В целях проведения налогового контроля все налогоплательщики — как физические, так и юридические лица — подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным налоговым законодательством.
Государственный налоговый учет налогоплательщиков в России осуществляется посредством:
- учета лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства;
- учета объектов налогообложения.
Ведение учета возлагается непосредственно на налоговые органы.
Формы налогового контроля
При этом необходимо учитывать, что налоговое законодательство предусматривает учет только налогоплательщиков (плательщиков налогов), но не плательщиков сборов.
Отличительными особенностями учета налогоплательщиков как формы налогового контроля являются:
- постоянность;
- непрерывность;
- всеобщность;
- императивность процедурного обеспечения.
Государственный учет налогоплательщиков — это пассивная форма налогового контроля.
В результате учета налогоплательщиков налоговый орган приобретает следующие категории сведений, которые в дальнейшем могут быть использованы при проведении иных форм налогового контроля:
- количество и виды налогоплательщиков на определенной территории;
- точное место нахождения налогоплательщиков, в том числе фактический и юридический адреса;
- иная финансово-учетная информация (например, номер расчетного счета в банке);
- виды деятельности, осуществляемой налогоплательщиками, и территориальные пределы ее осуществления;
- размер имущественных активов, находящихся у налогоплательщиков;
- характер связей с другими налоговыми субъектами (например, наличие филиалов и представительств);
- иные значимые для решения задач налогового контроля сведения.
Как только у налогоплательщика впервые возникает обязанность по уплате налогов, ему необходимо встать на учет в налоговом органе. Данное правило распространяется только на физических лиц. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговые органы сразу после государственной регистрации и получить индивидуальный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Налоговое законодательство допускает проведение учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.
Инициативная процедура постановки на учет налогоплательщиков представляет собой право налогового органа самостоятельно принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет в налоговых органах на основе данных и сведений о налогоплательщике. В настоящее время инициативная постановка на учет может быть произведена до подачи заявления налогоплательщиком.
Заявительная процедура постановки на учет налогоплательщиков предусматривает постановку налогоплательщика на учет только на основании его письменного заявления с просьбой поставить его на учет, направленного им в адрес налогового органа.
Основной целью мониторинга и оперативного налогового контроля служит получение информации о текущей хозяйственной деятельности налогоплательщиков, а также обеспечение контроля налоговых поступлений.
В настоящее время деятельность в сфере мониторинга и оперативного налогового контроля в России практически ограничивается контролем налоговых поступлений, осуществляемым налоговыми органами во взаимодействии с органами казначейства. Такой контроль может осуществляться как в пассивной, так и в активной форме.
Пассивный контроль — это наблюдения (мониторинг) за действиями налогоплательщика.
Активный контроль является оперативным налоговым контролем.
Налоговый мониторинг налоговых поступлений представляет собой учет налоговых поступлений в бюджет.
Оперативный налоговый контроль налоговых поступлений представляет собой контроль и анализ погашения налоговых обязательств. Основным методом оперативного налогового контроля служат налоговые обследования, которые могут проводиться в следующих целях:
- сбор сведений о доходах и других объектах налогообложения;
- изучение причин образования задолженности по налоговым обязательствам;
- анализ выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками, использующими налоговые льготы.
Источник: http://vuzirossii.ru/publ/9_3_uchet_nalogoplatelshhikov_monitoring_i_operativnyj_nalogovyj_kontrol/35-1-0-1773
Общие положения о налоговом мониторинге
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Общие положения о налоговом мониторинге
- Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.
- Содержание
- Налоговый мониторинг представляет собой относительно новую форму выражения налогового контроля и учета, направленную на установление наблюдения за соблюдением норм налогоплательщиками, которые устанавливаются положениями НК РФ.
- Непосредственным предметом контроля налогового мониторинга в России является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты установленных налогов и сборов, проверка базы доходов как юридических, так и физических лиц, проверка всех этапов процедуры уплаты предусмотренных сборов, защита бюджета государства и своевременное обнаружение нарушений действующих налоговых норм в организациях.
- Помимо этого, цель работы налогового мониторинга предусматривает и защиту законных интересов налогоплательщиков, особенно, если это новая служба и финансовый порядок учета, налогообложения, перехода на УСН еще совсем не налажен.
Данная форма контроля выражается в постоянном наблюдении и фиксировании определенных результатов, которые были выявлены в ходе той или иной проверки. Затем полученные результаты могут быть сравнены.
На основании данной операции составляется соответствующий график, который может показать важные процессы, выявить цикличность и обнаружить иные важные сведения.
Налоговый мониторинг является установленной юридической процедурой, следовательно, его результаты могут быть использованы для установления определенных санкций и штрафов за те или иные нарушения, которые были допущены налогоплательщиками.
Чтобы данные результаты оказались правомерными и действительными, налоговый мониторинг должен быть проведен с учетом всех требований и нормативов, которые были установлены положениями действующего НК РФ.
Проведение налогового мониторинга
Проведение налогового мониторинга является важной налоговой процедурой, которая может проводиться только при наличии законных на это оснований и только определенными лицами, имеющими соответствующие полномочия. При этом данная форма контроля и способы ее осуществления должны полностью соответствовать положениям, которые содержат нормы налогового законодательства России, а также соответствующий регламент.
Сама процедура проведения налогового мониторинга в России, как форма контроля, осуществляется на основании представления доступа налоговому органу к определенным сведениям, содержащимся в организациях. К этим сведениям можно отнести данные финансовой отчетности участников налоговых правоотношений, информацию базы доходов и расходов и т.д.
Особым примечанием выступает тот факт, что данный доступ должен быть представлен налоговому органу на постоянной основе, для последующего регулярного осуществления контроля в установленной форме. Налоговый мониторинг, как форма проверки участников налоговых правоотношений, обладает достаточно редкой особенностью – он носит длящийся характер.
В тоже время, важной особенностью, которую предусматривают действующие нормы законодательства России, является тот факт, что налоговый орган не вправе осуществлять дополнительные проверки, в том числе и выездные, в том случае, если в данный момент осуществляется налоговый мониторинг.
Условия проведения налогового мониторинга
Налоговый мониторинг может быть проведен при наличии определенных условий, которые устанавливаются положениями НК РФ и являются обязательными для сотрудников налоговых организаций.
Главным условием проведения налогового мониторинга выступает тот факт, что он проводится по письменному заявлению представителя организации, которая выражает свое желание на осуществление данной процедуры. Подать заявление могут организации, которые отвечают следующим условиям, которые устанавливает НК РФ:
- общая налоговая сумма базы доходов, которая включает в себя НДС, налог на прибыль и т.д., составляет не менее 300 миллионов рублей, за определенный отчетный период;
- объем базы доходов, по данным действующей бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – календарный год, в который было подано соответствующее заявление;
- общая сумма активов, в соответствии с данными бухгалтерской отчетности, составляет не менее 3 миллиардов рублей, за отчетный период – год, предшествующий году, в котором было подано заявление.
Заявление подается заинтересованным лицом в налоговый орган, по месту нахождения организации, либо иного юридического лица. Организации, которые были признаны крупнейшими налогоплательщиками, должны подавать заявление по месту данного учета в налоговых органах.
Заявление, как правовой документ, должно содержать все необходимые сведения: форма организации, ее регламент, количество законных участников, финансовый порядок учета и налогообложения, данные базы доходов, УСН и т.д.
Срок проведения и цели налогового мониторинга
Налоговый мониторинг участников правоотношений осуществляется в соответствии с целями, поставленными положениями налогового законодательства России и НК РФ. В основной список целей можно включить следующие:
- максимальное снижение рисков для участников, касаемо применения штрафных санкций со стороны государства, которые нередко бывают вызваны определенными нарушениями норм действующего законодательства России;
- осуществление определенного страхования от возможных убытков, которые могли бы повлечь непреднамеренные нарушения действующих норм налогового законодательства и НК РФ;
- более легкое и быстрое урегулирование возможных проблем, которые были найдены во время непосредственного осуществления мониторинга, например, неверного перехода на УСН;
Как видно из вышеперечисленных положений, налоговый мониторинг всегда преследует основную цель – обеспечение защиты законных интересов и прав налогоплательщиков.
Налоговый мониторинг проводится в определенный временной период – финансовый год, следующим за годом, когда балы осуществлена подача соответствующего заявления заинтересованной организацией.
Общие положения устанавливают, что налоговый мониторинг начинается 01 января года и продолжается до 01 октября следующего года.
Регламент учета и информационного взаимодействия
Регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает особый порядок представления налоговому органу требующихся документов, носящих финансовый характер. Данный документ представляет собой сведения базы доходов, данные УСН и налогового учета, финансовый отчет участников и т.д.
- Помимо этого, регламент учета и информационного взаимодействия устанавливает действующий порядок уплаты и учета страховых взносов, перечисления налогов, перехода на УСН.
- Регламент учета и информационного взаимодействия составляется и утверждается в соответствии с действующей формой, предусмотренной нормами налогового права.
- Несоблюдение установленной формы, также неполное указание требуемых сведений, либо представление ложной информации, приведут к тому, что существующий регламент учета и информационного взаимодействия будет признан недействительным и не сможет учитываться во время непосредственного проведения налогового мониторинга уполномоченными лицами.
- Данный финансовый документ должен содержать максимально подробные и точные сведения о схеме учета налогов конкретной организации, вне зависимости от того, применяет ли данная служба УСН или нет.
Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/obshhie-polozheniya-o-nalogovom-monitoringe.html
Формы и методы налогового контроля
Встатье исследуются формы и методы налогового контроля. Автор приходит к выводу о том, что форма налогового контроля представляет собой систему действий налоговых органов, направленных на решение единой задачи. Налоговый контроль осуществляется в двух формах: форме налогового учета и форме различных налоговых проверок.
Методы налогового контроля есть приемы и способы осуществления контрольно-надзорных действий налоговых органов, осуществляемых ими в рамках конкретной формы налогового контроля. Формы и методы налогового контроля представляют собой неразрывное единство.
Каждой форме налогового контроля присуще свое сочетание методов налогового контроля.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые органы, формы налогового контроля, методы налогового контроля, учет налогоплательщиков, налоговые проверки.
В течение длительного периода времени теоретической и практической разработкой форм и методов налогового контроля в основном занимались представители экономических наук. Бурное развитие налогового права обусловило интерес финансово-правовой мысли к вопросам организации и функционирования налогового контроля.
Сегодня неправильный выбор форм и методов налогового контроля может привести не только к снижению эффективности деятельности налоговых органов, но и к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов.
Поэтому от четкого законодательного закрепления форм и методов налогового контроля зависит реальная возможность обеспечения баланса интересов в налоговой сфере [1].
Впервые законодательное закрепление формы и методы налогового контроля получили в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 данного кодифицированного акта НК РФ устанавливает не только виды фискальных платежей, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности, но и формы и методы налогового контроля.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит открытый перечень форм осуществления налогового контроля. В роли таковых, в частности, выступают:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Несмотря на такой прогрессивный шаг, к сожалению, налоговая «Конституция» не содержит нормативного определения данных понятий. Поэтому до сих пор, как в теории, так и в практике налогового контроля нет четкости — имеют место терминологические расхождения, разные интерпретации.
Мы, опираясь на общефилософское учение о соотношении формы и сущности, исходим из того, что форма налогового контроля является внешним проявлением сущности налогового контроля. Соответственно форма налогового контроля представляет собой внешнее выражение организации и проведения контрольных действий, осуществляемых налоговыми органами в целях обеспечения режима законности в налоговой сфере.
Каждая форма налогового контроля представляет собой систему действий налоговых органов, направленных на решение единой задачи. Поэтому, на наш взгляд, налоговый контроль осуществляется в двух формах: форме налогового учета и форме различных проверок.
Постановке на учет в налоговых органах подлежат указанные в Налоговом кодексе Российской Федерации категории налогоплательщиков. Порядок постановки на налоговый учет определен Налоговым кодексом Российской Федерации, а также подзаконными актами .
Законодательно закреплено два порядка поставки на учет: самостоятельный и по инициативе налоговых органов.
Налогоплательщики обязаны самостоятельно встать на учет в случаях:
- создания обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (в течение одного месяца со дня создания необходимо представить в налоговый орган необходимые документы);
- перехода на уплату единого налога на вмененный доход (организации, индивидуальные предприниматели обязаны подать документы в течение пяти дней со дня начала применения упрощенной системы налогообложения в виде ЕНВД — статья 346.28 НК РФ);
- начала торговой деятельности (плательщики торгового сбора подают документы в течение пяти дней со дня начала деятельности, облагаемой торговым сбором).
- Налоговые органы самостоятельно ставят субъектов на налоговый учет в случаях:
- создания организации, изменения места ее нахождения, открытия филиала, представительства (постановка на учет проводится на основании сведений из ЕГРЮЛ; налоговые органы присваивают ИНН, КПП и выдают свидетельство о регистрации в качестве юридического лица одновременно со свидетельством о постановке на учет);
- регистрации права собственности на недвижимость (на основании данных, полученных от регистрирующих органов);
- регистрации транспорта в ГИБДД или органах Гостехнадзора (на основании данных, полученных от регистрирующих органов);
- если лицо относится к категории крупнейших налогоплательщиков.
Налогоплательщики — физические лица ставятся на налоговый учет по месту своего жительства, месту нахождения недвижимого имущества, месту регистрации транспортных средств.
Каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер. Он является единым на территории всей страны. Идентификационный номер представляет собой цифровой код, он указывается во всех документах, представляемых в налоговый орган. ИНН является номером учетного дела каждого налогоплательщика.
По общему правилу налоговые органы обязаны поставить лицо на учет в течение пяти дней со дня представления документов и в тот же срок выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Однако, ни один нормативный правовой акт не предусматривает ответственности налоговых органов за нарушения сроков постановки на учет в качестве налогоплательщика.
Сложность данной ситуации обусловлена тем, что многие субъекты, подающие документы, вряд ли рискнуть поставить вопрос об ответственности компетентного государственного органа на этапе своего создания.
В связи с этим предлагается создать автоматизированную систему учета подачи документов, позволяющую вышестоящим налоговым органам и каждому желающему в режиме реального времени отслеживать соблюдение налоговыми органами установленных сроков регистрации. В случае их нарушения вышестоящий налоговый орган обязан применять к виновным лицам меры дисциплинарной ответственности.
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет полномочия налоговых органов по проведению камеральных и выездных налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка представляет собой систему действий налоговых органов, выражающуюся в даче правовой оценки налоговых деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиком за налоговый (отчетный) период с целью обеспечения соблюдения им требований актов законодательства о налогах и сборах.
В системе налогового контроля камеральная проверка выполняет две основные функции:
- контрольную (камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля, позволяющая оценить налоговым органам правильность, достоверность и своевременность представления налоговых деклараций, налоговых расчетов и иных отчетных документов);
- информационную (камеральная налоговая проверка позволяет выявить круг налогоплательщиков, подлежащих привлечению к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой отчетности; а также рекомендуемых к проведению в отношении них выездной налоговой проверки).
Выездная налоговая проверка представляет собой систему контрольно-надзорных действий налоговых органов по изучению документов бухгалтерского и налогового учета, условий финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с целью оценки правомерности выполнения им возложенных на него налоговых обязанностей.
Как было отмечено ранее, Налоговый кодекс Российской Федерации нормативно закрепляет право налоговых органов проводить камеральные и выездные налоговые проверки. На наш взгляд, контрольные полномочия налоговых органов гораздо шире.
К новым видам налоговых проверок следует отнести проверки соответствия цен рыночным и налоговый мониторинг. Они отличаются от традиционных камеральных и выездных налоговых проверок по предметам, срокам, механизму осуществления.
- Налоговая проверка трансфертного ценообразования представляет собой систему действий налоговых органов, направленную на оценку правильности исчисления налоговой базы, своевременности и полноты уплаты налогов по контролируемым сделкам.
- Налоговый мониторинг — это налоговая проверка, строящаяся на основе добровольного перехода определенных категорий налогоплательщиков — организаций и возможности налоговых органов иметь доступ к данным бухгалтерского, налогового учета в режиме реального времени.
- Налоговый контроль трансфертного ценообразования и налоговый мониторинг нацелены на сокращение затрат на налоговое администрирование, развитие досудебного порядка разрешения налоговых споров, повышению уровня правовой культуры участников налоговых правоотношений.
Налоговый контроль осуществляется с помощью определенных методов. Методы налогового контроля представляют собой приемы и способы осуществления контрольно-надзорных действий налоговых органов, осуществляемых ими в рамках конкретной формы налогового контроля.
Методы налогового контроля весьма разнообразны.
По содержанию они могут быть разделены на общие (логический, статистический, математический) и специальные (проверка документов, осмотр территорий и помещений, инвентаризация) методы.
Первые фактически могут использоваться при осуществлении любого вида деятельности, вторые — только в рамках налогового контроля. Именно они и являются мероприятиями налогового контроля.
По времени осуществления мероприятия налогового контроля можно подразделить на основные и дополнительные.
Последние назначаются по результатам осуществления той или иной формы налогового контроля в случае недостаточности полученной налоговыми органами информации.
К дополнительным мероприятиям налогового контроля в соответствии с п.7 статьи 100.1 Налоговым кодексом Российской Федерации относятся:
- истребование документов;
- допрос свидетеля;
- проведение экспертизы.
Процессуальные нарушения порядка осуществления форм и методов налогового контроля могут стать основаниями отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Выводы: налоговый контроль представляет собой деятельность налоговых органов, осуществляемую в различных формах и с применением различных методов. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит легального определения понятий «форма налогового контроля», «метод налогового контроля», «мероприятия налогового контроля».
В целях усиления гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, уменьшения конфликтности налоговых правоотношений, обеспечения терминологической четкости предлагается законодательно закрепить определения понятий форма и метод налогового контроля.
Форма налогового контроля представляет собой внешнее выражение организации и проведения контрольных действий, осуществляемых налоговыми органами в целях обеспечения режима законности в налоговой сфере.
Каждая форма налогового контроля представляет собой систему действий налоговых органов, направленных на решение единой задачи. Поэтому, на наш взгляд, налоговый контроль осуществляется в двух формах: форме налогового учета и форме различных налоговых проверок.
Методы налогового контроля есть приемы и способы осуществления контрольно-надзорных действий налоговых органов, осуществляемых ими в рамках конкретной формы налогового контроля. Мероприятия налогового контроля являются разновидностью методов налогового контроля.
Формы и методы налогового контроля представляют собой неразрывное единство. Каждой форме налогового контроля присуще свое сочетание методов налогового контроля.
Дальнейшее развитие налогового законодательства должно быть нацелено на обеспечение баланса публичных и частных интересов в налоговой сфере.
Источник: https://moluch.ru/archive/115/30658/
Порядок проведения налогового контроля в РФ
Налогоплательщик декларирует свои доходы в налоговой декларации.
В целях налогового контроля налоговыми органами проводятся налоговые проверки, принимаются объяснения налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) (ФЗ от 09.07.1999 №154-ФЗ). Установлен перечень расходов, контролируемых налоговыми органами, и определен механизм налоговых проверок расходов налогоплательщиков.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики полежат постановке на учет в налоговых органах. Соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а так же месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
Кроме того, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а так же в собственности которой находятся подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Налоговые проверки
Налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика или проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. При этом повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа. По результатам выездной налоговой проверки должен быть составлен акт с указанием фактов налоговых правонарушений или отсутствием таковых, а также должны быть сделаны выводы и внесены предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений (гл. 13 ст. 88,89 НКРФ).
Оформление результатов выездной проверки, вынесения решения, подачи искового заявления о взыскании налоговой санкции, прохождения дел и исполнения решений о взыскании налоговых санкций в соответствии с гл. 14 НК РФ.
Условия налоговых правонарушений
Противоправное деяние может быть как действием, так и бездействием. За налоговые правонарушения несут ответственность организации и физические лица с 16 лет.
Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налогов и сборов, а так же пени за просрочку платежа. Аналогичным образов привлечение налогового агента к ответственности не освобождает его от перечисления причитающихся налогов сборов и пени в бюджет.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда.
Обязанность доказательства факта налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговый орган, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 106, 109-112 НК РФ).
Налоговые санкции
Налоговый кодекс существенно расширил перечень видов налоговых правонарушений по сравнению с ранее действующим законодательством, но ввел более мягкую форму ответственности за правонарушение. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов).
Мерой ответственности за совершение налоговых правонарушений являются налоговые санкции, устанавливаемые в виде денежных штрафов и предусмотренные гл. 16 НК РФ.
Виды налоговых правонарушений и размеры применяемых санкций:
- Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
- Уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
- Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
- Непредставление налоговой декларации;
- Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- Неуплата и неполная уплата сумм налогов;
- Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
- Несоблюдение порядка владения, использования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
- Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- Ответственность свидетеля;
- Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;
- Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
- Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
Источник: https://studbooks.net/1632796/finansy/poryadok_provedeniya_nalogovogo_kontrolya
Новая форма налогового контроля: налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – новая форма контроля, за своевременностью, полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов, страховых взносов и сборов.
Данный метод контроля позволяет налогоплательщику разрешать спорные вопросы с территориальными фискальными органами еще до подачи деклараций и отчетности.
Осуществляется данный вид контроля через доступ налоговых органов, в режиме реального времени, ко всем учетным документом компании с целью проверки своевременности и корректности отражения хозяйственной деятельности с точки зрения налогообложения.
Преимущества налогового мониторинга
Проведение налогового мониторинга позволяет предприятию снизить налоговые риски и избежать доначислений по налогам и сборам. Так при наличии сомнений в предстоящей сделке, компания, находящаяся под мониторингом, может запросить мотивированное мнение в территориальной инспекции, на основании которого принять оптимальное решение.
Так как налоговый мониторинг подразумевает режим реального времени, все спорные вопросы решаются оперативно и позволяют в дальнейшем избежать не только доначислений, но и выездных и внезапных проверок.
Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?
Налогоплательщик может стать объектом мониторинга при соблюдении ряда условий, предусмотренных в Налоговом кодексе статье 105.26 п 3. пп.1-3:
- Сумма налогов, уплачиваемых за год предприятием в бюджет, за предшествующий мониторингу период должна составлять не менее 300 млн. рублей. При этом учитываются не только НДС и налог на прибыль, но и акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр. То есть при определении возможности включения компании в программу мониторинга учитываются все выплаченные им за год налоги и сборы.
- Подать заявление в территориальный фискальный орган организация может в случае, если в прошедший год сумма дохода, согласно финансовой и бухгалтерской отчетности составляла от 3 млрд. рублей и выше.
- Стоимость активов компании, претендующей на проведение налогового мониторинга, за прошедший год должна быть не менее трех млрд. рублей, согласно финансовой отчетности.
Как мы видим, участвовать в программе мониторинга могут только крупные налогоплательщики.
Подготовка к налоговому мониторингу
Компания, которая решила перейти на такой способ взаимодействия с фискальными органами должна подать заявление в территориальную инспекцию, где она состоит на учете.
Если до этого компания не участвовала в программе мониторинга, то заявление должно быть подано не позднее июля, тогда организация будет включена в программу мониторинга с 1 января.
Если же организация хочет повторно воспользоваться таким способом взаимодействия с ФНС, заявление должно быть подано до 1 сентября. Вместе с заявлением подаются такие документы:
- Регламент, по которому будет проходить взаимодействие с территориальной ФНС.
- Информацию об учредителях – физических лицах, чья доля в компании составляет более 25%.
- Учетная налоговая ставка, по которой будет предприятие вести хозяйственную деятельность в предстоящем году.
- Регламент и документы внутреннего учета.
Период налогового мониторинга
Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:
- Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
- Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
- Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
- Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
- Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
- Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.
Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?
Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября.
И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован.
Так ФНС может отказать если:
- Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
- Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
- Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.
Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика.
Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период.
Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.
Порядок проведения налогового мониторинга
Проводится мониторинг в территориальной инспекции по месту регистрации компании.
Суть его заключается в том, что если уполномоченное лицо обнаружило противоречия в документах или представленной информации или если информация, находящаяся в распоряжении ФНС противоречит предоставленной налогоплательщиком, в адрес компании направляется требование предоставить дополнительную информацию, пояснения или внести исправления. Для этого налогоплательщику отводится срок в пять дней.
После изучения полученной от компании информации или при ее отсутствии, при обнаружении ошибок в исчислении сумм налогов и сборов или при несвоевременной внесении платежей, уполномоченное лицо направляет компании мотивированное мнение.
Согласно процедуре данного вида налогового контроля, инспектор имеет право истребовать у налогового агента любые документы или информацию, относящуюся к налогам и сборам, своевременности и корректности их исчисления и уплаты.
Предоставлены они должны быть в течение пяти дней.
Если по какой либо причине налогоплательщик не может в указанный срок предоставить пояснения или предоставить информацию и документы, он должен об этом известить налоговый орган, сообщив при этом причины отказа от предоставления запрашиваемой информации.
Пояснения предоставляются письменно в день, следующий за днем получения запроса от инспектора. Решение о продлении срока предоставления информации принимается руководителем или заместителем территориального органа.
Решение может быть как положительным, так и отрицательным.
Мониторинг предусматривает кроме того повторное истребование документов в оригинале, если до этого были переданы копии.
Мотивированное мнение налоговой инспекции
Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:
- По инициативе ФНС.
- По запросу компании.
В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.
Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу.
Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы.
При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.
Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:
- В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
- Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.
В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.
Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/novaya-forma-nalogovogo-kontrolya-nalogovyj-monitoring/
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля
Что такое налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.
Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.
В каких случаях проводят налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.
Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.
Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.
Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.
За какой период проводят налоговый мониторинг
Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.
При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.
Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.
Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Как подать заявление о налоговом мониторинге
Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
К заявлению о проведении мониторинга приложите:
- регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
- учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.
Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.
Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.
Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:
- либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:
- если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
- если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
- если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.
Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.
Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг
Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:
- нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
- в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
- дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.
О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.
Как инспекция проводит налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:
- деклараций (расчетов) по налогам;
- документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
- других документов, содержащихся в базе данных инспекции.
Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.
Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:
- выслать в инспекцию по почте;
- вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
- направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).
Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.
Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.
Как оформляют результаты налогового мониторинга
В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.
Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
Инициатива инспекции
Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.
Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом.
Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.
Инициатива организации
Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.
В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.
Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.
Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.
Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.
Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.
Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.
После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру
Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.
Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).
О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.
Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.
Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.
Плюсы налогового мониторинга
Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:
камеральные проверки, которые проводятся:
- если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
- если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.
Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.
выездные проверки, которые проводятся:
- вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.
Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.
Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_nalogovyj_monitoring/14-1-0-976