Контролируемые иностранные компании (кик): что это такое, образец заполнения уведомления об иностранной структуре без образования юридического лица, налогообложение кик, законодательная база, прибыль и отчетность

В числе последних таких шагов в России – это налогообложение прибыли иностранных компаний в России через контролирующие их лица, являющимися налоговыми резидентами нашей страны.

Данная схема позволяет бюджету получить налог от иностранных компаний пропорционально доле участия физического лица – налогового резидента Российской Федерации до получения этим лицо дохода от такой иностранной компании. Так как доход контролируемой иностранной компании (далее – КИК) приравнивается к доходу контролируемого лица.

Давайте рассмотрим, кто признается контролирующим лицом, кто – КИК, что нужно сделать, если вы признаетесь контролирующим лицом КИК и в какие сроки.

КИК признается не любая иностранная организация, а только если одновременно выполняются следующие условия (п. 1 ст. 25.13 НК РФ):

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом этой организации являются организация – налоговый резидент РФ и (или) физическое лицо – налоговый резидент РФ.

За рубежом не все организации являются юридическими лицами. Поэтому НК РФ уточнено, что КИК признается иностранная структура без образования юридического лица, удовлетворяющая вышеназванным критериям (п. 2 ст. 25.13 НК РФ).

Кто признается контролирующим лицом

Не все лица, владеющие долей в КИК, признаются контролирующими лицами. В общем случае контролирующим лицом КИК признаются (п. 3, 6, 7, 9, 13 ст. 25.13 НК РФ):

  • — физическое или юридическое лицо с долей участия в этой организации более 25%;
  • — физическое или юридическое лицо с долей участия в этой организации более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов РФ в этой организации составляет более 50%;
  • — учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица;
  • — лицо, доля участия которого в КИК менее выше установленных пределов, но лицо оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения;
  • — лицо самостоятельно себя признает контролирующим лицом.

При определении размера доли в КИК физического лица складываются его единоличная доля, доля супруга (и) и несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 25.13 НК РФ).

Что касается иностранной структуры без образования юридического лица, то контролирующим лицом такой структуры может быть и не учредитель (основатель). Контролирующим лицом такой структуры признается иное лицо, если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 12 ст. 25.13 НК РФ):

  1. 1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;
  2. 2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
  3. 3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).
  4. В тоже время учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица может не признаться контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно выполняется

(п. 10 ст. 25.13 НК РФ):

  • 1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
  • 2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
  • 3) такое лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);
  • 4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроля.

В случае сохранения за учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица хотя бы одного из вышеперечисленных возможностей, такое лицо признается контролирующим лицом (п. 11 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующими лицами не признаются лица, если их участие в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

(п. 4 ст. 25.13 НК РФ).

Кроме того, не может быть признан контролирующим лицом управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда, а такой фонд – КИКом, только на том основании, что является налоговым резидентом Российской Федерации или осуществляет деятельность по управлению активами такого фонда (компании) на территории Российской Федерации.

Освобождение от налогообложения прибыли КИК

Не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению. НК РФ содержит перечень случаев, когда контролирующее лицо уплачивает налог с прибыли КИК.

Прибыль КИК освобождается от налогообложения в РФ, если в отношении такой КИК выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ):

— является некоммерческой организацией, которая не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;

— образована в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;

— эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой КИК, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (есть международный договор с РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств и территории из перечня, утвержденного Приказом ФНС России от 01.09.2017 №ММВ-7-17/709@);

  1. Организация является одной из следующих контролируемых иностранных компаний:
  2. — активной иностранной компанией;
  3. — активной иностранной холдинговой компанией;
  4. — активной иностранной субхолдинговой компанией;

— является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности (есть международный договор с РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств и территории из перечня, утвержденного Приказом ФНС России от 01.09.2017 №ММВ-7-17/709@);

— является одной из следующих иностранных организаций (есть международный договор с РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств и территории из перечня, утвержденного Приказом ФНС России от 01.09.2017 №ММВ-7-17/709@);

  • — является эмитентом обращающихся облигаций;
  • — организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
  • — участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска при соблюдении определенных условий (с периодов, начинающихся в 2016 году);
  • — является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или — непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

Наиболее широко применимые освобождения прибыли КИК от налогообложения — это активность иностранной компании и эффективная ставка налогообложения. Ведь во многих европейских странах ставка налога выше, чем у нас.

Активной иностранной компанией признается иностранная организация, у которой доля пассивных доходов за отчетный финансовый год составляет не более 20% от общей суммы доходов неконсолидированной финансовой отчетности (п. 3 ст. 25.13-1 НК РФ).

Пассивными признаются доходы (п. 4 ст. 309.1 НК РФ):

  1. 1) дивиденды;
  2. 2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
  3. 3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;
  4. 4) доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности.
  5. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;
  6. 5) доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
  7. 6) доходы по операциям с производными финансовыми инструментами;
  8. 7) доходы от реализации недвижимого имущества;
  9. 8) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением следующих доходов:
  10. — от предоставления в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река – море) плавания или воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  11. — от предоставления в аренду или субаренду подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов.
  12. В целях настоящего подпункта определение суммы дохода от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, производится исходя из общей суммы лизингового платежа за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
  13. 9) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
  14. 10) доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжениринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  15. 11) доходы от услуг по предоставлению персонала;
  16. 12) иные доходы, аналогичные доходам, указанным выше доходам.

При этом не учитываются доходы в виде курсовой разницы, а также следующие доходы (п. 3 ст. 309.1 НК РФ):

  • — переоценки и (или) обесценения или доходы от реализации или иного выбытия долей в уставном капитале организаций, паев, ценных бумаг, производных финансовых инструментов и расходов, признанных при выбытии указанных активов в составе прибыли (убытка) КИК до налогообложения;
  • — суммы прибыли (убытка) дочерних организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности КИК в соответствии с ее личным;
  • — суммы расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов.

Для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК согласно п. 1 ст. 25.

13-1 НК РФ, за исключением КИК из государств ЕАЭС, налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной организацией или иностранной структурой без образования юридического лица, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ). В зависимости от того, по какому основанию освобождает прибыль КИК от налогообложения, пакет документов будет разный.

Эти документы представляются с переводом на русский язык в срок, установленный для представления уведомления о КИК.

Указанные документы можно не представлять при косвенном участии контролирующего лица в КИК через налогоплательщика – контролирующего лица КИК, являющегося российской организацией. Освобождение применяется, если в уведомлении о КИК контролирующее лицо указало сведения об организации, представившей такие документы.

Уведомление об участии в иностранных организациях

Уведомление об участии в иностранных организациях подается в налоговый орган по месту постановки на учет или месту жительства физического лица, если доля такого лица – налогового резидента РФ в иностранных организациях превышает 10%. Уведомление подается не позднее 3 месяцев с даты возникновения (изменения) доли участия в такой иностранной организации (пп. 1 п. 3.1 ст. 23, п. 1, 3 ст. 25.14 НК РФ).

Также необходимо уведомлять об учреждении иностранных структур без образования юридического лица не позднее 3 месяцев с даты их учреждения (пп. 2 п. 3.1 ст. 23, п. 1, 3 ст. 25.14 НК РФ). Уведомление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.04.2015 №ММВ-7-14/177@.

Уведомление также предоставляется в случае, когда такой нерезидент стал налоговым резидентом по итогам этого календарного года. В этом случае уведомление подается срок не позднее 1 марта года, следующего за указанным календарным годом. В уведомлении указываются данные по состоянию на 31 декабря соответствующего календарного года.

Кроме того, уведомление нужно подавать и о прекращении участия в указанных организациях или структурах в течение 3 месяцев с даты прекращения участия или с даты ликвидации.

Читайте также:  Стоимость франшизы кофейни "Старбакс" в России

Источник: https://fingazeta.ru/opinion/eksperty/448753/

Контролируемые иностранные компании и налогообложение иностранных организаций

В марте этого года Минфин РФ опубликовал проект Федерального закона О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)

Представленный законопроект явился первым шагом, сделанным в сфере налогообложения в рамках программы деофшоризации экономики страны. Суть законопроекта заключается в том, чтобы прибыль иностранных компаний, которые контролируются налоговыми резидентами России, облагалась налогом в РФ на уровне контролирующих лиц.

Контролируемые иностранные компании

Контролируемыми иностранными компаниями (далее — КИК) разработанный законопроект признает два вида субъектов: иностранные организации (юридического лица в определении Налогового кодекса РФ) и структуры без образования юридического лица (далее «Структуры»).

К контролируемой иностранной организации закон относит такую иностранную компанию, которая одновременно отвечает следующим критериям:

  • компания не налоговый резидент РФ (вводится определение налогового резидентства юридических лиц, о чем будет сказано далее);
  • компания зарегистрирована в юрисдикции, которая включена Минфином РФ в перечень стран и территорий, дающих льготный режим для налогообложения прибыли (Минфин РФ сообщает, что готовится специальный перечень государств и территорий, и он будет шире, чем тот, который применяется для налогообложения дивидендов по ставке 0 %2);
  • компания находится под контролем российского налогового резидента (как юридического, так и физического лица);
  • компания не является публичной, т.е. не прошла через листинг и не допущена на фондовые биржи, которые включены в перечень Центробанка России по договоренности с Минфином РФ.

Для определения структуры без образования юрлица, как контролируемой иностранной компании, законопроект предлагает применение схожих требований:

  • структура учреждена в юрисдикции, которая включена в список Минфина РФ;
  • наличие контроля российского налогового резидента, а также право структуры (с т. з. личного закона)вести бизнес в интересах своих бенефициаров (доверителей / пайщиков).

Как образец Структуры (т.е. формы предпринимательств, не предполагающей образования юридического лица), законопроект рассматривает фонды, товарищества, партнёрства, которые, кроме того, рассматриваются еще и как форма вложения коллективных инвестиций.

Такой подход расходится с подходом законодательства иностранных государств, знакомых с фондами, товариществами и партнерствами, к содержанию таких образований, т.к. они чаще всего представляют собой юридические лица с правоспособностью.

Как правило, партнерства и товарищества не используются как формы коллективных инвестиций. Такая форма свойственна фондам, хотя есть юрисдикции, в которых правовая система позволяет использовать фонды для управления и владения частными активами и капиталом, аналогично трастам. Но при этом фонды не являются средством коллективного инвестирования.

  • По общепринятому правилу, контролирующим лицом законопроект определяет лицо самостоятельное, или лицо, которое вместе с другими лицами контролирует организацию или структуру (КИК).
  • Осуществление контроля определяется в законопроекте, как способность влиять или оказывать «определяющее влияние» на решения организации о распределении доходов этой организации или на решения лица, которое управляет активами Структуры.
  • Согласно законопроекту, обсуждаемая публично 10% доля участия в организации (в общемировой практике, это, как правило, 50%), подсчитываемая кумулятивно с долями супруга и несовершеннолетних детей, не более, чем частный случай, и не может считаться общим критерием для того, чтобы признать лицо контролирующим.
  • Для администрирования правил, всех налоговых резидентов России обязывают уведомлять налоговый орган об участии в иностранной организации (если доля участия составляет не менее 1%) или об участии в структуре, если резидент имеет фактическое право на прибыль от этой структуры при ее распределении.

Вне связи с этими критериями, уведомление должно отправляться в налоговый орган, если налогоплательщик является контролирующим лицом. Отсутствие уведомления предлагается наказывать штрафом в размере 100 тыс. рублей за каждую КИК.

Основания, которые законопроект предлагает для уведомлений, назвать определенными нельзя.

Так, например, не понятно, что подразумевается под понятием фактического права на доход, что подразумевается под распределением дохода, можно ли назвать распределением дохода выплаты за счет имущества, которое не является прибылью КИК (например, базовое имущество, которое передано в управление трасту или фонду).

Понятно, что, если сохранятся указанные определения, то выяснения с налоговым органом: наличествует или отсутствует у налогового резидента России контроль КИК, будут обычной практикой.

Налогообложение прибыли КИК

По замыслу проекта прибыль контролируемой иностранной компании должен облагаться в России налогом на уровне контролирующего его физического или юридического лица – российского налогового резидента.

Доход КИК будет определяться по положениям 25 главы Налогового Кодекса РФ, а сумма дохода должна быть удостоверена финансовой отчетностью КИК. Эти положения законопроекта дают основание сделать вывод, что финансовая отчетность КИК должна учитывать положения 25 главы Налогового Кодекса РФ, а это объективно невозможно.

Налогообложение дохода по законопроекту должно быть пропорционально доле участия контролирующего лица в КИК, исключая выплаченные за счёт этого дохода дивиденды. Для налогообложения дохода будут применяться стандартные налоговые ставки 13 % или 20 % в зависимости от того, физическое или юридическое лицо.

Таким образом, законопроект не считает доходы от КИК как дивидендную прибыль.

Это дает возможность исключить применение к такой прибыли специальных правил налогообложения и де-факто создает стимул для контролирующих лиц к распределению накопленного в КИК дохода через выплаты дивидендов, например, в не офшорные юрисдикции, так как с налоговой точки зрения это более выгодно (налог на дивиденды для российских резидентов 9%).

Достойно внимания правило, которое регулирует налогообложения в случаях, когда невозможно определить долю участия определенного контролирующего лица в КИК. В этом случае весь доход КИК облагается налогом на уровне контролирующего лица.

Можно подвергнуть сомнениям справедливость такого подхода, потому что на деле чаще всего не просто установить долю участия лица в КИК (например, если используется траст).

В этом случае можно утверждать, что такое правило специально интегрировали, чтобы стимулировать контролирующих лиц, для добровольного раскрытия своей доли участия в КИК.

Налоговое резидентство для юридических лиц

Проект нового закона дает определение понятию «налоговое резидентство для юрлиц», что, как ранее отмечалось, необходимо для полной реализации правил КИК.

Проект закона относит к налоговым резидентам не только российские, но и иностранные компании, признаваемые налоговыми резидентами РФ на основании международных соглашений в сфере налогообложения или, если местом управления ими является Российской Федерации. Согласно законопроекту, к иностранным организациям – российским налоговым резидентам применимы все правила 25 главы Налогового Кодекса РФ (налог на доход).

Согласно законопроекту, чтобы признать Российскую Федерацию местом фактического управления иностранной организации, достаточно выполнить одно из нижеперечисленных условий:

  • в Российской Федерации проводятся заседания совета директоров / руководящего органа;
  • из Российской Федерации, как правило, осуществляется руководящее управление;
  • в Российской Федерации осуществляется деятельность главных должностных лиц;
  • в Российской Федерации ведется бухгалтерский учет организации;
  • в Российской Федерации хранятся архивы организации.

Основания, выдвинутые законопроектом для признания российским налоговым резидентом иностранной компании, с точки зрения фискальной, достаточно агрессивные.

Неконкретные в юридическом плане формулировки законопроекта дают правоприменителям достаточно широкую степень усмотрения в вопросе определения места фактического управления («обычно осуществляется» или «главные должностные лица»).

Это также свидетельствует о намерении российских фискальных служб активно бороться за налоговую базу.

Источник: https://i-offshore.ru/baza-znaniy/stati/kontroliruemye-inostrannye-kompanii-i-nalogooblozhenie-inostrannyh-organizacij.html

Актуальные правила налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК)

  • 1 января 2019 г.
  • С 2015 по 2017 год были внесены существенные изменения в российское налоговое законодательство, а также выпущены многочисленные разъяснения Минфина России, касающиеся новых правил налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими бенефициарами.
  • Представляем Вам краткий обзор наиболее важных положений налогового законодательства, повлиявших на налогообложение прибыли иностранных компаний в России с учетом имеющихся разъяснений Минфина России.

1. Иностранные организации/структуры, являющиеся КИК

В 2015 году Закон ввёл сразу несколько новых понятий, а именно: «контролируемая иностранная компания» (далее — КИК), «иностранная структура без образования юридического лица», «контролирующее лицо» и др., а также возложил ряд новых обязанностей на налогоплательщиков.

  1. Компания может быть признана КИК, в случае если:
  2. а) она не является налоговым резидентом России; и
  3. б) контролируется физическими/юридическими лицами — налоговыми резидентами РФ.
  4. В свою очередь, физическое и юридическое лицо, являющееся российским налоговым резидентом признается контролирующим лицом иностранной организации, если его доля участия в иностранной организации составляла 50% в 2016 году.
  5. С 2017 года данный порог снижен до 25%, а в случае если доли российских налоговых резидентов в КИК в совокупности превышают 50% — до 10%.

В отношении структур без образования юридического лица (например, трастов) Закон устанавливает, что по умолчанию контролирующим лицом такой структуры признается учредитель (основатель) такой структуры.

Учредитель не признается контролирующим лицом только если одновременно соблюдаются все следующие условия:

  1. такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
  2. такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
  3. такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности);
  4. такое лицо не осуществляет контроль над этой структурой.

Кроме этого, контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), например, бенефициар, если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется  одно из следующих условий:

  • такое лицо имеет фактическое право на доход, получаемый такой структурой;
  • такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
  • такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

2. Уведомление об участии в иностранной организации и о КИК

Закон возлагает на налогоплательщиков обязанность уведомить налоговые органы РФ:

  • об участии в иностранной компании, если доля участия превышает 10%;
  • о контролируемых иностранных компаниях;
Уведомление об участии в иностранных организациях представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации.Уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется физическими лицами в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.

Таким образом, в случае если, например, по итогам 2016 года (т.е. на 31.12.2017) физическое лицо признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании и налоговым резидентом Российской Федерации, то такое лицо обязано представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок до 20 марта 2018 года.

3. Расчёт прибыли контролируемой иностранной компании (КИК)

Прибыль КИК — это сумма прибыли этой компании, уменьшенная на величину дивидендов, выплаченных этой КИК в календарном году, следующим за годом, за который составляется финансовая отчетность, и рассчитываемая по правилам ст. 309.1 НК РФ.

Прибыль КИК определяется одним из следующих способов:

  • по данным её финансовой отчётности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год. В этом случае прибылью КИК признаётся величина прибыли компании до налогообложения;
  • по правилам, установленным главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», для налогоплательщиков — российских организаций.
Читайте также:  Заполнение 3-ндфл в 2019-2020 годах: образец на квартиру, примеры, скачать бланк, как заполнить

При этом прибыль КИК на основании данных финансовой отчётности может быть определена при выполнении одного из условий:

  • в случае если КИК находится в государстве, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ;
  • если в отношении финансовой отчётности КИК представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

При этом используется неконсолидированная финансовая отчётность, составленная в соответствии со стандартом, установленным личным законом КИК, либо Международными стандартами финансовой отчётности.

Таким образом, прибыль КИК — офшорной компании может быть определена по данным финансовой отчётности, если будет представлено соответствующее аудиторское заключение.

Определение прибыли на основании норм главы 25 НК РФ производится в том случае, если прибыль КИК нельзя подтвердить данными финансовой отчётности в соответствии с установленными выше требованиями, или по желанию налогоплательщика. При этом такой способ определения прибыли (по главе 25 НК РФ) должен применяться в течение пяти лет.

При расчёте прибыли КИК производится корректировка на суммы переоценки ценных бумаг и других финансовых инструментов, суммы резервов, а также суммы прибыли/убытка дочерних компаний.

Прибыль КИК уменьшается на выплаченные дивиденды, а в отношении иностранных структур без образования юридического лица — на величину распределённой прибыли (причём не только в пользу контролирующих лиц) и подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, определяемого за период, за который, в соответствии с личным законом КИК, составляется финансовая отчетность за финансовый год.

4. КИК, прибыль которых освобождается от налогообложения в РФ

Закон прямо прописывает случаи, в которых прибыль КИК освобождается от налогообложения.

Прибыль КИК не будет облагаться в Российской Федерации налогом на прибыль (для организаций ) и НДФЛ, если её размер не превышает установленных законом пороговых значений, а именно:

  • в 2016 году — 30 000 000 рублей;
  • в 2017 году — 10 000 000 рублей.
  • Кроме этого, прибыль КИК освобождается от налогообложения в следующих случаях:
  • 1) КИК является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль между участниками или иными лицами;
  • 2) КИК зарегистрирована в государстве — члене Евразийского экономического союза и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;
  • 3) эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой компании по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;
  • 4) КИК относится к активным  иностранным компаниям, активным иностранным холдинговым компаниям или активным иностранным субхолдинговым компаниям;
  • 5) КИК является банком или страховой организацией, осуществляющимей деятельность на основании лицензии или иного специального разрешения;
  • 6) КИК является эмитентом обращающихся облигаций, организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
  • 7) КИК участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых на основании соглашений о разделе продукции, концессионных соглашений, лицензионных соглашений или сервисных соглашений (контрактов), аналогичных соглашениям о разделе продукции.
  • 8) КИК является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.
  • При подаче уведомления о КИК контролирующее лицо обязано документально подтвердить наличие оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

5. Дата признания прибыли КИК

Прибыль КИК у контролирующего лица признается на дату:

  • принятия решения о распределении прибыли (дивидендов);
  • на 31 декабря года, следующим за годом, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность (в случае, если решения о распределении прибыли не принято).

К примеру, если не производилась выплата дивидендов, прибыль КИК, подсчитанная по результатам финансовой отчетности за 2015 год, признается прибылью контролирующего лица на 31 декабря 2016 года и включается в его налоговую декларацию по НДФЛ за 2016 год. 

6. Подача налоговой декларации по КИК и уплата налога

Налоговая декларация контролирующим лицом подается и налог уплачивается:

  • Если контролирующее лицо — организация, то декларацию по налогу на прибыль необходимо подать до 28 марта года, в котором подается уведомление о КИК. При наличии прибыли и отсутствии льгот, налог необходимо оплатить до 28 марта этого же года.
  • Если контролирующее лицо — физическое лицо, то декларацию по НДФЛ необходимо подать до 30 апреля года, в котором подается уведомление о КИК. При наличии прибыли и отсутствии льгот, налог необходимо оплатить до 15 июля этого же года.

7. Устранение двойного налогообложения прибыли КИК

Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли КИК, может быть уменьшена пропорционально доле участия контролирующего ее лица на следующие суммы налога:

  • налоги, уплаченные КИК в соответствии с законодательством иностранных государств и законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода);
  • налог на прибыль организаций, уплаченный с прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации.

При этом контролирующее лицо обязано документально подтвердить факт уплаты налога с прибыли КИК.

8. Срок применения льготного порядка при ликвидации КИК

  1. Закон предусматривает льготный порядок налогообложения для физических лиц при ликвидации иностранных компаний, при котором, доходы в виде имущества (за исключением денежных средств), полученные при такой ликвидации физическим лицом, освобождаются от налогообложения.

  2. Аналогичный льготный порядок налогообложения предусмотрен также в отношении юридических лиц, на которых данная льгота распространяется, в том числе, и на полученные ими при ликвидации КИК денежные средства.

  3. Льготный порядок налогообложения при ликвидации иностранных компаний и структур без образования юридического лица действует, если соответствующая КИК будет ликвидирована до 1 января 2018 года.

9. Корпоративное налоговое резидентство

Иностранная организация может быть добровольно или принудительно признана российским налогоплательщиком, в случае если местом ее управления является Российская Федерация.

В свою очередь, местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении  одного из следующих условий:

  • исполнительный орган организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации;
  • главные должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации.

Законодательством предусмотрен перечень компаний, которые могут быть признаны налоговыми резидентами РФ только в добровольном порядке.

Если иностранная компания самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, она имеет право применить ставку 0 процентов на полученные дивиденды (при принудительном признании такое право не предоставляется).

10. Последствия несоблюдения положений о контролируемых иностранных компаниях

За несоблюдение установленных НК требований в отношении КИК установлена следующая ответственность:

  • штраф в сумме 50000 рублей за неподачу уведомления об участии в иностранной компании (штраф взыскивается в отношении каждой компании, в отношении которой не подано уведомление);
  • штраф в сумме 100000 рублей за неподачу уведомления о КИК (штраф взыскивается в отношении каждой компании, в отношении которой не подано уведомление);
  • 20%-й штраф от суммы такой налоговой недоимки, возникшей в связи с неуплатой налога с прибыли КИК с 2017 года.

Источник: https://www.amondsmith.ru/breaking-news/4564/

Контролируемые иностранные компании. Прибыль и налоги КИК

Излишний вывод денег в оффшоры – бич многих стран, в том числе эта проблема актуальна и в РФ. Уклонение от уплаты налогов считается преступным уголовным деянием в большинстве цивилизованных мировых сообществ.

Для борьбы с этим преступлением правительство использует различные средства.

Одним из беспрецедентных новшеств в российском законодательстве стало принятие закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), как раз направленного на снижение экономической «оффшоризации».

Не запрещено иметь финансовые интересы в компании на территории другой страны, участвуя в ней с долей юридического лица. Но если законодательство страны того требует, его нужно информировать о наличии таких долей и, разумеется, уплачивать с них положенные налоги.

Рассмотрим, что нового внес закон о КИК в экономическое пространство РФ, как он отражается на отечественных плательщиках налогов и какие перспективы несет предпринимателям.

Новые законодательные документы о КИК

Основанием для обсуждения вопросов налогов с доходов иностранных компаний, доля в которых принадлежит резидентам РФ, стали законодательные новшества, актуальные с начала января 2015 года. К ним относятся:

  • Федеральный закон РФ от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, называемый также «законом о деоффшоризации» или «законом, касающимся КИК» (последние правки в него вносились 15.02.2016 г. за № 32-ФЗ);
  • Налоговый Кодекс РФ, в который данным законом были добавлены существенные нюансы в рамках обеспечения уплаты налоговых сборов в национальный бюджет с доли участия в КИК.

Эти законодательные новинки призваны решить такие актуальные задачи, и это осуществлено впервые:

  • ввести механизм, по которому будет осуществляться налогообложение с прибыли КИК;
  • предусмотреть ответственность нарушения этого порядка отечественных резидентов, контролирующих долю в такой прибыли;
  • прояснить факторы, согласно которым иностранная компания будет признана контролируемой организацией или физлицом – резидентом России;
  • исключить возможность двойного налогообложения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Закон, о котором идет речь, не вменяет в вину и не провозглашает запрет на владение долей в иностранной фирме. Он лишь уточняет обязанности отечественных плательщиков налогов, вытекающие из такого владения и контроля, а также гарантии обеспечения их выполнения.

Что значит «контролируемая иностранная компания»?

Согласно положениям нового законодательства, КИК регламентируется строго и однозначно.

Иностранная компания признается контролируемой налоговым резидентом РФ, если относительно нее соблюдаются все нижеследующие условия:

  • сама иностранная компания не является налогоплательщиком РФ;
  • ее контролирующим лицом, напротив, признан налоговый резидент нашей страны (юрлицо или физлицо).

Если иностранная организация не образовывает юридическое лицо (например, являясь фондом, трастовой организацией, товариществом и т.п.), она тоже может быть контролируемой, если ею управляет налогоплательщик РФ.

Для дальнейшего прояснения необходимо уточнить, кто признается налоговым резидентом в нашем государстве.

  1. Для физических лиц быть резидентом означает нахождение на территории страны в течение полугода в период 12 календарных месяцев подряд (не считается прерыванием отъезд на лечение или учебу менее, чем на полугодичный срок).
  2. Среди юрлиц резидентами РФ будут те фирмы, которые признаны таковыми при регистрации в России или в рамках международных договоров, а также управляемые с территории нашей страны.

Второе ключевое понятие в определении КИК – контролирующее лицо, физическое или юридическое. Закон четко определяет, кто именно является таковым:

  • владелец доли, большей 25%;
  • участник с 10% и более (совокупно с долями супругов и родственников), если доли других контролирующих эту организацию резидентов РФ в сумме превысят половину;
  • лицо, контролирующее принятие определяющих управленческих решений, касающихся распределения доходов в этой компании (даже если оно и не владеет долей в ней).

СПРАВКА. Согласно этим факторам, контролирующим лицом иностранной компании может являться как ее акционер, так и владелец (бенефициар). Долю участия считают согласно ст. 105.2 Налогового Кодекса РФ. При отсутствии владения долей учитывают обстоятельства, свидетельствующие о бенефициаре.

Читайте также:  Что такое ОКПО для ИП: как узнать и сколько цифр у кода

Прибыли КИК и подоходный налог в РФ

П.1 ст. 309 НК РФ подробно регламентирует определение налогооблагаемой базы по прибыли КИК и приравнивает ее к доходам самого резидента РФ – контролирующего лица.

Таким образом, доля участия в КИК увеличивает налоговую базу резидента, рассчитываемую согласно другим действующим положениям Налогового Кодекса РФ.

Расчет происходит, исходя из следующих положений:

  • для участника в доле компании – в зависимости от распределения прибыли в году, следующем за отчетным по тому или иному налогу в РФ;
  • для бенефициара в расчет берется предполагаемая сумма прибыли, на которую он будет иметь право в случае ее распределения.

Частью налоговой базы станет не любая прибыль с КИК, а только та, что превысила установленные пороговые значения:

  • в 2015 году – 50 000 000 руб.;
  • в 2016 году – 30 000 000 руб.;
  • после 2016 года – 10 000 000 руб.

Когда можно не платить налоги с КИК?

Даже если иностранная компания действительно является КИК, она не всегда подлежит отечественному налогообложению. Для законной неуплаты налогов в российский бюджет с прибыли КИК достаточно одного из 8 условий.

  1. Иностранная фирма – некоммерческая.
  2. Данная компания находится в Армении, Беларуси, Казахстане или Киргизии.
  3. Ставка подоходного налога этой компании составляет три четверти и более общероссийской.
  4. Организация признана холдинговой или субхолдинговой.
  5. КИК – это банк или страховая компания, имеющая лицензию.
  6. КИК – эмитент обращающихся облигаций.
  7. Иностранная фирма добывает полезные ископаемые, имея на это соответсвующие международные соглашения.
  8. Компания добывает углеводороды на новом месторождении или участвует (спонсирует) такой проект.

О чем нужно уведомлять налоговую?

Уведомление государственных фискальных органов в предусмотренные законом сроки обязательно о следующих действиях и статусах резидента РФ– контролирующего лица:

  • о том, что физлицо или фирма прямо или косвенно владеет долей в иностранной компании не менее 10%;
  • в случае, если учреждается иностранная структура без образования юрлица;
  • о любых КИК, в которых они согласно закону будут признаны контролирующими лицами.

Если иностранные организации владеют имуществом, которое расположено на территории РФ и согласно действующему Налоговому Кодексу подпадает под определение объекта налогообложения, об этом также нужно поставить в известность российских налоговиков.

Предоставить такое уведомление нужно не позже, чем в трехмесячный срок с даты наступления указанного состояния или изменения. Порядок подачи уведомлений определяется Приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/kontroliruemye-inostrannye-kompanii/

Налогообложение прибыли КИК

Уведомление налоговых органов

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях данного подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 НК РФ;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (п.3.1 ст.23 НК РФ).

Уведомление о КИК представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК в соответствии с главой 23 или 25 НК РФ. Требования о сведениях и информации содержащихся в уведомлении о КИК приведены в п.6 ст.25.14 НК РФ.

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено  п.3 ст.25.14 НК РФ.

В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).

Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения.

При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление, предусмотренное п. 6 ст.25.14 НК РФ, в случаях, указанных в статье 25.13 НК РФ, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление, предусмотренное п. 6 ст.25.14 НК РФ, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/nalogooblozhenie_pribyli_kik/61399

Контролируемые иностранные компании: кто должен подать уведомление о КИК до 20 марта — Право на vc.ru

Согласно российским правилам нераспределенная прибыль контролируемой иностранной компании (КИК) облагается подоходным налогом на уровне контролирующего лица. Поэтому налоговый резидент РФ — контролирующее лицо КИК обязан ежегодно подавать в налоговую инспекцию уведомление о КИК.

Правила КИК распространяются на иностранные компании и иностранные структуры без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). К таким структурам относятся трасты, фонды, товарищества, партнерства и др. Ниже я, налоговый юрист Артур Дулкарнаев, расскажу кто именно признается контролирующим лицом согласно российским правилам КИК.

Контролирующее лицо иностранной организации

Физическое лицо признается контролирующим лицом иностранной организации, если:

  • Доля его участия в иностранной организации более 25 процентов.
  • Доля его участия в иностранной организации совместно с супругами и несовершеннолетними детьми более 10 процентов, если при этом доля участия всех налоговых резидентов РФ в этой иностранной организации более 50 процентов.
  • Доля его участия в иностранной организации ниже 10 или 25 процентов, но он контролирует иностранную организацию в своих интересах.
  • Доля его участия в иностранной организации ниже 10 или 25 процентов, но при этом он контролирует иностранную организацию в интересах супруга, супруги или несовершеннолетних детей.

Контролирующее лицо иностранной структуры без образованию юридического лица

Физическое лицо признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если физическое лицо учредило или основало ИСБОЮЛ и такое лицо:

  • Вправе получать прибыль или доход этой структуры.
  • Вправе распоряжаться прибылью или доходом этой структуры.
  • Сохранило за собой право на имущество, переданное этой структуре.
  • Контролирует эту структуру.

Физическое лицо признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если физическое лицо не учреждало и не основывало ИСБОЮЛ, но контролирует такую структуру и:

  • Имеет фактическое право на доход, получаемый такой структурой.
  • Вправе распоряжаться имуществом такой структуры.
  • Вправе получать имущество такой структуры в случае ее прекращения, например, в результате ликвидации или расторжения договора.

Подача налоговой декларации по НДФЛ

Если прибыль КИК составила более 10 млн рублей за 2017 финансовый год и отсутствуют основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения, то такая прибыль включается в налоговую базу по НДФЛ контролирующего лица за 2018 год с обязанностью подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и уплатить НДФЛ. Налоговую декларацию нужно подать до 30 апреля, а уплатить налог — до 15 июля.

Напомню, что штраф за непредставление до 20 марта 2019 года уведомления о КИК за 2018 год, составляет 100 тыс. руб. по каждой КИК.

Другие мои статьи на схожую тему:

Моя электронная почта: dulkarnaev@mail.ru.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Источник: https://vc.ru/legal/60189-kontroliruemye-inostrannye-kompanii-kto-dolzhen-podat-uvedomlenie-o-kik-do-20-marta

Уведомление о КИК: образец заполнения

Актуально на: 16 марта 2018 г.

Если организация или физлицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ, контролируют иностранную организацию, не являющуюся налоговым резидентом РФ, либо иностранную структуру без образования юридического лица, такая иностранная организация (структура) признается контролируемой иностранной компанией (КИК) (п.п.1,2 ст. 25.13 НК РФ).

Что значит контролировать в целях признания КИК, указано в ст. 25.13 НК РФ. Контроль включает, к примеру, возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые иностранной организацией по распределению полученной прибыли.

Например, контролирующим лицом иностранной организации признается организация, доля участия которой в «иностранце» составляет более 25%, при этом такая доля не предусматривает исключительно прямое или косвенное участие через публичные российские организации.

Наличие у организации или физлица КИК обязывает их уведомлять налоговую инспекцию о таких «иностранцах» (пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ).

Форма уведомления о КИК 2018

Уведомление об участии в КИК подается по форме, утв. Приказом ФНС от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@.

Скачать бланк Уведомления о контролируемых иностранных компаниях (форма по КНД 1120416) в формате PDF можно здесь.

Контролирующая организация представляет уведомление по месту ее нахождения, а физлицо, контролирующее иностранную компанию, – по месту своего жительства (п. 3.1 ст. 23 НК РФ).

Приведенную выше форму уведомления не нужно путать с Уведомлением об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (форма по КНД 1120411) (утв. Приказом ФНС от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@).

Организации должны представлять Уведомление о КИК в электронном виде, а физлица могут выбирать – сдавать его по электронке или на бумаге (п. 4 ст. 25.14 НК РФ).

Уведомление о КИК: срок сдачи

Уведомление о КИК когда подавать? А нужно ли подавать уведомление о КИК ежегодно?

Уведомление о КИК нужно подавать не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором контролирующее лицо признало доход в виде прибыли КИК, который облагался НДФЛ или налогом на прибыль (п. 2 ст. 25.14 НК РФ).

Соответственно, если такой доход в прошлом году не признавался, подавать уведомление о КИК в этом году не придется.

Порядок заполнения уведомления о КИК

Порядок заполнения Уведомления о КИК приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@.

К общим требованиям по заполнению Уведомления можно отнести следующие:

  • заполняется в одном экземпляре от руки чернилами черного или синего цвета или с использованием компьютера;
  • не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства, двусторонняя печать на бумажном носителе, скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя;
  • заполнение полей значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа;
  • заполнение текстовых полей производится заглавными печатными символами;
  • при распечатке Уведомления на принтере допускается отсутствие обрамления знакомест и прочерков для незаполненных знакомест. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 — 18 пунктов.
  • Уведомление состоит из титульного листа, листа «Сведения о физическом лице», а также листов А, А1, Б, Б1, В, Г, Г1, Г2.
  • Если информация в каких-либо листах не имеет отношения к отчитывающимся организации или физлицу, эти листы сдаются, но не заполняются.
  • Если нужно заполнить информацию о нескольких иностранных организациях или структурах, заполняются, соответственно, несколько листов А – Г2.

Подробный порядок заполнения каждого листа Уведомления приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@.

Уведомление о КИК 2018: образец заполнения

Приведем для Уведомления о КИК пример заполнения в отношении контролируемой иностранной компании, в которой доля прямого участия российской организации составляет 75%.

Источник: https://glavkniga.ru/situations/k505612

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector