- Банки Сегодня Лайв
- Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
- А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
21 декабря прошлого года Государственной Думой был принят Закон «О внесении изменений в I и II части Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». А спустя 5 дней он уже был одобрен Советом Федерации. Федеральный Закон № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года гласит о списании налоговой задолженности, накопленной до 1 января 2015 года, у физических лиц (граждан Российской Федерации), а так же индивидуальных предпринимателей.
Какой эффект планировался от данных послаблений? Какие нюансы должны знать граждане о налоговой амнистии в России? Можно ли списать прошлые налоговые задолженности в 2019 году? Ответы на эти, и другие вопросы можно будет найти в данной статье.
Предпосылки возникновения налоговой амнистии в 2015 году
В начале 2015 года государственные власти активно пытались простимулировать российский бизнес, который имел немало активов за рубежом. Нужно было выстроить такую систему, чтобы российские бизнесмены были заинтересованы в возвращении капиталов на родину.
Пресс-секретарь Президента Российской Федерации, Дмитрий Песков, комментировал: «Такая ненадежная атмосфера для инвестиций за рубежом может создавать дискомфорт для российского бизнеса, для российских капиталов, которые инвестированы там».
В Кремле заявляли прямо: «Амнистия капиталов направлена на защиту российских активов от возможных посягательств на Западе».
В конце 2017 года на встрече с представителями российских деловых кругов Владимир Владимирович Путин произвел поручение о продление срока возвращения бизнеса в российскую юрисдикцию.
К тому времени Глава Министерства Финансов Российской Федерации, Антон Германович Силуанов, отмечал, что Министерство Финансов ожидало поступления большего количества деклараций, поданных по итогам 2016 года.
Источник: https://bankstoday.net/last-articles/itogi-nalogovoj-amnistii-v-rossii-na-nachalo-2019-goda
Налоговая амнистия физических лиц и ИП по налогам и страховым взносам в 2018 году
На ежегодной пресс-коференции 14 декабря 2017 года Путин сообщил о налоговой амнистии для физических лиц. В связи с этим был оперативно подготовлен и принят Федеральный закон, определяющий условия и порядок списания долгов по налогам.
По каким именно долгам граждан предусмотрено списание? Подпадают ли под амнистию транспортный налог и налог на недвижимость? Какую максимальную сумму долга спишут? Амнистируют ли задолженность по налогам индивидуальным предпринимателям? Что будет с недоимкой по фиксированным страховым взносам ИП? Подпадают ли под амнистию юридические лица? Куда, когда и с какими документами обращаться за аннулированием задолженности? Требуется ли писать заявление или приходить на комиссию? Подобного рода вопросы возникают у многих должников. Давайте разбираться.
Что такое «налоговая амнистия»
Понятие «налоговая амнистия» не раскрывается нормативных актах, но в среде налоговых юристов под данным термином чаще всего понимается освобождение налогоплательщика:
-
- от фактических обязательств по уплате (исчислению и уплате) налогов по тем или иным основаниям;
- ответственности за нарушения тех или иных обязательств, связанных с уплатой (исчислением и уплатой) налогов.
«Налоговой амнистией» также называют ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. Об этом говорится Википедии. Приведем некоторые примеры налоговых амнистий, которые имели место в недавнем времени.
Год | Амнистия |
1993 | Указом Президента была проведена налоговая амнистия. Юридические и физические лица могли открыто заявлять о своих недоимках и перечислять их в казну без последствий. Амнистия длилась месяц и 3 дня. |
2007 | – период амнистии распространялся на весь 2007 год; -в мероприятии могли участвовать только физические лица — ИП и обычные граждане; – к погашению предъявлялись доходы, полученные до 2006 года, т. е. в 2005 году. |
2015 | Государство позволило некоторым налогоплательщикам подавать специальные декларации с указанием своих активов в виде имущества и денежных средств, прежде хранимых тайно в течение полугода — июль-декабрь 2015 года. Основание: Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ. |
При этом стоит заметить, что амнистии прошлых лет предусматривали, что налогоплательщики были обязаны или уплатить в бюджет налоги без штрафных санкций или сдать декларацию о налогах.
При этом полного прощения задолженности не было. Поэтому широкомасштабными амнистиями назвать их можно «с натяжкой».
Однако характер новой налоговой амнистии иной – предусматривается полное прощение некоторых видов задолженности по налогам и страховым взносам.
Широкомасштабная амнистия объявленная Президентом
На пресс-конференции 14 декабря 2017 года В.
Путин заявил: «Налоговая задолженность, которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы – эти задолженности касаются где-то 42 млн человек, и общий объем этой задолженности 41 млрд руб.
Я думаю, что нужно освободить людей от этих выплат, и сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции». Также Президент высказался и о необходимости списания задолженности с индивидуальных предпринимателей.
После этого заявления был подготовлен и в сжатые сроки принят Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».ожидается, нормы о прощении долгов вступят в силу 1 января 2018 года.
Скачать закон о налоговой амнистии
Но на кого же конкретно распространится налоговая амнистия и какие условия для списания задолженности? Какие справки и кому собирать? Разберемся в деталях.
Какие налоговые долги спишут физическим лицам и ИП
Сразу скажем, что налоговая амнистия затронула физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако, для более ясного восприятия материала, поясним различие между этими категориями.
Субъектами прав и обязанностей являются физические лица, а именно граждане обладающие право и дееспособностью. Правоспособность возникает с рождения у всех граждан без исключения, дееспособность после совершеннолетия. | Индивидуальный предприниматель (ИП) является физическим лицом, прошедшим определенную процедуру регистрации в таком качестве. Только получив такой статус, физлицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, т.е. заключать сделки, с целью получения прибыли. При отсутствии статуса ИП, физлицо может совершать сделки, направленные только на удовлетворение собственных нужд. |
Далее рассмотрим, как именно «путинская» налоговая амнистия повлияет на «физиков» и ИП.
Налоговая амнистия для физических лиц
Перечислим основные виды имущественных налогов, которые обязаны самостоятельно платить физические лица:
Вид налога | Кто платит |
Транспортный налог | Транспортный налог обязан платить человек, на которого зарегистрировано транспортное средство, облагаемое этим налогом (абз. 1 ст. 357 НК РФ). |
Налога на имущество | Платить налог на имущество должны все собственники недвижимости, которая является объектом налогообложения и находится в России. При этом не важно, кем является собственник: иностранным гражданином, гражданином России или лицом без гражданства (ст. 400 НК РФ). |
Земельный налог | Земельным налогом облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). |
Земельный и транспортный налоги, налог на имущество физических лиц граждане уплачивают на основании налоговых уведомлений. Также см. «Сводные налоговые уведомления в 2017 году: рассылка», «Формирование сводных налоговых уведомлений». Получая уведомления от ФНС люди, зачастую, видят в них начисленные налоги, а также задолженность по ним и накрученные пени.
Все перечисленные налоги физических лиц попали под новую налоговую амнистию. Благодаря комментируемым поправкам полностью списывается недоимка по ним, образовавшаяся у «физиков» по состоянию на 1 января 2015 года. Также списанию подлежат пени, начисленным на эту недоимку (статья 12 комментируемого закона).
Заметим, что никаких особых условий для списания долгов по транспортному, земельному и налогу на имущество не предусмотрено, в частности:
- не имеет значения, является ли человек пенсионером или нет;
- не имеет значения размер доходов должника и его семьи;
- не имеет значения причина, по которой человек вовремя не заплатил налоги.
Также нет никаких ограничений по минимальной и максимальной сумме налогов – списанию подлежит вся недоимка по состоянию на 1 января 2015 года. А пени аннулируются по состоянию на дату принятия налоговой инспекцией (ИФНС) решения о списании.
Предположим, что у физического лица по состоянию на 1 января 2015 года имелась недоимка по транспортному налогу – 9000 рублей. К концу 2017 года на недоимку были начислены пени – 3447 рублей. Итого задолженность: 12 3447 рублей. Вся эта сумма попадет под «путинскую» налоговую амнистию.
Налоговая амнистия для индивидуальных предпринимателей
ИП может применять одну из пяти систем налогообложения и платить налоги в рамках этой системы. Перечислим основные налоги, которые платят бизнесмены.
Налоговая система | Какие налоги уплачиваются ИП |
Общая система (ОСНО) | С доходов от предпринимательской деятельности ИП платит НДФЛ и НДС. |
Упрощенная система (УСН) | Вместо НДФЛ и НДС ИП платит один единый упрощенный налог (УСН). |
«Вмененка» (ЕНВД) | Вместо НДФЛ и НДС предприниматель платит ЕНВД, который не зависит от реальных доходов. |
Патентная система (ПСН) | Похожа на ЕНВД, но есть отличия по видам деятельности и условиям применения. Оплачивается стоимость патента. |
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) | Могут применять только сельхозпроизводители. ЕСХН заменяет НДФЛ и НДС. |
Статья 12 комментируемого закона предусматривает списание налоговой задолженности индивидуальных предпринимателей. Предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию:
- недоимка по всем налогам по состоянию на 1 января 2015 года (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате связи с перемещением товаров через границу РФ);
- задолженность по пеням на указанную недоимку и задолженность по штрафам на дату принятия налоговой инспекцией решения о списании долгов.
Речь в отношении ИП идет о списании любых сумм налоговой задолженности. Так, например, налоговики будет обязаны списать долги на любую сумму, например, по УСН, ЕНВД или патентному налогу.
Также аннулируются все пени и штрафы. Никаких особых требований и условий для применения амнистии по налогам для ИП также нет.
То есть, сам факт наличия долга по налогам по состоянию на 1 января 2015 года сам по себе является основанием для амнистии.
Куда «физикам» и ИП обращаться для списания долгов
Задолженность физических лиц по транспортному, земельному и имущественным налогам будет приниматься налоговой инспекцией самостоятельно. Никаких заявлений и документов от человека для этого не потребуется. ИФНС по месту жительства физического лица (месту нахождения недвижимости и транспорта) пример решение о списании долгов на основании своих данных.
Решение о списании: что из себя представляет
Решение ИФНС о списании задолженности и пеней составляется в произвольной форме и должно содержать:
- Ф.И.О.;
- ИНН;
- Сведения о сумме недоимки и задолженности по пеням.
Такая же ситуация и ИП. Налоговики по месту жительства (или учета) ИП должны самостоятельно списать налоговые долги. Комментируемый закон не предусматривает, что предприниматели должны направлять в ИФНС заявления с просьбой о списании долгов.
За налоговыми инспекциями не закрепили обязанностей по информированию физических лиц и ИП о принятии решений об амнистии. В связи с этим, человек может и не узнать, что попал под налоговую амнистию и его долги “прощены”.
Однако полагаем целесообразным уточнить в своей ИФНС принято ли в отношении вас такое решение. Если да, то рекомендуем пройти сверку с ИФНС и получить соответствующий акт.
Если такое решение еще не принято, то поинтересуйтесь, когда налоговики это сделают.
Обратите внимание: если человек или ИП исправно платил налоги и никакой задолженности у него нет, то налоговая амнистия не является основанием для того, чтобы требовать возврата уплаченных налогов для «восстановления справедливости».
Налоговую амнистию также распространили на некоторые доходы физлиц
Налоговая амнистия» также объявлена в отношении доходов, полученных физическими с 1 января 2015 года до 1 января 2017 года, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом и сведения о которых представлены налоговым агентом в ИФНС в виде справки 2-НДФЛ с признаком «2». Остановимся на этом подробнее.
Налоговый агент обязан удерживать НДФЛ с доходов физлиц. В справке 2-НДФЛ налоговый агент должен сообщить ИФНС, какие доходы выплатили физлицу за год и сколько налога удержали. При этом у справки 2-НДФЛ бывает два признака (разд. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ):
Признак в 2-НДФЛ | Что означает |
Признак 1 | В такой справке 2-НДФЛ отражается, какие доходы выплачены физлицу, сколько НДФЛ с них было начислено, удержано и перечислено в бюджет (п. 2 ст. 230 НК РФ). |
Признак 2 | Такая справка 2-НДФЛ – это сообщение для ИФНС о том, что вы выплатили физлицу доход, но не смогли удержать с него налог (п. 5 ст. 226 НК РФ). |
Предположим, что организация «Стелла» вручила бывшему работнику подарок стоимостью более 4 000 руб. Подарок – это доход в натуральной форме, удержать с него НДФЛ сразу при выдаче не получится. В таком случае организация должна удержать НДФЛ из ближайшего денежного дохода, выплаченного этому человеку (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Но поскольку человек уже не работает, удержать НДФЛ с доходов никак нельзя. Поэтому нужно сообщить об этом в инспекцию путем направления справки с признаком «2». Справку 2-НДФЛ с признаком «2» также нужно выдать физлицу (п. 5 ст. 226 НК РФ). Человек, в свою очередь, обязан самостоятельно сдать декларацию и уплатить налог.
Если этого не сделать, то человек становится должником по уплате НДФЛ.
Комментируемый закон дополняет перечень новыми необлагаемыми доходами – доходы полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых налоговым агентом не был удержан НДФЛ и была представлена в ИФНС справка 2-НДФЛ с признаком «2» (новый пункт 72 статья 217 НК РФ). По таким доходам налогоплательщикам не нужно подавать декларацию и платить подоходный налог.
Какие доходы не попали под амнистию
Доходы в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг. |
Доходы в виде дивидендов и процентов. |
Доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. |
Доходы в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей. |
Доходы в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях. |
Источник: https://buhguru.com/effektivniy-buhgalter/nalogovaya-amnistiya-fizlitc-i-ip.html
Вс запретил применять декларации об амнистии капиталов в уголовных делах :: общество :: рбк
Верховный суд разъяснил законодательство о декларациях имущества, указав на «абсолютный запрет» использовать их как доказательство в уголовных делах. Ранее следователи ФСБ изъяли декларации владельца порта Усть-Луга Израйлита
Алексей Куденко / РИА Новости
Президиум Верховного суда указал на «абсолютный запрет» использовать добровольно поданные декларации в качестве доказательств по уголовному делу. Разъяснение президиум утвердил в среду, 30 октября, сообщили РБК в пресс-службе ВС. Документ за подписью зампредседателя инстанции Владимира Давыдова есть в распоряжении РБК.
- Так называемая амнистия капиталов подразумевает освобождение от ответственности по некоторым экономическим преступлениям после добровольного декларирования имущества.
- Законом установлен «абсолютный запрет в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества в случае совершения им любого деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, на использование в качестве основания для возбуждения уголовного дела или в качестве доказательства по уголовному делу факта предоставления декларации или документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также сведений, содержащихся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации», следует из позиции Верховного суда.
Инстанция указала, что сведения из деклараций признаются налоговой тайной и «режим хранения таких сведений и документов и доступа к ним обеспечивают исключительно налоговые органы».
«Иные государственные или негосударственные органы и организации не вправе получать доступ к таким сведениям и документам, в том числе и на основании судебного решения.
Такие сведения и документы могут быть истребованы только по запросу самого декларанта», — указал Верховный суд.
Кроме того, закон предусматривает «специальную гарантию в виде освобождения от уголовной ответственности» по налоговым преступлениям для лиц, добровольно подавших такую декларацию».
При этом коллизии между нормами закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках» «должны разрешаться в пользу последнего», указал ВС.
Источник: https://www.rbc.ru/society/30/10/2019/5db954c69a794748f20f0061
Налоговая амнистия — 2019
Чтобы снизить налоговое бремя, государство периодически объявляет амнистию для некоторых лиц. Что понимают под налоговой амнистией, как ее применяют и кто может рассчитывать на послабление в 2019 году – об этом в нашей статье.
Что представляет собой налоговая амнистия
Если говорить простыми словами, налоговая амнистия – это прощение долга по некоторым платежам в бюджет. Ее могут объявить в отношении:
- налогов,
- сборов,
- страховых взносов,
- штрафов и пени.
Налоговая амнистия чаще всего носит комплексный характер. То есть спишут долги как по самим налогам, так и по санкциям за их неуплату.
Правовую базу для налоговой амнистии создают федеральные законы, поскольку необходимо вносить изменения в НК РФ.
Как правило, прощение долгов происходит только за определенный период и в течение ограниченного промежутка времени. То есть, когда дают возможность без штрафов подать декларацию и уплатить деньги в течение одного года, нельзя сделать это без санкций в следующем. Ежегодного списания налоговой задолженности не бывает.
Налоговую амнистию чаще объявляют для ИП и физических лиц, чем для юридических
Как правило, государство объявляет налоговую амнистию для физических лиц и ИП. Юридические лиц редко могут рассчитывать на налоговую амнистию, так как их считают профессиональными участниками бизнеса, которые сами несут свои риски.
Налоговую амнистию могут провести, когда, например:
- существуют очевидные недостатки налоговой системы;
- в стране происходит или недавно закончился экономический кризис;
- выявляют крупные административные расходы на поиск должников и взыскание денег. Иногда выгоднее списать мелкие долги;
- взят курс на облегчение имущественного положения граждан и предоставление им возможности вновь заниматься бизнесом;
- государство стремится привлечь дополнительные капиталы из-за рубежа и демонстрирует лояльность к налогоплательщикам.
Какие налоговые амнистии объявляли в 2017 – 2019 годах
В последние три года государство несколько раз принимало решение простить долги.
В конце 2017 года объявили о списании задолженности физических лиц и индивидуальных предпринимателей по старым долгам (до января 2015 года). Частично вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ, который внес поправки в НК РФ. Налоговая амнистия затронула платежи за:
- землю,
- недвижимость,
- транспорт.
Кроме того, простили долги по НДФЛ за 2015 до декабря 2017 по некоторым видам дохода. Например, зарплаты или выигрышей в лотерею амнистия не коснулась.
Индивидуальным предпринимателям дали возможность не платить их основные налоги, а также страховые взносы с периодом возникновения до 2017 года. НДПИ, акцизы и налоги при пересечении границы под амнистию не попали.
Задолженности налоговые органы списывают самостоятельно, без участия налогоплательщиков. Но при этом может быть нелишне обратиться с заявлением для подстраховки. Особенно тем, в отношении кого уже:
- начали проверки,
- вынесли решения о привлечении к ответственности,
- идут споры в судах.
Если с физического лица или ИП долги уже взыскали, то их не вернут.
Закон не установил предельные сроки, в течение которых налоговые органы должны списать все долги. Поэтому налоговая амнистия для физических лиц и ИП продолжается в 2019 году. Для юридических лиц какой-либо масштабной налоговой амнистии в 2019 году на текущий момент не объявили.
В 2020 году пока не планируют новых прощений долгов по налогам и сборам, но могут продолжить работу по действующей амнистии, которая началась в конце 2017 года. Такое развитие событий реально, если налоговые органы не успеют списать задолженность по закону 436-ФЗ в 2019 году.
Что говорят суды про налоговую амнистию
Судебные органы по-разному смотрят на возможность применения положений 436-ФЗ к конкретным спорам. Многое зависит в том числе от добросовестности поведения налогоплательщика, хотя этот фактор закон прямо не предусматривает.
Так, Судебная коллегия по экономическим спорам В РФ завершила рассмотрение дела, в котором шел спор о привлечении к налоговой ответственности.
Суды первых двух инстанций поддержали налоговые органы и предписали провести взыскание долгов за счет имущества индивидуального предпринимателя.
Суд первой кассации указал на возможность применения налоговой амнистии по закону 436-ФЗ, так как она улучшает положение налогоплательщика. ВС РФ отменил акт кассации и оставил в силе решение первой инстанции. В частности, суд указал, что:
- для применения амнистии имеет значение добросовестность плательщика (то есть неуплата вызвана его материальным положением, а не попыткой скрыть сведения от ФНС или сокрытием имущества от взыскания);
- распространение амнистии на долги, которые выявили в ходе проверок, ставит недобросовестных плательщиков в более выгодное положение по сравнению с теми, кто уплатил налог раньше и в положенный срок, а это не согласуется с принципом равенства перед законом (определение от 22.11.2018 по делу № А65-26432/2016).
Источник: https://www.law.ru/article/22401-kto-v-2019-godu-vprave-ojidat-nalogovoy-amnistii
Налоговая амнистия 2020 для физических лиц
Обязаны платить все владельцы транспортных средств, подлежащих налогообложению (абз. 1 ст. 357 НК РФ).
Платят собственники недвижимости (неважно, будет ли он резидентом, нерезидентом или лицом без гражданства), которая является объектом налогообложения и находящееся на территории РФ (ст. 400 НК РФ).
Облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).
Например, у физлица имелась задолженность по транспортному налогу – 100 тыс рублей на начало 2015 года. Соответственно были начислены пени на конец 2017 года в размере 10 тыс рублей. Итого сумма недоимки: 110 тыс. рублей. Вся эта сумма будет списана по системе налоговой амнистии.
Амнистируют исключительно те задолженности физических лиц по налоговым платежам, которые появились по состоянию до начала 2015 года.
Списывать их нужно потому, что истечение трех лет с момента образования налоговых недоимок далеко не всегда значит, что ФНС не сможет их взыскать.
Вопрос сроков исковой давности в налоговой сфере имеет ряд тонкостей, о которых можно прочесть в статье «Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц».
Решение о списании и порядок применения
Амнистия по налогам физических лиц — это списание недоимок и задолженностей по месту жительства этих лиц, месту, где находится их имущество (транспорт или недвижимость). Такое действие базируется на информации о размере недоимки и задолженности и совершается без участия налогоплательщика. То есть обращаться в ФНС не нужно.
Решение обязательно содержит Ф.И.О.гражданина, его ИНН, суммы недоимки, задолженности, которые списываются. При этом оно произвольно по форме, конкретные сроки его принятия также отсутствуют.
Списания происходят автоматически, без подачи каких-либо заявлений и документов.
Должники получают решение о списании долгов в ФНС и передают его судебным приставам, которые вели производство по возврату.
Амнистирование долгов по страховым взносам
Физлица без статуса ИП платят страховые взносы, когда они насчитывают зарплату работникам, а также вознаграждают подрядчиков. С января 2017 года страховые взносы администрируют налоговики.
По части 3 статьи 4 ФЗ от 03.07.2016 № 243, если ФНС не может взыскать переданные ей фондами (социального страхования и пенсионным) «страховые обязательства», включая появившиеся пени и штрафы, плюс аналогичные суммы, доначисленные по выводам проверок, которые произошли за отчетные периоды, то эти долги оцениваются как безнадежные и списываются по ст. 59 НК.
Источник: https://stop-ham.com/amnistija/8633-nalogovaja-amnistija-2020-dlja-fizicheskih-lic.html
Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?
В канун нового – 2018 – года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 436‑ФЗ[1] (далее – Федеральный закон № 436‑ФЗ). Отдельные положения этого документа вносят нормы, в соответствии с которыми будут списаны недоимки по налогам, страховым взносам, а также пеням и штрафам. О том, кому и какие конкретно задолженности будут прощены, читайте в предложенном материале.
Проект Федерального закона № 436‑ФЗ был внесен в Государственную Думу Правительством РФ 31 октября 2017 года. При принятии законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и существенно изменена концепция.
Первоначально законопроектом вводились изменения в НК РФ, уточняющие правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).
Однако в дальнейшем он был дополнен целым рядом положений, корректирующих как нормы НК РФ (регулирующие не только налог на прибыль организаций, но и НДФЛ, земельный налог, НДПИ, налог на игорный бизнес), так и нормы федеральных законов, не являющихся актами законодательства о налогах и сборах, в частности, законов об обязательном пенсионном страховании, о таможенном регулировании. Отдельные новые нормы были включены во исполнение поручения Президента РФ В. В. Путина по итогам пресс-конференции 14 декабря 2017 года.
В рамках данного материала рассмотрены введенные Федеральным законом № 436‑ФЗ новшества, непосредственно касающиеся налоговой амнистии.
Федеральный закон № 436‑ФЗ вступил в силу с 29 декабря 2017 года (за исключением отдельных положений).
НДФЛ: о каких доходах можно забыть?
Статья 217 «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнена п. 72.
Соответственно, перечень не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налогообложения) доходов увеличен.
Речь идет о доходах, полученных в определенный период – с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года.
Таким образом, в не облагаемые НДФЛ доходы попадают доходы, полученные почти за три последних года.
Но это не означает, что всем налогоплательщикам простят НДФЛ. Нет. Под амнистию попадают доходы, при получении которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом. Но под освобождение не подпадают следующие доходы:
- – в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
- – в виде дивидендов и процентов;
- – в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
- – в натуральной форме, определяемые согласно ст. 211 НК РФ, в том числе подарки, полученные налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
- – в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.
Одновременно коррективы внесены в п. 6 и 7 ст. 228 НК РФ.
Из новой нормы следует, что если налогоплательщик получил в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года доходы, за исключением приведенных выше, налоговый агент не удержал с него НДФЛ, а на основании п. 5 ст. 226 НК РФ передал сообщение о невозможности удержать НДФЛ в налоговый орган и сумма НДФЛ не была взыскана с этого налогоплательщика, то эта сумма НДФЛ и будет фактически списана.
Если НДФЛ был уплачен или взыскан с налогоплательщика до дня вступления в силу Федерального закона № 436‑ФЗ, то новые положения к таким доходам применяться не будут.
Поскольку в данном случае в п. 72 ст. 217 НК РФ речь идет не о сумме НДФЛ, а о доходе, будут списаны как сумма НДФЛ, так и пени, начисляемые на недоимку.
Таким образом, под амнистию попали так называемые условные доходы – например, списанные заемщику кредиты, коммунальные услуги.
Транспортный, земельный и другие налоги: за какой период спишут?
Федеральный закон № 436‑ФЗ устанавливает, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом соответствующего решения, по следующим налогам физических лиц:
- – транспортный налог;
- – налог на имущество;
- – земельный налог.
- Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.
- Кроме того, будут признаны безнадежными и списаны недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся также на 1 января 2015года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением следующих:
- – НДПИ;
- – акцизы;
- – налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.
- Решение о списании названных недоимки и задолженности по пеням и штрафам будет приниматься налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
- Данное решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.
- Отметим, что законодатель не установил срок принятия указанных решений; остается надеяться, что налоговики не будут затягивать данный процесс.
Таким образом, все рассмотренные задолженности будут списаны с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (как действующих, так и бывших) в автоматическом режиме, приходить в налоговый орган и писать какие‑либо заявления, а также представлять документы не нужно.
На первый взгляд, зачем нужно списывать недоимку по налогам, пеням и штрафам, образовавшуюся на 1 января 2015 года, если на 1 января 2018 года и так пройдет срок исковой давности – три года? Как обычно, не все в налоговом законодательстве однозначно.
Согласно позиции Минфина НК РФ не установлен общий срок давности выявления и взыскания недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.
Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок.
Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в три года в отношении выявления налоговым органом недоимки (письма Минфина России от 11.02.2010 № 03‑02‑07/1-57
Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/471984/
Что не так с налоговой амнистией
Закон о налоговой амнистии был принят стремительно. 14 декабря 2017 г. на ежегодной пресс-конференции президент Владимир Путин обнародовал предложения по списанию налоговой задолженности граждан и индивидуальных предпринимателей (ИП), а уже 21 декабря 2017 г.
– спустя неделю – Госдума приняла содержащий необходимые нормы законопроект в трех чтениях, о чем 22 декабря на съезде «Единой России», предваряя выступление Путина, доложил и. о. секретаря генсовета «Единой России» Андрей Турчак. 26 декабря 2017 г.
законопроект был одобрен Советом Федерации, 28 декабря – подписан президентом.
В принятом виде соответствующие нормы закона содержат ряд фундаментальных недостатков (что неудивительно, учитывая спешку «навстречу съезду»), а потому требуют доработки до приемлемого состояния, равно как и публичного обсуждения того, что именно было принято, в том числе обсуждения кандидатами в президенты, претендующими на что-то большее, чем роль статистов: в конце концов, он прямо касается 50 млн налогоплательщиков (они же избиратели), а косвенно – и всех остальных налогоплательщиков (и снова – избирателей), в очередной раз убеждающихся в том, что с уплатой налогов можно было и не торопиться.
Во-первых, принятый закон не соответствует поставленным президентом вводным, предусматривая безусловное списание задолженности и увеличивая цену амнистии в 3 раза.
В отношении граждан (не ИП) Путин говорил о списании – «освобождении от выплат» – по налоговой задолженности, «которая возникла на протяжении предыдущих многих лет в силу обстоятельств, которые даже с человеком иногда не связаны, в силу несовершенства нашей налоговой системы». Речь шла о 42 млн человек и общей сумме в 41 млрд руб.
Однако законом вне зависимости от каких-либо условий и обстоятельств «признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 г., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку». Без условий. Почувствуйте разницу.
В отношении ИП президент также обозначил обстоятельства, обуславливающие списание: «Человек начал работу, начал бизнес. Что-то не получилось. А налоги на него всё начисляли и начисляли. Надо освободить».
Путин подчеркнул, что это касается 2,9 млн ИП и суммы в 15 млрд руб. Как следует из текста принятого закона, и в этом случае недоимка на 1 января 2015 г.
по всем налогам (кроме НДПИ, акцизов и таможенных платежей) вместе с начисленными на нее пенями списывается вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств и условий.
В результате озвученные президентом суммы (56 млрд руб.) в реализованном законодателем варианте превращаются уже в 150 млрд руб. в оценке председателя профильного комитета нижней палаты парламента Андрея Макарова. Для понимания масштаба: 150 млрд руб. – это годовой бюджет крупного профицитного субъекта Федерации.
Во-вторых, закон не предусматривает никаких ограничений по суммам списания, позволяя списывать многомиллионные задолженности финансово состоятельных граждан и предпринимателей. Подлежащие списанию 150 млрд руб.
, которые насчитал профильный комитет Госдумы, – это долги примерно 50 млн граждан и ИП, т. е. в среднем 3000 руб. на налогоплательщика.
Казалось бы, это не слишком высокая цена ни для новогоднего подарка президента, ни для предвыборного жеста кандидата.
Однако налоговая задолженность не распределена равномерно, и есть все основания полагать, что реализация норм закона приведет к списанию налоговой задолженности целого ряда весьма состоятельных граждан и предпринимателей на суммы, исчисляемые сотнями тысяч и миллионами, а в отдельных случаях – десятками миллионов рублей.
Несмотря на то что налоговая задолженность не является, согласно Налоговому кодексу, налоговой тайной, данные по ней тем не менее не публикуются. В результате при реализации закона мы даже не узнаем ни имен счастливчиков, избавившихся от многомиллионной задолженности, ни сумм списания, сыграв всей страной в «тайного Санту» наоборот – игру, в которой получатель подарка неизвестен.
В-третьих, закон списывает задолженность перед бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований, не предусматривая никаких компенсаций из федерального бюджета.
Списание касается трех налогов, которые зачисляются исключительно в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований: налог на имущество физических лиц (местный бюджет), налог на землю (местный бюджет) и транспортный налог (региональный бюджет).
При этом Макаров утверждает, что доля безнадежной задолженности в общем объеме списания составляет не более 1/3, следовательно, как минимум остальные 2/3 вполне реальны к взысканию. А значит, списав потенциально взыскиваемые долги перед субъектами и муниципалитетами на 150 млрд руб.
, необходимо одновременно либо освободить их от расходных обязательств на ту же сумму (что нереально), либо предусмотреть дополнительные дотации из бюджетов на ту же сумму, причем здесь и сейчас, а не «потом, может быть, половину» (как это случилось в 2017 г. с изъятым у субъектов 1 п. п. налога на прибыль: собрали в федеральный бюджет 72 млрд руб., а вернули, перераспределив по весьма спорному алгоритму, в бюджеты субъектов 36 млрд руб.).
В-четвертых, закон предусматривает списание задолженности вне зависимости от желания налогоплательщика – автоматически, без обращения или какого бы то ни было иного вовлечения в процесс.
Несмотря на то что с практической точки зрения это представляется эффективным и к тому же на первый взгляд соответствует поручению президента («сделать это нужно максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции»), списание задолженности без согласия налогоплательщика или хотя бы без возможности выразить несогласие (для тех редких индивидов, кто, вопреки регулярным амнистиям, с уважением относится к конституционной обязанности платить налоги, но, например, из-за финансовых сложностей не смог ее выполнить в срок) представляется некорректным и неправомерным. Отдавая отчет в условности аналогии, напомним все же, что в уголовном праве применение амнистии требует согласия амнистируемого.
И наконец, последнее. В своем нынешнем виде, освобождая всех без исключения налогоплательщиков – физических лиц и ИП – без каких-либо оснований, условий, исключений и проч.
от обязанности погасить задолженность по целому ряду законно установленных налогов, закон прямо противоречит норме прямого действия Конституции (ст.
57: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы») и одновременно посылает российскому обществу очередной сигнал, что ненормативное поведение (не платить налоги) – нормально, а нормативное (платить) – нерационально, все равно под очередные выборы спишут.
Несмотря на то что формально эти поправки были приняты без привязки к выборам, на практике налоговая амнистия фактически заменила обозначение фаворитом предвыборной гонки своих взглядов на приоритеты налоговой политики следующих шести лет. «Об этом пока рано говорить», – сказал Путин, хотя ранее он анонсировал «донастройку» (возможно, существенную) налоговой системы уже в 2019 г.
Решение главного кандидата не обсуждать эту тему со своим избирателем весьма рационально и одновременно симптоматично для России. Традиционные представительные демократии исторически формировались как демократии налогоплательщиков.
С тех пор избиратель четко понимает связь между своим правом потребителя общественных благ, своими обязанностями налогоплательщика, который финансирует производство этих благ, и своим решением как избирателя, который и определяет, что и как производить государственному аппарату и кто и в какой пропорции будет это получать.
Именно поэтому вопросы налоговой политики имеют огромное значение в предвыборных кампаниях в США, Великобритании, Франции, Германии.
И пока у нас как у граждан не появится в голове такая же прочная увязка, вместо публичного обсуждения в рамках политического процесса и его кульминации – выборов – актуальных вопросов налоговой политики мы будем получать налоговые амнистии.
Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/01/23/748623-nalogovoi-amnistiei
По западному образцу: принесет ли налоговая амнистия результат?
Напомним, что первый этап деофшоризационной налоговой амнистии (а мы говорим именно о той амнистии, которая была принята параллельно, с так называемым деофшоризационным законодательством (или законодательством о КИК)) стартовал в 2015 году и закончился 30 июня 2016 года (введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 140-ФЗ).
Основная идея амнистии заключалась в том, что физическим лицам, подавшим специальную декларацию в отношении своих (в том числе когда владение осуществлялось через номинальных держателей) зарубежных счетов, имущества и контролируемых компаний, в определенных случаях гарантировалось освобождение от уголовной и административной ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства. Кроме того, таким лицам гарантировалось освобождение от ответственности за совершение налоговых правонарушений. Итоги первого года амнистии были весьма незначительны: декларанты не спешили заявлять о своих зарубежных активах. Основные причины состояли в недоверии к контролирующим органам, а также в большом количестве белых пятен и противоречий в законодательстве.
Одним из существенных моментов, на который бизнесмены обращали внимание, было ограничение гарантий освобождения от ответственности за нарушение валютного законодательства в отношении операций по зарубежным счетам за период до 1 января 2015 года. То есть на операции, совершенные уже после вступления в силу закона, гарантии не распространялись.
Соответственно, существовал как минимум полугодовой период, который выпадал из-под действия амнистии, а у многих потенциальных декларантов «незаконные» операции в этот период производились, и им грозила ответственность за их совершение (только административный штраф составлял до 100% от суммы валютной операции).
Конечно, большинство не торопилось добровольно сдаваться налоговым органам.
Учитывая эти факторы, в значительной степени повлиявшие на низкую активность декларантов, в апреле 2016 года эти недостатки были устранены, и темпы подачи специальных налоговых деклараций значительно выросли. Данные о том, сколько граждан подали специальную декларацию, разнятся. В прессе звучали цифры от 2500 до 15 000 деклараций.
Министр финансов Антон Силуанов в декабре прошлого года на Гайдаровском форуме заявил, что в 2016 году было подано 7200 специальных деклараций. Объем заявленных капиталов остался неизвестен, но цифра в 7000 деклараций выглядит не очень впечатляющей (особенно по сравнению со статистикой, которую мы увидим далее по другим странам).
Несмотря на то что амнистия уже закончилась, сейчас о ней стали вспоминать все чаще и чаще. И такой интерес во многом вызван развитием обмена налоговой информацией между странами и в первую очередь автоматического обмена такой информацией.
Россия подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information, CRS MCAA), а также приняла федеральный закон для его реализации (Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ).
21 декабря 2017 года на сайте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) появилась информация о юрисдикциях, которые готовы в автоматическом режиме предоставлять России информацию в отношении финансовых счетов компаний и физических лиц — налоговых резидентов России. Всего на настоящий момент таких стран 73, но в их перечень вошли такие любимые россиянами страны для учреждения иностранных компаний, как БВО, Кипр, Швейцария, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Великобритания, Бермуды, Лихтенштейн и другие.
Соответственно, уже в этом году российские налоговые органы получат целый пласт информации в отношении зарубежных счетов (в том числе открытых на компании), бенефициарами которых являются российские налоговые резиденты. И такая информация создаст отличный базис для проверки налоговыми органами правильности декларирования прибыли контролируемых иностранных компаний, валютных счетов и операций, а также ряда других аспектов.
Конечно, в текущих условиях многие российские резиденты, которые два года назад не верили в такое быстрое развитие событий, сейчас уже всерьез рассматривают возможность воспользоваться амнистией. По нашей информации, действие закона планируется продлить до конца текущего года, условия амнистии остаются прежними. Вот только тем, кто уже амнистировался, второго шанса дано не будет.
Следует отметить, что проведение налоговых амнистий, конечно, не российское изобретение. Параллельно с нами многие страны ведут свою борьбу с офшорами и также вводят налоговые амнистии. Например, в Италии совсем недавно были проведены две налоговые амнистии.
Первая амнистия охватывала длительный период с 2003 по 2014 год и длилась с 1 января по 30 ноября 2015 года. Под амнистию подпадали банковские счета, активы и денежные средства в сейфах, принадлежащие итальянским налоговым резидентам.
Налогоплательщикам гарантировалось освобождение от уголовной ответственности, но не освобождение, а уменьшение административной ответственности. Также необходимо было уплатить определенный налог в бюджет Италии.
Таким образом, мы видим, что условия нашей амнистии намного мягче. Исходя из публичной информации в рамках данного этапа амнистии было подано 130 000 деклараций, возврат налогов в бюджет составил около €4 млрд, а сумма задекларированного дохода составила $60 млрд.
В конце 2016 года правительство Италии решило провести второй раунд амнистии. Срок действия второй волны декларирования был установлен с октября 2016 года по 31 июля 2017 года.
Основными отличиями второй волны были уплата полной суммы налога, а также сокращение штрафов до 50% при соблюдении определенных условий по переводу активов, возможность самостоятельной оценки налоговых обязательств (если она не будет оспорена налоговыми органами). Поскольку амнистия закончилась недавно, ее результаты пока неизвестны.
Параллельно с нами и итальянцами свою налоговую амнистию провела и Греция. Под амнистию в Греции подпадали все ранее незадекларированные активы. Амнистия проводилась в период с декабря 2016 года по ноябрь 2017 года.
По аналогии с Россией и Италией в рамках амнистии предоставлялось освобождение от уголовной ответственности, и по аналогии с Италией уменьшалась величина административной ответственности за неуплату налогов.
При этом сам налог подлежал уплате (ставка зависела от года возникновения налогового обязательства: чем старше обязательство (а заявить можно было за период начиная с 2001 года), тем выше ставка. Исходя из доступной информации, было подано примерно 100 000 добровольных деклараций, а доплата налогов составила €600 млн.
Как видим, налоговые амнистии в Италии и Греции дали более весомые результаты, по крайней мере по количеству поданных деклараций. Посмотрим, какие результаты принесет российская амнистия 2.0.
Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/356735-po-zapadnomu-obrazcu-prineset-li-nalogovaya-amnistiya-rezultat