Платежи за негативное воздействие на окружающую среду: порядок исчисления и взимания платы

Согласно законодательству РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своем бизнесе объекты, влияющие негативным образом на окружающую среду, должны за это платить.

В этом материале будет рассмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019-2020 году.

Мы выясним, до какого числа и кому нужно внести плату за 2019 и 2020 год, а также нужно ли сдавать отчетность в Росприроднадзор.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ЕНВД, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2019-2020 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды?

Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ) предусматривает и категории организаций и ИП, которые не платят за загрязнение окружающей среды. Под действие закона попадают индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Понятие стационарного и нестационарного источника впервые было определено законодателем только в 2014 году (ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014). Данным Законом были внесены изменения в 94-ФЗ «Об охране окружающей среды», являющегося основным законом, регулирующим вопросы платы за загрязнение окружающей среды.

В п. 1 появилось определение:

  • стационарный источник — источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;
  • передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Также Закон № 219 ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, в котором определено, что с 01.01.2016 г. плата за НВОС будет взиматься только за выбросы от стационарных источников.

Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. То есть, если вам не известна категория опасности вашего объекта, то следует обратиться в Росприроднадзор с целью уточнения данных.

Обратите внимание, что экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды — это два разных платежа!

Тарифные ставки за загрязнение окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или Росприроднадзор на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 контролирует расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2019-2020 году и ее своевременное перечисление в федеральный бюджет.

Обращаем ваше внимание, что старый порядок расчета платежа, начиная с 23 сентября 2016 года, перестал действовать (Постановление правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г. № 1219 и от 12 июня 2003 г. № 344, где содержались правила расчета).

Источник: https://tbis.ru/nalogi/vozdejstvie-na-okruzhayushhuyu-sredu

Экологические платежи: кто их должен вносить и по ним отчитываться

Когда речь заходит об экологических платежах, или, как они официально называются, плата за негативное воздействие на окружающую среду, бухгалтеру нужно отложить в сторону Налоговый кодекс, и обратиться к другим нормативным документам. А именно к Федеральным законам от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также к КоАП РФ.

Помимо этого нужно помнить о том, что отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду контролирует специальный государственный орган — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирует своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей.

В то же время, изучая документы, связанные с платежами за негативное воздействие на окружающую среду, надо учитывать, что названные полномочия переданы Росприроднадзору только в середине 2010 года. До этого данные функции выполняла другая Федеральная служба — Ростехнадзор.

И именно она выпускала нормативные правовые акты, которыми утверждены действующие формы и которые регулируют порядок подготовки отчетности. Речь идет о приказе Ростехнадзора от 05.04.

07 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Именно этим приказом и надо пользоваться при составлении отчетности.

За что и кому надо отчитываться

Итак, с юридическими основаниями разобрались, перейдем теперь к самому главному вопросу: кто должен отчитываться по экологическим платежам?

Формальный ответ на этот вопрос мы найдем в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден упомянутым выше приказом Ростехнадзора № 204.

Так, согласно этому документу, расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как видим, законодательство выделяет три категории воздействия, которые влекут обязанность представления отчетности — выбросы, сбросы и размещение. Давайте разберемся, что это означает на практике, в повседневной жизни.

Ситуация 1. Арендуем офис или иное помещение

Начнем с самой распространенной ситуации — аренды офисного или иного помещения. В такой ситуации весь мусор и прочие отходы арендатор обычно выбрасывает в мусорные контейнеры арендодателя. Такая ситуация, как правило, зафиксирована в договоре аренды. Более того, часто в обязанности арендодателя входит даже самостоятельный сбор этих отходов со сданных в аренду площадей.

Для целей экологических платежей это означает, что организация никакого размещения отходов не производит, а значит, обязанности по перечислению платежей и представлению отчетности в Росприроднадзор в связи с этой деятельностью у нее не возникает.

Ведь плату за размещение отходов вносит их собственник. А в данном случае на основании договора аренды отходы помещаются в контейнеры, арендатору не принадлежащие.

Соответственно, и обязанности по внесению платы за такие отходы у арендатора не возникает (письмо Ростехнадзора от 12.02.07 № 04-09/169).

Ситуация 2. Владеем офисом или другим помещением

Рассмотрим теперь другую ситуацию — организация владеет офисным или иным помещением, где располагается сама или сдает эти помещения в аренду. И в том, и в другом случае, мусор и прочие бытовые отходы помещаются в специальные контейнеры.

Затем мусор вывозит специализированная организация на основании договора.

В таком случае обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую зависит от формулировок в договоре с организацией, вывозящей мусор.

Так, если по этому договору организация предоставляет собственнику помещения контейнер в пользование, а потом забирает его заполненным и вывозит на не принадлежащий собственнику помещения объект размещения (свалку, полигон и т п.), то размещением отходов занимается не собственник помещения, а специализированная организация. А значит, собственник помещения по данным отходам не должен вносить плату за негативное воздействие и представлять отчетность в Росприроднадзор. Такова позиция Высшего арбитражного суда (см.

, например, постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.09 № 14561/08, от 20.07.10 № 4433/10, от 12.07.11 № 1752/11).

Еще лучше, если в договоре будет прямо указано, что право собственности на отходы переходит к специализированной организации (письмо Ростехнадзора от 27.04.07 № 04-09/455).

Ситуация 3. Владеем транспортом

Рассмотрим еще одну весьма распространенную ситуацию — организация использует в своей деятельности автотранспорт. В таком случае у нее появляется обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом не важно, собственный транспорт использует организация, арендованный или находящийся в лизинге. Во всех этих случаях бухгалтеру нужно будет рассчитать экологические платежи.

Делается это следующим образом: потребленный объем топлива умножается на ставку и на специальный коэффициент, установленный законом о бюджете.

Обратите внимание: подсчет потребленного топлива ведется в тоннах. Одна тонна бензина — это примерно 1 300 литров. Данный показатель зависит от плотности бензина, которая в свою очередь зависит от температуры окружающего воздуха — летом ниже, зимой выше.

Плотность бензина может колебаться в пределах 740-775 кг на тонну. Соответственно, количество литров в тонне определяется путем деления плотности бензина на 1 млн. и возведения получившегося частного в минус первую степень.

Например, при плотности топлива 740 в одной тонне бензина будет 1 351 литр, а при плотности 775 — 1290 литров.

Ставка платы за негативное воздействие утверждена еще в 2005 году постановлением Правительства РФ от 01.07.05 № 410 и зависит от вида топлива, потребляемого автомобилем.

Для бензина, например, ставка 1,3 рубля за тонну, а для дизтоплива — 2,5 рубля. Но каждый год эти ставки еще корректируются специальным коэффициентом. Например, в 2012 году он равен 2,05 (Федеральный закон от 30.11.

11 № 371-ФЗ), а в 2013 — 2,2 (Федеральный закон от 03.12.12 № 216-ФЗ).

Вносить плату следует ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557).

У организаций, использующих транспорт, помимо обязанности рассчитать и внести плату, возникает обязанность и по представлению отчетности в органы Росприроднадзора.

Таким организациям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, нужно направить расчет по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 № 204 (см. письмо Ростехнадзора от 02.08.07 № 04-09/1037).

Здесь же заметим, что в отношении данного вида отходов никаких лимитов организации утверждать не требуется, т.к. предельно допустимые нормы содержания отходов в выхлопе контролируются при прохождении транспортными средствами периодического государственного технического осмотра. И если данные параметры не соответствуют установленным, то эксплуатация транспортных средств просто запрещена.

Какие штрафы грозят нарушителям

В заключение нашего краткого обзора скажем несколько слов об ответственности за нарушение правил внесения платежей и представления отчетности по ним. Как и в случае с налогами, ответственность в данном случае установлена как за неуплату (несвоевременную уплату), так и за непредставление (несвоевременное представление) отчетности.

Но, в отличие от налоговых штрафов, суммы тут куда значительнее. Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности в органы Росприроднадзора, штраф налагается по статье 8.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.10 по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ)  и составляет для юридических лиц от 20 до 100 тысяч рублей!

Штраф за невнесение экологических платежей также весьма внушительный — от 50 до 100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/12/6793

Экологические платежи

До 15 апреля 2017 года компаниям предстоит впервые рассчитать и уплатить в бюджет новый налог — экологический сбор. Прежде компании отчитывались Росприроднадзору в тестовом режиме и «платили» налог по нулевой ставке.

Экологический сбор необходимо заплатить производителям и импортерам одежды, нижнего белья, ковров, бытовой техники, газет, канцелярии, других товаров (всего 36). Свой «вклад» в год экологии смогут не вносить лишь те компании, которые утилизируют товары после утраты потребительских свойств. Для них сумма сбора будет нулевой.

Экологические платежи – это плата за негативное воздействие на окружающую среду, которое оказывает деятельность предприятия. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели оказывающие негативное воздействие на окружающую среду обязаны производить экологические платежи в полном объеме.

Что понимается под выбросами в окружающую среду.

  1. Загрязнение отходами (отходы производства, ТКО, отходы промышленности).
  2. Загрязнение атмосферного воздуха (все выбросы в атмосферу).
  3. Загрязнение водных объектов (сбросы, стоки в окружающую среду).
Читайте также:  Расчет неустойки по ставке рефинансирования: формула и пример

Постановление Правительства РФ от 8 октября 2015 г. «О порядке взимания экологического сбора» устанавливает, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются в 2015 году до 15 октября 2015 года (за девять месяцев текущего года).

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

В 2016 году — до 1 февраля 2016 года (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года); начиная с 2017 года ежегодно — до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.
Средства перечисляются на счет территориального органа службы в Федеральном казначействе.

Информация о реквизитах таких счетов доводится территориальными органами до сведения плательщиков и размещается на сайтах службы и данных органов.

Сбор исчисляется и уплачивается производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе указанных товаров, для которой установлен норматив утилизации. Это не касается товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из России.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ В 2016 ГОДУ

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2016 года вступят в силу ряд существенных изменений, в том числе, связанных с порядком исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В частности, будет пересмотрен перечень лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, изменится порядок определения платежной базы для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее исчисления.

Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду будут вычитаться затраты на реализацию природоохранных мероприятий(документально подтвержденные расходы в отчетном периоде).

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 2020 ГОДУ

С 1 января 2020 года начнут действовать положения, стимулирующие(путем применения понижающих и повышающих коэффициентов при расчете экологических платежей) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий.

Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются здания и сооружения предприятия, в результате деятельности которых, в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, например: котельные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механической обработки металлов, участки деревообработки, участки окраски, очистные сооружения сточных вод и тд.

Передвижными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются транспортные средства предприятия, которые в качестве топлива используют бензин, дизельное топливо, керосин, сжатый природный или сжиженный газ.
Источниками сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду являются сточные воды, образующиеся в результате деятельности предприятия и поступающие в окружающую среду, например, хозяйственно-бытовые и другие сточные воды после очистных сооружений, дождевые и талые воды с территории предприятия, сточные воды от мойки автомобилей.

Источниками образования отходов производства и потребления являются любые виды деятельности организации.
По официальным данным, начиная с 4 квартала 2011 г. расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду будет осуществляться в печатном и электронном виде с использованием «Модуля природопользователя».

Важно отметить, что данное требование распространено на всех природопользователей, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду.

«Модуль природопользователя» предназначен для автоматизированного сбора, обработки, анализа и отчетности по расчёту платы за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи).
Порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи)

Соответствующий проект постановления Правительства РФ «Об установлении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения» письмом главы Минприроды России Сергея Донского внесен в Правительство РФ.

Как отмечается в сопроводительном письме С.Донского, принятие проекта постановления обеспечит единообразное и обоснованное исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, как хозяйствующими субъектами, так и территориальными органами Росприроднадзора.

  1. Новые правила приведены в соответствие с ранее принятыми изменениями в природоохранное законодательство, направленными на внедрение наилучших доступных технологий, а также с поправками в закон «Об отходах производства и потребления».
  2. В соответствии с проектом Правил плата взимается повсеместно со всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за исключением хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность исключительно на объектах IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
  3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается: за массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ; за массы отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически утилизированных в установленном порядке; при размещении отходов производства и потребления на объектах, обеспечивающих исключение негативного воздействия на окружающую среду, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
  4. Предприятия-природопользователи должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от соответствия объема загрязнений установленным нормативам/ лимитам выбросов, сбросов, лимитам на размещение отходов.
  5. Платежной базой платы за негативное воздействие на окружающую среду является количество (масса) загрязняющих веществ, поступивших от стационарных источников в окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух, сбросов со сточными водами в водные объекты, а также количество размещенных отходов производства и потребления в отчетном периоде.

Платежная база определяется плательщиком самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. В проекте Правил устанавливается ряд особенностей при определении платежной базы, принимаемой в расчетах при исчислении платы за негативное воздействие.

  • При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются коэффициенты, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», в том числе в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также дополнительные коэффициенты при исчислении платы при сжигании попутного нефтяного газа.
  • Отчетным периодом в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год, и она вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
  • Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду представляются в срок не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в составе декларации о плате, порядок представления и форма которой устанавливаются Минприроды России.

Контроль за правильностью исчисления платы, полнотой и своевременностью ее внесения в бюджетную систему РФ проводится Росприроднадзором и его территориальных органов.

Коэффициенты индексации экологических платежей.

Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2010 г.» коэффициенты индексации платы в 2010 году составляют: 1,79 (к нормативам платы Постановления Правительства РФ № 344) и 1,46 (к нормативам платы Постановления Правительства РФ № 410).

В предыдущих годах коэффициенты индексации платы к нормативам платы Постановлений Правительства РФ № 344 и № 410 составляли соответственно: 2009 год: 1,62 и 1,32; 2008 год: 1,48 и 1,21; 2007 год: 1,4 и 1,15; 2006 год: 1,3 и 1,08; в 2005 год – только 1,2.

Коэффициент индексации платы на 2011 год составляет соответственно: 1,93 и 1,58. Коэффициент индексации платы на 2012 год составляет соответственно: 2,05 и 1,67; 2013 год: 2,20 и 1,79; 2014 год: 2,33 и 1,89.

Коэффициенты платы согласно постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г.

№ 344 в 2015 году — 2,45; в 2016 году — 2,56; в 2017 году — 2,67, за исключением позиций 7, 12, 55, 59, 61-63, 68, 69, 94, 99, 106, 108, 146, 172, 178, 204, 207, 211-225 нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, позиций «сжатый природный газ» и «сжиженный аз» нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов транспорта), позиций 1, 3, 15, 20, 37, 51-53, 64, 65, 69, 70, 73, 88, 89, 100, 104, 111, 124, 126, 143 нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, позиции 5 (подпозиция «прочие») нормативов платы за размещение отходов производства и потребления, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 12 июня 2003 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления», в 2015 году применяется коэффициент 1,98 в 2016 году – коэффициент 2,07, в 2017 году – коэффициент 2,16.

 Год Коэффициенты индексации к нормативам платы Постановления Правительства РФ № 344  Коэффициенты индексации к нормативам платы Постановления Правительства РФ № 410
2005 1,20 1,20
2006 1,30 1,08
2007 1,40 1,15
2008 1,48 1,21
2009 1,62 1,32
2010 1,79 1,46
2011 1,93 1,58
2012 2,05 1,67
2013 2,20 1,79
2014 2,33 1,89
2015 2,45 1,98

Ответственность за неуплату экологического налога
С начала января в отношении плательщиков может быть применена ответственность в виде пени за просрочку – 1/300 ставки рефинансирования. Данная величина начисляется за каждый день неуплаты. Ставка берется на момент уплаты пеней и ограничивается максимальной величиной в 0,2% за каждый день.

Начислять пени нужно со 2 марта следующего года, так как 1 марта истекает срок уплаты «экологического сбора», а со следующего дня наступает ответственность для плательщика.
Помимо начисления пеней, неплательщику грозит также ответственность административного типа в форме штрафа в границах от 3-ех до 6-ти тыс.руб. для должностных лиц и от 50-ти до 100 тыс. для юридических лиц.

Читайте также:  Список необходимых документов для открытия ип в 2019-2020 годы самостоятельно: скачать образцы заполнения

Внесение штрафа не освобождает предприятие от уплаты экологических платежей

Статистическая отчетность по выбросам загрязняющих веществ

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, кроме внесения экологических платежей, обязаны отчитываться перед органами Ростехнадзора о фактической годовой массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов.

Статистическая отчетность ежегодно предоставляется природопользователем в органы Ростехнадзора в виде установленных законом форм: № 2-ТП-воздух (Постановление Госкомстата РФ от 27 июля 2001 г. N 53), № 2-ТП-водхоз (Постановление Госкомстата РФ от 13 ноября 2000 г. N 110) и № 2-ТП-отходы (Постановлением Госкомстата России от 25.07.2002 г. №157).

Источник: https://ecovitruvio.ru/ecologicheskie-plategy/

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Негативное воздействие на окружающую среду является платным, что установлено законодательством РФ об охране окружающей среды. О такой плате, которую должны вносить все организации и предприниматели, использующие в своей деятельности автомобильный транспорт, расскажем в статье.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием вне зависимости от формы собственности.

Плата за НВОС является публично-правовым платежом, срок исковой давности — 3 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 взимание платы предусмотрено за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

Действие данного документа распространяется на все правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Нормативы платы, дополнительные повышающие и понижающие коэффициенты установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».  Действие этого постановления также распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.

При отсутствии разрешения на выбросы, разрешения на сбросы применяется повышающий коэффициент 25. При отсутствии утвержденных лимитов на размещение отходов применяется повышающий коэффициент 5. Необходимые расчетные формулы содержатся в пп. 20-21 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Форма декларации о плате за НВОС и порядок ее предоставления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

Срок предоставления расчета — не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом.

Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду — не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом (письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155):

  • 1 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 апреля;
  • 2 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 июля;
  • 3 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 октября;
  • 4 квартал — срок предоставления и уплаты до 20 января 2018 года.

Представители малого и среднего бизнеса вносят плату за НВОС ежегодно, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом. То есть плата за 2017 г. должна быть внесена не позднее 1 марта 2018 г.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/278

О платежах за негативное воздействие на окружающую среду

Действующее российское законодательство предусматривает взимание с природопользователей (ЮЛ и ИП) платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за воздействие на природу). Законодательство в обозначенной сфере изобилует нормативными актами (большинство из которых в настоящее время находится на стадии реформирования).

Поэтому их применение на практике нередко вызывает затруднения у российских хозяйствующих субъектов (особенно если речь идет о так называемой офисной компании, не занимающейся промышленным производством). Теперь, полагаем, и у крымских предпринимателей возникают подобные вопросы. На некоторые из них мы постараемся ответить в рамках данного материала.

Понятия

В начале несколько слов скажем о терминологии и правовой сущности платежей за негативное воздействие на природу.

До недавнего времени не делалось различий между такими понятиями, как “плата за воздействие на природу” и “экологические платежи (сборы)”.

Под любым из упомянутых понятий понималась плата, целью взимания которой являлось возмещение ущерба и затрат государства на охрану и восстановление окружающей среды. Названный платеж, по смыслу ст.

16 Закона N 7-ФЗ , является необходимым условием получения хозяйствующими субъектами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на природу.

——————————–

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.

Однако в 2015 г. понятию “экологический сбор” дано совершенно иное толкование – это плата за неисполнение обязанности производителя товаров по утилизации отходов от использования этих товаров в связи с утратой ими потребительских свойств (далее – плата за неисполнение обязанности по утилизации отходов). Это новый и (подчеркнем!) самостоятельный платеж, условия и порядок взимания которого определены положениями ст. ст. 24.2 – 24.5 Закона N 89-ФЗ .

——————————–

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Таким образом, понятие “экологический сбор” на сегодняшний день не является тождественным понятию “плата на воздействие на природу”, их смысл существенно различается.

По своей правовой природе и экологический сбор, и платеж за воздействие на природу являются не налогом, а фискальным сбором.

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты платежей за воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780) .

——————————–

Ранее эти функции исполнял Ростехнадзор, он же был уполномочен давать письменные разъяснения по вопросам начисления и уплаты обозначенных платежей.

Приведем еще несколько терминов, которые будут использованы в данном материале (ст. 1 Закона N 7-ФЗ, ст. 1 Закона N 89-ФЗ).

Таблица 1

Термин Что означает
Объект, оказывающий воздействие на природу Объект капитального строительства и (или) другой объект (а также их совокупность), расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков
Стационарный источник Источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством транспортного средства (то есть здания, сооружения, дизельные установки, котельные и т.д.)
Нормативы допустимых выбросов (сбросов) Нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в составе сточных вод в водные объекты)
Отходы производства и потребления (далее – отходы) Вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые предназначены для удаления или подлежат удалению
Твердые коммунальные отходы (или бытовые отходы) Отходы, образующиеся в процессе деятельности ЮЛ и ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
Обращение с отходами Деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
Размещение отходов Хранение и захоронение отходов
  • Обязанность по внесению платы
  • Обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта (ЮЛ или ИП), не правом, на котором он владеет тем или иным имуществом, не видами деятельности, которые поименованы у него в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а ведением им деятельности (предпринимательской или иной), влекущей негативное воздействие на окружающую среду.
  • Виды воздействия на природу
  • Законодательством выделены три категории воздействия на природу, которые влекут за собой возникновение обязанности природопользователей по уплате платежей (и, соответственно, представлению отчетности в территориальные органы Росприроднадзора), – это выбросы, сбросы и размещение.
Вид воздействия Как осуществляется Нормативное регулирование
Выброс загрязняющих веществ Деятельность ведется на стационарных источниках, загрязняющих атмосферу Закон N 7-ФЗ
Сброс загрязняющих веществ В ходе деятельности осуществляются загрязняющие сбросы в составе сточных вод в водные объекты (поверхностные и подземные) Законы N N 7-ФЗ и 96-ФЗ
Размещение отходов В ходе деятельности производится размещение отходов производства и потребления (включая бытовые отходы) Законы N N 7-ФЗ и 89-ФЗ

——————————–

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”.

Обратите внимание! С 1 января 2015 г. с ЮЛ и ИП не взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников

Источник: https://narodirossii.ru/?p=9658

Расчет платы за негативное воздействие 2017

Как Росприроднадзор рекомендует рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год? До какой даты и на какие реквизиты произвести платеж в 2018 году? Нужно ли сдавать отчетность по таким платежам в Росприроднадзор? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье?

Кто должен вносить плату за загрязнение

Опасные объекты

Новый бланк 2018 годаПриказом Минприроды от 09.03.2017 № 3 утверждена форма декларации негативном воздействии на окружающую среду. Ее нужно сдать не позднее 12 марта 2017 года. Скачать бланк декларации по “зарязнению”.

Плату за загрязнение окружающей среды по итогам 2017 года должны внести все организации и индивидуальные предприниматели, использующие в рамках своего бизнеса объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Причем обязанность по внесению платы касается всех организаций и ИП, применяющих любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения (УСН, ЕНВД, ОСНО и т.д.).

Имейте в виду, что обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на объект негативного воздействия. Поэтому плату за 2017 год должны внести те, кто фактически эксплуатирует такой объект (к примеру, арендаторы).

Исключение

Законодательством РФ предусмотрено исключение о тех, кто не обязан вносить плату за негативное воздействие (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ). Под него попадают компании и ИП, которые ведут деятельность только на объектах IV категории опасности. Это объекты, на которых:

  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, но количество выбросов не превышает 10 тонн в год;
  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • нет сбросов загрязняющих веществ, которые образуются при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду (в поверхностные и подземные водные объекты, на земную поверхность).

Как узнать, должна ли организация или ИП вносить плату за загрязнение окружающей среды по итогам 2016 года? Поясним. Росприроднадзор присваивает категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. Соответственно, если вы не знаете, какая категория присвоена вашим объектам – обратитесь в Росприроднадзор и уточните информацию о классе опасности ваших объектов.

Расчет платы за зягрязнение

Правильность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременность ее перечисления в бюджет контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Это следует из Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995.

Читайте также:  Справочник кодов оквэд 2019 - 2020 для ип и ооо с расшифровкой

С 23 сентября старый порядок расчета платежа за загрязнение окружающей среды не действует. Правительство РФ постановлением от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г. № 1219 и от 12 июня 2003 г. № 344, где были прописаны правила расчета. Мы сообщали об этом в статье «Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году: новые ставки».

2016 2017 2018
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Азотная кислота 35.1 36.6 36.6
Аммиак 133.1 138.8 138.8
Ртуть и ее соединения (кроме диэтилртути) 17492.5 18244.1 18244.1
Бенз(а)пирен 5247490.6 5472968.7 5472968.7
Сероводород 657.9 686.2 686.2
Серная кислота 43.5 45.4 45.4
За выбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Алюминий 17630.7 18388.3 18388.3
Аммиак 14105.6 14711.7 14711.7
Берилий 1900943.1 1983592.8 1983592.8
Бенз(а)пирен 70523113 73553403 73553407
За размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) 4452.4 4643.7 4643.7
Отходы II класса опасности (высокоопасные) 1908.2 1990.2 1990.2
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 1272.3 1327 1327
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 635.9 663.2 663.2
Отходы III класса опасности (практически неопасные):
— добывающей промышленности 1 1.1 1.1
— перерабатывающей промышленности 38.4 40.1 40.1
— прочие 16.6 17.3 17.3

Cрок внесения платы за 2017 год

Авансовые платежи за загрязнение окружающей среды в 2018 году организации и ИП (не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства) должны были перечислять по итогам каждого квартала. Срок уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал 2017 года платеж перечислять не нужно.

Авансовый платеж за каждый квартал 2017 года равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год. К примеру, сумма платы за 2017 год составила 190 000 руб. Значит, в 2017 году необходимо было перечислить следующие авансовые платежи (пункта 3 статьи 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ)

  • за 1 квартал – не позднее 20 апреля 2017 года – 47 500 руб.;
  • за полугодие – не позднее 20 июля 2017 года – 47 500 руб.;
  • за 9 месяцев – не позднее 20 октября 2017 год – 47 500 руб.

Все организации и ИП общую сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год должны перечислить в бюджет не позднее 1 марта 2017 года (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Авансовые платежи в 2018 году: сроки

Если говорить про 2018 год, то сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по авансовым платежам следующие:

  • за 1 квартал – не позднее 20 апреля 2018 года – 47 500 руб.;
  • за полугодие – не позднее 20 июля 2018 года – 47 500 руб.;
  • за 9 месяцев – не позднее 20 октября 2018 год – 47 500 руб.

Общую итоговую сумму платы за загрязнение в отношении 2018 года потребуется внести не позднее 1 марта 2019 года.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • квартальные авансовые платежи;
  • итоговую сумму платы, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года.

Квартальные авансовые платежи перечисляют все плательщики (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства). Срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За IV квартал платеж перечислять не нужно. Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Величину доплаты по итогам года определите как разницу между суммой платы, начисленной за год, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение года. Эту сумму нужно перечислить в бюджет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ).

К примеру, сумма платы за 2016 год составила 120 000 руб. Значит, в 2017 году необходимо было перечислить:

  • не позднее 20 апреля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 июля – 30 000 руб.;
  • не позднее 20 октября – 30 000 руб.

Сумма платы, рассчитанная по итогам 2017 года, составляет 140 000 руб. Это значит, что не позднее 1 марта 2018 года организация должна перечислить в бюджет плату за загрязнение окружающей среды в размере 50 000 руб. (140 000 руб. – 90 000 руб.).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, которые освобождены от квартальных авансовых платежей, всю сумму платы за год перечисляют в бюджет единовременно не позднее 1 марта следующего года (письмо Росприроднадзора от 11 апреля 2016 № АС-06-01-36/6155).

Источник: https://buhguru.com/ehko-nalog/pl-vozd-okr-sred.html

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: понятие, порядок взимания

Законом «Об охране окружающей среды» установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). П остановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения :

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлено, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ установлены в рублях за 1 тонну по 214 видам загрязняющих веществ. Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты установлены в рублях за 1 тонну по 198 видам загрязняющих веществ.

Расчет платежей производится организациями (индивидуальными предпринимателями) с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344.

При расчете используются дифференцированные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые определяют умножением нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек, и при необходимости на дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия. Платежи рассчитываются исходя из массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, указанных в выданных организациям разрешениях на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным, Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 г. N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года) определены три вида платежей за загрязнение окружающей среды:

  1. в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов;
  2. в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
  3. за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Источник: https://cyberpedia.su/6x1a94.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector