения, являющегося объектом налогообложения, по которому кадастровая стоимость не определена, налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором оно находится, т. е. пропорционально занимаемой площади (пункт 6 статьи 378.2 НК РФ).

Важно запомнить!

Уплата налога производится учреждением самостоятельно. Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ).

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 г. – 1,5%, в 2015 г. – 1,7%, в 2016 г. и последующие годы – 2%;
  • для иных субъектов РФ: в 2014 г. – 1%, в 2015 г. – 1,5%, в 2016 г. и последующие годы – 2%.

Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных  путей общего пользования, магистральных  трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2014 г. – 0,7%,  в 2015 г. – 1%, в 2016 г. – 1,3%, в 2017 г. – 1,6%, в 2018 г. – 1,9%.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504.

В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 статьи 380 НК РФ.

Учреждение производит уплату авансовых платежей по налогу на имущество в соответствии с установленными отчетными периодами – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (пункт 2 статьи 379 НК РФ).

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется учреждением не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 386 НК РФ).

Земельный налог

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.

Учреждением не применяется льгота по уплате земельного налога.

Учреждением применяется налоговая ставка в размере, установленная нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (указать реквизиты).

Уплата налога производится учреждением по месту нахождения земельного участка, являющегося объектом налогообложения.

Учреждением производится уплата авансовых платежей по земельному налогу в соответствии с установленными отчетными периодами – I квартал, II квартал и III квартал календарного года (пункт 2 статьи 393 НК РФ).

Налоговые расчеты не представляются.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (например, не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября текущего налогового периода).

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется учреждением по истечении налогового периода (год).

Транспортный налог

Учреждение является плательщиком транспортного налога в виду нахождения на балансе автотранспортных средств, зарегистрированных в соответствии с приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Налоговая база в отношении автотранспортных средств определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ).

Исчисление транспортного налога производится по ставкам, установленным законом субъекта РФ.

Исчисление суммы налога в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей производится по ставкам,  определенным  в пункте 2 статьи 562 НК РФ.

При этом перечень таких автомобилей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере торговли в информационно­телекоммуникационной сети Интернет.

Читайте также:  Регистрация обособленного подразделения: пошаговая инструкция и документы для открытия

Учреждением не применяется льгота по уплате транспортного налога.

Уплата налога производится по месту регистрации транспортного средства, являющегося  объектом налогообложения.

Исчисление суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода производится в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (пункт 2.1 статьи 362 НК РФ).

Учреждением производится уплата авансовых платежей по транспортному налогу в соответствии с установленными отчетными периодами – I квартал, II квартал и III квартал календарного года (пункт 2 статьи 360 НК РФ). Налоговые расчеты не представляются. Сроки уплаты устанавливаются законом субъекта РФ (например, не позднее 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом текущего налогового периода).

Не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, учреждение уплачивает сумму транспортного налога.

Декларация по транспортному налогу представляется учреждением не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Учет доходов, налоговых вычетов, а также сумм исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц по каждому сотруднику ведется в индивидуальной налоговой карточке.

Налоговая база по НДФЛ включает в себя все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной вы- годы (статья 210 НК РФ).

Сведения о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ представляются в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода, в т. ч. перечисления дохода на счета работников в банках либо по их поручению на счета третьих лиц.

Перечисление исчисленных и удержанных сумм налога в бюджет производится учреждением по месту своего нахождения.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на добавленную стоимость

Учреждение использует право на освобождение от обложения НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ.

Учреждение представляет соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 НК РФ, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого учреждение использует право на освобождение (с        месяца).

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца учреждение представляет в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 статьи 145 НК РФ, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения по НДС.

Вместе с тем для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено исключение. Объектом налогообложения не признается выполнение ими работ (оказание услуг) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансирования которого является субсидия из бюджета (подпункт 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ, письмо ФНС России от 22.05.2014 № ГД-4-3/9950).

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102235-uchetnaya-politika-dlya-tseley-nalogooblojeniya-kazennogo-byudjetnogo-avtonomnogo

Учетная политика

Термин «учетная политика» хорошо известен бухгалтерам организаций, что касается индивидуальных предпринимателей, то многие из них уверены, что раз они не ведут бухгалтерский учет, то и этот документ к ним никакого отношения не имеет. Это не совсем так, давайте разбираться.

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это  внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя.

В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при совмещении УСН и ЕНВД.

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию.

Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами.

Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Структура учетной политики

Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

  • организационно-технический;
  • методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
  • методологический для целей налогообложения.

Важные пункты учетной политики приведены в таблице:

Организационно-технический раздел
Способ ведения учета Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.
Форма учета Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.
Рабочий план счетов Утверждается отдельным приложением к учетной политике.
Формы первичных учетных документов Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.
Право подписи первичных учетных документов Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях.
Формы бухгалтерских регистров Перечень и форму регистров укажите в приложении.
График документооборота Утверждается отдельным приложением к учетной политике.
Инвентаризация Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.
Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета
Промежуточная бухгалтерская отчетность Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.
Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО).
Доходы и расходы организации Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.
Учет расчетов по налогу на прибыль Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.
Создание фондов и резервов Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд.
Учет основных средств Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации испособ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки.
                            Методологический раздел для целей налогообложения
Источники данных для налогового учета Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике).
Метод амортизации ОС Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).
Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).
Метод признания доходов и расходов  Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).
Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.
Определение перечня прямых расходов Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/uchetnaya-politika

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector