Изменения в учетной политике на 2019-2020 годы: как должны вводиться, образец и последствия

Без учетной политики невозможно ведение бухучета в любой организации. Мы рассказываем об особенностях формирования этого важнейшего внутреннего нормативного акта для бюджетного учреждения на 2020 год.

Какие изменения учесть при составлении учетной политики на 2020 год

В п.

12 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» предусмотрена обязанность бюджетных учреждений вносить поправки в учетную политику в связи с изменением законов РФ и других правовых актов, регламентирующих ведение бухучета и представление отчетности. Делать это следует на начало года или на дату вступления в силу новых требований. При формировании или корректировке учетной политики бюджетного учреждения на 2020 год следует учесть:

Внести поправки в учетную политику нужно учреждениям, в которых:

  • существенно изменились условия деятельности;
  • было принято решение о формировании новых правил ведения бухучета, улучшающих качество раскрываемой в отчетности информации.

Какие правки обязательно вносили в 2019 году

Кто разрабатывает учетную политику

Учетную политику должен формировать главный бухгалтер или другой сотрудник, на которого возложены обязанности по организации и ведению бухучета. Компетентный специалист учтет все нюансы деятельности учреждения и обеспечит соблюдение конфиденциальности.

Если организация заключила договор на оказание услуг с централизованной бухгалтерией, в нем должен быть прописан порядок формирования учетной политики. Главное – соблюдение требований 402-ФЗ, федеральных стандартов и других нормативных актов.

Утверждает подготовленный документ руководитель бюджетной организации.

Что не включать в учетную политику

Как составлять учетную политику

Учреждение вправе самостоятельно выбирать, в каком виде будет оформлена учетная политика:

  • приказ;
  • распоряжение;
  • постановление;
  • порядок.

Разрешается принимать один или несколько нормативных актов, например, отдельно для бухгалтерского и налогового учета. В письме Минфина от 31.08.2018 года № 02-06-07/62480 говорится о том, что учреждение должно руководствоваться сложившейся практикой делопроизводства.

В учетной политике следует отразить только те аспекты бухучета, по которым:

  • нет четкого нормативного регулирования;
  • законодательно предоставлено право выбора из нескольких вариантов.

В п.9 федерального стандарта содержится перечень обязательных составляющих:

  1. Порядок постановки на учет и выбытия объектов, методы их оценки, правила раскрытия информации о них в отчетности.
  2. Рабочий план счетов.
  3. Правила организации и проведения инвентаризации нефинансовых и финансовых активов, имущества, учитываемого на забалансе.
  4. Формы первичных документов и регистров бухучета, для которых законодательно не предусмотрены унифицированные бланки. Учреждение может разработать их самостоятельно с соблюдением требований стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» и 402-ФЗ.
  5. График документооборота, порядок получения, обработки и передачи информации, правила взаимодействия структурных подразделений, отделов и служб по предоставлению в бухгалтерию первичных документов.
  6. Порядок осуществления внутреннего контроля.
  7. Правила отражения в отчетности событий после отчетной даты.

При определенных обстоятельствах бюджетные учреждения могут осуществлять полномочия ПБС:

  • по исполнению публичных обязательств перед физлицами в денежной форме;
  • по осуществлению функций госзаказчика при заключении и исполнении договоров от имени публично-правовых образований.

Порядок бухучета таких операций должен быть отражен в учетной политике. В федеральном стандарте большое внимание уделяется соблюдению преемственности, выражающейся в использовании утвержденного руководителем нормативного акта из года в год. Предусмотрены условия и правила внесения изменений, введены понятия перспективного и ретроспективного применения принятых поправок.

Стандарт требует согласования с учредителем только новых, самостоятельно разработанных, правил учета для объекта, для которого порядок отражения в бухучете не предусмотрен никакими действующими правовыми актами (п.

7). Если учредитель потребует представить учетную политику с целью осуществления ведомственного контроля, это нужно сделать.

Возможны следующие варианты определения срока, на который утверждается учетная политика:

  1. В приказе указывается только дата начала действия документа. В этом случае пролонгация не нужна, добавляются приказы о внесении изменений.
  2. В приказе определяется период действия документа, например, 2020 год. Срок нужно будет ежегодно продлевать, можно делать это одновременно с принятием поправок на начало года.

Субъект учета обязан опубликовать утвержденный руководителем документ в сети Интернет на своем официальном портале. Учреждения, имеющие обособленные подразделения без статуса юрлица, формируют единую учетную политику.

Правки и дополнения в учетную политику вносите по приказу руководителя. Когда вносить изменения в учетную политику и как их утвердить смотрите в рекомендации. Узнаете, с какой даты новые правила вступают в силу и что не считать изменением учетной политики. Также смотрите, как поправки в учетной политике отразить в отчетности.

Учетная политика бюджетного учреждения на 2020 год: образец бюджетникам

Для безошибочного составления учетной политики бюджетного учреждения, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы. Сервис поможет составить учетную политику для бухучета или налогообложения. В результате вы получите подходящие образцы документа, необходимые приложения, а также подборку полезных рекомендаций.

Сервис для составления учетной политики

Рабочий план счетов в учетной политике бюджетного учреждения 2020

Сформировать рабочий план в учетной политике на 2020 год для бюджетных учреждений можно двумя способами:

  1. Перечислением всех счетов, применяющихся в бухучете организации. В плане следует показывать 26-значные номера, включающие синтетическую и аналитическую часть.
  2. Описанием алгоритма образования номера счета и приложением кодов составных частей, содержащихся в Инструкции 174н, приказах Минфина 85н и 209н.

При составлении рабочего плана счетов следует учитывать порядок формирования КПС, установленный для бюджетных и автономных учреждений.

Если нужно ввести дополнительные счета или аналитические коды для раздельного учета, требуется согласование с учредителем. Корректные проводки, содержащиеся в Инструкции 174н, в план счетов включать не надо.

В рабочем плане следует указать счета, которые предполагается использовать в будущих периодах, чтобы не пришлось вносить изменения в учетную политику.

События после отчетной даты

С 2019 года отражение в учете и отчетности событий после отчетной даты регламентируется отдельным федеральным стандартом. В СГС события, произошедшие между окончанием отчетного периода и датой утверждения отчетности вышестоящей организацией, разделены на два вида:

  1. Подтверждающие условия деятельности субъекта учета. Они связаны с существовавшими на отчетную дату фактами хозяйственной жизни. Примером таких событий может служить получение права оперативного управления на объект недвижимости, выявление обстоятельств, подтверждающих невозможность взыскания дебиторской задолженности и пр.
  2. Указывающие на изменения условий деятельности из-за обстоятельств, возникших после отчетной даты. Это могут быть: изменения законов РФ, принятие решения о реорганизации учреждения, гибель имущества в результате чрезвычайных обстоятельств и пр.

Подтверждающие события обычно отражаются в учете в последний день отчетного периода (если отчетность еще не утверждена, или получено согласие учредителя на внесение изменений). События, указывающие на условия деятельности, отражаются в новом отчетном периоде, но информация о них должна быть раскрыта в пояснительной записке.

В учетной политике в отношении событий после отчетной даты должны быть указаны следующие положения:

  1. Примерный перечень событий, которые можно будет отнести к одному из описанных в СГС видов.
  2. Критерии, позволяющие классифицировать событие, как существенное или несущественное. Это могут быть соотношения стоимостной оценки последствий события и общей валюты баланса учреждения или стоимости НФА и т.д.
  3. Должность лица, принимающего решение о порядке отражения события после отчетной даты.
  4. Пошаговая процедура признания в учете событий, подтверждающих условия деятельности или указывающих на них. Порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Приложения к учетной политике на 2020 год для бюджетных учреждений

В учетной политике могут быть не только обязательные приложения, перечень которых содержится в п.9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Например, в 2020 году в состав документа следует включить приложение, регламентирующее формирование резервов под будущие расходы.

В нем нужно определить дату формирования, предельный размер, порядок доначисления или списание резерва, правила инвентаризации.

Для санкционирования расходов в учетной политике бюджетной организации указываются способы признания обязательств и денежных обязательств, определяются момент признания и необходимые первичные документы.

Учреждения, желающие применять положения СГС «Долгосрочные договоры» к контрактам, даты начала и окончания которых приходятся на разные отчетные периоды, но срок действия менее 12 месяцев, должны внести соответствующую информацию в учетную политику.

В связи с установленным СГС жестким порядком внесения изменений, в приложениях не стоит указывать поименный состав постоянно действующих комиссий, перечни сотрудников, имеющих право получать деньги в подотчет, подписывать первичные документы или заключать договоры о полной материальной ответственности и пр. Удалить сотрудника из списка или добавить нового будет сложно.

Кто проверяет учетную политику бюджетного учреждения

Учетную политику может затребовать на согласование учредитель. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных всех подведомственных организаций в консолидированной отчетности. Проверить нормативный документ могут органы внутреннего и внешнего контроля. Цели проверки:

  • подтверждение факта наличия учетной политики в учреждении;
  • оценка полноты отражения применяемых способов ведения учета;
  • оценка рациональности выбранных или разработанных самостоятельно методов и форм бухучета отдельных объектов.

Лица, которым поручено проведение контрольных мероприятий, могут проверить соответствие учетной политики действующему законодательству, соблюдение порядка внесения изменений.

Инспекторы ИФНC для проведения камеральных проверок налоговых деклараций вправе требовать у налогоплательщика заверенную копию учетной политики. За непредставление документа в ИФНС статьей 15.

6 КоАП для должностного лица предусмотрен штраф от 300 до 500 руб.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/103386-qqq-10-07-uchetnaya-politika-byudjetnogo-uchrejdeniya-na-2020-god

Образец приказа об учетной политике на 2020 год

Налоговая и бухгалтерская учетные политики (УП) — обязательные документы для всех компаний, в том числе “малышей”. Утверждаются приказом. У нас найдете нужные образцы для работы в 2020 году.

И полезные комментарии по теме: что писать в приказе, каким числом датировать, кто должен подписать бумагу. Вы можете бесплатно скачать предлагаемые шаблоны и доработать их под нужды конкретной фирмы.

В какие сроки составить приказ об учетной политике на 2020 год новичку

Для компаний, созданных в 2020 году, разработка учетной политики на 2020 год — одна из главных бухгалтерских задач. Что касается сроков, то они различаются в зависимости от вида учета.

Бухгалтерская политика. Срок на подготовку “стартовой” УП для целей бухучета — 90 дней с того дня, когда налоговики внесли запись о регистрации компании в ЕГРЮЛ. Причем применять документ фирма будет с первого дня своей деятельности (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008).

Налоговая политика. Таковую безопаснее утвердить к концу первого налогового периода. Дедлайн — начало первой отчетной кампании (п. 12 ст. 167 НК). И тут нужно помнить, что есть короткие налоговые периоды.

Например, по ЕНВД и НДС — это квартал. Если предполагаются какие-то нюансы на участке “Страховые взносы”, “Агентский НДФЛ”, то такие платежи проводят ежемесячно.

И в этом случае тоже нужно ускориться и принять УП более оперативно.

В какие сроки обновить учетную политику на 2020 год уже действующим компаниям

Если организация ведет бизнес уже не первый год, утверждать новую политику на 2020 год необязательно. Но обновления, скорее всего, сделать придется, ведь изменений в НПА достаточно много к началу каждого нового года. И часть из них точно может отразиться на работе компании. Чуть далее мы привели примеры изменений в законодательстве, которые могут повлиять на вашу УП.

Читайте также:  Счет-фактура на аванс: когда выписывается и выставляется, обязательно ли выписывать авансовый СФ

Утверждайте все обновления на 2020-й заранее — концом уходящего 2019 года. Последний рабочий день в 2019 году по производственному календарю — 31 декабря.

Достаточно удобно присваивать последним в году приказам именно последнюю рабочую дату года. Однако если приказ фактически составляется в другой день декабря, то датируйте его этой более ранней датой.

Также поступайте, если фирма уже в последний день не работает либо ответственные сотрудники, к примеру, ушли в отпуск.

Если что-то меняется в учете компании в середине 2020 года, приказ датируйте подходящей датой соответствующего месяца.

Что писать в приказе об учетной политике на 2020 год

Типовых бланков ни УП, ни приказов в отношении нее не существует. Каждая организация готовит эти документы в свободной форме. Визирует бумаги обязательно руководитель ООО (АО).

В зависимости от рода правок требуется внести дополнения и (или) изменения в текущую УП. И издать соответствующий приказ. Нужные образцы мы привели. Если правок очень много, то легче переутвердить УП на новый год заново.

Сами учетки, как правило, физически составляет бухгалтерия. Возможно — с привлечением сторонних экспертов, консультантов. Образцы-2020, которые мы привели, помогут сориентироваться, как можно все оформить.

Заметим, что в зависимости от сферы бизнеса положения УП будут отличаться.

Если лицо совмещает несколько налоговых режимов, то нужно в разных разделах УП прописать свои положения по каждой системе. Например, в 2020 году доступно совмещение УСН с ЕНВД или ОСНО с вмененкой. Составлять разные политики на каждый спецрежим — излишне.

Объединять бухгалтерскую и налоговую политику не советуем. Традиционно по каждому виду учета создается свой приказ на утверждение УП. Можно утвердить обе политики единым приказом.

Возможные разделы учетной политики

Приведем примерный перечень разделов учетной политики, которые, как правило, необходимы всем. При разработке документа принимайте во внимание специфику деятельности компании (производство, торговля, услуги и др.).

Итак, стандартные блоки:

  • рабочий план счетов;
  • формы первички;
  • регистры учета;
  • регламент инвентаризации;
  • порядок документооборота и обработки учетной информации;
  • контрольные мероприятия;
  • методы учета по пунктам, в отношении которых закон предоставляет выбор либо вообще не содержит какие-либо нормы, в том числе методы оценки активов и обязательств;
  • другие элементы и принципы, влияющие на учет.

Примеры изменений, которые нужно учесть при обновлении УП на 2020 год

Приведем самые знаковые новинки учета.

Бухгалтерская политика. Абсолютно весь бизнес коснулось следующее нововведение. С 26 июля 2019 года в Закон о бухучете (п. 3 ст. 9) ввели указание на то, что сотрудники фирмы обязательно должны соблюдать требования главбуха / иного лица, ответственного за бухучет / по оформлению первички.

Шаблон подобных письменных требований логично и целесообразно включить в качестве приложения как раз в учетную политику. И ознакомить с этим всех ответственных менеджеров, причастных к первичной документации, под роспись. Соответствующие изменения оформите с 26 июля 2019 года.

А к 2020 году, например, вы можете расширить состав лиц, которых должны “слушаться” сотрудники при оформлении первички.

С 2020 года компании представляют бухгалтерскую отчетность только в ИФНС. Дублировать сведения в службу статистики больше не требуется (п. 5 ст. 2 Закона от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Если в вашей учетной политике есть упоминания про статистику, внесите корректировки.

Налоговая политика.

Источник: https://www.RNK.ru/article/216826-obrazets-prikaza-ob-uchetnoy-politike-na-2020-god

Учетная политика: что нужно подкорректировать на 2019 год?. Бухгалтер 911,

Учетная политика — это фундамент, на котором базируется бухгалтерский учет предприятия. Закон о бухучете (ст. 1) определяет учетную политику как совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для: (1) ведения бухгалтерского учета и (2) составления и подачи финансовой отчетности.

Фиксируют в учетной политике только те принципы и методы учета и оценки, которые предусматривают несколько вариантов учета на выбор предприятия или в отношении которых есть неопределенность.

Например, П(С)БУ 7 предусматривает пять методов начисления амортизации основных средств. В учетной политике как раз и фиксируют выбранный предприятием метод учета.

Главное предназначение учетной политики — выбрать наиболее оптимальный вариант методики ведения учета на своем предприятии.

А вот одновариантные требования и нормы (когда нет выбора из нескольких вариантов) дублировать в учетной политике не нужно.

Важно учесть, что ст. 4 Закона о бухучете предусматривается последовательное — на постоянной основе (из года в год) применение учетной политики предприятием. Она разрабатывается не на какой-то определенный срок, а на длительный период его деятельности.

А значит, переиздавать приказ об учетной политике каждый год не нужно. Тем не менее в учетную политику могут вноситься определенные изменения и дополнения, а иногда это нужно сделать и обязательно.

Чтобы разобраться с тем, нужно ли корректировать учетную политику под новый 2019 год, следует вспомнить, что Закон о бухучете (ст. 4) допускает изменение учетной политики только в случаях, предусмотренных НП(С)БУ, МСФО и НП(С)БУ в госсекторе. При этом изменения в учетной политике должны быть обоснованы и раскрыты в финотчетности.

Если предприятие ведет учет и составляет отчетность по НП(С)БУ

Согласно п. 9 П(С)БУ 6 учетную политику можно изменить, если:

1) изменяются уставные требования (т. е. внесены изменения в устав, которые затрагивают сферу бухучета на предприятии);

2) изменяются требования органа, который утверждает П(С)БУ. То есть когда вносятся изменения в бухнормативку. Но опять же коррективы в учетную политику вносят только в том случае, если изменения в П(С)БУ влияют на учетную политику (т. е. предполагают вариантность методик учета и оценок);

3) изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий/хозопераций в бухучете и финотчетности предприятия.

Каких-либо «законодательно-нормативных» изменений на 2019 год, требующих корректировки учетной политики, не было . Поэтому если добровольно предприятие не планирует что-то менять в своей учетной политике, то корректировать ему ничего не нужно — оно продолжает применять свою учетную политику, которой руководствовалось раньше.

Отдельно отметим момент, связанный с новой (начиная с 2018 года по итогам 2017 года) градацией предприятий, установленной ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете.

Имеются в виду новые критерии разделения (для целей бухучета) предприятий на микро-, малые, средние и большие*.

  • Ведь, к примеру, микропредприятия могут пользоваться «привилегиями» из п. 8 П(С)БУ 25, такими, например, как:
  • — не создавать обеспечения будущих расходов и платежей (на выплату будущих отпусков, выполнение гарантийных обязательств);
  • — текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса в ее фактической сумме;
  • — учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости (без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости).
  • И если предприятие закрепило эти положения в своей учетной политике, а потом теряет статус микропредприятия, то ему нужно откорректировать свою учетную политику.

Так вот, тут нужно учесть такой момент. Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете «новый» статус (новую категорию) предприятие получает, только если оно на протяжении двух лет подряд по данным годовой финотчетности не будет соответствовать критериям (двум из трех), установленным для соответствующей категории предприятий.

Впервые под критерии, определенные Законом о бухучете, предприятия себя «классифицировали» в 2018 году по данным финотчетности, поданной за 2017 год. По требованиям ч. 2 ст.

2 Закона о бухучете на принадлежность к соответствующей группе предприятий анализируют показатели на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному.

Например, по данным финотчетности за 2017 год предприятие «определило» себя как микропредприятие. А по показателям финотчетности за 2018 год оно стало соответствовать критериям малого предприятия. Так вот, в 2019 году оно по-прежнему считается микропредприятием . Соответственно оно и дальше может пользоваться «привилегиями» из п. 8 П(С)БУ 25 (если оно их закрепило в своей учетной политике). И только если за 2019 год оно будет снова соответствовать признакам малого предприятия, то лишь с 2020 года перебазируется в категорию малых предприятий.

И наоборот, если предприятие было малым по данным финотчетности 2017 года, а по итогам 2018 года стало микропредприятием, то в 2019 году оно все равно будет считаться малым, а значит, не сможет включить «поблажки» из п. 8 П(С)БУ 25 в свою учетную политику.

Исключение составляют разве что предприятия, которые по данным финотчетности за 2017 год были малыми, а по данным финотчетности за 2018 год — микро- и в 2019 году переходят на единый налог.

В этом случае они уже в 2019 году могут пользоваться «поблажками» из п. 8 П(С)БУ 25.

Добровольные изменения: когда и зачем? В первую очередь отметим ситуацию, когда изменения, вносимые в учетную политику, не считаются изменением учетной политики. Это события или операции, которые (п. 10 П(С)БУ 6):

— отличаются по содержанию от предыдущих событий или операций;

— не происходили раньше.

Допустим, предприятие начало вести внешнеэкономическую деятельность, которой ранее не занималось.

В связи с этим его учетная политика дополнена положением о том, что пересчет монетарных статей баланса в иностранной валюте на дату осуществления хозяйственной операции производится в пределах такой операции (п. 8 П(С)БУ 21).

Указанное уточнение не может быть расценено как изменение учетной политики, поскольку происходит ее установление в отношении событий, которые отличны по содержанию от имевших место ранее.

Причем такие дополнения в учетную политику предприятие вносит по мере возникновения новых событий или хозяйственных операций в его деятельности в любое время. Никаких ограничений в этом вопросе П(С)БУ 6 не предусматривает.

Для внесения изменений достаточно издать приказ о внесении изменений в приказ об учетной политике.

Теперь о добровольных изменениях, которые вносятся в уже закрепленные в учетной политике положения.

Как мы уже отмечали, П(С)БУ 6 допускает добровольные изменения в учетную политику, если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. То есть когда предприятие считает, что более эффективным будет, например, применение другого метода учета/оценки. Такие изменения могут вноситься и с целью налоговой оптимизации.

Как изменения учетной политики отразятся в финотчетности?

Тут следует отличать изменение учетной политики от изменений в учетных оценках.

Ведь изменение учетной политики, как правило, требует ретроспективного пересчета финотчетности. Ретроспективное отражение изменения заключается в применении новой учетной политики к событиям и операциям таким образом, как если бы такая новая учетная политика применялась всегда, а не с момента ее принятия. А это повлечет за собой необходимость:

Читайте также:  Платежное поручение: образец бланка и порядок составления

1) корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года. Если же изменения в учетной политике влияют не только на нераспределенную прибыль, но и затрагивают другие статьи финансовой отчетности (активов, обязательств, собственного капитала), то входящие остатки по таким статьям на начало текущего отчетного периода также подлежат корректировке;

2) повторного предоставления сравнительной информации в финансовой отчетности. То есть за предыдущие периоды отчетность составляют так, как если бы в ней уже применялась измененная учетная политика.

Но возможно и перспективное применение изменений учетной политики (без корректировки нераспределенной прибыли на начало года и повторного предоставления сопоставимой информации). Допускается это в случае, если сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года достоверно определить невозможно (п. 13 П(С)БУ 6).

Но в этом случае надо быть готовым обосновать невозможность достоверного определения суммы корректировки нераспределенной прибыли.

А вот изменение учетных оценок применяется всегда перспективно — без корректировки нераспределенной прибыли на начало года и повторного предоставления сопоставимой информации.

Под учетной оценкой понимают предварительную оценку, которая используется предприятием в целях распределения расходов и доходов между соответствующими отчетными периодами (п. 3 П(С)БУ 6).

Примером учетной оценки является, в частности, установление:

  1. — срока полезного использования (эксплуатации) объектов необоротных активов;
  2. — ликвидационной стоимости объектов необоротных активов;
  3. — порядка классификации дебиторской задолженности по срокам ее непогашения.
  4. Кроме того, по мнению Минфина, к изменениям учетных оценок также следует относить:

Источник: https://i.Factor.ua/journals/buh911/2019/january/issue-3/article-41465.html

Учетная политика на 2019 год: скачать бесплатно образец для ОСНО, пример, составить учетную политику онлайн

В следующем году вступят в силу очередные изменения бухгалтерского и налогового законодательства. Важно учесть их при составлении учетной политики на 2019 год. В статье — готовые образцы документа с учетом изменений для различных отраслей.

Внимание! Каждая компания на ОСНО обязана разработать и утвердить учетную политику, а затем руководствоваться ей при отражении операций в налоговом и бухгалтерском учете. Эти образцы спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт. Скачивайте бесплатно:

А программа БухСофт бесплатно составит учетную политику для фирмы любой отрасли и организационно-правовой формы онлайн. Готовый документ можно сохранить и распечатать:

Скачать учетную политику ⟶

Для учетной политики на 2019 год ООО и других форм собственности на ОСНО важными являются следующие изменения:

1. В части НДС. В расчет пропорции по раздельному учету НДС включают все доходы. Ранее использовали только выручку. Данную точку зрения поддерживает Верховный Суд (опред. от 27.04.2017 № 305-КГ17-4013). Для принятия решений налоговые инспекторы обязаны ориентироваться на мнение судей. 

У экспортеров сырья появилось право на отказ от применения нулевой ставки НДС. при этом они могут заявлять налог к вычету сразу. То есть им больше не потребуется вести раздельный учет. Это положительно скажется на ведении бухгалтерского учета. Больше не потребуется вводить лишние субсчета и подтверждение нулевой ставки НДС. 

2. В части налога на прибыль. В 2018 году изменился порядок формирования резервов по сомнительным долгам. Теперь на встречный долг уменьшают наиболее раннюю дебиторскую задолженность. Ранее можно было самостоятельно выбирать уменьшаемую дебиторку. 

3. В части бухгалтерского учета. Изменился порядок применения положений по бухгалтерскому учету и МСФО. ПБУ признали федеральными стандартами по бухгалтерскому учету. Они по-прежнему являются основным документом по составления учетной политики для целей бухучета.

Но если какой-либо способ, применяемый компанией, в ПБУ отсутствует, нужно руководствоваться МСФО. Если же способа нет и в международных стандартах, то обращаются к разъяснениям министерств и ведомств.

Причем использование методических рекомендаций министерств и ведомств, следует закрепить и обосновать в учетной политике организации на 2019 год.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2019 год (образец)

Гость, получите бесплатный доступ к программе БухСофт

Полный доступ на месяц! — Формируйте документы, тестируйте отчеты, пользуйтесь уникальным сервисом экспертной поддержки «Системы Главбух».

Позвоните нам по телефону 8 800 222-18-27 (бесплатно).

Учетная политика для целей налогообложения на 2019 год (образец)

Скачать бесплатно образцы учетной политики на 2019 год для ОСНО

В данном разделе мы собрали готовые образцы учетной политики для целей налогообложения на 2019 год для компаний на ОСНО из различных сфер деятельности:

Нюансы составления и использования

Компания должна отразить в учетной политике используемую систему налогообложения, а также методы учета элементов налоговых баз. В некоторых случаях положения налогового законодательства предусматривает несколько вариантов.

Выбранный вариант будет оказывать существенное влияние на размер налоговой базы и вызовет внимание со стороны налоговых инспекторов при проверке. Кроме того, в налоговом законодательстве есть ряд вопросов учета, которые не урегулированы.

Если ваша компания в своей деятельности сталкивается с таким моментами, их нужно обязательно обозначить в учетной политике. Для этого воспользуйтесь рекомендациями Минфина России, ФНС России, а также решениями судей.

Источник: https://www.BuhSoft.ru/article/1086-uchetnaya-politika-na-2019-god-osno-obrazets-skachat

Учетная политика-2020: вспомнить все!

До конца года осталось совсем немного времени. И пока не началась годовая отчетная кампания, бухгалтерам учреждений бюджетной сферы надо задуматься над формированием учетной политики на 2020 год.

Итоги первого применения

2019 год стал особенным: ведь впервые главные бухгалтеры автономных, бюджетных и казенных учреждений формировали учетную политику своих учреждений с учетом утвержденных федеральных стандартом бухгалтерского учета для госсектора.

При этом своего рода «библией» по формированию учетной политики был стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н), так же вступивший в силу с 1 января 2019 года.

Принято считать, что стандарт — это нечто неизменное, объективное, некая опора, на которой можно возводить разные конструкции, в том числе и нормативные. Однако в реальности оказалось все не так образцово и устойчиво.

В течение года Минфин несколько раз вносил изменения в нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности.

Так, приказами от 28.02.2019 Минфин внес изменения в Инструкцию по бюджетной отчетности № 191н (приказ № 31н) и Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н (приказ № 32н).

Основные изменения тогда касались порядка составления и хранения отчетности в виде электронного документа. Затем эти положения Минфин продублировал приказами от 10.06.2019 года в стандарте «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (приказ № 93н) и в стандарте «Концептуальные основы» (приказ № 94н).

В июле были внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете.

Среди прочих очень важных для бухгалтера изменений, в новой редакции Закона о бухучете исчезло упоминание о «государственном секторе», а совокупность всех учреждений вновь стала именоваться «бюджетной сферой».

После этого терминология Закона о бухучете перестала совпадать с терминами стандартов, написанных как раз для госсектора.

В октябре вступили в силу изменения в Инструкцию по формированию бюджетной отчетности № 191н, внесенные приказом Минфина от 20.08.2019 № 131н.

Эти изменения в Инструкцию № 191н отчасти продублировали внесенные ранее поправки в стандарты «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Концептуальные основы», но и установили порядок привлечения к административной ответственности за нарушение сроков сдачи бюджетной отчетности. Аналогичные изменения внесены приказом Минфина от 16.10.

2019 № 166н в Инструкцию по бухгалтерской отчетности № 33н. В стадии проектов находятся и изменения в инструкции по учету для казенных, бюджетных и автономных учреждений, которые Минфин утвердит, вероятно, только в последние дни 2019 года.

Внесение изменений в нормативные документы — событие для бухгалтеров бюджетной сферы привычное.

И все бы ничего, если бы не положения пункта 12 стандарта «Учетная политика», согласно которым необходимо корректировать учетную политику учреждения всякий раз при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вряд ли такое положение стандарта предполагает столь регулярные в течение года изменения нормативной базы. Иначе бы у главных бухгалтеров не было другой заботы, кроме как следить за изменениями нормативной базы, чтобы откорректировать должным образом свои локальные акты. Тем более, что внесение изменения в них — дело непростое, требующее времени и соблюдения определенной процедуры. Но одно изменение законодательства все же должно было найти отражение в учетной политике учреждения в 2019 году.

Доказательство невиновности

Напомним, что с 26 июля 2019 года главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников учреждения четкого выполнения своих требований, если они предъявлены в письменной форме. Полученное главбухами право актуально в связи с новой редакцией статьи 15.15.6 КоАП РФ, установленной Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ.

И теперь с 9 июня 2019 года главбух, как должностное лицо, может избежать административной ответственности за искажение показателей бухгалтерской отчетности, если докажет, что такое искажение допущено по вине других лиц. Об этом говорится в примечании 5 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.

А лучшим доказательством главбуха своей невиновности будет как раз письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений.

Судебной практики по административным правонарушениям, в которых фигурирует требование главбуха в письменной форме, пока нет. Она появится, скорей всего в конце 2020 года.

Однако, чтобы снизить риски привлечения главбуха к административной ответственности целесообразно в учетной политике на 2020 год предусмотреть:

  • порядок предъявления главным бухгалтером письменных требований к сотрудникам учреждения и выполнения ими таких требований,
  • саму форму письменного требования.

Законом о бухучете и другими нормативными документами не предусмотрено какой-то типовой формы такого требования, однако использовании в учреждении утвержденной его формы сэкономит главбуху время, нервы и личные финансы.

Новые разделы в политике

С 1 января 2020 года вступают в силу еще несколько федеральных стандартов для учреждений бюджетной сферы. Большинство из них вводят новые объекты учета и требуют отражения в отчетности новых сведений. С такими объектами учета и сбором сведений бухгалтеры учреждений бюджетной сферы еще не сталкивались.

Например, в следующем году должны появиться следующие объекты учета:

  • резервы: по претензиям и искам, по убыточным договорным обязательствам, по реструктуризации и др. (стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н);
  • непроизведенные активы, по которым прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала (стандарт «Непроизведенные активы», утв. приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н).

В отчетности за 2020 год бухгалтерам нужно будет указать сведения о юридических и физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, а также лицах, способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности, и об операциях со связанными сторонами (стандарт «Информация о связанных сторонах, утв.

приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 277н).

К сожалению, в стандартах умалчивается о том, у кого и каким образом главный бухгалтер может получить необходимую информацию для отражения в бухучете соответствующих объектов учета, а также сведения для отражения в отчетности.

Минфин не предлагает даже никаких форм первичных учетных документов для совершения операций с вводимыми объектами учета и для сбора сведений! При этом уже есть нерадостная для бухгалтеров судебная практика, например, решение Кировского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14.03.2019.

Согласно материалам дела главбух казенного учреждения была признана виновной в правонарушении по статье 15.15.6 КоАП. Суть правонарушения, совершенного главбухом, заключалось в том, что она не отразила на забалансовом счете 10 банковскую гарантию, предъявленную исполнителем по контракту на выполнение дорожных работ, и соответственно такая информация не попала в бюджетную отчетность. В свое оправдание главбух пыталась объяснить суду, что:

  • ей никто не представил первичного учетного документа на бумажном носителе, являющегося основанием для отражения в учете банковской гарантии;
  • что у нее нет обязанности осуществлять мониторинг Единой информационной системы в целях поиска размещенных в ней сведений о закупке.
Читайте также:  Заполнение 3-ндфл в 2019-2020 годах: образец на квартиру, примеры, скачать бланк, как заполнить

Другими словами, главбух как раз пыталась донести суду мысль о том, что ей не было известно о наличии банковской гарантии, и она просто не могла знать о ней в силу отсутствия у нее такой обязанности. Однако суд все эти доводы отверг, и ей пришлось заплатить штраф в размере 10 000 рублей.

  • Чтобы не оказаться в такой ситуации главному бухгалтеру необходимо в самое ближайшее время провести среди сотрудников учреждения разъяснительную работу о требованиях федеральных стандартов, вступающих в силу с 1 января 2020 года. А затем в учетной политике на 2020 год предусмотреть, как минимум:
  • порядок извещения сотрудниками учреждения главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета;
  • разработать формы учетных документов;
  • отразить в графике документооборота порядок представления в бухгалтерию соответствующих первичных учетных документов.

Будьте бдительны!

В следующем году Минфин России продолжит разработку федеральных стандартов учета для учреждений бюджетной сферы. Кроме того, согласно статье 21 Закона о бухучете должны появиться отраслевые стандарты учета. Разработкой этих стандартов теперь будет заниматься Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов. То есть в течение следующего года в законодательство и нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет бюджетной сферы, будут вноситься изменения. И с большой вероятностью можно предположить, что некоторые такие изменения обязательно должны найти свое отражение в учетной политике в течение 2020 года!

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/491446/

Что нового в учетной политике на 2020 год?

Новое в учетной политике на 2020 год отражает общую тенденцию изменений в бухгалтерской и налоговой сферах в нашей стране. Какие новшества в законодательстве необходимо отразить в учетной политике на 2020 год? Как актуализировать документ и на какие формулировки обратить пристальное внимание? Наиболее показательные моменты изменений на 2020 год отражены в данной статье.

  • Принципы государственного регулирования учета в РФ
  • Изменения последних лет, влияющие на учетную политику 2020 года
  • Что меняется в 2019-2020 годах
  • Анализ тенденций, что ждать дальше
  • Итоги

Принципы государственного регулирования учета в РФ

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов.

В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами.

Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.

Изменения последних лет, влияющие на учетную политику 2020 года

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

  • увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
  • увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
  • введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
  • принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
  • уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
  • введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

  • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
  • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
  • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
  • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
  • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
  • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
  • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
  • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
  • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.

В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:

  • скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
  • с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС; 
  • дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
  • на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
  • изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
  • покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
  • ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.

О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.

Что меняется в 2019-2020 годах

Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.

В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.

А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:

  • увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
  • спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
  • установлен нормативв 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
  • отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.

О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.

Работая на учетной политикой на 2020 год помимо вышеперечисленных учитывайте также нововведения 2019 года, в т.ч.:

Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.

И конечно, не забывайте, что с 2020 года вводятся изменения в порядок сдачи бухгалтерской отчетности.

Анализ тенденций, что ждать дальше

Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

  • тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
  • передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
  • приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;
  • отмену декларирования транспортного и земельного налогов, а также авансовых расчетов по налогу на имущество,

то можно проследить определенный вектор. А именно: приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия.

Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС.

В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

  • Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
  • Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
    • Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
    • Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
  • Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).

Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО.

  • Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).

Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет».

Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.

Итоги

Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета.

При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков.

Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalog_na_pribyl/uchetnaya_politika/chto_novogo_v_uchetnoj_politike/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector