Финансовая налоговая ответственность и санкции за совершение правонарушений по НК РФ

В Налоговом Кодексе Российской Федерации дается четкое определение понятия «налоговое правонарушение».

Налоговым правонарушением является виновно совершенное противоправное (в нарушение налогового законодательства) действие (бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлены соответствующие меры ответственности.

В данном определении содержится юридически значимых признаков налогового правоотношения.

  1. Налоговое правонарушение представляет собой противоправное деяние, т. е. действие, которое нарушает нормы налогового законодательства. В качестве налогового правонарушения рассматриваются только те деяния, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Формой осуществления деяния может быть либо действие, либо бездействие. Например, в качестве действия может выступать отказ от предоставления налоговым органом необходимых документов и сведений, а бездействием считается, например, непредставление налоговой отчетности в налоговые органы.
  2. Налоговое правонарушение совершается виновно либо по неосторожности, либо умышленно. Вина выступает обязательным признаком налогового правонарушения. Если в действиях лица будет признано отсутствие вины, то Налоговым кодексом исключается возможность применения санкций к данному налогоплательщику.
  3. Налоговое правонарушение должно повлечь за собой вредные последствия, которые могут выражаться в нанесении ущерба, нарушении прав и т. д., причем должна быть установлена причинно-следственная связь между самим деянием и наступлением последствие. Например, чтобы применить положения п.1 ст.112 НК РФ необходимо установить взаимосвязь между неуплатой налога и вызвавшей его причинной — занижением налоговой базы. [1, c. 226].
  4. Налоговое правонарушение должно быть наказуемо, т. е. его совершение приводит к наступлению негативных последствий для налогоплательщика в виде применения налоговых санкций.

Все вышеперечисленные признаки свойственны всем налоговым правонарушениям. Однако каждое фактическое правонарушения имеет свой собственный состав, который и является основанием для привлечения к ответственности.

Финансовая налоговая ответственность

Для анализа налоговых правонарушений необходимо их классифицировать. Выделяют различные классификации налоговых правонарушений.

По характеру и направленности налоговые правонарушения условно подразделяются на четыре группы:

  1. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116–117 НК РФ)
  2. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119–120 НК РФ)
  3. Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)
  4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125–129.1 НК РФ) .

По объекту налоговые правонарушения классифицируются на:

  • налоговые правонарушения, непосредственно связанные с осуществлением налоговых платежей и влекущие напрямую финансовые потери государства;
  • налоговые правонарушения, связанные с несоблюдением установленного порядка управления в налоговой сфере.

В зависимости от направлений деятельности различают следующие виды налоговых правонарушений

  • правонарушения, связанные с системой налогообложения;
  • правонарушения, связанные с нарушением прав и свобод налогоплательщиков;
  • правонарушения, связанные с нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • правонарушения, связанные с нарушением исполнения контрольных функций налоговых органов.
  • правонарушения, связанные с неисполнением системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
  • правонарушения, связанные с неисполнением доходной части бюджетов.

В зависимости от субъектного состава выделяют следующие виды налоговых правонарушений:

  • правонарушения, совершаемые физическими ликами, к таким правонарушениям может относится отказ эксперта или переводчика от участие в мероприятиях налогового контроля, ответственность свидетеля и т. д.;
  • правонарушения, совершаемые физическими и юридическими лицами, например, непредставление налоговых деклараций, непредставление сведений о счетах и т. д.

Налоговые правонарушения можно так же классифицировать по их составу. Например, по степени опасности выделяют такие виды правонарушений как основной, квалифицированный и привилегированный.

Основным считается состав налогового правонарушения, который содержит с только необходимую совокупность объективных и субъективных признаков.

В данном случае не предполагается наличие каких-либо дополнительных признаков, которые влияют на уровень общественной опасности деяния.

Например, в качестве простого состава налогового правонарушения могут рассматриваться нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления информации об открытых и закрытых счетах в банках, неуплата или неполная уплата сумм налога и т. д.

Квалифицированным признается такой состав налогового правонарушения, который требует для определения дополнительные признаки деяния, повышающие уровень общественной опасности совершенного правонарушения.

Такими дополнительными признаками могут выступать: нарушение налогоплательщиком срока постановки на налоговый учет более чем на 90 дней, непредставление более чем 180 дней налоговой декларации в и т. д.

Привилегированным выступает состав налогового правонарушения, который требует для своего определения дополнительные признаки деяния, снижающие уровень общественной опасности содеянного. Такое встречается в налоговом законодательстве достаточно редко.

В качестве привилегированного можно рассматривать состав налогового правонарушения, приведенный п.3 ст.

126 НК РФ, — непредставление в установленный срок налогоплательщиком — физическим лицом в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Также существует классификация по видам ответственности, которую понесет правонарушитель в сфере налогов и сборов. В соответствии с ней налоговые правонарушения делятся на:

  1. преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах, ответственность за который предусмотрена Уголовным кодексом РФ;
  2. налоговое правонарушение с признаками административной ответственности, ответственность за которые наступает в связи с Кодексом об административных правонарушениях;
  3. налоговое правонарушение, ответственность за которое наступает в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, основным критерием такого разграничения выступает нормативно-правовой акт, предусматривающий ответственность за его совершение.

Наиболее серьезными нарушениями, предусматривающими высокую общественную опасность выступают налоговые преступления. В соответствии с Уголовным кодексом ответственность в сфере налогообложения наступает в следующих случаях:

  • при уклонении от уплаты таможенных платежей на основании ст.194 УК РФ;
  • при уклонении от уплаты налогов и сборов с физических лиц на основании ст.198 УК РФ;
  • при уклонении от уплаты налогов и сборов с организации на основании ст.199 УК РФ [4].

Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования. Для привлечения к уголовной ответственности должен иметь место не только сам факт совершения правонарушения, но и его сумма. Уголовная ответственность наступает при сокрытии налогов только в крупном и особо крупном размере.

Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, они оказывают косвенное влияние на законность в налоговых правоотношениях.

При совершении налоговых правонарушений не содержащих признаков преступления возникает проблема соотношения налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена как нормами НК РФ, так и нормами КоАП РФ.

Проведение сравнительного анализ налоговых и административных правонарушений позволило сделать следующий вывод.

Административное правонарушение — это анстисоциальное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло либо могло повлечь наступление вредных последствий.

При этом негативный эффект может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для наступления вреда.

В качестве налогового правонарушения выступает совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выразилось в неисполнении обязанностей, предусмотренных НК РФ либо в нарушении установленных запретов или предписаний.

Все налоговые правонарушения, которые предусмотрены гл. 16 НК РФ, непосредственно совершаются в сфере налоговых отношений, которые регулируются единым кодифицированным законодательным актом — НК РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в сфере правового регулирования налоговых отношений сформировалась группа однородных административно-правовых правонарушений, которая состоит как из непосредственно административных правонарушений (предусмотренных КоАП РФ), так и налоговых правонарушений (предусмотренных НК РФ).

Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены гл.16 и отдельные виды нарушений гл.18 НК РФ. Рассмотрим последовательно все виды налоговых правонарушений и проанализируем, как проявляет себя в конкретных нормах каждый из элементов состава правонарушения.

В главе 16 НК РФ перечислены все виды налоговых правонарушений и установлена ответственность за их совершение.

Проанализируем размер и динамику начисленных штрафных санкции и пени.Финансовая налоговая ответственность и санкции за совершение правонарушений по НК РФ

Читайте также:  Перечень регистров бухгалтерского учета: образцы форм и правильность отражения хозяйственных операций

Рис. 1. Структура налоговых санкций за период 2012–2014 годов [17]

Начиная с 2012 года, структура налоговых санкций остается практически неизменной. Четверть задолженности — по штрафам. Три четверти по просрочке и неправильному исчислению платежей.

В абсолютных значениях в 2012 году штрафные санкции составили 358’306’348 рублей, в 2013 году — 311’910’114 рублей, в 2014 году — 252’073’713 рублей.

Это говорит нам о параллельном уменьшении сумм задолженности при сохранении структуры.

Разобрав тот факт, что структура остается неизменной на протяжении рассматриваемого периода, перейдем к оценке изменений долговых сумм по годам.

Для справедливого возмещения таких потерь и создан довольно широкий перечень санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах. Из теоретической части взяты штрафы, в общем, и пеня за просрочку.

Структура со временем не меняется, но при рассмотрении значений во времени, наблюдается уменьшение.

В 2013 году произошло снижение штрафных санкций на 13 % по сравнению с 2012 годом. А в 2014 году такое снижение продолжилось. Это свидетельствует об улучшении ситуации с финансовой дисциплиной.

Финансовая налоговая ответственность и санкции за совершение правонарушений по НК РФ

Рис. 2. Динамика налоговых санкций 2012–2014 гг., тыс. руб.

После оценки общей суммы штрафов можно провести анализ в разрезе федеральных, региональных, местных и налогов по специальным налоговым режимам.

Финансовая налоговая ответственность и санкции за совершение правонарушений по НК РФ

Рис. 3. Динамика налоговых санкций по видам налогов

По итогам проведенного исследования можно отметить, что по всем показателям наблюдается снижение штрафов в бюджет. Из рис.

3 ясно, что санкции по федеральным налогам и сборам превышает остальные примерно в десять раз.

Так, за два года штрафы по налогу на прибыль снизились на 7 %, по НДС на 15 %, а платежи за пользование природными ресурсами и вовсе на 90 %. По остальным федеральным налогам и сборам понижение на 17 %.

Нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налогов. Структура налоговых санкций по видам налогов приведена на рис. 4.

Финансовая налоговая ответственность и санкции за совершение правонарушений по НК РФ

Рис. 4. Структура налоговых санкций по видам налогов в 2014 году

Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые правонарушения направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Неуплата налогов является главной причиной недоступления налогов в бюджет РФ.

Основные правонарушения совершаются в отношении таких налогов как налог на прибыль организаций — 36 %, НДС — 28 %, налог на доходы физических лиц — 18 %.

Обобщение следственной практики по делам об уклонении от уплаты налогов показывает следующие категории должностных лиц, совершивших налоговые правонарушения: руководитель — 82 %; заместитель руководителя — 2 %; главный бухгалтер — 16 %.

Из выше представленных данных можно сделать вывод, что в основном уклоняются от налогов руководители (82 %). На наш взгляд, основная причина этого кроется в больших налогах. Руководителям выгоднее уклониться от налогов, чем заплатить их.

Из диаграммы видно, что основными способами совершения налогового правонарушения являются занижение объема реализованной продукции (43 %), прочие (23 %) и сокрытие выручки от реализации продукции (14 %).

Финансовая налоговая ответственность и санкции за совершение правонарушений по НК РФ

Рис. 5. Основные виды налоговых правонарушений в 2014 году

Проанализируем налоговые правонарушения в разрезе отраслей промышленности (рис. 6).

Финансовая налоговая ответственность и санкции за совершение правонарушений по НК РФ

Рис. 6. Налоговые правонарушения по отраслям в 2014 году

Из диаграммы видно, что наибольшее число нарушений налогового законодательства происходят в промышленности (23,30 %), торговле (17,40 %) и строительстве (17 %), а также прочие (24 %).

В итоге, рассматривая общую картину можно сделать ряд выводов.

Во-первых, это наблюдается общее снижение задолженностей и штрафных санкций, вытекающее из возможного снижения нарушений вообще.

Второе, это то, что при довольно большом снижении, остается неизменной структура в разрезе общей совокупности, за исключением отдельных элементов.

Источник: https://moluch.ru/archive/103/23931/

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Правонарушения » Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Сегодня субъектами налоговых правоотношений могут быть физические лица и организации.

Перечень лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, определен статьей 107 НК РФ с опорой на 15, 16, 18 главы Кодекса. Рассмотрим список лиц, совершающих налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Статья 107 НК РФ свидетельствует о том, что ответственность по законодательству несут только организации и физические лица. Иные субъекты, такие как подразделения юридических лиц, не являются ответственными налогоплательщиками, а значит не могут быть привлечены к принудительной оплате налогов.

К ответственности могут быть привлечены лица старше 16 лет, исключая следующие случаи:

  • повторное привлечение к ответственности, несмотря на отягчающие обстоятельства;
  • привлечение без установления факта совершения правонарушения и без наличия решения налогового органа о предстоящем взыскании;
  • привлечение к ответственности, если оплата уже произведена.

Ответственность может возникать по следующим основаниям:

  • если налогоплательщик не в состоянии оплатить всю налоговую задолженность либо уклоняется от уплаты налогов по соответствующей налоговой системе;
  • если плательщик нарушает сроки и механизм учета расходов и доходов организации;
  • если лица уклоняются от осуществления налогового учета;
  • непредставление налоговой декларации либо неправильно заполненная декларация.

Данные нарушения регулируются статьями 116-129 НК РФ и предусматривают ответственность в виде штрафов, пеней в размере от 40% от суммы неуплаченных налогов.

Налоговая ответственность за правонарушения может возникать одновременно с уголовной, гражданской, административной ответственностью в рамках российского законодательства.

Привлечение налогоплательщиков к ответственности не снимает с них обязанности полностью выплатить налоговую задолженность.

В этом случае мерой пресечения будет являться начисление штрафов и пеней на неуплаченную сумму налогов.

Рассмотрим пример из судебной практики. Постановлением ФАС по делу рассмотрено, что налогоплательщик посчитал неправомерным привлечение к налоговой ответственности подразделения организации.

Суд признал иск налогоплательщика правомерным, поскольку по статье 107 НК РФ к ответственности за налоговое правонарушение может быть привлечен только сам налогоплательщик, которым в данной ситуации является головная организация.

Не является ответственным за налоговое правонарушение и публично-правовое образование. Управление муниципальным имуществом, например, не может быть призвано к ответственности, так как является местным органом самоуправления.

Применение мер ответственности по уплате налога на добавленную стоимость является недопустимым и ошибочным. Данное правило закреплено Постановлениями Президиума ВАС.

Отметим следующее замечание: любое налоговое правонарушение должно быть доказано налоговыми органами. При этом лицо считается невиновным до тех пор, пока виновность не будет доказана в установленном законом порядке.

Лица, привлекаемые к ответственности за совершение налоговых правонарушений

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут следующие налоговые субъекты:

  • юридические лица – в качестве коллективных субъектов права. К ним относятся российские и иностранные организации, международные компании и их филиалы, а также любые организации, расположенные на территории Российской Федерации, или осуществляющие основную деятельность на территории России;
  • физические лица – в качестве субъектов индивидуального правового значения. К ним относятся российские граждане, иностранные гости, а также лица без гражданства. К данной категории относятся и индивидуальные предприниматели.

Признание отдельного лица субъектов налогового права может быть осуществлено только при наличии статуса налогоплательщика или агента либо являться налоговым представителем данных категорий лиц.

Также сюда можно отнести любого субъекта, осуществляющего обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с российским законодательством: эксперты, переводчики и т.д.).

Читайте также:  Онлайн-кассы на 2019-2020 годы: новый закон №54-ФЗ, переход и применение

Названные субъекты признаны специальными правовыми субъектами в соответствии с главой 18 НК РФ. Штрафы, назначаемые к взысканию за нарушение законодательства по уплате налогов, устанавливаются в порядке, предусмотренном НК РФ в соответствии со статьями 116-129.

В Кодексе указаны различные виды штрафов, необходимые к уплате физическими и юридическими лицами. Они совпадают и отличаются только для банковских организаций. При этом порядок установления штрафов основных субъектных лиц налоговых правонарушений установлен главой 16, а для банков – главой 18 НК РФ.

Несмотря на то, что компания привлекается к налоговой ответственности, ее должностные лица могут быть привлечены к любому другому виду ответственности.

Например, если генеральный директор уличен в сокрытии налогов, то он может попасть под уголовное преследование, в то время, как сама компания будет являться ответственным за правонарушение налогоплательщиком.

Все физические лица должны соответствовать одному главному признаку – быть старше 16 лет. Данный возраст по законодательству признан возрастом, с которого человек может отдавать себе отчет в действиях и руководить своими поступками. Но Налоговому законодательству признаком физического лица является его полная вменяемость.

Вменяемость – способность человека осознанно руководить своими действиями. Невменяемое физическое лицо не в состоянии нести ответственность за правонарушения, поскольку в совершении нарушения отсутствует его воля и сознание. Данное правило установлено статьей 111 НК РФ, и полностью исключает вину лица в совершении правонарушения.

  • Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений, должны быть старше 16 лет и обладать полной вменяемостью.
  • Для юридических лиц таких требований нет, так как для возникновения ответственности за налоговое правонарушение организация должна только осуществлять деятельность на территории России и являться налогоплательщиком.
  • Таким образом, субъектами правонарушений могут быть российские и иностранные лица, соответствующие требованиям норм российского налогового законодательства в рамках статей 107-129 НК РФ.
  • Если субъект уплачивает налоги на территории Российской Федерации, то должен быть ознакомлен с порядком осуществления этого процесса, в противном случае может возникнуть обязанность оплачивать дополнительные пени и штрафы, часто превышающие размер самих налогов.

Источник: https://advokat-malov.ru/pravonarusheniya/lica-podlezhashhie-otvetstvennosti-za-sovershenie-nalogovyh-pravonarushenij.html

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Характеристика налоговых правонарушений

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

    1. штраф в конкретно определенном размере;
    2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;
    3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;
    4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России)

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ “О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации”

Характеристика налоговых правонарушений

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Данное определение содержит следующую совокупность наи­более важньж юридических признаков налогового правонарушения.

Противоправность деяния

Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения.

Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах.

Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.

) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).

Виновность

Налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности).

Виновность означает предусмотренное Налоговым кодексом РФ психическое отноше­ние лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям.

Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений, и большинство составов

  • налоговых правонарушений, установленных в нем, предполагает наличие неосторожной формы вины.
  • Относительно налоговых правонарушений волевые признаки виновного психического отношения выражаются в желании на­ступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвра­щение последствий. При отсутствии у правонарушителя воле­изъявления на совершение налогового правонарушения, он не­сет ответственность за неиспользование своих способностей для предотвращения вредных последствий;

Наказуемость деяния

Совершение налогового правона­рушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций.

Наказуемость является формальным при­знаком налогового правонарушения, поскольку налоговым пра­вонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое преду­смотрена Налоговым кодексом РФ.

Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является импе­ративной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.

  1. Сущность наказуемости как формального признака налого­вого правонарушения заключается в угрозе применения наказа­ния к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.
  2. Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.
  3. Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных при­знаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового пра­ва признаки (элементы), совокупность которых позволяет счи­тать противоправное деяние налоговым правонарушением.

Состав налогового правонарушения

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемен­та:

    1. объект,
    2. объективная сторона,
    3. субъект и
    4. субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред.

Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые   налоговым   законодательством.

Общим   объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового зако­нодательства препятствуют полноценному формированию до­ходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопос­лушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового пра­вонарушения могут являться императивно установленные отно­шения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществ­лению налогового контроля, а также в случаях, прямо преду­смотренных НК РФ, — отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона — совокупность признаков противоправных деяний, предусмот­ренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками за­конодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Читайте также:  Егаис для ип, торгующих пивом в 2019-2020 годах: нужна ли программа для разливного пива, как подключить и работать, списание и возврат

Признаки противоправности деяний, предусмот­ренных нормами налогового права:

Обязательными признаками объективной стороны налоговых правонарушений следует считать:

  1. само противоправное деяние и его результат,
  2. наличие причинной связи между деянием и резуль­татом (последствиями).

Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том случае, если наступившие общественно опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

Факультативными признаками объективной стороны налого­вых правонарушений являются:

  1. место,
  2. способ,
  3. обстановка,
  4. время,
  5. систематичность и
  6. повторность совершения правонарушения.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для ква­лификации ряда налоговых правонарушений. Например, ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежа­щую применению. Например, грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение более одного налогового периода.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст.120 НК РФ квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения как системати­ческое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных ак­тивов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесе­на Налоговым кодексом РФ к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Деяния, составляющие объективную сторону налоговых пра­вонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездей­ствии.

Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве за­ключается в несовершении фискально обязанным лицом импера­тивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить.

Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет фи­нансовый учет и т.д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юри­дическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.

Субъект налогового правонарушения — лицо, совер­шившее нарушение налогового законодательства и которое в соот­ветствии с действующим законодательством может быть привле­чено к ответственности.

Общий субъект определяется на основа­нии положений НК РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и органи­зациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть ФЛ и ЮЛ:

  • налогоплательщики — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на терри­тории РФ филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • плательщики сборов;
  • налоговые агенты — российские и иностранные организа­ции, а также индивидуальные предприниматели;
  • законные представители налогоплательщика — физического лица;
  • свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица;
  • организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонаруше­ния. Например, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

Принцип привлечения к юридической ответственности толь­ко за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных отраслей права, в том числе и налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Классификация составов налоговых правонарушений

  1. по степени общественной опасности:
    • основ­ной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
    • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
    • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  2. по особенности конструкции объективной стороны:
    • материальные;
    • формальные.
  3. по форме совершения противоправного деяния:
    • совершенные в результате действия;
    • совершенные в результате бездействия;
    • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
  4. по непосредственному объекту состава правонарушений:
    • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
    • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/vidi-nalogovich-pravonarusheniy-i-otvetstvennost-za-ich-sovershenie-charakteristika-nalogovich-pravonarusheniy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector